Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Дотолева Марина Евгеньевна

«Формирование функциональной грамотности младших школьников посредством развития креативного мышления»

скачать документ

Вернуться назад

Зеленополянская СОШ-филиал МБОУ «Троицкая СОШ №2»Тема: «Формирование функциональной грамотности младших школьников посредством развития креативного мышления»Дотолева М.Е.,учитель начальных классов Зелёная Поляна 22.03.2023 г.ВведениеДобрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления: «Формирование функциональной грамотности младших школьников посредством развития креативного мышления»Формирование функциональной грамотности у школьников — одна из основных задач ФГОС. Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В качестве основных содержательных составляющих функциональной грамотности выделены шесть: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.Понятие креативностиОдним из компонентов функциональной грамотности является креативное мышление, умение учащихся работать над любым заданием включая воображение. Вырабатывать новые идеи, добывать необходимую информацию, креативно подходить к воспроизведению идей в практические разработки. Находить индивидуальные, нестандартные пути решения поставленных задач для максимального эффективного выражения. Креативность — способность к умственным преобразованиям и творчеству.Параметры креативностиТак по каким проявлениям можно судить о наличии, либо отсутствии креативности? Широко распространено представление о том, что креативность проявляется как творческий прорыв, великое открытие или шедевр, которые неразрывно связаны как с глубоким знанием предмета, исполнительским мастерством, так и с одаренностью, выдающимися способностями или талантом. Это явление называют «большой креативностью»Вместе с тем креативность может проявляться и в ежедневных делах, таких, как, например, оформление подарка или фотоальбома или способность найти отличное решение сложной логистической проблемы, встроиться в сложный график и т.п. Это называют малой креативностью. Параметры креативности:способность к обнаружению и постановке проблем;способность к генерированию большого количества проблем;семантическая спонтанная гибкость — способность к продуцированию разнообразных идей;оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения;способность усовершенствовать объект, добавляя детали и способность увидеть в объекте новые признаки, найти им новое использование.Успешность их решения должна зависеть больше от организации мыслительных процессов, нежели от глубины знания того или иного предмета. Описываемое направление нацелено не на выявление одаренных и талантливых детей, а скорее на определение тех границ, в которых учащиеся способны мыслить креативно, а также на выявление того, как эта способность соотносится с особенностями образовательного процесса.Приемы и методы развития креативности. Для того чтобы школьника научить креативно мыслить не обязательно отводить какое – то специальное время. Достаточно внести необходимые задания в материалы учебных дисциплин. Задания для повышения качества креативного мышления можно разделить на несколько видов:Визуальное самовыражение. Ответ учащегося на поставленную задачу путем иллюстрации, плаката. Письменное и вербальное самовыражение. Ответ на вопрос производится путем высказывания собственного мнения. Написание текстов высказывания. Решение естественнонаучных проблем. Ответом на эти задачи является постановка экспериментов, изобретение предметов прикладной и практической ценности. Задания по решению социальных проблем. Решением этих задач выступают проекты по социальной эмпатии, социальному поведению, проекты, направленные на решения различных социальных межличностных отношений.Как учить креативному мышлению?Читать, разговаривать и придумывать (рассказ по картинке)Играть. Игра – самый эффективный способ развития креативного мышления у детей.Клеить, красить, рисовать, вырезать, лепить. Решать головоломки и ребусы. Развитию креативного мышления способствует и решение головоломок, ребусов, занимательных задач. Подбирать ассоциации. Ассоциативность — или способность видеть связь между совершенно разными предметами и явлениями — придает мышлению ребенка гибкость, оригинальность и продуктивность, позволяет быстро найти нужную информации.Для учащихся начальных классов написание сочинений является одним из самых сложных видов деятельности. Это обусловлено психологией детей младшего школьного возраста, тем, что у младших школьников небольшой словарный запас; они еще не владеют в совершенстве всеми навыками письменной речи. Еще одна причина скрывается в монотонности, однообразии вида деятельности.