Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Пронина Елена Вячеславовна

Развитие положительных взаимоотношений -основа социального развития дошкольников

скачать документ

Вернуться назад

Развитие положительных взаимоотношений- основа социального развития дошкольников 1. Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т.к. дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.Общение с детьми – необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основой социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.2. В основу моей работы с детьми была положена идея В.А. Сухомлинского о том , что «Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучить жить среди людей, формируя у них определённые психологические качества (внимание, терпение, выдержка, вежливость) и навыки общения. Но начинать необходимо с изучения самого ребенка , т.к. чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и определять трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе, положительную концепцию, которая определяется двумя факторами. Чувством собственной значимости, а имя человека одно из важнейших составляющих его индивидуальности и уверенности в себе.Цель: формирование представлений детей о своём имени.3. Задачи: Развивать представление о себе , через формирование положительного отношения к имени.Формировать положительные взаимоотношения детей дошкольного возраста на основе различного вида деятельности.Обратить внимание родителей на формирование социального опыта ребенка, как одного из важнейших направлений подготовки ребенка к школе.4. Одним из показателей принятия или непринятия себя является отношение к своему имени. Как замечает известный психолог В.С. Михина , собственное имя ребенка представляет некую индивидуальность в отличие от других. Психологически для ребенка его имя - это он сам. Обычно дети гордятся своими именами, любят слушать само звучание имени, особенно произнесенное ласково, обижается, если взрослые путают имена, не слышит обращений ко всем детям сразу, ждут поименных приглашений - обращений.Имя человека - одно из важнейших составляющих его индивидуальности. Недаром оно входит первым компонентом в структуру самосознания. В сентябре, когда начинает формировать группа, для знакомства с детьми использовала игры :«Назови себя»,«Назови ласково»,«Паровозик»,«Поем имя».Художественное слово с именами помогло быстрее запомнить имена. Например:«У маленькой ОксанкиНовенькие санки …».Кроме этого, детям очень нравятся , когда с их именами читали стихи.«Ты, Анютка, маленькаяДа удаленькая!Вырастешь Анна – Анна Ивана!»Первоначальные навыки общения детей закреплялись в упражнениях:«Обратись по имени»,«Попроси куклу»,«Дай куклу»«Подай карандаш».Главное в этих упражнениях было научить обраться друг к другу по имени.Игры, упражнения , художественное слово уместно использовать не только в младшей группе, но и в других возрастных группах.Так а игре «Как можно назвать по –разному» были привлечены и родители, которые заполняли именные карточки, где записали все варианты имени ребенка: как называют его дома мама, папа, бабушка, дедушка и т.д.Было много удивления, так как сами родители не знали, что у ребенка столько вариантов имени. Пример: Алина, Алишка, Алиненок, Алинчик.Анечка, Анюточка, Нюта, Аня, Анютка. Такие игры не только обогащают словарь, но и учат внимательному отношению друг к другу.Очень нравится детям игра «Путешествие». Многие дети выезжают с родителями за границу и помнят, как проходили проверку документов. Поэтому в играх сделали свои документы. Рисовали фотографию, писали имя, отчество, фамилию.В старших группах, когда у детей развито чувство юмора, включала в работу дразнилки, частушки.ЧастушкаЖизнь у Игорька – горька;Ногами не топай,Дверями не хлопай,С сестренкой не дерись,Подрался – извинись.ДразнилкиПавлик – журавлик:Длинные ножки,Красные сапожки.Далее в старших группах используюИгры на развитие творчества, воображения.«Придумай имя сказочным героям»,«Сказочная лаборатория» из чего состоит твое имя, какое на вкус, запах, ощупь, какого цвета, какой звук подходит к твоему имени.«Мастерская художника» - создать художественный образ своего имени: используя разные материалы ( шнурки, конструкторы, краски и т.д.)«Танец своего имени»: предлагая подобрать музыку и показать импровизацию своего имени.Параллельно должна проводиться работа с родителями:Родительское собрание «Имена моей семьи»Памятки «Что означают наши имена»Календарь имени (Когда праздную именины)5. Положительные взаимоотношения.