Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Ольга Анатольевна Вонсович

Особенности разноуровневых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности

скачать документ

Вернуться назад

Особенности разноуровневых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленностиВонсович Ольга АнатольевнаМуниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников» (МАУ ДО «СЮТ»), г. НовоуральскметодистСовременная система образования направлена на формирование у обучающего потребности в непрерывном самостоятельном и творческом саморазвитии, что дает возможность делать занятия декоративным творчеством актуальными в учебной деятельности, используя систему, основанную на художественном проектировании (или дизайне). Привлечение приемов дизайна изделий при работе с детьми является частью художественного образования как одного из востребованных направлений российской образовательной политики. Следствием чего, поиски приемлемых путей внедрения дизайнерского образования в практику дополнительного образования на сегодняшний день особенно актуальны: эта «деятельность учит и мыслить, и чувствовать».Естественно, что данная проблема наиболее успешно может быть разрешена в студиях с различными видами художественно-прикладной или технической деятельности. Именно в них даются основы художественной обработки материалов, создаются различные изделия, а каждое изделие неразрывно соединяет в себе две стороны: она обязательно обладает какой-то полезной функцией и, в то же время должна быть выразительной, красивой. Для формирования позитивного восприятия действительности и активной жизненной позиции у обучающихся важным моментом является создание ситуации успеха, которая достижима в учреждении дополнительного образования. В настоящее время существует ряд программ, обучающих дизайну изделий в учреждениях дополнительного образования. В муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Станция юных техников» г. Новоуральска (далее МАУ ДО «СЮТ») имеется ряд дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее ДООП), в которых ведущим направлением является обучение основам дизайна. На основании методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО "Московский государственный педагогический университет", ФГАУ "Федеральный институт развития образования" и АНО дополнительного профессионального образования "Открытое образование" (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242) реализуются в МАУ ДО «СЮТ» разноуровневые ДООП, в основном художественной направленности. Каждая программа представлена уровнями с учетом специфики ДООП. Рассмотрим на примере трех ДООП: «Юная модница», авторы: Малышкина О.В., Нечаева Е.А., «Основы дизайна», авторы: Вонсович О.А., Попова Ю.А., «Фантазия и умелые руки», автор Иванищева С.Е. Достоинством ДООП «Фантазия и умелые руки» является использование разнообразных средств декоративно-прикладного искусства для создание дизайнерской игрушки, приобщая подрастающее поколение к историческим и культурным ценностям родного края. Спецификой ДООП «Юная модница» является ее направление на образовательную деятельность по дизайну костюма. ДООП «Основы дизайна» открывает перед ребенком удивительный мир творчества, возможность поверить в себя, в свои способности с помощью таких видов художественного творчества, как художественная обработка кожи, конструирование из бумаги и нетрадиционных материалов, лепка и т.п.; образовательная деятельность осуществляется в комплексе, основанном на системе, включающей в себя теоретический и практический циклы проведения занятий по основам художественного обработки материалов методами декоративно-прикладного творчества и основы дизайна. В таблице 1 представлены включение основных курсов ДООП по уровням.Таблица 1. Уровни ДООП УРОВЕНЬДООП«Стартовый»«Базовый»«Продвинутый»«Юная модница»1, 2, 3 год обучения: курсы: «Юная модница 1», «Юная модница 2», «Юная модница 3».4, 5 год обучения: курсы «Юная модница 4», «Юная модница 5».6 год обучения: курсы: «Творческая мастерская юных модниц».«Фантазия и умелые руки»1, 2 год обучения: курсы: «Мастерская Пчелки 1», Мастерская Пчелки 2».3, 4 год обучения: курсы «Мастерская маленьких чудес», «Сувенирная лавка». 5, 6 год обучения: курсы: «Творческая мастерская», «Мастер золотые руки».«Основы дизайна»1, 2 год обучения: курсы «Лаборатория сказки», «ФантазиЯ».3 год обучения: курс «Мастерская декора4, 5 год обучения: курсы «Бюро юного дизайнера», «Ателье проектов».Обучение по уровням ведется по сети курсов (модулей), которые основываются на пропедевтическом подходе, то есть на знакомстве и введении в образовательные области по направлениям деятельности ДООП (далее программа). Обучение по программам «стартового уровня» проводится в порядке прохождения учебного материала с нарастанием трудности. Для обучающихся этих программ предоставляется возможность в течение года посетить разнообразные объединения дополнительного образования, определяя тем самым сферу своих интересов через участия детей в образовательных событиях, так называемых «Уроках мастера» - занятиях, знакомящих с определённой методикой или техникой выполнения поделки, изделия. «Уроки мастера» могут быть тематическими и ознакомительными, в рамках единого мероприятия «Ярмарка интересов и идей». Данным мероприятием могут воспользоваться обучающиеся всех возрастов, их родители, при этом ребенок определяет, где ему более комфортно, а педагог проводит первичную диагностику способностей ребенка, а родитель информируется о возможном развитии ребёнка в рамках данного направления. Таким образом, в течение года ребенок имеет возможность познакомиться с большим количеством разнообразных направлений и ориентировочно выбрать область своих притязаний. Данная идея не нова, ещё в 1999 – 2003 годах исследовательским коллективом: Б. В. Куприянов, О.