Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Пушкарева Лариса Юрьевна

Импровизация как способ развития креативности учащихся на занятиях по хореографии

скачать документ

Вернуться назад

Импровизация как способ развития креативности учащихся на занятиях по хореографииМы живём в развивающемся и постоянно меняющемся мире, в котором особую ценность приобретают такие качества личности, как адаптивность к изменениям, умение учиться и переучиваться.Обучая детей, мы не просто передаём им знания, умения и навыки в конкретной области, мы заботимся об их способности социализироваться в обществе.Образование, как одна, из важнейших сфер должно постоянно меняться и вносить коррективы в содержание в зависимости от требований времени.Всё чаще мы слышим о необходимости развития базовых навыков, требуемых обществом — soft skills Soft skills (“мягкие”, “гибкие” навыки) — комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в учебном и профессиональном процессе, высокую производительность труда и являются сквозными, то есть не связанными с конкретной предметной областью [1].В нашей стране была разработана своя модель гибких навыков, которая получила название «4К» - это четыре ключевых компетенции, которые необходимо развивать каждому ребенку :критическое мышление, креативность, координация, коммуникативные навыки [2, с. 5].Я не буду останавливаться на данном вопросе и сразу перейду к интересующей меня теме - это креативность.Креативность – это умение нешаблонно мыслить, находить неожиданные решения проблемы, гибко реагировать на происходящие изменения [3, с.3]. Креативность на прямую связана с хореографией, так как является неотъемлемой частью творческого процесса, которая позволяет решать нестандартные задачи, находить оригинальные подходы в творческой деятельности. Детям она помогает воплотить художественные образы с помощью выразительных движений, развить гибкость, мобильность и скорость принятия решений в различных ситуациях, например: во время выступлений и выполнения творческих, нестандартных заданий. Мои наблюдения показывают, что основная часть обучающихся испытывают дефицит данного качества. Зачастую дети не могут проявить воображение и воссоздать необычные образы, придумать непохожее движение или боятся проявить себя, показаться странными, не как все.Структура креативностиКреативность включает в себя компоненты, которые обеспечивают успех в творческой деятельности: когнитивные, эмоциональные и волевые [4].Когнитивный компонентCognito с латинского переводится как «познание», а когнитивные способности связаны с развитием познавательных процессов, которые в структуре креативности занимают основное место. К ним относится творческое мышление, его отличает:Оригинальность – не просто способность находить новые решения и создавать новые образы, но и потребность в этом, а также спонтанность нестандартного мышления.Дивергентность – умение видеть разные варианты развития событий и пути решения задач.Гибкость – способность переключаться с одной проблемы на другую, искать ответы в разных областях знания, тем самым делая мыслительный процесс более эффективным. Быстрота – высокая скорость мышления и психических реакций в целом.Ассоциативность – способность создавать связи-ассоциации между различными блоками информации и сферами знаний, включать в мыслительный процесс неожиданно возникающие образы и идеи.Образность – преобладание и развитость образного мышления; в творчестве доминируют не логические понятия, а образы, именно в такой форме возникают новые идеи.Эмоциональный компонентКогнитивные процессы создают потенциал, возможность для творчества, а вот добьется ли человек успеха в каком-то виде творческой деятельности, во многом зависит от его эмоциональных и волевых качеств.С точки зрения эмоциональной сферы творческих людей отличают высокий эмоциональный тонус и позитивный настрой; яркость и сила эмоций; принятие мира и себя в этом мире; способность использовать творческую деятельность как «лекарство» от плохого настроения; активная жизненная позиция.Постоянная высокая активность и накал эмоций создают опасность «выгорания», перегрузки нервной системы и своеобразного отката, который нередко выражается в апатии и даже депрессии. Такое, увы, случается с творческими личностями, если они не владеют методами релаксации, снятия эмоционального напряжения.Волевой компонентВолевые качества личности в структуре креативности выполняют две функции: побуждающая и тормозящая. Побуждающая проявляется в поддержании активности, которая необходима для реализации творческого замысла. Недостаточно найти оригинальное решение, нужно его еще воплотить в жизнь.