Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Елена Владимировна Есенкина

Театрализация на уроках литературного чтения

скачать документ

Вернуться назад

Театрализация на уроках литературного чтения как средство развития творческих способностей младших школьников.Есенкина Елена Владимировна, учитель начальной школыЦель: Повышение качества образования путем формирования навыков осознанного чтения с использованием методики театрализации на уроках литературного чтения в начальных классах.Задачи: 1. Проанализировать эффективность использования метода театрализации на развитие творческих способностей учащихся;2.Разработать приемы использования элементов театрализации на уроках литературного чтения, соответствующие возрастной группе учащихся и их индивидуальным способностям.3. Разработать виды упражнений на некоторых этапах введения метода театрализации на уроках литературного чтения;4. Апробировать приемы.5. Внедрить предложенную методику в практику.Актуальность:В соответствии с реализацией образовательной программы Стандарты нового поколения, современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой и творческой личности. Важнейшей отличительной особенностью новых федеральных стандартов является ориентация на результаты образования на основе системно-деятельного подхода. Деятельность выступает как внешнее развитие у школьников познавательных процессов, исследовательских навыков и творческого потенциала. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, направленных на активизацию действий учеников.        Актуальность вопросов  литературного образования в начальных классах заключается в том, что оно направлено на формирование навыков осознанного и выразительного чтения, совершенствование всех видов речевой деятельности, развитие художественно-творческих и познавательных способностей.        Учитывая индивидуальные психологические особенности младших школьников, их потребность в движении, в чувственном переживании произведений, ведущей роли наглядно-образного мышления, необходимо обратить внимание на использование  театрализации на уроке литературного чтения в начальной школе. По-моему мнению, на уроках чтения следует задействовать весь потенциал искусств, синтез которых мы наблюдаем в театре.        В методической разработке изложены основные аспекты работы с литературным произведением в начальной школе с использованием творческого потенциала детей.        Начальная школа является «фундаментом»  для дальнейшей работы в средней школе. В начальной школе мы готовим детей к изучению и восприятию более сложных произведений из программы старшей школы. Умение анализировать текст, найти его главную мысль, дать оценку героям, стало практически обязательным требованием для выпускников начальной школы.  Поэтому перед учителем встает вопрос: каким образом организовать работу по обучению школьников осознанному чтению,  восприятию и анализу художественного произведения?        В методической разработке представлена одна из форм творческой  работы с литературным произведением, которые помогут учителям и школьникам в изучении литературных произведений, организации исследовательской и творческой работы.Новизна     Данные приемы использования элементов театрализации на уроках литературного чтения можно использовать как основу для работы в начальных классах над многими литературными произведениями меняя только порядок работы или объединяя формы.Апробация:        Метод театрализации художественных  произведений я применяю на уроках литературного чтения в начальных классах при изучении понятия «пьеса»(4 класс), басни разных народов (2-3 класс), русские народные сказки (1 класс). Данную методику на уроках литературного чтения я применяю с 2010 года. Обобщение данного педагогического опыта осуществлялось в 2015--2020 году в форме анализа посещенных уроков и внеклассных мероприятий, творческого отчета и анализа результатов учебной деятельности.  Отличие от уже существующих учебно-методических материалов:         Подобная методика работы с литературным текстом на уроках литературы предлагается начинать с 5-6 класса при изучении понятия драматическое произведение. Данная методика позволяет вводить творческий пересказ литературного текста с элементами театрализации уже с первого класса, которая позволяет обучать осознанному чтению и анализу литературных произведений. А так же «театрализацию» можно использовать на уроках окружающего мира, как один из видов самостоятельной творческой работы, что позволит более осознанному восприятию текста.Технология : Метод театрализации  прост в применении. Его могут использовать не только учителя начальной школы, но и учителя литературы в своей  практической деятельности. Школьникам гораздо легче воспринимать и анализировать литературные произведения, если они сами прочувствуют и «проживут» жизнь представляемого героя. Именно в театрализации возможна апробация школьниками имеющихся у них уже знаний, а также выражение эмоционального восприятия.