Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Чернышова Алеся Александровна

"Звуковички" дидакическое пособие

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка- Детский сад «Лира»Муниципальныйсмотр-конкурс методических идидактических средств обученияНоминация: Специальное (коррекционное) образованиеДидактическое пособие«Звуковички»Работу выполнила:Чернышова Алеся Александровна,Учитель – логопедг. Оса, 2020Пояснительная запискаДидактическое пособие « Звуковички»Для успешного овладения грамотой ребенку важно осознать речевую действительность, т.е. то, что наша речь состоит из слов, а слова из звуков. Процесс знакомства с понятием «звук» не прост, а тем более с классификацией звуков: гласный и согласный, глухой и звонкий, твёрдый и мягкий. Осознание речевой действительности происходит в процессе практического овладения ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте. Добиться положительного результата в работе по обучению дошкольников азам грамоты поможет дидактическая игра, потому что именно в игре ребенок максимально легко освоит все сложные моменты звукового анализа, слогового синтеза и словообразования. Обучение анализу звуковой структуры слова немыслимо без применения наглядного моделирования, поэтому на использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.При использовании различных схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть еѐ элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.Звуковой анализ и синтез слова подразумевает установление последовательности звуков с характеристикой их качественных особенностей. Полный звуковой анализ слов включает: определение количества слогов определение количества звуков в слове, состав звуков в слове, гласные и согласные, согласные (твѐрдые, мягкие, звонкие, глухие), порядок следования звуков.Данный вид работы очень труден для дошкольников, особенно для детей, имеющих речевые нарушения.С целью оптимизации коррекционного процесса необходимо создать новые игры и пособия, оказывающие полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль и тактильные ощущения. Что способствует активизации компенсаторных механизмов и позволяет задействовать сохранные анализаторы.Вашему вниманию представляю логопедическое пособие для детей дошкольного возраста. Данное пособие может использоваться, как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых. Пособие считаю, будет полезно не только коррекционному педагогу, но и воспитателям группы. Перед началом использования важно рассказать детям сказку о звуках. Сказка «Звуковички», состоящая из двух частей, может использоваться как полностью, так и фрагментарно, в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений, этапа работы над звуками, целей занятия. (Приложение 1) Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью.Логопедическое пособие «Звуковички» могут использовать логопеды и педагоги на индивидуальных, фронтальных и подгрупповых занятиях. Игры представлены в (Приложении 2). Данное логопедическое пособие направлено на:формирование фонематических представлений,грамматических категорий,автоматизацию или уточнение произношения,развитие познавательных процессов,развитие мелкой моторики рук,коррекцию речи дошкольников,формирование пассивного и активного словаря.Новизна наглядно-дидактического пособия: в объединении и систематизации дидактического материала для фронтальной, подгрупповой и индивидуальной КРЗ; в самостоятельной зарисовке детьми графических символов звуков, слогов, места звука в слове в специально отведѐнных ячейках таблицы; в возможности адаптировать учебный материал не только к определѐнному занятию, но и индивидуальным возможностям каждого ребѐнка; в возможности проследить успехи и трудности каждого ребѐнка.дают возможность педагогу использовать различные дидактические игры, направленные на формирование словаря, грамматических категорий, автоматизацию или уточнение произношения, формирование фонематических представлений, развитие познавательных процессов, ориентировке в пространстве.Этапы деятельности использованияс пособия «Звковички:1 этап. Знакомство. На этом этапе дети знакомятся с «Живыми звуками». Педагог рассказывает детям сказку постепенно усложняя сюжет. 2 этап. Использование «Звуковичков» в коррекционно развивающей деятельности на занятиях по ООП ДО и АООП ДО для детей с ТНР. 3 этап. Самостоятельная деятельность детей с «Звуковичками» в группе с помощью педагога по заданию логопеда.