Какой бы «шедевральной» ни была задумка художника или скульптора, она станет произведением искусства только в результате упорной работы творца. Вот для активизации продуктивной деятельности, направленной на реализацию замысла, и необходимы волевые качества:самостоятельность;инициативность; решительность; уверенность в себе; упорство;настойчивость. Способность и желание идти к успеху, невзирая на трудности, недоверие и скептицизм окружающих – это то, что отличает креативов и без чего невозможна продуктивная творческая деятельность. Ведь творчество – это создание нового, а новое всегда воспринимается с недоверием.Основными приёмами развития креативности, свободного мышления и пластического движения являются разнообразные творческие задания. На занятиях детям в качестве творческих занятий предлагается креативный танец- импровизация.Способность к импровизации с полным правом можно отнести к наиболее ярким проявлениям креативности. Импровизируя, человек демонстрирует все параметры, по которым традиционно оценивается креативность: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления, способность не просто разрабатывать идею, а воплощать её и делать это молниеносно.Импровизация помогает раскрепощать и раскрыть творческий потенциал, творческую натуру ребёнка. Развивает образное мышление и фантазию, музыкальность, ритмичность, актёрские данные, помогает выводить на эмоциональную работу через пластику и пантомиму.Значение танцевальной импровизации для развития творческого потенциала ребенка трудно переоценить. Движение вообще приносит человеку радость. А когда в движении человек, в том числе и тем более, ребенок, может высказать себя, свою неповторимую и замечательную личность, то это приносит радость ни с чем не сравнимую. А уж если ты сможешь сделать свой танец красивым – причем, не за счет внешнего украшения, а за счет выявления своих внутренних достоинств, которые ведь есть у каждого человека - то это просто здорово! И когда это танец представляют зрителям – а это и друзья, и учителя, и родные, - то очень важно, что ребенок показывает не плод чужого творчества, хоть и собственным трудом освоенного, но свой личный продукт, он презентует внешнему миру самого себя, осознавая (или, во всяком случае, приближаясь к этому осознанию) ценность собственной личности. Ребенок получает позитивный опыт высказывания себя миру, причем, посредством собственного телесного языка.Специфика преподавания импровизации детям связана с необходимостью найти доступную форму для передачи довольно сложных идей, рассматриваемых на взрослых классах импровизации. Естественно, это возможно сделать, прибегая к игровым формам. Этим объясняется широкое использование на занятиях всевозможных танцевальных игр. Использование простых, но красивых объектов также привлекательно для детей. Это могут быть красивые цветные платки, с которыми так увлекательно и радостно танцевать под красивую музыку, и мячи, импровизация с которыми развивает ловкость, координацию движения, и любимые игрушки, танцуя с которыми можно проявить свое отношение к любимому существу.Иногда на своих занятиях мы «рисуем»,(это младший дошкольный возраст) . Темами для «рисования» становятся образы движения, которые используются в упражнениях и играх. Например дети охотно показывают через движение свое настроение. Импровизация на уроке помогает ребёнку научиться логически, думать и свободно фантазировать. Нужно находиться в постоянном поиске новых методов работы, упражнений и их трансформации в зависимости от уровня подготовки учеников, их особенностей. А также стараться создавать условия для развития отношений учащихся, предполагающих терпимость, уважение к решению и мнению другого. Креативность помогает ребёнку не только развиваться в хореографии или другом виде творчества, но и быть успешным в учёбе, дальнейшей профессиональной деятельности и в жизни.Список литературы:Словарь по управлению персоналом, гибкие навыки https://hr-portal.ruКомпетенции «4К»: формирование и оценка на уроке : Практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. — М : Корпорация «Российский учебник», 2019, с.5.Психологическое занятие «Soft skills – залог успеха», https://nntc.nnov.ruКреативность – что это такое. Упражнения для развития креативности/ авт. М.В. Голубева, Советы психолога, https://psychologist.tips

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X