Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Шмакова Наталья Николаевна

Программа кружка

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №60 «Теремок» комбинированного вида города БеловоПРИНЯТАПедагогическим советомПротокол № 5«28»августа 2022г.УТВЕРЖДАЮЗаведующий МБДОУ детскийсад №60 города Белово_____________________________Дополнительная общеразвивающая программапо социально – гуманитарной направленности«Путешествие в прошлое, настоящее и будущее»Разработчик:Шмакова Н.Н. воспитательБеловский городской округ 2022 уч. г.СодержаниеЦелевой раздел………………………………………………………………….3 Пояснительная записка…………………………………………………………8Цель и задачи……………………………………………………………………9 Принципы при организации работы с детьми……………………………….10Планируемые результаты освоения рабочей программы………………….11Содержательный раздел………………………………………………………..12Значимые для разработки и реализации программы характеристики детей старшего возраста…………………………………………………………………….12Методы освоения программы…………………………………………………14Тематический план……………………………………………………………..17Организационный раздел……………………………………………………...18Информационно-методическое обеспечение…………………………………18Психолого-педагогические условия, обеспечивающие решение задач программы…………………………………………………………………………….19Предметно-развивающая среда……………………………………………….20Материально-техническое обеспечение………………………………………21Целевой разделПояснительная записка «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»Михаил ЛомоносовВ настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Никакие социально-экономические и политические реформы в России не могут быть успешно реализованы без нравственно-патриотических чувств каждой отдельной личности и общества в целом.Согласно приоритетам Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года, система российского образования призвана обеспечить:- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;- формирование общей культуры и межличностных отношений.Ведущим принципом государственной образовательной политики выдвигается воспитание духовно-нравственного человека-гражданина, обладающего высокими моральными устоями.На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Множество негативных явлений среди молодых родителей, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочее), имеют свои истоки в дошкольном детстве. Погруженный в технократию мир предлагает ребенку информацию вместо знания, заданную программу вместо развития собственной фантазии, телевизор и игровой компьютер вместо необходимого человеческого общения. Агрессивная информационная среда подавляет развитие личностных качеств, определяющих человеческую сущность, - способности к состраданию и милосердию, к самостоятельному мышлению и принятию решений, творчеству и созиданию. Искажения в развитии личности особенно опасны в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Оказавшись без должного воспитания, в отрыве от отечественной культурной среды, высшие сферы личности ребенка-дошкольника, его мировоззрение заполняются суррогатным содержанием виртуального мира, заблуждениями воспитанных в атеизме взрослых и мистикой.В последующем лишенная традиционных нравственно-патриотических ориентиров и ценностей жизнь ребенка превращается в подчиненное блуждание по различным компьютерным программам, зачастую агрессивным и даже садистским. Неполноценное, а то и искаженное нравственно-патриотическое воспитание ребенка является причиной деформаций его социального развития. И эта опасность усиливается тяжелейшим нравственным кризисом, который переживает современное российское общество.  Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Нужно так продумать программу воспитания в детском саду, чтобы поднять на более высокий уровень знание детьми обычаев и традиций своего посёлка, края.Отсюда вытекают следующие проблемы: -какими должны быть формы и содержание воспитательно-образовательного процесса, чтобы, не перегружая дошкольников дополнительными занятиями, воспитать чувство любви, ответственности, гордости к своему родному краю;-какие формы воспитательной работы помогут сформировать у дошкольников потребность заботиться об окружающих людях, дадут возможность для самостоятельной деятельности и творческой самореализации. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили её наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском возрасте в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребёнка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в соответствии нормативно - правовыми документами:• Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от 29.12.2012) с изменениями от 31.07.2020 г;• Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р)• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. № 196)• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"(вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...") (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)• Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)• Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».• Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (одобрена решением коллегии Минобрнауки РФ от 06.10.2004).• Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки РФ от 26.03.2007 г. № 06-636).