Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Прибыткова Ольга Владимировна

Родительское собрание в форме семинара-практикума в подготовительной к школе группе «Фонематические процессы и их значение при обучении грамоте»

скачать документ

Вернуться назад

Родительское собрание в форме семинара-практикума в подготовительной к школе группе «Фонематические процессы и их значение при обучении грамоте»Цель: расширить представления родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей детей старшего дошкольного возраста в вопросах развития речи.Задачи: Познакомить родителей с понятием и критериями речевой готовности к школьному обучению.Показать родителям важность сформированности всех компонентов речи для успешного обучения ребенка в школе.Активизировать родителей в стремлении использовать игры и игровые упражнения для развития речи у детей в домашних условиях.Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий и игр.Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.Предварительная работа:Изучение специальной педагогической литературы.Анкетирование родителей.Подбор игр и игровых упражнений.Оформление памятки для родителей.Оборудование: мольберт с заданиямиРаздаточный материал: листы бумаги и ручки. Участники семинара-практикума: родители воспитанников подготовительных групп детского сада, учителя-логопеды.Ход семинара - практикумаI. Организация начала мероприятияУчитель-логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Очень приятно видеть вас, спасибо, что нашли возможность прийти на наше мероприятие.Итак, «Скоро в школу!» – момент очень волнительный и ответственный как для ребенка, так и для его родителей. Наверное, вы не раз спрашивали себя: «Как помочь ребенку в подготовке к школе?»Все мамы и папы хотят, чтобы их ребенок хорошо учился, чтобы его интеллектуальные способности были отмечены педагогами и помогли успешно осваивать школьные премудрости. Готовность к школе включает в себя:физическую готовность (ребенок должен быть крепким, здоровым, выносливым); психологическую готовность (у ребенка сформировано внимание, он быстро запоминает материал; умеет слушать учителя, проявляет интерес к знаниям, любознателен и готов к совместной с другими детьми работе).Педагогическую готовность (дошкольник владеет знаниями и представлениями об окружающем мире);Речевую готовность.Учитель-логопед: Сегодня мы хотели бы поговорить с вами о речевой готовности к школе. Надо ли готовить детей к обучению грамоте. Как эффективнее и лучше это делать.Начнем с понятия «фонематический слух» и его значении при обучении чтению и письму. Что такое фонематический слух и почему он так важен?Слух - это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним  в окружающей среде. Слух бывает неречевой, речевой и музыкальный.Неречевой (обычный) слух – это восприятие природных, бытовых шумов. На обычном слухе мы воспринимаем речь.Музыкальный слух-Бах, Бетховен, Моцарт; Речевой слух – это умение слышать и различать звуки в речи. Речевой слух - это и есть фонематический слух - это способность выделять и различать звуки речи, т.е. отличать или различать П – ПЬ, Б – БЬ, П – Б, С – Ш, Р, правильно употреблять его в речи.Очень часто, готовя ребёнка к школе, родители стараются научить читатьили писать слова, не задумываясь о том, что сначала необходимо научить ориентироваться в звуках, т.е. знать из каких звуков состоит слово и уметь соотносить звук с буквой - именно это умение является основой для успешного обучения грамоте.Этим навыком ребёнок без специального обучения овладеть не может. Его надо научить доступным методом. А так как любимая деятельность дошкольников – это игра, поэтому и учить надо в игре.Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Такие речевые игры способствуют развитию речи, фонематического восприятия, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка.Поэтому можно легко и непринуждённо, «между делом» проводить маленькие, но очень важные «уроки».II. Основная частьУчитель-логопед: Вы — уважаемые взрослые «становитесь» детьми. Давайте поиграем, и вы поймете, как развивать фонематические процессы, т.е. как научить слышать и различать звуки.Игра «Поймай звук»Учитель-логопед: Игра «Поймай звук». Хлопните в ладоши, когда услышите звук «Л». П Х Л Р Н А Л Ш К Л У И ЛУчитель-логопед: Хлопните в ладоши, когда услышите звук «Л»в слове Мак, Лак, сок, Лапти, воЛк, морковка, красивый, гоЛодный, хоЛодный, деревянный, спеЛый. Игра «Придумай слова с заданным звуком»Учитель-логопед: Игра «Придумай слова с заданным звуком». Запомните, что легче услышать звук изолировано (отдельно, утрированно), в конце слова.А теперь давайте послушаем, кто больше подберёт слов, которые заканчиваются на звук «Л». Будем называть слова по очереди.Стол, пенал, укол, осел, дятел, футбол, бокал, вокзал, козёл, стул.Учитель-логопед: Теперь назовите слова, которые начинаются на звук Л.Лотос, луна, лыжи, лодка, ложка, лыжник, лупа, лук, локоть.Учитель-логопед: И самое сложное, это когда звук произносится в середине слова(Волк, вилка, иголка, клубника, глобус, кукла, слон, облако).Учитель-логопед: Дома или на улице можно еще поиграть в игру «Путешествие» - это когда вы соревнуетесь с ребенком, кто найдёт больше предметов, обозначаемых словами с определённым звуком.3. Игра «Ушки на макушке»Учитель-логопед: Следующая игра «Ушки на макушке» поможет вам научить ребенка развивать и распределять внимание, различать звуки на слух.Сейчас я буду называть слова, а вы, как только услышите слово, в котором есть звук Л, хлопните в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Р- хлопните 2 раза. Лак, рак, клавиши, краб, ракета, лампочка.(В этой игре лучше всего использовать звуки, близкие по звучанию - парные П – Б, Т – Д, Ш – Ж и парные по твёрдости – мягкости: П – ПЬ, Б – БЬ, Р – РЬ, Л - ЛЬ)Теперь давайте потренируемся на звуках Л – ЛЬСейчас я буду называть слова, а вы, как только услышите слово, в котором есть звук Л, хлопните в ладоши. Если услышишь в слове звук ЛЬ – топните ногой.Лом, лён, ложка, Лёшка, пилот, полёт, лоток, зло, листик, лосёнок, липки, лоток, клён, летун, слово, листы, слева, кашалот, самолёт, уголок, уголёк, болото, полёты, колёса, ластик, лук, люк, слон, силён, лапки.           4. «Капризное эхо»Учитель-логопед: Следующая игра называется «Капризное эхо». Цель: развитие внимания, памяти. Представьте, что вы – капризное эхо, и поэтому повторяете не всё, что слышите, и не сразу. Я буду произносить разные слова. Ваша задача их внимательно прослушать и запомнить.Слушайте внимательно слова:ШАР, ШУБА, КИНО, СОК, МЫШКА, МИСКАУчитель-логопед: повторите только те слова:в которых слышишь звук Шв которых слышишь звук СУчитель-логопед: Давайте еще потренируемся… Слушайте внимательно слова:ЛАК, РАК, ШАЛЬ, ЖАРА, ЛАПАУчитель-логопед: повторите только те слова, в которых слышишь звук Л5. «Цепочка слов» Учитель-логопед: игра называется «Цепочка слов». Цель игры: умение определять первый и последний звуки в словах. Вам надо придумать слово на последний звук предыдущего слова. Давайте поиграем…Важно: Выполняя задание этой игры, надо помнить, что звонкие согласные звуки в конце слов оглушаются: МОРОЗ, ЗУБ.Первое слово ЗВУК, следующее слово на звук [К] и т.д.6. Игра «Назови звуки в слове»Учитель-логопед: Еще одна игра развивает у детей умение слышать звуки в слове и называть их называется «Назови звуки в слове». Я стану называть звуки — один за другим. А вы слушайте внимательно и постарайтесь сказать, какое из них получится слово.1 вариант – звуки произносятся с интервалом в 2-3 секунды:Ш........