Наличие результатов:      Использование метода театрализации на уроках литературного чтения оказали положительное влияние на развитие детского интеллекта, на выработку правильной, ясной и богато интонированной речи, на сферу чувств, на умение красиво и свободно держаться, на повышение интереса к чтению. Все это сказалось на уровне  качества обучения. Подтверждение этому – успешная сдача итогового метопредметного  тестирования.Механизм оценки:Как сделать урок более разнообразным, интересным, насыщенным и неповторимым? Существует много способов для повышения познавательной творческой активности учащихся. Один из них - нестандартные уроки.                                                                           Нестандартные уроки - это импровизация учебного занятия, имеющую нетрадиционную структуру. Данные уроки позволяют изменить форму занятия, повысить интерес, стимулировать познавательную активность учащихся. В педагогической практике есть множество типов нестандартных уроков. Одним из эффективных видов нестандартных уроков, развивающих творческую деятельность учащихся, является урок-театрализация.                                        В рамках урока литературного чтения есть возможность использовать элементы театра, так как литература и театр - два искусства, общим для которых является слово. Театрализация на уроках литературного чтения развивает память, образное мышление, речь, усиливает эмоциональную сторону анализа художественного произведения.                   Театрализация - методический приём, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия, оформления, при котором заранее подготовленные ученики появляются в классе с элементами костюма героя и произносят наиболее выразительные его реплики. Театрализация охватывает разные художественные аспекты: выбор репертуара, сценическую речь, сценическое движение, создание сценариев, изготовление костюмов, декораций, реквизита.                                       Театрализация включает инсценирование, режиссёрский комментарий, сценически - игровые упражнения, театральное видение пьесы.                                                              Инсценирование - создание драматического изменения эпического текста. Учащиеся вместе с учителем пишут диалоги героев и создают ремарки, уточняют поведение героев, место и время действия.Режиссёрский комментарий - создание описания будущего спектакля от имени воображаемого режиссёра, размышление о характере героев, создание эскизов декораций, костюмов, поиск музыкального оформления.Сценически - игровые упражнения - упражнения на материале текстов художественных произведений с использованием приёмов театральной педагогики. Виды упражнений: сценические этюды, пробы на роль. Учащиеся работают над развитием речи, пластики, игровых способностей.Театральное видение пьесы - приём изучения драматического произведения, при котором работа над пьесой ведётся в виде деловой игры - создание воображаемого спектакля. В процессе игры делается режиссёрский комментарий, эскизы костюмов и декораций, проводятся пробы на роль, выявляется идейно - художественное своеобразие пьесы. Во время подготовки театральной постановки учащиеся заняты поиском дополнительной литературы (справочная, художественная, критическая), чаще обращаются за консультацией к учителю. Такая работа даёт возможность для серьёзной умственной деятельности учащихся, для углубленного исследования текста оригинала, создаёт условия для формирования навыков самообразования.В обучении театрализации выделяется несколько этапов:подготовительный: первичное чтение, фрагментальное чтение, непосредственное чтение текста, осмысление, анализ текста;исполнительский: интерпретация художественного текста, дополненный элементами театральной технологии (интонирование, костюмы, декорации);репетиционный: репетиции перед воображаемым зрителем;презентационный: выступление перед зрителями;рефлексивный: обмен впечатлениями после просмотра.При выборе материала нужно придерживаться определённых критериев: сохранение авторского замысла, авторской концепции, атмосферы произведения, соответствие темы читательским, зрительским интересам, возрастным особенностям учащихся, преобладание в выбранном фрагменте диалогов.                                                                Инсценирование представляется наиболее эффективной формой урока, которая позволяет превратить школьный урок в своеобразный импровизированный спектакль, не выходя за рамки школьной программы. Дети, играя в театр, находятся в творческой зависимости друг от друга, свободно фантазируют, овладевают актерским мастерством.Методист Шумилин Арк.