Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Зайцева Жанна Васильевна

Арт-терапия, как форма развития учебных компетенций, батик

скачать документ

Вернуться назад

Конспект занятияРоспись по ткани в технике БАТИКЦели:Познакомить учащихся с техникой росписи ткани – батиком, с его возникновением, технологией изготовления.Научить расписывать ткань в технике батика.Развивать фантазию, эстетический вкус, творческие способности.Воспитывать аккуратность, усидчивость.Демонстрации и наглядные пособия:Специализированная литература, видеофильм, ноутбук, монитор, выставка панно.Раздаточный материал:Инструкционные карты.Материалы и инструменты:Палитра для смешивания красок, краски по батику, резервирующий состав, ткань (шёлк), пяльца и кнопки для натягивания ткани, бумажная клейкая лента , натуральные кисти разных размеров, карандаш ТМ ,  рамка, фартуки.Форма работы: индивидуальная.План занятия:            I. Часть занятия теоретическая:Организационный момент.Приветствие и знакомство с темой и историй возникновения батика.Сообщение сведений о материалах и инструментах для техники   «Батик»Вводный инструктаж по выполнению практической работыII. Часть занятия практическая:Техника безопасности.Практическая работа: 1. часть: Изготовление панно в технике холодного батика. Составление эскиза, нанесение резервирующего раствора на ткань учащимися.2 часть: Окрашивание (заливка) панно акриловыми красками. Выводы по теме батикПоведение итоговУборка рабочего местаХод занятия:  I. Часть занятия теоретическая:Организационный момент.Приветствие и знакомство с темой и историй возникновения батика.                                               Здравствуйте ребята.Сегодня я предлагаю Вам заняться творчеством, которое принесет несомненное удовольствие. Роспись по шелку, а именно о ней идет речь, тем и хороша, что чем глубже ее узнаешь, тем больше радости она доставляет. Художественные приемы этого вида росписи настолько разнообразны, что Вы наверняка найдете себе технику по душе (вопрос к учащимся).Искусство ручной росписи ткани очень древнее. Зародилось оно в Индонезии на острове Ява. Еще до производства первых тканей малайцы наносили на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, узоры с помощью расплавленного воска диких пчел, а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями.Когда появились ткани, основы этого метода – нанесение рисунка расплавленным воском – стали применяться для их оформления. Дело в том, что воск, будучи нанесенным, на ткань, не пропускает через себя краситель, т.е. механически резервирует ткань, которую затем можно окрашивать. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов оформления тканей – способ «батик».Слово "батик” в переводе с яванского означает «рисование горячим воском», отсюда и название техники – «горячий батик».В батике есть возможность создавать множество различных эффектов путем удаления воска или пасты с окрашенной ткани. Дело в том, что воск не пропускает краску, поэтому участок, который вы покрыли воском, будет светлее другого.Батик был довольно развит в Египте. В Африке знания о батике передаются от поколения к поколению, и одни из лучших ручных изделий, изготовленных племенами, были созданы с помощью этой техники. Батик является одним из самых выразительных способов воплощения искусства в жизнь. Африка может похвастаться созданием удивительного текстильного дизайна.В Китае и Японии также широко использовался батик – это многоцветная художественная роспись по шёлку (холодный батик). А в Индии используется технология бандан (узелковый батик, жгутовый).История, связанная с искусством батика, очень длинна и детальна, она передается от поколения к поколению, тем самым сохраняясь.В начале ХХ века в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сделало нашу страну родиной «холодного батика». Эта техника в сочетании со свободной росписью, достаточно проста в исполнении, но в тоже время содержит некоторые технические приемы, позволяющие создавать уникальные работыВ «холодном» батике существует несколько основных техник, не овладев которыми вы не сумеете сделать красивую роспись. Холодный батик можно разделить на две крупные составляющие: – роспись с применением резерва и – свободная роспись.