Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Леонтьева Татьяна Леонидовна

Исследовательская деятельность на уроках физики как средство формирования функциональной грамотности учащихся

скачать документ

Вернуться назад

Исследовательская деятельность на уроках физики как средство формирования функциональной грамотности учащихсяАвтор: Леонтьева Татьяна Леонидовна, учитель физикиОрганизация: МБОУ «ШИСОО» с. СамбургДля максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества учащимся необходимо уметь самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать полученную информацию. «В условиях модернизации образования роль физики, имеющей множество «пограничных» с другими дисциплинами областей исследования возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний»».В связи с этим, изучение физики должно быть ориентировано на развитие функциональной грамотности обучаемых. К сожалению, с формированием естественно-научной грамотности у большинства школьников наша система образования пока справляется неудовлетворительно.Функциональная грамотность – это умение эффективно действовать в нестандартных ситуациях, т.е. способность повседневно решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. На уроках физики учитель формирует естественнонаучное познание, используя методы эмпирического и теоретического исследования, индукцию, дедукцию, анализ, обобщение и многое другое. Но выходя из-за парты, ученик «отсеивает» учебный материал, поэтому должны остаться умения, которые мы и называем функциональной грамотностью.Область функциональной грамотности: Естественно-научная грамотность Математическая грамотность Читательская грамотностьФинансовая грамотностьГлобальные компетенции и креативное мышлениеРаботая с учащимися, я часто обращала внимание на то, что дети не понимают то, что прочитали, а ведь им необходимо научиться изобретать, понимать новое, выражать собственные мысли, принимать решения.Помогает решить эти вопросы при обучении физике постановка ученика в условия исследователя, на место учёного или первооткрывателя.Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что физика – это не страшно, физика – это интересно.Формирование функциональной грамотности через исследовательскую деятельность – процесс длительный и многосторонний. Однако, положительных результатов можно добиться при соблюдении принципов непрерывности образования, развития индивидуальности каждого ребенка, системности организации образовательного процесса, раскрытия и поддержки талантливых детей. Тогда процесс формирования функциональной грамотности через исследовательскую деятельность будет полным и целостным.Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.Исследовательская деятельность учащихся является эффективной образовательной технологией комплексно развивающей универсальные учебные действия и ключевые компетенции.Учебно-исследовательская деятельность – это «форма образовательно-воспитательного процесса, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.Для успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у учащихся элементарные навыки этой работы и пробудить интерес к исследовательской работе.Важно научить учащихся:Ставить цель;Составлять план исследований;Подбирать необходимые приборы и материалы;Собирать необходимые установки;Проводить исследования и формулировать выводы.Исследовательская деятельность учащихся многогранна и организую её на любом этапе обучения физике:При изучении физической теории;При решении задач;При проведении демонстрационного эксперимента;При выполнении лабораторных работ.Исследовательский метод очень эффективен при изучении физической теории. Так, при изучении механических колебаний исследуем зависимость периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.При изучении закон Гука мы исследуем зависимость силы упругости от удлинения пружины.При изучении динамики экспериментально исследуем зависимость ускорения тела от приложенной к нему силы, исследуем зависит ли ускорение от свойств тел.Как зависит скорость испарения жидкости от рода, температуры и площади свободной поверхности жидкости?Из предложенных приборов учащиеся выбирают нужные, вносят предложения, проводят эксперименты, делают выводы.Без решения задач курс физики не может быть усвоен. «Задачи должны не только и не столько способствовать закреплению знаний, тренировке в применении изучаемых законов, сколько формировать исследовательский стиль умственной деятельности», считал Э. А. Эйнштейн.Какие законы и закономерности справедливы для данной ситуации? Как это обосновать?Записываем эти законы и закономерности в виде уравнений или систем уравнений.Открываем вопрос задачи и решаем полученную систему уравнений относительно искомых величин.Остается простая подстановка численных значений.Предлагаю задания на различные виды деятельности, например: Синтез: Запишите, какие бытовые электрические приборы есть в Вашей семье. Можно ли проверить существует ли магнитное поле вокруг них? Анализ. Возьмите несколько вещей/предметов изготовленных из различных материалов: ключ от квартиры, стакан, линейки деревянную и алюминиевую измерительную, пластмассовую ручку. И поднесите по очереди к указанным предметам магнитную стрелку, понаблюдайте за ней. Анализ. Выявите закономерность месторождения железных руд на территории РФ.