Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Зубкова Т.В.

Использование художественной литературы в процессе наблюдений

скачать документ

Вернуться назад

Зубкова Т.В., Егорова С.В., воспитатели МБДОУ № 136 «Полянка», г. УльяновскИспользование художественной литературы в процессе наблюдений Использование словесно-художественного материала (загадок, стихов, пословиц, поговорок, примет и т.д.) во время наблюдения за птицами помогает воспитателю обогащать знаниями детей дошкольного возраста, учит глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на вопросы. Загадки, стихи и т.д. радуют и привлекают детей поэтическими образами, удивляют неожиданными сравнениями. Точный выбор слова, меткие художественные средства делают их произведениями, доставляющие эстетическое наслаждение. Этим требованиям в полной мере отвечают произведения Н.Сладкова, Г.Снегирева, В. Бианки, Б.Павлова, Г.Скребицкого и других известных детских писателей – природоведов. Словесно - художественный материал при умелом использовании воспитателем в наблюдении за птицами поможет научить детей видеть красоту птиц, замечать прекрасное в привычном; потому что, например, в загадках есть тенденция заменять простое более красивым, возвышенным, ярким. Например: «Посередь деревьев кузнецы куют» (дятел). Стихами и загадками можно начинать и заканчивать наблюдение. Пословицы, поговорки, а также приговорки - подражания, приметы уместно использовать походу наблюдения. Они вносят определённую «живинку», заставляют по-новому взглянуть на те или иные особенности, увидеть необычное, интересное в привычном. «Зимний денёк - воробьиный скок». Ворона: «Харч, харч!», дятел: «Тук! Тук! Слышен стук. Фырр-фырр, восемь дыр. Синичка: «Синь-синь-синь…Рван кафтанчик скинь, новенький одень..!» и т.п. [2]. Художественная литература помогает конкретизировать представления детей о характерных особенностях птиц, их образе жизни и т.д. Активизирует впечатления детей, заставляет думать, чувствовать, сопереживать. Стихи о природе, и о птицах в частности, глубоко воздействует на чувства дошкольников. Знакомясь с содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют воображаемой ситуации, испытывают волнение, удивление, радость. Это помогает детям понять, что о птицах нужно заботиться, им нужна их помощь. Это такие стихи, как «Покормите птиц зимой», «Снегири» А. Прокофьева, «Прилетайте под окно» Г. Бойко, «Воробей» Е. Авдеенко и др. стихи помогают воспитать эстетическое представление: любовь и бережное отношение к птицам. Во время наблюдения за птицами можно предлагать загадки, помогающие конкретизировать внимание детей на определённом образе: «Чёрный, проворный, кричит «крак - крак!», червякам - враг» (грач). Затем воспитатель показывает «живую отгадку», даёт детям возможность внимательно рассмотреть её, и смысл загадки становится предельно ясным. Использование стихов и загадок во время наблюдения за птицами помогает детям лучше рассмотреть их, сравнить по величине, окраске, повадкам, различить по издаваемым ими звукам [3,4]. Художественная литература помогает воспитать у детей способность понимать красоту природы, вызывает у них много радости и удовольствия. Её уместное использование делает наблюдение более содержательным, интересным для детей, обогащает их знаниями, помогает формировать гуманное отношение к птицам. Литература1. Белавина И. Планета - наш дом. Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников. [Текст]/ И. Белавина, Н. Найденская.- М: Лайда.- 1995.-123 с.2. Зубкова Т.В., Смыслова О.Е., Мушарапова Р.А. и др. Край родной, навек любимый. Сборник избранных методических материалов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем. [Текст]/ Т.В. Зубкова, О.Е. Смыслова, Мушарапова Р.А..- Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения».- 2009.-92 с.3. Кокуева, Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: метод. пособие. [Текст]/ Л.В.Кокуева. – М.: Аркти. - 2005. -246 с. – (Развитие и воспитание). – 157 с.4. Селезнёва, И. Помогите птицам. [Текст] /И.Селезнёва, И.Будник. //Дошкольное воспитание. – 2010. - № 2. С.17-20

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X