Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Швец Людмила Николаевна

Изучение полифонических произведений в классе общего фортепиано

скачать документ

Вернуться назад

«Изучение полифонических произведений в классе общего фортепиано»Изучение полифонической музыки занимает особое место в репертуаре учащихся в классе общего фортепиано и представляет собой некоторую сложность. Обусловлено это тем, что учащиеся отделения народных инструментом, для которых основным инструментом является домра или балалайка, не имеют опыта исполнения многоголосной музыки. Поэтому перед педагогом общего фортепиано стоит задача воспитания полифонического мышления учащихся. Педагог должен продуманно подбирать музыкальный материал, постепенно возрастающий по сложности и неуклонно учить пользоваться простыми и рациональными способами работы над полифонией. Знакомство ученика с полифонией лучше всего начинать с  песен. С их помощью можно вызвать интерес, эмоциональную реакцию, поговорить об образе. Учитель, исполнив произведение, рассказывает о  выразительных средствах, с помощью которых  передается характер пьесы. Выразительное исполнение  простых одноголосных песен в дальнейшем помогает  услышать сочетание двух голосов в  полифонических пьесах.После работы над одноголосными мелодиями юные музыканты приступают к изучению двухголосия в простейшей форме- это пьесы с элементами полифонии и , наконец полифонические произведения И.С.Баха (менуэты, прелюдии).Ученик должен научиться слышать и проводить 2 голоса, а также сочетать различные движения обеих рук.Уже на простейших примерах следует ознакомить ученика с необходимыми приемами работы над полифонией:Ученик играет один голос, педагог – другой;Один голос поется, другой – играется (педагог-ученик). По мере освоения этого навыка ученик сможет сам это выполнять.Полифонию, доступную в первые годы обучения, можно разделить на 2 группы:-народно-песенная музыка подголосочного склада, где второй голос не является самостоятельным, а поддерживает и обогащает основную мелодию;-пьесы с двумя контрастирующими голосами, где основную по выразительности мелодию ведет верхний голос, которому противостоит самостоятельный, но менее значимый второй голос;Для примера рассмотрим обработку для фортепиано А. Флярковского р.н.п. «Родина». Прекрасная мелодия, широкая и привольная, исполняется на одном дыхании. Нижний голос, вступающий во второй фразе, должен исполняться мягко, как бы поддерживая основную мелодию. По мере развития нижний голос ритмически оживляется и становится более выразительным и самостоятельным. Значительное место в репертуаре начинающих музыкантов занимают произведения старинных композиторов, написанные в стиле контрастной полифонии. При исполнении этих пьес необходимо позаботиться о различной окраске двух голосов. Почти всегда основную мелодию, разнообразную по интонации, штрихам ведет верхний голос, нижний же проводит линию баса более ровную и однообразную, лишь иногда включающую элементы имитации. Пьесы такого рода часто исполняются разными штрихами в двух голосах. Г. Перселл Ария.Верхний голос исполняется на легато, выразительно, протяжно, он изложен короткими мотивами. В основе мелодии лежит вокальное начало. Можно придумать слова и спеть мелодию. Человеческий голос является самым выразительным средством передачи художественного образа. Поэтому, работая над мелодией верхнего голоса, надо отталкиваться от ее вокального начала. Хорошо, если педагог споет мелодию со словами, а еще лучше, если и ученик тоже попробует петь вместе с педагогом. Мелодия связана с естественными законами дыхания человеческого голоса. Это поможет разобраться во фразировке, в дыханиях руки и будет способствовать выразительности исполнения.Нижний голос звучит на нон легато, как бы в отдалении идет ровное движение четвертей, по тембру он должен контрастировать с верхним голосом.Встречаются обороты натурального и гармонического лада, повышенная 6 ступень-все это обогащает пьесу своеобразными красками. В концах фраз присутствуют характерные для менуэтов реверансы.Оба голоса развиваются динамически одинаково, логически приходя к кульминации музыкального развития пьесы. Полезно поработать следующим образом: петь верхний голос, а нижний играть левой рукой (ученику проще будет это сделать совместно с педагогом, меняясь ролями). Необходимо добиваться большого мелодического дыхания в обоих голосах. Для этого можно поучить партию левой руки на легато.Изучение таких произведений -это новая ступень в развитии у учащихся полифонического мышления и умения слышать и выразительно исполнять оба голоса. Когда произведение выучено, надо периодически возвращаться к интонированию каждого голоса отдельно, чтобы не исчезла рельефность голосов. Большое место в репертуаре учащихся занимают менуэты И.С.Баха и В.А.