В последнее время многие педагоги используют на развитие доброжелательных отношений закрепление правил поведения и усвоения детьми моральных норм. Но при этом мало внимания уделяется представлениям о свободе для развития своих способностей и проявление их. Это одна из форм работы, которая помогает сформировать у ребенка потребность и умение быть внутренне свободным. Позволяет активно направить свои действия и состояния своего внутреннего мира. Для этого используется круг. А мы ведь знаем, что круг является гарантией защищенности того, кто в нем находится. Сама положительная атмосфера, теплота круга позволяет познать себя, : сравнить себя с другими, прислушаться к другим и учит сопереживать й сочувствовать.Отсюда вытекает основное направление работы: подвести детей к тому, чтобы каждый познал себя, научился бы сравнивать себя с другими, а также прислушивался к самому себе. В основе каждого «Круга друзей» лежит определенный сюжет. Благодаря этому дети вовлечены в деятельность, что повышает эффективность и интерес к изучаемой проблеме. Разные виды игр и упражнений раскрывают и снимают «Я» у ребенка за счёт внимания к своим товарищам и анализируют собственный опыт, как бы проживают те или иные события, а получаемая информация дает небольшой опыт. Дети чувствуют себя более уверенно, потому что понимают, что в трудную минуту их поддержат доброта, ласка и забота товарищей. Подбор игр основывался на многолетнем опыте работы с детьми. И введения игр определяется принципами постепенности принятия ребенком норм бесконфликтного общения. Подобраны игры на формирование эмоционального состояния детей группы «Я и мои чувства», «Я глазами других», « Я мои фантазии» «Я и другие»( умение формулировать пожелания друг другу).6. Социальный опыт.С младшей группы необходимо развивать социальный опыт при общении с детьми. Необходимо обеспечивать чувство защищенности и чувство собственного достоинства. В такой атмосфере легко увлекать детей совместной деятельностью, направлять на оказание помощи.В работе использовала следующие приемы:Радость при успехе другого ребенка.Достижение отмечала в форме неожиданного открытия: «Сегодня Антон сам застегнул пуговицы».Отказ от чего-либо в пользу другого ребенка.Когда дети предлагают сами по своей инициативе, без принуждения запасные рукавицы, носочки, чешки и т.д. На это обязательно активизирую внимание детей.Забота о равноправии всех детей.При выборе на роль ведущего следим, чтобы все дети, которые мечтают выполнить эту роль – побывали в ней.Умение приносить извинения и умение принимать их.Важно, чтобы ребенок ощущал потребность извинятся, признать свою вину и сохранить хорошие отношения. Очень важно, как дети извиняются и как принимают извинения.Извинение должно вызывать радостное чувство освобождения, желание не повторять допущенную ошибку.Мы стремимся научить детей выражать извинения словами. Особенно это важно для детей с проблемами в общении. Помогаю детям своим участием.Пример: «Ты Кирилл простил Полину?». Ребенок кивнёт. «Скажи ей об этом!». Подтверждает: «Он меня простил». Можете играть вместе. В некоторых ситуациях предлагаю погладить, подуть на ушибленное место, успокоить ласковым , добрым словом.Приглашение к совместным играм нерешительного ребенка.Сначала приглашаю ребенка постоять со всеми детьми, затем на следующем этапе предлагаю повторить вместе слова, подбодрить его любое самостоятельное начинание. Для детей важно увидеть на лице другого человека радость, одобрение, удовлетворение. Сопереживание больному ребёнку.Так получилось, что в группе есть ребёнок инвалид, часто болеющие дети, поэтому стараюсь вызвать сопереживание: помочь одеться, если упал-подняться, завязать шнурки, одеть колготки .Если ребёнка долго нет в садике нужно позвонить по телефону, навестить дома, написать письмо, нарисовать рисунок.Знакомство с общепринятыми правилами поведения.Кроме всего этого необходима доступная форма подачи материала о культуре общения и поведения. О правилах поведения в детском саду и общественных местах.Основные методы работы:Этические беседы,«Рекомендации родителям застенчивых детей», «Положительные стороны застенчивости»,Ролевые игры: «Я и моя семья», «Новоселье дружной семьи», «Я и детский сад», «Торт для друзей»,Обсуждение нравственно-правовых ситуации.Все это реализуется через игру, труд, занятия, прогулки.Главное - воспитывать сочувствие к партнерам , уважительное отношение к мнению другого человека.