Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Галина Михайловна Ежова

Принципы работы с детьми дошкольного возраста в ДМШ

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования “Детская музыкальная школа №1 имени А. А. Келаревой”Доклад на тему “ Принципы работы с детьми дошкольного возраста в ДМШ “Составитель: преподаватель фортепианного отдела МБУДО “ ДМШ №1” Ежова Галина Михайловна.Тот кто хочет приобщить к музыке ребёнка в возрасте от 4 до 7 лет должен быть большим знатоком детской психологии. Управление музыкальным развитием дошкольников отличается от воспитания детей школьного возраста. Знания в области психологии могут обусловить продуманное целенаправленное применение методов, соответствующих этому возрасту, однако немалое значение имеет дар интуиции в общении с детьми.Дошкольный возраст отличается многими специфическими характерными чертами:1. Дети этого возраста не способны надолго сосредоточиться на какой-либо одной проблеме, поэтому содержание урока должно быть разнообразно и красочно, чтобы интерес у ребенка не ослабел.2. Огромные восприимчивость к чувствительным впечатлениям окружающего мира. Учитель не должен откладывать ответы на возникающие у детей вопросы на другое время. Любознательность должна быть немедленно удовлетворена.3. Ребенок легко воспринимает новое, но также быстро забывает выученные на уроки. Необходимо постоянно возвращаться к пройденному заданию, даже если учащийся хорошо его усвоил.4. У дошкольников иной темп мышления. Ребенок думает медленно. отсюда всякая спешка приведет к отрицательным результатам, внесет в урок беспокойства, страх. Новые впечатления, задание требует времени, чтобы вжиться в детской памяти.5. Мышление у дошкольников в конкретных образах. Детям надо сначала показывать тот или иной предмет или указывать на явление, а затем вводить словесное обозначение или соответствующий знак.Необходимо знать цели, которые мы ставим перед собой, приступая к обучению дошкольника. Цели должны быть согласованы со стремлениями самого ребенка. В этом возрасте ребенок хочет играть, воспроизводить музыку. Не испытывает потребности в напряженных занятиях с тщательной отработкой деталей. Игру на фортепиано представляет себе как новое развлечение. Задача преподавателя - направить это развлечение, сделать его средством достижения цели. Предметом используемым в этом “развлечении” должны быть звуки, а целью - освоение особого языка, т.е. музыки. Наиболее подходящий материал- это детские песенки, сказки, стихи, картинки, знакомые явления из жизни или природы (голоса животных, колокольный звон). Для детей средней одаренности самой доступной опорой музыкальных высказываний является словесный текст. Урок обычно начинается с какой-либо песенки. Ребенок разучивает её на слух, далее с помощью учителя старается сыграть на фортепиано одним пальцем. При этом, направляемый вопросами учителя, он должен сам прийти к выводу что когда песня звучит тоньше надо двигаться по клавиатуре вправо, а когда толще- влево. С первых уроков мы не должны требовать, чтобы ребенок совершал правильные движения руками и пальцами. Необходимо в нескольких словах рассказать о чувствительности фортепиано (не любит, когда с ним грубо обращаются, что на жестокий удар отвечает острым пронзительным звуком). Надо научить ребенка чтобы он следил за гибкостью руки и после нажатия клавиши прислушивался к звучанию струны. У детей, которые с первых звуков приучены следить слухом за качеством звука, не возникает трудностей с движением аппарата. Это обусловлено тем, ребенок не усвоил еще плохих привычек и что концентрация на качестве звука не ведет к мышечному напряжению. Необходимо помнить если мы хотим сохранить интерес учащегося на протяжении урока, то должны разнообразить его содержание. Пригодны разные слуховые и ритмические упражнения, носящие специфические развлекательный характер. Различные загадки: тонкие звуки - толстые звуки; один или 2 звука; более сильные - более слабые; настроения (колыбельная, гроза, игра в мяч и т д); звуки, которые держатся за руки или подпрыгивают (legato - staccato); игра в жмурки (отгадай звук). Каждый учитель должен иметь большой запас подобных упражнений. Умело их используя, можно в течение одного урока неоднократно возвращаться к проблеме высоты и качества звука. Необходимо сначала ознакомить ребенка с предметом или явлением и только потом ввести сложные обозначения. Этим принципом можно руководствоваться при всех видах работы с дошкольниками. Пример ритмических упражнений. Цель этих упражнений познакомить с ритмом и длительностями. Мы должны обратить внимание ребёнка на существование коротких и долгих звуков в песенке. Преподаватель играет песенку, ребенок хлопает в ладоши и должен сам определить, где остановки. С этой целью можно научить ребенка отбивать такт. Учитель играет разные ритмы, ребенок отбивает такт и определяет какие звуки длятся в продолжении 2 ударов, а какие- короче. А можно маршировать. Параллельно с подбиранием песенок, слуховых и ритмических упражнений вводится новое задание: название отдельных клавиш, позднее- ноты. Учитывая характер ребенка, мы можем обозначить клавиши детскими