Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Торопова Юлия Александровна

"Ансамбль в классе домра"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Нижнекуранахская детская школа искусств» МР «Алданский район» Республика Саха(Якутия)п. Н-Куранах, ул.Школьная 19 тел. 8-411-45-62-7-46 Утверждаю:ДиректорМБУ ДО «НКДШИ»МО «Алданский район»Лунева Д.Н.МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА« Ансамбль в классе домра»Работу выполнила:Торопова Ю.А. преподаватель по классу домра2022г.Ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. Писали как для домашнего музицирования, так и для концертных выступлений.Как известно, цель музыкального образования-сделать музыку достоянием не только одарённых, но и всех детей.Многие учащиеся за все годы обучения в школе по причине недостатка игровых навыков, необходимых данных или работоспособности не имеют возможности выступать как солисты в школьных концертах. Игра же в ансамблях делает учащихся разной продвинутости равноправными исполнителями и независимо от степени трудности партий даёт возможность выступления на концертах, стимулируя, тем самым учебный процесс, способствуя успехам в занятиях.Занятия в ансамбле позволяют раскрыть музыкальные способности детей: чувство метроритма, музыкально-слуховые представления, эмоционально- образную сферу, дают возможность закреплять приемы игры на инструменте.Ну и самое главное – это начальные навыки игры в ансамбле: дети учатся слышать не только себя, свою партию, но и партию своего соседа, партнера и вообще в целом всего коллектива. Обучение ставит своей целью всестороннее развитие личности учащегося, развитию эмоционального и глубокого восприятия не только классической, народной, но и популярной музыки. Исходя из намеченной цели, формируется ряд задач:Развивающие:Развитие творческих способностей;Развитие музыкальных способностей и творческих качеств учащихся;Развитие памяти, усидчивости, внимания, воображения, воли, терпения;Формирование художественного вкуса ребенка, расширение музыкального кругозора;Обучающие:Умение осознанно применять навыки профессионального звукоизвлечению для создания музыкального образа в зависимости от его эмоционально-нравственного содержания;Навыки исполнения произведений, среди которых могут быть народные песни, сочинения композиторов – классиков, произведения современных композиторов;Бегло читать ноты с листа;Слушать и понимать музыку, слышать тему, подголоски, сопровождение;Аккомпанировать солистам;Рассказывать об исполняемом произведении.Воспитывающие:Воспитание культуры личности;Воспитание активного слушателя и любителя музыки;Нравственное и эстетическое воспитание учащихся.Игра в ансамбле служит не для работы над техническими трудностями, для этого есть этюды, гаммы, упражнения на разные виды техники, а для преодоления исполнителем присущих ему недостатков, а именно: неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм. Игра в ансамбле помогает сделать исполнение более уверенным, ярким и многообразным.Обмен опытом, знаниями, навыками и умениями намного обогащает ансамблистов. Менее продвинутые учащиеся неизбежно равняются по более сильному исполнителю, что побуждает к домашним занятиям, с целью преодоления недостатков в исполнении. Игра в ансамбле чрезвычайно дисциплинирует его участников в ритмическом отношении, активно совершенствует их метроритмические навыки, методический, полифонический, ладогармонический и тембровый слух. Кроме того, игра в ансамбле развивает в каждом из исполнителей чувство уверенности в своих силах, позволяет укрепить творческие позиции.Если исполнитель-солист, работая над новым произведением, долгое время остается единственным слушателем и ценителем игры, то ансамблист не только чувствует постоянную помощь со стороны участников ансамбля, но и осознает, что его игра может быть раскритикована, опровергнута. Так как это касается в равной степени всех участников ансамбля, то критика со стороны учителя воспринимается ребенком более адекватно. Бывают случаи, когда учащийся, не достигший высоких результатов в индивидуальном исполнительстве, чувствуя себя успешным среди участников ансамбля, исполняя, например, альтовую или басовую партию, то есть технически несложную. Его успешность в такой роли крайне важна. Иногда только таким способом можно поддерживать интерес к обучению.Хотелось бы отметить, что главное для всех форм работы, чтобы творческая инициатива оставалась за учеников. Задача преподавателя – развивать и активизировать творческое начало личности ребенка.Достижению ансамблевого единства в значительной мере способствует визуальный контакт между исполнителями. Например, при необходимости начать вместе произведение один из партнеров должен дать ауфтакт едва заметным, но четким движением головы – точно в том темпе, в котором будет звучать пьеса. Аналогичный прием может быть целесообразным и в момент завершения музыкального сочинения, снятия последнего звука или аккорда. Необходимость визуальных контактов при игре в ансамбле обусловлено самой музыкой, в которой обычно много диалогов, «общения голосов».