Для развития креативного мышления при написании сочинения по картине можно использовать технологию «Вхождение в картину». Работа с картиной в начальной школе – одно из эффективных средств развития эмоциональной культуры младшего школьника. Знакомство с полотнами известных художников обогащает знания детей об окружающей действительности, развивает мышление, воображение, эстетический вкус, внимание, наблюдательность. Особенности подхода при работе с картиной заключаются в следующем:1. Вовлечение детей в совместную деятельность через включение в самостоятельное познание окружающего мира. 2. Формирование пространственных и временных представлений . 3. Развитие психических процессов: мышление, внимание, память, речь; формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.Система заданий для «вхождения в картину: Рассмотрение репродукции без предварительной установки учителем (можно под музыкальное сопровождение) Например: рассмотрение картины Аркадия Рылова «Зелёный шум» может сопровождаться прослушиванием «Лесной сказки» и музыкой П.И.Чайковского «Времена года».• Мысленное воспроизведение рассматриваемой картины (Закройте глаза и попробуйте представить картину, которую мы рассматривали)• Определение звуков картины (Какие звуки можно услышать при рассмотрении картины?)• «Вхождение в картину» (Чтобы вам захотелось сделать, совершить, если бы вы попали в эту картину?)• Определение жанра картины (пейзаж, натюрморт, портрет)• Определение темы картины (Что вы видите?)Одним из методов развития креативного мышления является создание интеллект - карты. Интеллект-карта – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, инструмент развития памяти и креативного мышления. Представляет собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени.Отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, а также помогает сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее. Создание интеллект - карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.Как это делается?Как сказано выше, «Интеллект - карты» – удобный способ структурирования информации, где главная тема находиться в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы. В самом начале использования вам нужно определиться с темой – словом или небольшим определением, которое будет задавать направление всем вытекающим данным.«Вытекающим» сказано не просто так: вам нужно задавать различные течения последующей информации, рисуя новые и новые ветви.Несколько деталей, на которые следует обратить внимание:1.Яркие цветаПсихология человека устроена таким образом, что сначала мы воспринимаем цвета, линии, общую структуру, а потом уже вдаемся в символы: буквы, составляющие текст. Поэтому полезно выделять выдающиеся моменты яркими ручками, маркерами, карандашами и др.2.Особенные стилиОсновываясь на том же принципе психологии, будет неплохо, если при использовании карты каждая ветвь будет оформлена в каком-то особенном, отличном от других ветвей стиле. В этом случае будет меньше шансов спутать информацию.3.Система обозначенийРекомендую заранее придумать и ввести в использование свою собственную систему символов: для экономии времени.4.Иллюстрации и изображения Не ограничивайтесь одним только текстом. Дополнительные визуальные материалы сделают информацию еще более простой для восприятия.5.Дополнительные заметкиВесь эффект может быть потерян, если вы начнете перебарщивать с текстом. Для углубления материала можно использовать сноски на специальные небольшие бумажки-закладки, где упомянутая тема будет пояснена чуть более подробно, чем это позволяет карта.Учащиеся могут, как сами составлять интеллект - карту, так и с помощью учителя. Учителю лучше заранее самому составить свою интеллект - карту, чтобы не забыть те или иные важные моменты при изучении темы. Карту можно составить как в ручную, так и с помощью компьютерных программ, которых большое количество и среди них вы можете найти бесплатную версию.Метод интеллект - карт можно использовать на разных типах и формах урока:∙ изучение нового материала;∙закрепление материала;∙ обобщение материала;∙ написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы;∙ подготовка проекта, презентации;∙ аннотирование;∙конспектирование.Данный метод дает возможность учителю:∙ повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся;∙ развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности;∙ активизировать деятельность;∙ выявлять причины когнитивных затруднений;∙ корректировать знания учащихся.В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект- карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить. Практическое задание: Составить интеллект-карту по афише.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X