названиями, либо слогами. Ребенок при этом замечает, что клавиши повторяются. Возникает вопрос, как отличать друг от друга эти сходные клавиши и соответствующие им звуки. Можно сравнить октавы с улицами с различными названиями. Когда ребенок усвоит этот вариант, он сумеет при отгадывании указать точный адрес звука. Подобный метод работы на уроке дает возможность одновременного применения игрового элемента при постоянном расширении навыков, восприимчивости, знаний учащегося. Детей в возрасте от 4 до 7 лет не следует вести вперед слишком быстро. Задания повторяются в течение нескольких недель. Особенно важно приспособить свою терминологию к уровню ребенка. С одарёнными детьми можно транспонировать песенки. Черные клавиши - это знакомство со знаками альтерации. Одним из элементов работы является формирование моторной деятельности. Ученик уже научился играть non legato, воспроизводя услышанные звуки. Постепенный переход от легких песенок одним пальцем к трудным, когда играют все пальцы. Необходимо регулярные двигательные упражнения. Ребенок начинает играть по нотам. В соответствии с навыками и дарованием ребенка постепенно изменяется структура урока. С серьезными учащимися- более углубленная работа, с менее продвинутыми- разнообразие, смена заданий. Это не потеря времени, другой метод полностью пригодный для обучения. Кто знаком с психикой ребенка, тут знает какой огромный интерес возбуждает в нем все новое. На первый взгляд, трудно вносить в каждый урок новое. Но поскольку ребёнок довольствуется малым, то это возможно. Если ребёнок с нетерпением ждёт следующего урока, это свидетельствует о хорошем проведении занятий. В основу гармоничного развития ребенка, обучающегося игре на фортепиано, должна быть положена такая система музыкального материала, которая давала бы возможность как для развитие музыкального слуха, так и для двигательно-технического воспитания дошкольника. Два этапа начального обучения.1. Подбирание на инструменте мелодии. Воспитывается элементарная слуховая ориентация в мелодии. Прививаются элементарные технические и аппликатурные навыки. К концу первого этапа учащий знакомиться с клавиатурой, ориентируется в высотном расположении, запоминает названия клавиш. Ритм мелодии учащие усваивает на слух. При слабой слуховой ориентации рекомендуется подбирание “с рук”. Важно чтобы ребенок, подбирая мелодию, подпевал на слоги. На первом этапе происходит формирование первых пианистических навыков. В основу чередования движений рук положено логика мотивного членения и ритмической пульсации мелодии. важно постепенно включать в игру все большее количество пальцев. Начинается игра с 3 пальца, затем постепенно используем 2 и 4 пальцы. Эти приемы аппликатуры помогают формированию свободных пластичных движений рук и кисти, одновременно способствуя развитию начальных навыков игры пальцевым легато. Особенно важно, что движения рук, подчинённые ритмической пульсации маленьких пьес естественно соединяют развитие двигательной техники с развитием внутреннего слуха. С методической точки зрения важно то, что предлагаемая последовательность и едва заметное для учащегося усложнение фактуры песен помогает закреплению технических навыков без специальной работы над пианистическими трудностями. Проработав на протяжении 1-2 месяцев материала 1 этапа, ученик достаточно подготовлен к главной задаче 2 этапа- начальной игре по нотам.2 этап органический сливается с первым. В пианистическом отношении в нем сохраняются те же аппликатуре и двигательные приемы на новом материале. Благодаря этому новая задача- игра по нотам- значительно облегчена как в слуховом, так и в зрительном отношениях. Начальные навыки игры по нотам формируется по принципу: вижу- слышу- играю. Необходимо развивать способность чтения нот с листа с самого раннего обучения. Прежде всего учащийся должен овладеть связями между отдельными звеньями комплекса “вижу- слышу- играю”. Например: слышу- вижу, т.е. знакомый на слух мелодии показываются учащимся в нотной записи, затем в обратном порядке “вижу- слышу” и т. д.Практические приемы для развития навыка чтения нот. 1. записать нотами знакомые короткие попевки, мелодии. Приучаем учащегося к зрительному представлению высотного движения мелодии.2. прочитать ноты, затем играть мелодию, постепенно узнавая.Чтение нотной записи знакомых, а позднее и незнакомых мелодии нужно заниматься систематически. Для развития способности игры с листа необходимо наряду с усвоением комплекса зрительного чтения нот одновременно развивать ориентировку в аппликатуре. Основные приемы аппликатуры одинаковы на первых 2 этапах. благодаря этому связь между зрительным восприятием и соответствующий аппликатурой закрепляется при чтении нотного текста сама по себе. Ритм, как говорилось, усваивается слухом. Песни обоих этапов характеризуются равномерностью ритмического движения, Чередованием простых длительностей (четверти и половинные). Далее музыкальный материал становится более сложным. Усложняется игра двумя руками, появляются элементы гармонии и полифонии, новые ритмы, технические элементы, приемы аппликатуры.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X