Коллективное музицирование развивает слуховую фантазию, воображение, тонкость эмоционального восприятия, воспитывает ритмическое, дирижёрское начало, чувство времени, помогает решать технические задачи. В основе педагогической работы с ансамблями лежит воспитание чуткости слышания друг друга, способности улавливать, воспринимать, «предчувствовать» не только музыкальные намерения, но и чисто психологические импульсы- взгляд, «дыхание» партнёра. Эмоционально-образное слышание позволяет найти естественную манеру звукоизвлечения, а также преодолеть проблемы, связанные с координацией движений, особенно у детей, зажатых в эмоциональном и двигательном плане. Одним из действенных выразительных средств исполнения является динамика. Умелое пользование ею помогает полнее раскрыть общий характер музыки, передать ее эмоциональное содержание, подчеркнуть конструктивные особенности формы.Важнейшим критерием осмысленного исполнения произведения при игре в ансамбле является также артикуляция, то есть искусство произнесения музыки с той или иной степенью атаки, связности или расчлененности звуков. Участники ансамбля должны стремиться к максимальной согласованности артикуляции. Большое выразительное значение в ансамблевом исполнительстве приобретает «исполнение» паузы, что связано напрямую с качеством ансамблевой игры. Правильно выдержанная пауза определяет характер начала и конца произведения, задает эмоциональный настрой исполнения, освобождает мышечный аппарата от напряжения. В определенных случаях необходимо «выискивать» место для паузы, «вздоха» в технически сложных эпизодах, что облегчит их исполнение, позволит учащимся на короткий миг расслабить свой моторно-двигательный аппарат. Закрепление навыка «исполнения» пауз является техническим процессом, что требует от учащихся сознательной работы по фиксации данного навыка.Часто причиной ансамблевых и индивидуальных погрешностей в игре оказываются не исполнительские, а психологические факторы-недостаточно чуткое восприятие художественных намерений партнёра, отсутствие необходимой творческой интуиции, остроты реакции, опыта концертных выступлений. Воспитанию сценической уверенности, исполнительской выдержке ансамбля в концертных условиях способствует: - «проработка» ансамблевых произведений на память в медленном темпе с учётом слуховых, звуковых, образных задач; - игра с совместно выбранных «опорных точек»; - регулярные выступления на публике; Особенно следует обратить внимание на темпово-ритмические, временные отклонения, которые должны быть согласованы заранее между участниками ансамбля. Необходимо учитывать, что сцена привносит повышенную эмоциональную реакцию на собственную игру и игру партнёра.Одной из важнейших задач является подбор участников ансамбля, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Учитывая возможность разнообразия ансамблевых организаций по учебному плану каждому учащемуся можно подобрать соответствующего партнёра. Это могут быть ученики одного класса, или различных классов. Но в любом случае необходимо учитывать межличностные отношения участников ансамбля. Если коллектив состоит из людей уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. Благоприятный морально-психологический климат в ансамбле – залог успешной работы. На занятиях присутствуют и образные сравнения, и юмор, и поощрительное слово, и требовательность. Доброжелательная атмосфера репетиции позволяет переживать достойно свои ошибки даже слабому ученику.Именно ансамбли способны в особой степени развивать художественное мышление, вкус и общую эрудицию учащегося.Ансамбль рождает дух соревнования, позволяет также активнее развивать творческие способности и технические навыки учащихся. Немаловажным здесь оказывается и то, что более сильный партнер может оказывать сильное художественное воздействие на менее продвинутого, существенно стимулировать развитие его музыкальных и технических навыков.Коллективное исполнительство способно играть также существенную дисциплинирующую, организационную. Роль, поскольку ансамблист чувствует ответственность перед коллективом вместе с тем учащиеся имеют возможность обмениваться накопленными знаниями, что делает процесс их художественного обогащения особенно интенсивным.Ансамбль – необходимый педагогический инструмент, без которого невозможно полноценное развитие учащихся в обучении на музыкальном инструменте. Ансамблевая игра – это тот элемент, который помогает формировать мотивацию к обучению, сохранять интерес к занятиям, формирует необходимые личные качества ученика и исполнительские навыки.Список литературы:1.  «Уроки мастерства домриста».2. «Методика Работы над новым репертуаром для домры».3.  «Методика обучения игре на домре»4. Александров А. Способы извлечениязвука, приёмы игры и штрихи на домре .- М., 1975 5.Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Свердловск, 19866. Вольская Т. И Гареева И. Технология исполнения красочных приемов игры на домре. Екатеринбург 1995 7. Вольская Т. И Уляшкин М. Школа мастерства домриста. Екатеринбург 1995.8. Круглов А. Школа игры на домре9. Ихманицкий В. У истоков русской народной оркестровой культуры.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X