К……..А........Ф К....... О....... Ф...... Т... ….А2 вариант – звуки произносятся с интервалом в 4-5 секунд:П......А......У......К З.......А.......М.......О......К7. Игра «Звуки в слове»Учитель-логопед: Игра называется «Звуки в слове». Цель игры: учить слышать звуки в слове, определять их количество и последовательность. Поиграем с вами на примере слова ТУЧА. Назовите, пожалуйста, звуки в слове по порядку и их количество.(Слова: ШКОЛА, КОМНАТА).8. Игра «О чем поведали буквы?»Перед родителями ставится доска (мольберт) с буквами: ЧШЦТ. Вызывается один родитель.Учитель-логопед: Вы знаете, что записанные слова состоят из БУКВ, а произнесенные — из ЗВУКОВ. Перед вами четыре буквы. Назови их, пожалуйста.ЧШЦТУчитель-логопед: Я называю слово: ЧАШКА. Покажите из четырех предложенных букв ту, которая обозначает первый звук произнесенного мною слова.Логопед выставляет другие буквы: ОУАМ.Учитель-логопед: А теперь покажите из четырех букв ту, с которой начинается слово АИСТ.ОУАМ9. Игра «Спрятанное слово»Учитель-логопед (используется мольберт): Составьте слово из первых звуков слов:  ШАПКА, АВТОБУС, РАК   –   ШАРОдин из родителей выходит к мольберту и выполняет задание.Учитель-логопед (используется мольберт):Составьте слово из последних звуков слов:  КОМАР, ТРАВА, СОК    –   РАКОдин из родителей выходит к мольберту и выполняет задание.Учитель-логопед (используется мольберт с написанными словами): Составьте слово из третьих звуков слов:КУСТ, КРОТ,  КУКЛА      –    СОКУчитель-логопед: Играть можно с картинками  или  без наглядной основы.10. Слоговая структура словУчитель-логопед: Еще одним критерием речевой готовности ребенка к школе является воспроизведение слоговой структуры слова. Ребенок 6-7 лет необходимо правильно произносить слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаваторщик, мотоциклист, регулировщик) в быстром темпе, не переставлять и не пропускать слоги. С детьми можно поиграть в игры, целью которых является отработка ритмического рисунка слов, т.е. определения слогов в слове. Можно поиграть с мячом (ребёнок отбивает мячом ритм заданного слова).Для выполнения следующего задания нам понадобится помощь одного родителя.Логопед предлагает родителю, прыгая на двух ногах, проговорить слово по слогам:МОЛОКО, ВИЛКА, ПАРУСНИК.Учитель-логопед: важным является научить детей делить слова на слоги, уметь отхлопывать или отбивать ритмический рисунок слова.III. Заключительная частьУчитель-логопед: В заключении хотели бы дать Вам несколько важных советов:если вы решили выучить с ребёнком алфавит, то помните, учить надо с ним, как эта буква произносится. Например, не ПЭ, а П, не МЭ, а М и т.д. Иначе, в дальнейшем, ребёнок будет читать вместо МАМА – МЭАМЭА.Важно, что бы ещё в детском саду ребёнок знал, различал и правильно употреблял понятия «звук». «Не путайте понятия «звук» и «буква».Звуки мы произносим, а буквы пишем. Звуки мы слышим, а буквы видим.Звуки делятся на две группы: гласные и согласные звуки.Согласные звуки (не буквы!!!) бывают мягкими и твёрдыми, звонкими и глухими.Мы предлагаем вам небольшие шпаргалки, которые помогут вам не забыть об этом.(Логопед представляет родителям буклет).Если у ребенка недостаточно сформирован фонематический слух, то ребенок при чтении и письме может допускать ошибки.Учитель-логопед: Уважаемые родители! Очевидно, что помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваше внимание, любовь, забота, помощь, заинтересованность нужны ребенку больше всего.Надеемся, что полученная сегодня информация была полезна вам. Спасибо за ваше активное участие! Всего вам доброго!

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X