Цель пособия: создание условий для развития фонематического восприятия, закрепления навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа у обучающихся 5-7 лет, а также совершенствования коммуникативных способностей дошкольников. Задачи:-формировать представления о звуках, гласных и согласных, и буквах родного языка в занимательной форме;-учить самостоятельно образовывать слоги и читать их;-учить производить звуковой и слоговой анализ слова;-повысить качество образовательно - коррекционной деятельности учителя-логопеда по подготовке детей к школе;-развивать фонематическое восприятие, умение слышать и различать звуки речи;-развивать психические процессы у дошкольников: речь, восприятие, память, мышление, воображение;-развивать коммуникативные качества обучающихся (воспитанников);-воспитывать интерес к родному языку, к занятиям речевого цикла.Перспектива: Создать Учебно-методическое пособие для логопедов и педагогов.Этапы создания пособия «Звуковички» в приложении 4.Варианты использования пособия «Звуковичок» в приложении 5В начале учебного года (сентябрь 2019 г.) была проведена диагностика компонентов речи по методике Н. В. Нищевой, в ходе которой выяснилось, что у 60% детей наблюдается несформированность фонематического анализа и синтеза, у 20 % не достаточно сформирован фонематический слух, 20 % страдает связная речь. (Приложение 3). После промежуточного обследования речи детейвыявлены следущие результаты:уровень несформированности фонематического анализа и синтеза состовляет 40%, что на 20 % ниже чем в начале года;уровень состояния фонематического слуха – 10% что на 10% ниже чем в начале года;несформированность связной речи составляет 10% , что на 10% ниже чем в начале года.Вывод: Анализ результатов проведенной работы показал, что систематическая работа по использованию данного пособия «Звуковички» эффективно позволяет закреплять навыки фонематического анализа и синтеза, фонематического слуха, и помогает осваивать связную речь.Рекомендуемая литература:Дурова Н.В. Ступеньки грамоты//Наглядное пособие – М., Школьная пресса, 1996Дурова Н.В. От звука к букве – М., Школьная пресса, 2006Дурова Н.В. От слова к звуку – М., Школьная пресса, 2006Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитие речи //Логопед в детском саду 2007 №4 с.51-54Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей – С-Пб., 1995Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / под ред. Волосовец Т.В.– М., 2007Хрестоматия по логопедии / под ред. Волковой Л.С. Т2 – М., 1991Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи – М., 1996 http://logoportal.ru/posobie-zvukovichki.htmlПриложение 1Сказка о звуках.Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я, Ё, Ю, Е. Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б, В,Г, Д,Ж, З,Й, К,Л, М,Н, П,Р, С,Т, Ф,Х, Ц,Ч, Ш,Щ. Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными. Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их произносить. «Как звуки научились превращаться в буквы» Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь. Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все – таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились. Всегда вместе Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить - , и никак… Кашлянули: -Кх! Чихнули: Пчх! Зачем то позвали кошку: -Кс, кс, кс! И заскучали…. Вдруг: -Тсс! Показалось им, что кто –то где-то рыдает… Прислушались. -А-а-а-а! О-о-о!- кричали гласные. Они плакали, как малые дети: -Уа! Уа! Аукали: -Ау! Ау! И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание): -БДМ ВСГД ВМСТ! И услышали радостное, но тоже невнятное: -У-Е-Е-А-Е-Е! Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали: -БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ! И с тех пор больше никогда не разлучались. Парад буквКогда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждый имел свое жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были. Как – то раз Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки надели платья, превратились в буквы и отправились на главную площадь. Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место, по номеру жилища. Вот в каком порядке стояли там буквы: А, Б,В, Г,Д, Е,Ё, Ж,З, И,Й, К,Л, М,Н, О,П, Р,С, Т,У, Ф,Х, Ц,Ч, Ш,Щ, Ъ,Ы, Ь,Э, Ю,Я. Королеве Азбуке очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля – АЛФАВИТ или королевы – АЗБУКА. Приложение 2Игры, которые можно проводить с детьми с использованием пособия «Живые звуки»Дидактические игры и задания для формирования фонетико-фонематических представлений:Игра «Определи первый звук в слове» Цель. Упражнять в выделении первого звука в слове. Описание. 