На занятиях мы стараемся создать ситуации, в которых дети могут принимать самостоятельные решения.6А. Ежемесячно в группе проводятся развлечения со всеми детьми по пособию «Познаю себя». Которое включает в себя игры, упражнения, помогающие глубже узнать себя, преодолевать неуверенность, учат общению.Для создания развивающей среды в группе повесили стенд «Это я», в раздевалке «Дерево добрых дел».Эти пособия учат чуткому доброжелательному отношению друг к другу, умению оценивать и анализировать свои поступки.Для развития своего «Я» и объективного восприятия оформили стенд для организации индивидуальных выставок. Это выставки рисунков, поделок, сочинений и т.д.На выставку отбираются лучшие работы детей, и те, которые они выберут они сами.Работы на выставку обсуждаются со всеми. Дети высказывают свое мнение о представленных работах.ИТОГВ результате работы было отмечено, что улучшилось представление ребенка о себе, отношения детей в группе стали доброжелательнее, в них появилась потребность в анализе своих слов и действий, повысилась культура поведения.Хочу подчеркнуть актуальность данной темы. В современном мире нам помогут выжить любовь, доброта и терпение. А воспитывать эти качества у детей необходимо именно в дошкольном возрасте.Игры и упражнения «Круга друзей».«Я и мои чувства».Цель: Учить детей передавать различные эмоциональные состояния, развивать способность определять эмоции по внешнему виду, обогащать словарь детей за счёт слов, обозначающих различные чувства. Способствовать сплоченности группы.Содержание: Дети стоят в кругу. Педагог начинает беседу: «Ребята, расскажите о том, какое у вас настроение сейчас». Дети передают «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, показывая свое настроение и рассказывают о своем настроении. В конце игры педагог делает вывод о том, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое и т.д. А затем спрашивает: «А что можно сделать, чтобы улучшить настроение?» Дети предлагают разные способы (вспомнить о чем- нибудь хорошем, сделать приятное другому, поиграть и т.д.) Заканчивая педагог говорит: «А сейчас давайте вспомним что-нибудь весёлое и все вместе рассмеёмся, и если у кого-то и было плохое настроение, то теперь оно улучшилось».«Я и моё имя»Цель: Учить детей представлять себя коллективу сверстников, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу, способствовать сплоченности группы.Содержание: Дети сидят в кругу на стульях. Педагог рассказывает: «Мы собрались в кругу, чтобы все могли узнать друг друга лучше. Представьте себе, что мы в гостях у волшебника, и который хочет с вами познакомится.» Дети по очереди называют себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как называют дома, или как он хотел бы, но при этом делают наклон головы. В конце педагог обобщает; «Вот мы и узнали и смогли услышать, какими ласковыми именами можно к каждому обратиться. Давайте же с большей любовью и вниманием относится друг к другу.»«Я глазами других»Цель: Дать детям представление об индивидуальности, неповторимости каждого из них, развивать уверенность в себе, формировать умение принимать отличную от своей точку зрения.Материал: платочек.Содержание: Дети стоят в кругу. Педагог показывает им волшебный платочек, с помощью которого можно узнать много интересного о себе. Дети передают друг другу платочек со словами: «Я дарю тебе платочек потому, что ты самый ...(подбираются соответствующие определения)». Педагог подводит итог: «Этот платочек помог вам сказать много доброго, хорошего. Давайте же с большим вниманием относиться друг к другу.«Я и мои фантазии»Цель: Развивать воображение, раскованность, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.Материал: волшебная палочка.Содержание: Дети сидят на стульчиках в кругу. Педагог обращает их внимание на волшебную палочку, которую держит в руках. «Помните как в сказках, волшебная палочка исполняет заветные желания. Представьте себе, что есть волшебник, который может исполнить любое ваше заветное желание. Для этого надо взмахнуть палочкой и рассказать о своей мечте».Дети по очереди взмахивают палочкой :и рассказывают, чего бы они хотели. Педагог обобщает: «Желания, каких детей понравились всем и почему? У каждого из вас были разные желания. У одних они связаны с самим собой, у других - с друзьями, с родителями, с теми, кто слабее, но все ваши желания обязательно сбудутся».«Я и другие»Цель: формировать доброжелательные отношение друг к другу; развивать умение слушать друг друга и выражать свое отношение к другим, способствовать сплочению группы.Материал: клубок ниток.