Моцарта. Эти старинные танцы богаты разнообразием штрихов, орнаментики, ритмических фигураций. «Менуэт» (от menu — маленький, мелкий) — старинный придворный французский танец. Грациозный, галантный с характерными движениями, церемонными поклонами, изящными шагами, лёгким скольжением. Это следующая ступень освоения полифонических навыков, которая представляет собой определенную сложность, связанную :- с различным характером звучания голосов;-с разной фразировкой каждого голоса;-с несовпадением штрихов;-с различным ритмическим рисунком голосов;-с несовпадением кульминаций в обоих голосах.Основная задача педагога- помочь ученику понять и услышать самостоятельность каждого голоса, его тембральную окраску (например, звучание скрипки и виолончели или женский и мужской голос). Хорошо, если есть возможность вживую услышать в исполнении струнных инструментов мелодию каждого голоса.Изучение любого менуэта лучше начинать с осмысливания «жизни» каждого голоса. Разбираем каждую руку отдельно, выясняем все особенности исполнения. Играем с учеником вдвоем. Одновременное звучание двух голосов дает возможность ученику услышать и воспринять пьесу целиком.Для этих произведений характерна контрастная полифония (менуэты, полонезы и т.д.). Здесь соединяются самостоятельно мелодические голоса, различные по ритмическому рисунку, причем один выполняет роль главного голоса, другой менее индивидуален по своему мелодическому рисунку. Все мы знаем, что Бах писал только ноты и ритм, остальное – оттенки, штрихи – все это ставит редактор.И.С.Бах Менуэт ре минорДвухчастный по форме, менуэт больше напоминает песню, чем танец. Характер исполнения мягкий, плавный, певучий. Разбирая полифоническое произведение, необходимо объяснить ученику, что  полифония  означает многоголосие, при котором все голоса музыкальной ткани абсолютно равноправны, каждый из них ведет одинаково важную мелодию, нет главных и подчиненных голосов. В каждом голосе чередуются различные приемы звукоизвлечения.1 часть. Рассмотрим каждый голос. Первый голос – высокий, похож на женский, а второй – низкий, похож на мужской.  Или представим, что два голоса исполняют  разные инструменты: певучее, выразительное звучание верхнего голоса напоминает пение скрипки, а регистр и тембр басового голоса приближается к звучанию виолончели. Верхний  голос состоит из двух предложений, каждое предложение распадается на две фразы. Интонационная направленность фраз  различна:  первая фраза  звучит более значительно и настойчиво, а вторая – имеет более спокойный, как бы ответный смысл.Вопросно-ответные фразы можно поучить с учеником, сидя за двумя инструментами. Затем роли можно поменять: ученик будет «задавать» вопросы, а учитель – «отвечать».Для усиления контраста между голосами можно  перенести верхний голос на октаву выше. Можно поиграть нижний голос на октаву ниже. Второе предложение верхнего голоса - (следующие 4 такта) развивается более активно, поднимаясь вверх к кульминации и переходит в «менуэтный» реверанс в Фа мажоре.Важно обратить внимание на штрихи: короткие лиги, объединяющие по 2 ноты - это изящные, плавные и легкие приседания в танце. Необходимо добиться выразительности исполнения этих лиг (небольшое подчеркивание первого звука и мягкое снятие второго). Мелодия движется к кульминации («фа»). Нужно «опереться» на первую 16-тую ноту «ре» и распевая 16-тые выйти на кульминацию.Нижний голос состоит из двух предложений. Ноты, не объединенные лигой, следует исполнять нон легато - глубоким, певучим звуком.2 часть. Изменился  характер и мелодическое движение. Вторая часть динамически напряженная, волевая: широкие интервалы в мелодии, характерный ритм на первой доле (две шестнадцатые и восьмая), энергичный гаммообразный  подъем к кульминации всей пьесы – к ее самому высокому звуку – си бемоль второй октавы. Большие скачки в мелодии верхнего голоса не должны препятствовать естественному течению мелодии. Важно услышать непрерывное движение в мелодии, используя объединяющее движение в руке таким образом, как будто мы стремимся сыграть эти ноты связно.В Менуэте  встречаются элементы имитации: 1 и 8, 12 и 13 такты. Фиксируя на этом внимание ученика, мы постепенно приучим его  одновременно слышать движение нескольких голосов. Педагог должен научить ученика понимать, что самостоятельность голосов, как обязательное требование к исполнению полифонического произведения заключается :- в различии в тембре, характерном для каждого голоса. - в различной фразировке. В тактах 1-4 верхний голос содержит две фразы, а нижний состоит из одного предложения.- в несовпадении штрихов: legato в верхнем голосе, non legato в нижнем.- в разном  ритмическом рисунке голосов.После того, как ученик соединил пьесу двумя руками, тщательная работа над каждым голосом должна повторяться регулярно. Основной  задачей  продолжает оставаться работа над извлечением певучего звука и  интонационной выразительностью. Для успешного овладения полифонией И.С. Баха большое значение имеет медленный темп, направленный на освоение всех деталей произведения, а так же на приобретение навыков владения полифонической фактурой.Приобщение ребенка к миру баховской музыки – это особая задача педагога.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X