Можно сделать занавеску, картину, панно, расписать шелковую блузку или ее деталь. Так что возможности неограниченны».1. «Что бы вы выбрали сюжетом своей работы?» (вопрос к учащимся)2. «Какие цвета вас больше привлекают: холодные или теплые?» (вопрос к учащимся)3. «Что вам нравится больше? Работать с жанровой композицией или плоскостной?» (вопрос к учащимся)4. Если то и другое, то нам предстоит работа в двух жанрах – как с плоскостной так и с пространственной композицией, но лист бумаги мы сегодня заменим тканью.3. Сообщение сведений о материалах и инструментах для техники   «Холодный батик»Учитель: «Сегодня на уроке нам понадобятся: палитра для смешивания красок, краски по батику, резервирующий состав, ткань (шёлк), пяльца и кнопки для натягивания ткани, бумажная клейкая лента (ее приклеивают на раму, чтобы не испачкать ее краской), натуральные кисти разных размеров, карандаш ТМ (для прорисовки контура),Шелк надо обязательно выстирать – это позволит очистить его от возможных загрязнений и застрахует от пятен, образующихся на шелке при попадании на него капелек воды во время работы. Кроме того, если необходимо изделие определенного размера, важно знать, что после стирки шелк дает усадку – примерно 2–3 см на 1 погонный метр. После стирки шелк надо отутюжить и натянуть.Вам необходимо закрепить ткань. Делается это очень легко: начинается натягивание ткани с левой кромочной стороны кнопками с расстоянием в   10-12 см. Затем натягиваем противоположную сторону. Заканчиваем процесс натягиванием двух других сторон тем же способом.Во избежание окраски самой деревянной рамы, лучше на поверхность дерева наклеить скотч.После того, как вы выполнили подготовительную работу, можно приступать к процессу создания вашей картины».4. Вводный инструктаж по выполнению практической работыУчитель: «Если вы взяли для росписи тонкий, прозрачный шелк, то рисунок можно не переводить на ткань, а наносить резерв по контурам рисунка на просвет.Если вести трубочку с резервом по ткани слишком быстро и неаккуратно, резерв не успеет проникнуть в ткань и останется на поверхности. При росписи краска в этих местах проникнет по изнанке за контур.Если вы проверите наводку резерва с обратной стороны ткани, то увидите, где необходимо снова нанести состав. Линии резерва с обеих сторон ткани должны совпасть.Если вы затеяли большую роспись, терпеливо проработали все контуры, потратив на это не один час, а потом начали наносить краски, и,о ужас, тут протекло, и там протекло, и здесь…Не теряйтесь. Скорее берите вновь в руки резерв и исправляйте все огрехи.Если по ткани провести мокрой ватой, резервные линии будут хорошо видны, а краска будет лучше растекаться, но окажется менее насыщеннойСюжет, естественно, придумывается не на ходу. На ткань нанесите задуманные контуры специальным карандашом, который после стирки сойдет.Для росписи холодным резервом наиболее удобны непрерывные плавные линии. Например, для первых опытов лучше выбрать растительный мотив, где точность рисунка не столь важна.После высыхания резерва расписывается каждый отдельный элемент рисунка.Роспись получится более нежной и мягкой по тону, если предварительно каждый элемент рисунка смачивать водой.Как и в любой технике батика, роспись надо вести от светлого к темному, тогда можно будет внести необходимые коррективы, например, очень светлый участок сделать более темным, пройдясь по нему еще раз краской.Темный цвет осветлить уже никак не удастся».Для чего же нужен резерв? Резерв нужен для того, чтобы краски между собой не смешивались.   После нанесения на ткань резерв сохнет в течение 40 мин., после чего ткань можно расписывать красками. Мы же воспользуемся феном, чтобы сократить время высыхания резервирующего состава.Практическая работа:     1. Разработка эскиза панно.     2. Подбор материалов и инструментов.     3. Инструктаж по охране труда, при работе с резервом, красителями, утюгом.1 часть: Нанесение резервного роствора на тканью2 часть: Окрашивание ткани.7. Техника безопасности:* У вас на столах находятся краски, кисти, ватные палочки и ткань, запяленная в пяльцы. На ней уже нанесен рисунок, который обработан резервом по контору.* Вам остается лишь аккуратно раскрасить рисунок, но прежде чем мы приступим к работе, я расскажу вам о правилах безопасности.* Выполнение практической работы учащимися.Учитель: Практическая работа закончена. Нам остается просушить роспись, прогладить ее утюгом и оформить ее в рамку.8. Поведение итоговПо окончанию занятия проводится выставка и анализ детских работ по 3-м направлениям:Уровень овладения приемами декоративной росписи;2. Выразительность придуманной композиции;3. Аккуратность в выполнении работы.10. Уборка рабочего местаЗанятие закончено.До свидания.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X