Содержание: Дети сидят в кругу. В руках у педагога клубок ниток: «Ребята, вы знакомы друг с другом уже несколько! лет. Наша группа - это ваш большой дом. Здесь вы проводите целый день, радуетесь и огорчаетесь, здесь ваши друзья. Все вы разные и хорошо знаете друг друга. А чтобы стать лучше, нужно чтобы вы могли пожелать друг другу? Немного подумайте и пожелайте это тому, кто сидит рядом с вами».Педагог начинает разговор, обращаясь к сидящему ребенку, например: «Я желаю тебе оставаться веселой девочкой, научиться хорошо вырезать и поменьше плакать». Затем взрослый передает клубок ниток сидящему рядом ребенку. Тот высказывает пожелания своему соседу и вручает ему клубок и т.д. Когда клубок вернется к педагогу, дети закрывают глаза и натягивают нить, представляя по просьбе педагога, что они единое целое, и каждый тесно связан друг с другом. Педагог обобщает: «Мы - это единое целое и каждый из нас очень важен и значим. И если не будет хотя бы одного из нас, то нить оборвется. Так давайте же будем добрее и поможем друг другу стать лучше».«Я и моя тайна»Цель: Продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать способности понимать себя самого и выслушивать другого человека.Материал: зеркальце.Содержание: дети сидят в кругу на стульях. Педагог рассказывает: «Мы собрались в кругу, чтобы лучше узнать друг друга. В сказке А. С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях», царица доставала волшебное зеркало и приказывала ему: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи». Педагог показывает детям волшебное зеркальце и говорит: «У меня тожеесть «волшебное» зеркальце, с помощью которого мы сможем узнать много интересного друг о друге, поможет нам вспомнить свои успехи, неудачи, увлечения.».» Педагог начинает разговор, обращаясь к сидящему рядом ребенку, например: «Меня зовут... Я очень люблю детей, поэтому выбрала профессию воспитатель. Мне нравится весёлая музыка. Меня очень радуют ваши успехи, но я огорчаюсь, когда вы совершаете недобрые поступки». Затем высказывают дети. В конце педагог обобщает: «Вы рассказали много интересного, сумели лучше понять себя, разобраться в своих успехах и неудачах. Все мы разные. Давайте внимательнее и добрее относится друг к другу и во всем помогать. Давайте возьмемся все за руки».«Я и мой мир»Цель: Учить детей внимательно выслушивать мнение другого развивать у детей воображение, формировать сплоченность группы.Содержание: Дети сидят в кругу на стульях. Педагог рассказывает: «Представьте, что вы превратились в добрых волшебников, и когда вы будите смотреть на людей, то вы будите видеть в них только хорошее, даже то, что не всегда сразу заметно». Дети по очереди называют достоинства своего соседа. В конце педагог говорит: «А сейчас мы посмотрим на мир. Что бы мы хотели изменить в мире, чтобы он стал лучше?» Дети высказывают свое мнение. В заключение подводится итог: «Наше превращение в волшебников помогло увидеть что-то хорошее в каждом, даже то, чего раньше никто не замечал, и так можно изменить обстановку в группе и окружающем мире».«Я и мой друг»Цель: Продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки.Содержание: Дети стоят в кругу. Педагог показывает свою ладонь: «Тот, кто «поймает солнечного зайчика» на ладонь должен согреть его теплом или приласкать его.» Педагог начинает разговор, обращаясь к стоящему рядомребенку, например: «Я радуюсь, когда...» Затем взрослый передает своему соседу и т.д. Когда «зайчик» возвращается к воспитателю, он обращает внимание на то, что «зайчик» вырос и он у}же не умещается в ладонях. И педагог выпускает «зайчика» и обобщает: «Давайте возьмемся все за руки. И будем дарить тепло и добро всем людям».«Я и мои мысли»Цель: Развивать умение слушать друг друга, выражать свое состояние и способность понимать другого человека.Содержание: Дети стоят в кругу. Педагог говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит. Всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свой дом, свою работу. Давайте покажем радость на своем лице. Что для этого нужно сделать? (улыбнуться). А теперь улыбнемся и вы расскажите, кого и что любите. Сейчас я повернусь к своему соседу улыбнусь и возьму его за руку и скажу: «Я люблю свой город, потому что я здесь живу». Сосед повернется к своему соседу и сделает тоже самое и т.д.Педагог обобщает: «Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какой у нас получился большой круг. Большой, потому что мы любимы и любим сами».

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X