• Приказ министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования».• Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5.05.2018. №298-н.При реализации содержания программы расширяются знания, полученные при изучении окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, формируются межпредметные связи. Важное место отводится практической деятельности обучающихся. В результате освоения программы, обучающиеся смогут применять приобретенные знания и умения для: самостоятельного знакомства с историко-культурными объектами Кузбасса; поиска нужной информации о родном крае, людях – внесших вклад в развитие и историю области. Программа осуществляет патриотическое развитие детей 5-7 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Периодичность деятельности: еженедельно;Количество занятий в год: 52Количество занятий в неделю: 2Количество занятий в месяц: 8Продолжительность деятельности: 25 минут. В содержании программы учитываются такие возрастные особенности данного возраста, как потребность кразвитию патриотических, духовно-нравственных качеств, ценностных ориентиров в развитии личности.Форма обучения – очная.Направления программы:1. Сохранение духовности и культуры человека;2. Создание условий для успешного наследования традиционной и отечественной культуры;3. Воспитание патриота, духовно-богатого, творческого с огромным потенциалом самореализации;4. Практика – ориентированная направленность. Программа основывается на важнейшем дидактическом принципе— развивающем обучении и научном положении JL С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).Работая по данной программе, будет более эффективно при создании в группе предметно-развивающей среды. АктуальностьОтслеживая показатели демократического климата в ДОУ для детей, педагогов, родителей мы провели опрос по вопросам патриотического воспитания и увидели следующие данные: 89% считают, что сегодня в нашей стране нужно уделять больше внимания патриотическому вниманию дошкольников, 75 % считают, что патриотическое воспитание всегда приносит только пользу, 78% считают, что патриот должен и любить малую родину, и гордиться ею, другие считают, что патриотическое воспитание не возможно без любви к малой родине, а гордиться ею не обязан. Только 40% считают, что обязательно надо быть всегда терпимым к другим, и толерантным.Данные социального опроса позволили увидеть проблемы со стороны всех участников образовательного процесса. И педагоги, и дети, и родители не достаточно умеют критически мыслить, действовать для изменения социальной действительности; не всегда терпимы к инакомыслию и толерантны; не умеют руководствоваться демократическими ценностями, не имеют навыков достаточных знаний гражданского поведения.Поэтому и назрела необходимость создания программы по нравственно-патриотическому воспитанию «Путешествие в прошлое, настоящее и будущее».Цели и задачиЦель: формирование познавательной, информационной, коммуникативной компетентности, интеллектуального развития обучающихся посредством воспитания у детей дошкольного возраста чувства гордости, любви к родной земле и краю, к историческому прошлому и настоящему. Задачи: Обучающие: Обогатить знания детей об истории России и родногокрая;Формировать навыки поиска и работы с различными информационными источниками;Развивающие:Развивать нравственно-патриотические качества детей, через практико – ориентированные модели воспитания. Воспитательные:Воспитание чувство ответственности за успех и развитие своего Государства.1.3.Принципы1. Доступность: - учет возрастных особенностей детей; - адаптированность материала к возрасту. 2. Систематичность и последовательность: - постепенная подача материала от простого к сложному; - частое повторение усвоенных норм. 3. Наглядность: -учет особенностей мышления. 4. Динамичность: - интеграция программы в разные виды деятельности 5. Дифференциация: - учет возрастных особенностей; - создание благоприятной среды для реализации театрализованной деятельности, организации театрализованных игр. 1.4. Планируемые результаты освоения программыЦелевые ориентиры в освоении программыВоспитанник должен уметь: - Проявлять интерес к возникновению прошлого, настоящего и будущего родного края, любви и патриотизма;-  уметь ориентироваться в исторической информации различного рода;- знать полководцев России; - называть основные достопримечательности Кузбасса (общественные и культурные места); - Вслушиваться в особенностипоэтических или литературныхтекстов. -обращаться к театру, как источникуэмоционального сопереживания ирадости.- овладевает основными знаниями об исторических фактах в годы Великой Отечественной Войны.Целевые ориентиры на конец старшего возрастаУметь отражать полученные представления в разных видах деятельности с помощью взрослого или самостоятельно.Уметь находить причинно-следственные связи в познавательно-поисковой деятельности.Уметь делиться впечатлениями, опираясь на личный опыт.Уметь ориентироваться по карте области.2. Содержательный раздел2.1. Значимые для разработки и реализации программыхарактеристики детей старшего возрастаРебенок старшего возраста стремится познать себя и другого человека, как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимость в взаимоотношениях людей. Происходят качественные изменения в поведении детей, формируется возможность саморегуляции, дети начинают проявлять к себе те требования, которые предъявляли им взрослые.Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений со сверстниками. Игровые действия становятся разнообразными. Дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем мире, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Внимание детей более устойчиво и произвольно. Улучшается устойчивость памяти, преобладает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку более сложные задачи, с использованием схем, чертежей… Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводит действительность.Дети учатся самостоятельно строить игровые, деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, используя прямую и косвенную речь. Творческие проявления более осознанные и направленные.Развитие центральной нервной системы идет активно. Этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. Ребенок развивается интеллектуально, творчески, получает положительные эмоции от полученной информации.У детей продолжает развиваться восприятие, образное мышление; навыки обобщения и рассуждения; внимание становится произвольным. Воображение становится, с одной стороны богаче и оригинальнее, а с другой – более логичным и последовательным. Развивается и речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика, связная речь, диалогическая и некоторые виды монологической речи, расширяется словарь детей.Основные достижения этого возраста связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.2.2. Методы освоения программыНаглядный метод– грамотный подбор дидактического и демонстрационного материала, является основным. Педагог подбирает материал доступный для просматривания и в соответствии с возрастом. Закрепление пройденной темы – экскурсии, встречи, показ педагога, использование педагогом компьютерных технологий, для создания у обучающегося дополнительной мотивации.Словесный метод. Это беседа о данной теме, объяснение, обсуждение историй из личного опыта детей и педагога, объяснение методики выполнения приемов (продуктивная деятельность), оценка.Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с различными практическими материалами, где педагог, используя игровую атрибутику, активизирует работу головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.Практический метод: Создание на территории детского сада «Аллеи Памяти» с привлечением детей, родителей и педагогов.Форма организации образовательного процесса: индивидуально-групповая.2.3. Тематический план.Сентябрь«Что мы знаем о нашей Родине?Цель: пробуждать интерес детей к истории и культуре России; вызвать интерес к жизни предков; воспитывать доброту, заботу друг о друге, умение решать вопросы сообща.«Как татары Русь хотели завоевать».Цель: используя былины, легенды, конкретные имена и исторические события, воспитывать желание узнавать историю жизни русских людей, отличать достойные поступки от недостойных, выделять и понимать лучшие человеческие качества.Октябрь«Александр Невский – освободитель земли русской».Цель: на примере конкретных исторических событий и личностей воспитывать интерес к истории своей Родины; объяснить, что народ с благодарностью чтит память защитников России.«Кто такой Дмитрий Донской» Цель: познакомить детей с исторической личностью – князем Дмитрием Донским. Рассказать детям о том, что делал Дмитрий Иванович для укрепления своего княжества.Ноябрь«Как возникла Россия. Символика страны, герб, флаг».Цель: закрепить знания детей о природе России. Познакомить с историей возникновения страны, с ее символикой, воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну.Царь Иван Грозный, правитель российский».Цель: познакомить детей с первым русским царем Иваном Грозным. Рассказать, почему его прозвали «Грозным», о заслугах царя перед Отечеством (стали издаваться первые русские печатные книги, укрепилось русское войско, присоединены земли далекой Сибири).Декабрь«Минин и Пожарский»Цель: продолжать знакомить детей с людьми, прославившими Россию.«Иван Сусанин»Цель: продолжать знакомить детей с героическими подвигами русских людей; показать, что благодарность им и память народа о них живет в произведениях искусства; воспитывать чувство патриотизма.Январь«Царь Петр Первый» Цель: поддерживать интерес к истории своей Родины, опираясь на конкретные исторические события, исторические личности, учить детей рассуждать, оценивать ситуации, поступки.«А. В. Суворов - великий русский полководец» Цель: познакомить с великим русским полководцем А. В. Суворовым; помочь осознать, что для того, чтобы стать мастером своего дела (в данном случае - военным командиром, надо много над собой работать; воспитывать уважение к русскому воину, храбрость, доброту, дисциплинированность, преданность своему народу.