Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Шаталова Людмила Александровна

Роль уроков истории и обществознания в нравственно-патриотическом воспитании обучающихся на уровне среднего общего образования

скачать документ

Вернуться назад

Роль уроков истории и обществознания в нравственно-патриотическом воспитании обучающихся на уровне среднего общего образованияПроблема формирования общечеловеческих ценностей была актуальна на всех исторических этапах развития человека. А в современных социокультурных условиях приобретает еще более актуальный характер. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения от 31.05.2021 года, предполагает всестороннее развитие личности обучающегося средствами урочной и внеурочной деятельности. Основная цель педагога состоит в воспитании у обучающихся духовно-нравственных и патриотических ценностей, любви к своей Родине.Когда разрушается традиционные системы ценностей старшего поколения, появляются неопределённые жизненные ориентиры у молодёжи. Происходит её дезориентация в сфере духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей.И сегодня на «Историю» как предмет возлагается особая миссия:- возвратить человеку понимание смысла жизни, веру в своё уникальное предназначение;- научить достойно встречать грядущие радости и трудности;- с готовностью самосовершенствоваться.Воспитание гражданина России, защитника и ценителя культуры – это основа духовно-нравственного воспитания каждой школы, социума, которые должны приобщать детей к высшим духовным ценностям: честности, доброте, ответственности, любви, справедливости. Обращение к этим и другим нравственным ценностям – главная отличительная черта нашего времени, важнейший принцип государственной политики в области образования.Неоспорим тот факт, что на воспитание настоящего человека, личности должны быть направлены усилия не только школы, но также всех участников образовательного процесса.Духовные ценности всегда выступали в качестве идеала, к которому стремились лучшие представители человечества. Человек в процессе своего становления как личности кроме развития своих умственных способностей усваивает систему человеческих ценностей, составляющих основу его культуры. В одном из посланий президента РФ В.В. Путина говорилось, что школа не просто передаёт набор знаний и качественное обучение без воспитания невозможно, т.е. формула настоящего образования – «обучение и воспитание».Как воспитать эмоционально зрелую, духовно-нравственную личность? Для достижения этой цели необходима система педагогических действий, направленных на формирование нравственности. Одним из возможных вариантов духовно-нравственного воспитания обучающихся является проведение во внеурочной деятельности курсов «Основы православной культуры». Каждый учитель истории и обществознания, работая в школе, вносит свою лепту в создание системы по формированию ценностных ориентиров через духовно-нравственное воспитание.В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34 им. В.М. Бочарова» в течение многих лет проводится факультативный курс «Основы православной культуры», который обогащает не только уроки истории и обществознания, самих учащихся, но и их родителей.Ведь источником нравственного воспитания служит и православное наследие, которое неотделимо от истории России, от истории нашего края, малой Родины. Ведь защищали русские люди не просто свою землю, но и веру православную.Голосила набатом звонница,Надрывались колокола:На границе – чужая конницаВражья сила на Русь пошла!..Бились в поле полки бывалые,И хоть не было телеграмм, Знали все, даже дети малые,Как непросто им было там…Возвещали победу звонница,Заливались колокола:Посрамилась чужая конница,Вражья сила под лед ушла!Возвращались полки усталыеШли за князем не по дворам.Знали все, даже дети малые,Что сначала им нужно в храмПервым делом, гласят придания,Богу слава, за дар побед,А потом уж миг свиданияРадость жен, слезы вдовьих бед.Русь Святая! Дни горевалые!..Разве кто погубить нас мог,Если все, даже дети малые,Жили так: первым делом - Бог!Е. СанинВ чем же была сила русского народа? И есть ли эта сила сегодня? Что значит быть патриотом Родины? На эти и другие вопросы, ведомые учителем, отвечаем на уроках истории и обществознания, сопереживаем судьбам людей, которые созидали Отечество, приумножая его духовные и материальные богатства. Учащиеся характеризуют персонажа прошлого, размышляют, чем они отличаются от нас, как бы они поступили на его месте. Через личности история говорит, действует и воспитывает, предлагая учащимся задания исследовательского уровня по подготовке рефератов, проектных работ, презентаций, обучающимся предоставляется возможность самостоятельно решать проблемные задачи, основанные на реальных жизненных ситуациях, вступать в диалог со своими одноклассниками и с преподавателем, отстаивать свою точку зрения в оценке деятельности исторических личностей. Самостоятельная оценка патриотизма в деятельности А. Невского, Д. Донского, Ивана III, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, Г. К. Жукова и других исторических личностей будет иметь ценное воспитательное действие. Ведь источником нравственного воспитания служит и патриотический опыт русских и советских полководцев.Немаловажным на уроках истории в процессе нравственного и патриотического воспитания являются темы, посвященные героическим страницам военной истории XX века. Важно донести нравственное общечеловеческое отношение к войне как таковой. Ребята осознают всю бесчеловечность фашизма, национал-социализма. В противоположность этим негативным явлениям были примеры героизма солдат и офицеров, тружеников тыла и ополченцев, партизан.Подобный опыт обучающиеся могут получить также в процессе изучения соответствующих тем на уроке и при применении поисковых и исследовательских заданий, и во внеклассных мероприятиях, посвященным памятным датам военной истории нашей Родины.Изучение на уроках истории Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов имеет тоже непреходящее значение формирования патриотических качеств человека. Однако в современном учебно-методическом обеспечении отмечается недостаток материала, а календарно-тематическое планирование не предполагает нужного количества часов для обсуждения такого важнейшего события в истории нашего государства. В связи с этим возникает необходимость поиска информации из дополнительных источников, проведение уроков в различных формах, таких как: урок-конференция с приглашением ветеранов Великой отечественной войны, урок-экскурсия, предполагающий посещение школьного музея МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34 им. В.М. Бочарова» «Они учились в нашей школе», экскурсионные поездки и по местам боевой славы и по православным местам Курского края, Белгорода, Москвы и Петербурга.Историческая память формирует духовную целостность мировоззрения человека.Воспитание нравственных качеств личности происходит разными путями. Один из таких путей – воспитание самой личностью учителя. В приветственном слове XVIII Международных Рождественских чтений Святейший Патриарх Московский Всея Руси Кирилл, говорил о том, что «Роль педагога, его нравственный и профессиональный авторитет имеет ключевое значение в деле формирования человеческой личности». Велика сила учителя на мировоззрение ребенка, на образ его мыслей, на понимание себя, на осознание своего места в мире.Как никогда необходимо прикладывать учителю больше усилий эмоционального характера, чтобы исторический материал на уроке осмысливался не только разумом, но и сердцем. Педагог должен понимать, что слово, сказанное только от интеллекта, не изменяет души, роль учителя в этом процессе и побудительная, и направляющая.На одном из уроков группа обучающихся, имеющих определенные трудности с усвоением материала, получила задание подготовить доклад о членах своей семьи, воевавших в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. Обучающиеся были увлечены процессом поиска и сбора информации: сняли фильм, в котором рассказали о своих прадедах, об их героическом прошлом и на большом экране продемонстрировали свой фильм. Результат их работы был очень высоко оценен.Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Дух школы, её направление, её цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно историей нашего народа, степенью его развития, его характера, его религии. Постигая Отечественную историю и культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придёт к осмыслению того, в какой стране он живёт, какие ценности отстаивали его предки».Таким образом. духовно-нравственное воспитание на уроках истории носит очень широкий характер. Я затронула лишь некоторые пути формирования нравственных ценностей на уроках истории у учащихся, они многообразны. Наша задача пробудить интерес к Отечественной истории, культуре, русскому искусству, народным традициям, обычаям.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X