Тихон. считает, что театрализация является творческой формой изучения учебного материала. Элементы драматизации повышают познавательную активность, создают положительный эмоциональный фон занятия.Рыжкова Тат. Вяч. (кандидат педагогических наук, доцент кафедры детской литературы РГПУ им.А.И.Герцена) полагает, что театрализация - одна из форм организации взаимодействия педагога с детьми, их отношения становятся более близкими и доверительными. Театральная педагогика обладает большим потенциалом более тесного сотрудничества с родителями и привлечения их к данному виду искусства.   Привлечение театрализованных сцен на уроки литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию, и основной задачей этих уроков является развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь.Театр комбинирует в себе различную творческую деятельность: придумывают сценарий, исполняют роли, клеят, рисуют декорации, шьют костюмы. Во время таких занятий ребёнок учится общаться.При чтении пьесы читатель оказывается без посредников - режиссера и актеров, декораторов и костюмеров, осветителей и музыкантов, - наедине с героями и их поступками. Читатель драмы должен с помощью своего жизненного опыта и воображения представить происходящие события и их участников, домыслить их судьбы и переживания, скрытые за их словами.Драма как род литературы раньше не включалась в программы для начальной школы. Однако практический опыт учителей поставил эти выводы под сомнения, и в 90-х годах было убедительно доказано в целом ряде исследований, что ребенок 10 лет не только с интересом слушает пьесы и смотрит их в театре, но и готов к их чтению и осмыслению под руководством учителя. Эксперимент был перенесен и в начальную школу и дал оптимистический результат: при точном выборе драматического произведения, затрагивающего интересы ребенка, младший школьник готов и способен освоить основные представления и о драматической форме и осмыслить содержание пьесы.Поэтому сегодня учить читать и осмыслять драму как род литературы мы пробуем уже в начальной школе на примере драматических сказок или пьес, адресованных детям младшего школьного возраста.Все дети любят играть, и ролевые игры - одни из самых любимых: в них дети осваивают мир, учатся, перенимают опыт взрослых. Поэтому инсценирование - театральная игра - любима маленькими школьниками и доступна им.Драматизация - перевод текста эпического произведения в драматическую форму.Инсценирование - постановка на сцене произведения, либо написанного в драматическом жанре, либо переведенного в драматический жанр из эпического или лирического.Подготовительным этапом на пути освоения приемов драматизации и инсценирования оказывается выразительное чтение по ролям (театр у микрофона): где встречаются элементы и драматизации (выделение реплик персонажей и автора), и инсценирования (выразительное чтение).Задача учеников на первом этапе обучения приему - изменить текст так, чтобы в нем остались только реплики персонажей. На втором этапе ученики учатся составлять к репликам персонажей ремарки, отражающие эмоции, и максимально приблизиться к авторскому замыслу и найти для его воплощения в зрительных и слуховых образах наиболее адекватную форму.На третьем этапе создаются авторские ремарки ко всему эпизоду (картине) и между репликами: краткое описание места действия, интерьера или пейзажа, появление или уход персонажа, важные звуки и действия (раздается песня, герой внимательно рассматривает картину на стене).По словам Шумилина Арк.Тихон. (спец. по теории познания и теории творчества.; д-р филос. наук), театрализованные игры снимают психическую и физическую утомляемость, корректируют различные стороны психики, межличностные взаимоотношения. Театральная педагогика способствует профилактике асоциального поведения и социально-педагогической реабилитации неуспешных детей.Драматизировать можно сказки, короткие рассказы, поэмы, басни. Возможно создание "Сказок на новый лад", изменяя сюжет уже знакомых детям произведений, что влечёт лучшее их запоминание, развивает творческое воображение. Стихотворения трудно или даже невозможно драматизировать, но их можно читать, исполняя разные роли (поэта, внешнего наблюдателя и т.д.) Такие задания повысят интерес к литературе.Игра-драматизация. Чтобы максимально задействовать творческий потенциал учащихся, развивать интерес к художественному слову, используется прием драматизации. Во время драматизации каждый ученик, создавая неповторимый образ того или иного героя, проявляет творчество, т.к. по-своему выражает замысел автора.В зависимости от задач, степени активности и самостоятельности учеников можно выделить несколько видов драматизации:анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию;чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, поз, жестов и интонации, мимики героев;постановка «живых картин» к произведению;составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен;драматические импровизации;развернутые драматические представления.