В. Миновская, Л.С. Ручко и др. была разработана и многократно опробована методика сопровождения процесса самоопределения школьников в занятиях по интересам. Образовательная деятельность программ «базового уровня» осуществляется по схеме в виде спирали: одно направление подаётся в течение года в различном объёме с нарастанием степени сложности, подготавливает обучающихся к анализу собственной деятельности. Конструктивный и творческо–самоопределяющий акцент образовательной деятельности направлен на проектную деятельность обучающихся, формирование их ценностного отношения к социальной реальности. Для данного уровня программ целесообразно использовать мероприятие «Мастеровой двор», которое включает цикл образовательных событий, направленных на закрепления способностей обучающихся по отработке определённых практических умений и выявление особых предпочтений в той или иной техники дизайнерского направления, при этом возможно реализация в соревновательных условиях. Для обучающихся по программам «стартового» и «базового» уровней в МАУ ДО «СЮТ» с 2021 года организован дистанционный конкурс «Находка». Обучение по программам «продвинутого уровня» носит линейно-концентрический характер, углубляя знания по определенному профилю. Для «продвинутого уровня» предлагается создание таких учебных коллективов, где учитывались бы специфические психологические особенности талантливых детей и создавались условия для развития их способностей. Основной акцент образовательной деятельности делается на развитие и поддержку авторского творчества обучающихся, его реализация в соревновательных условиях и получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия.Обучение по программам основывается на принципах личностно-ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающихся, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности, признание их самобытности и уникальности по И.С. Якиманской), природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень интеллектуальной подготовки, то есть знание индивидуальных возможностей и предпочтений обучающихся, предполагающих использование заданий различной степени сложности), культуросообразности (приобщение к современной мировой культуре и ориентирование на вечные абсолютные ценности, охватывающие основные аспекты жизнедеятельности), свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации, сотрудничества и ответственности, сознательного усвоения обучающимися учебного материала, систематичности и последовательности, наглядности обучения. В процессе обучения, в зависимости от уровня, используются методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельностного подхода, эвристический, исследовательский. Для разноуровневой программы доминирующими являются:деятельностный подход (обучающимся даётся возможность проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность способов работы);эвристический (при этом находит проявление поисково-исполнительный уровень активности обучающихся);исследовательский (здесь находит проявление активность обучающихся самого высокого уровня – проблемно-творческая).Интеграционным звеном в разноуровневой программе будет являться метод проектов, который определяет многокомпонентную структуру занятий, развивающих творческое мышление и навыки организации творческой работы для воплощения идей, направленных на осознанно планируемую и объединяющую в себе исследовательскую, креативную и реализационную деятельность. Причем, инициатива исходит от самих детей, педагог лишь корректирует, помогает при возникновении сложностей в работе. Все это способствует самостоятельной работе обучающихся по отбору теоретического и иллюстративного материалов, поиска вариантов решения. При этом формируется умение переносить знания в новую ситуацию, т.е. умения разрабатывать, реализовывать другие идеи по общей схеме; формируются представления у обучающихся о навыках, необходимых при обработке информации и решении задач. Реализационная часть работы в основном связана с решением технологических, ремесленных задач, формированием практических навыков работы с материалом. Многоуровневая программа знакомит обучающихся с различными направлениями преобразовательной деятельности человека, способствует формированию целостной картины знаний о мире профессий и технологий, учит гибко реагировать на изменение обстоятельств, адаптироваться в новых условиях. Программа предполагает создание для обучающегося возможностей занимать активную, инициативную позицию в учебной деятельности, не просто усваивать предлагаемый педагогом дополнительного образования материал, но познавать мир, вступать с ним в активный диалог, самостоятельно искать ответы и не останавливаться на найденном решении, как на окончательной истине. Итогом реализации многоуровневой ДООП должна послужить положительная самореализация обучающихся, что обязательно предполагает адекватное самосознание, значимость своей личности, своих способностей и интеллекта, знание традиций, оценочных норм, ценностей своей деятельности.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X