Февраль«Великий полководец Кутузов»Цель: на конкретных исторических событиях знакомить детей с историей Родины, с великими полководцами; подчеркнуть, что русские люди с благодарностью помнят героев, защищавших нашу землю; воспитывать уважение к каждому человеку «Недаром помнит вся Россия» Цель: закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества. Познакомить с некоторыми моментами истории России, связанными с защитой Отечества – Отечественной войной 1812 года, героизмом русских солдат и простого народа; с тем, как увековечена память тех, кто защищал Россию в те времена. Воспитывать чувство гордости за свой народ, армию; желание, став взрослым, встать на защиту своей страны.Март«Декабристы, подвиг жен декабристов»Цель: на примерах героических событий и добрых начинаний формировать интерес к истории нашей Родины; дать понятия: честь, долг, обязанности по отношению к своему ближнему. «Худой мир лучше доброй ссоры»Цель: на конкретных примерах истории формировать правильное отношение детей к войне; учить рассуждать, договариваться с другими, решать все сообща, воспитывать патриотизм, справедливость, благоразумие, доброту.Апрель«Кузбасс – наш край родной»Цель: стимулировать интерес к истории Родины; продолжать знакомство с историей Кузбасса; подчеркнуть, что все это любовно и заботливо создавалось веками трудом и талантом человека, воспитывать уважение к своему народу, благодарность предкам, любовь к Родине.«Семь чудес Кузбасса»Цель: приобщение дошкольников к истории и культуре своего народа, формирование чувства привязанности к своей Родине.МайТоржественное открытие «Аллеи Памяти»«Война с немецко-фашистскими захватчиками»Цель: на примерах подвигов героев – школьников рассказать детям о войне с фашизмом; воспитывать чувство патриотизма, стремление быть похожими на этих героев.«Рассказ – беседа о Дне Победы»Цель: закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Вспомнить какие памятники в нашем городе напоминают нам о героях. Познакомить с памятником Г. К. Жукову; рассказать, почему ему воздвигли памятник. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.3. Организационный раздел3.1. Информационно-методическое обеспечениеСодержание данной программы реализуется при наличии информационно-методического обеспечения, предметно пространственной среды.1.            «Дни воинской славы» Патриотическое воспитание дошкольников М.Б. Зацепина, Мозаика-Синтез Москва,20102.            Энциклопедия «Что было до нашей эры».3.            Справочник дошкольника «История».4.            Детская энциклопедия «РОСМЭН».5.            О. В. Дыбина «Что было до…».6.            Л. Н. Толстой «Былины».7.            Сказки народов мира.8.            Г. Н. Данилина «Дошкольнику об истории и культуре России».9.            Т. В. Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях».10.            Н. В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» (старший возраст).11.            О. С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников».3.2. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие решение задач программыЛичностная индивидуальная взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств…Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, т.е. сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.Формирование игры как фактора развития ребенкаСоздание развивающей образовательной среды способствующей познавательному, физическому, социально-коммуникативному, речевому, художественно-эстетическому развитию.Участие семьи как условие для полноценного развития ребенка. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящий готовый образец) и продуктивной (производящий субъективно новый продукт) деятельности, т.е. деятельности по усвоению форм и образов детской и творческой деятельности.Профессиональное развитие педагогов направленное на развитие профессиональной компетентности и мастерства мотивирования ребенка.3.3. Предметно-развивающая средаНасыщенность – соответствие среды возрастным возможностям детей и содержанию программы. Наличие средств обучения ( в том числе и технических) разнообразие материала для всех видов активности воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.Трансформируемость – возможность изменение среды от образовательной ситуации.Доступность – свободный доступ всех воспитанников к играм, игрушка, материалам.Полифункциональность – возможность разнообразного использования различных составляющих среды в разных видах детской деятельности.Вариативность – наличие различных пространств, разнообразных материалов, игры, игрушек. Периодическая сменяемость и появление нового.Безопасность – соответствие всех элементов среды требованиям надежности и качествам.Организация образовательного пространства обеспечивает познавательную и творческую активность, эмоциональное благополучие детей и возможность самоутверждения детей.3.4. Материально-техническое обеспечениеЦентральное место при организации предметно-развивающей среды отведено патриотическому уголку, где дети могут ознакомиться с культурным наследием России, родного края, узнать историю родного поселка;тематические альбомы, дидактические игры, портреты знаменитых людей, детские произведения писателей и поэтов, куклы в национальных костюмах;литературные произведения для детей по теме программы.Ноутбук, колонки.Музыкальный центр, видеоаппаратура.Медиотека (аудио- и CD диски).Создание «Аллеи Памяти» на территории ДОУ к 2022-2023 учебном году.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X