Нужно уметь увлечь детей игрой-драматизацией с первых уроков, раскрыть ее секреты на примере русских народных сказок «Колобок», «Теремок». Можно использовать при работе с первоклассниками «Театр-экспромт». Это такая форма работы, которая не требует специальной подготовки детей. Обычно начинают эту работу со сказки «Репка», так как у ее персонажей нет реплик. Детям раздаются маски героев сказки, так распределяются роли. Голос за кадром читает сказку, а дети-актеры исполняют все, о чем сообщает «голос за кадром». Такая форма работы помогает детям психологически раскрепоститься, почувствовать уверенность в своих силах.На уроках творчества дети разыгрывают сценки из выбранных сказок.  Таким образом, происходит не только анализ произведения, но и процесс сотворчества с автором, осознание авторской позиции и выражение своего отношения к поступкам героев. Дети учатся решать противоречия в сказке, прогнозировать развитие сюжета, наблюдать за противопоставленными героями в новых условиях, принимать решения за героя в условиях выбора.Более сложная форма драматизации - чтение по ролям, сопровождаемое анализом эмоционального состояния и качеств характера героев, интонации. Чтение по ролям возможно при работе над любым произведением, в котором имеются диалоги. Может быть прочитан и отрывок произведения. Чтение по ролям начинают вводить еще на уроках обучения грамоте. Можно использовать такой прием, когда за одно действующее лицо читают сразу два ученика, сидящих за одной партой или даже целый ряд. Это позволяет включить в работу на уроке наибольшее количество учащихся, снимает страх перед чтением, раскрепощает детей. В учебниках 2-4 классов регулярно используются разнообразные задания, способствующие развитию этого умения. Начиная с 3 класса, можно усложнить прием чтения по ролям, предлагая учащимся не только произносить слова каждого героя с нужной интонацией, но и показать выражения лиц и, если это возможно, жесты героев. Можно использовать карточки: режиссер, суфлер, актер. Таким образом, нужно учить детей, отражать в мимике, жестах и высказываниях впечатления о героях.Одним из важных этапов работы на уроке литературного чтения является отработка мимики, жестов, движений. Достичь успеха здесь помогает используемая пантомима, в которой ребенок раскрывает свои чувства и понимание образа, испытывая при этом только положительные эмоции. Пантомима - форма театра.Пантомима имеет также и оздоровительное значение, развивая гибкость, мелкую моторику рук; со стороны психологического здоровья - помогает преодолеть стеснительность. Возможен такой вариант: дети пытаются изобразить события, ну например, басни. Остальные учащиеся угадывают, кто угадал, показывает другую сценку и так далее. Это своего рода игра, а дети любят играть.Итак, данный приём требует большой коллективной подготовки: оформление декораций, подготовка костюмов, репетиции. Несмотря на это, такой урок всегда праздник в жизни ребенка. Здесь ребёнок играет для себя и для других. Важно каждому ребёнку предоставить возможность попробовать себя в роли актёра. Самостоятельно сочиняют частушки, стихи.Составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен, поз, мимики представляет большой интерес благодаря тому, что помогает с новых, порой неожиданных сторон, взглянуть на произведение, попытаться увидеть, вообразить, додумать многие сцены изучаемых произведений. Этот прием способствует не только развитию речи, но и более глубокому пониманию произведения.Драматизация — один из ключей к творческому развитию ребенка, ибо открывает новую грань его деятельности, развивает ее, приобщая не только к искусству слова, мимики, жеста, но и к культуре общения со сверстниками.Ценность приема драматизации определяется тем, что он помогает детям зримо увидеть содержание литературного произведения, развивает воссоздающее воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы.Список использованной литературы:1. Агапова, И. А. Театральные постановки в средней школе: пьесы для 5-9 классов / И.А. Агапова, М.А. Давыдова.Москва:, 2016. - 348 c.2. Бармин, А. В. На школьных подмостках: пьесы, театрализованные представления, литературные композиции / А.В. Бармин. - Москва: Высшая школа, 2016. - 914 c.3. Богомолова, Ю. П. Кукольный театр - детям / Ю.П. Богомолова. - М.: Владос, 2007. - 128 c.4. Верникова, Л.М. Театрализованные представления для школьников / Л.М. Верникова. - М.: Владос, 2013. - 636 c..5. Климашевский, А. В. Сокровища зимнего леса. Сборник лучших новогодних сценариев для детей / А.В. Климашевский. - М.: Феникс, 2006. - 104 c.6. Крыловский вечер в школе. - М.: Детская литература. Москва, 2015. - 144 c.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X