Синтез: Напишите фантастический рассказ о магнитных взаимодействиях.Оценка: Оцените действия магнитного поля для живой и неживой природы.А еще, в качестве домашнее задания можно предложить школьникам вопрос, как птицы мигрируют из одного места в другое, в ночное и дневное время?Задание на ознакомление, понимание, применение, анализЗадание на ознакомление, понимание, применение, анализ, напрмер:1. Вспомните и напишите в тетрадях единицы атмосферного давления. 2. Приведите не менее двух примеров влияния атмосферного давления на самочувствие человека. Объясните причину горной болезни. 3. Рассчитайте высоту горы, если у подножия атмосферное давление равно 765 мм рт.ст., а на вершине – 720 мм рт. ст.? Задание выполните в тетради. 4. Задание для группы: Можно ли сдавать в багаж при полете на самолете плотно закупоренные стеклянные банки? Где легче пить сок через соломинку: на горе или в шахте? Дайте ответ и его обоснование. Опишите, что будет происходить с надутым воздушным шариком, помещенным под колокол воздушного насоса, из которого откачивают воздух?5. Людям каких профессий необходимо понимать и учитывать в своей работе зависимость атмосферного давления от высоты? Составьте инструкцию о способах предотвращения горной болезни. Задания на работу с таблицами, графиками, например:Сравните температуру плавления твёрдой ртути и твёрдого спирта. У какого из этих веществ температура плавления выше?Какой из металлов, приведённых в таблице 3, самый легкоплавкий; самый тугоплавкий? Будет ли плавиться свинец, если его бросить в расплавленное олово? Ответ обоснуйте. Можно ли в алюминиевом сосуде расплавить цинк? Ответ обоснуйте.Почему для измерения температуры наружного воздуха в холодных районах применяют термометры со спиртом, а не с ртутью?4360545602615На рисунке изображены графики зависимости изменения температуры двух тел одинаковой массы от времени. У какого из тел выше точка плавления? У какого больше удельная теплота плавления? Одинаковы ли удельные теплоёмкости тел?19050111125Физика - это наука экспериментальная, в том смысле, что основные законы природы, изучением которых она занимается, устанавливаются на основании данных эксперимента. Экспериментальная физика - увлекательная работа для учащихся. Её методы позволяют понять и объяснить, а во многих случаях и открыть новые знания.Изучение явлений на основе физического эксперимента способствует формированию научного мировоззрения учащихся, более глубокому освоению законов, повышает интерес у школьников к изучению предмета. Выполнение опытов и наблюдений в домашних условиях является важным дополнением ко всем видам экспериментальных и практических работ, проводимых в школе. Домашние опыты и наблюдения приучают учащихся к исследовательской работе, способствуют выработке навыков самостоятельного планирования опытов, подбора оборудования, формируют умения познавать окружающие явления, рассматривая их в новой ситуации. Ценно, что ребята сами дают объяснения опытов, и не важно, если ученик на первых порах делает это не правильно или не совсем точно. Важно, что он старается сам разрешить задачу. Начиная вместе с классом заниматься исследованиями на уроках, некоторые ребята осознают необходимость продолжения исследовательской деятельности самостоятельно по интересующим их темам. Таких ребят я обучаю навыкам исследовательской деятельности во внеурочное время. Начиная от выбора конкретной темы исследования, ребята подходят к ее реализации. Затем следует обучение подготовке к выступлению, подготовка презентации работы, выступление на конференциях разного уровня и рефлексия. Темы работ самые разнообразные, иногда они связаны с изучаемым на уроках материалом, а иногда нет, например: «Энергоэффективность дома», «Экологические проблемы использования автомобильного транспорта», «Глаз - как оптическая система», «Исследование остроты слуха», «Солнечная активность» и другие.Исследовательская деятельность, в урочной и во внеурочной деятельности, имеет эффективность в формировании функциональной грамотности обучающихся. Именно исследовательская деятельность позволяет включать учащихся в поиск решений проблемных ситуаций современного мира, учит находить информацию, хранить и обрабатывать ее, устанавливать закономерные связи, вести самостоятельную работу, работать в коллективе, распределять время работы, оценивать результаты своего труда и давать оценку результату труда других. Использование исследовательской деятельности не только оживляет учебный процесс, но и обогащает знаниями, полученными в результате самостоятельной поисковой деятельности, которые становятся долговременными и прочными. Формирование функциональной грамотности - это очень длительный процесс и реализуется во всех образовательных областях, а не только на уроках физики. Использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как в обучение внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы – наблюдения и эксперименты, которые являются специфичной формой практики. Их педагогическая ценность в том, что они помогают учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; создают необходимые условия для развития умений обучающихся анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Все это способствует формированию функциональной грамотности школьников.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X