1 вариант игры: Логопед раздает ребёнку карточки с изученными гласными звуками, спрашивает у кого из них находится предмет, в названии которого есть заданный звук. Тот, кто правильно называет предмет, логопед отдаёт «звуковичка» ребёнок кладёт себе на картинку. 2 вариант игры: Логопед раздаёт детям карточки с изученными согласными звуками. Ребёнок называет какой первый звук в его слове ищет самостоятельно букву и кладёт на картинку.Игра «Найди свою картинку» Цель. Дифференциация звуков в словах. 1 вариант игры: Логопед берёт слова с акустически похожими признаками (ш-ж), (с-з). Ребёнку нужно найти картинку на заданный звук затем найти подходящего звуковичка.2 вариант игры: Детей делят на 2 группы. Одна группа подбирает картинки, например, на звук Л, другая на звук Р. Прикрепляют «звуковичка» на логопедический планшет в соответствии со звуком. Обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют свои звуки. Данную игру можно проводить на дифференциацию свистящих – шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых звуков. Игра «Поможем ёжику»Цель: совершенствование навыков звукового анализа.Оборудование: звуковичок, ёжик, корзинки, яблоки с картинками.1 вариант игры: Дети помогают ежику найти яблоки со звуком [ж] и угостить Звуковичка. Логопед называет картинку, изображенную на яблоке и предлагает определить наличие звука [ж] в слове. 2 вариант игры: Дети самостоятельно находят слова со звуком (ж) в словах. Дидактические игры и задания для формирования лексико – грамматического строя речи: Игры-загадки Цель. Расширение словаря прилагательных, развитие мелкой моторики. Описание. Педагог загадывает животное, называя его признаки. Ребенок должен отыскать картинку с изображением загаданного животного и на столе из «звуковичков составить схему к угаданному слову. Дидактические игры и задания для формирования познавательных процессов: Игра «Найди ошибку?» Цель. Развитие логического мышления, внимания, связной речи, закрепление знаний о классификации предметов, развитие мелкой моторики. Описание. На столах стоят «звуковички» в соответствии с заданным словом, но один «звуковичок» не соответствует данному слову, нужно найти ошибку и объяснить почему. Игровое упражнение «Составь слово из слогов» Цель: закрепление навыка деления слов на слоги и навыка послогового чтения, развитие мелкой моторики. На столах выкладываются схемы слов «звуковичками». Затем предлагается назвать количество слогов в словах, определить, какое слово самое длинное, а какое — самое короткое. Дидактические игры и задания для формирования связной речи:Игра «Цепочка слов». 1 вариант игры: Детям предлагается с помощью этой игры запомнить слова на звук ф. (фонтан, фотоаппарат, фломастеры, фокусник, футболка, фотограф, флаг, фонарь). Выслушать примеры детей. Фокусник фломастером нарисовал флаг на футболке и фотограф с фотоаппаратом сделал фото у фонтана под фонарём. Найти звуковичка который обозначает этот звук. Используем по 2-3 картинки затем больше.2 вариант игры: Детям прелагаются картинки на разные звуки, дети самостоятельно придумывают рассказ по очереди. Подкрепляя рассказ звуковичком. Приложение 3Результаты диагностики компонентов речиПриложение 4Этапы создания пособия «Звуковички»:Возьмите деревянные квадраты 7*7;Из проволоки синего и красного цветов нарезать полоски по количеству букв;Приготовить шапочки треугольной форы красного и синего цветов по количеству звуковичков;Купить маленькие колокольчики по количеству звонких согласных звуков;Распечатать буквы по две пары;Приготовить бусинки для ножек;Всё собираем и приклеиваем с помощью горячего пистолета.Одежда Звуковичков носит условный характер:Синий костюм, синий колпак без бубенчика – твердый, глухойсогласный звук. С синими и зелёными варежками и ботиночками твёрдый и мягкий звук.Синий костюм, синий колпак с бубенчиком – твердый, звонкийсогласный звук. С синими варежками и ботиночками всегда твёрдый.Красный костюм, красный колпак – гласный звук.Приложение 5Варианты использования пособия «Звуковичок».На уровне гласных:1. Знакомство с изолированными звуками, воспроизведение звуков,соотнесение звука с персонажем сказки.2. Определение звука в начале. В конце, в середине односложных слов.3. Пропевание, анализ, синтез звуковых цепочек.4. Подсчет количества гласных звуков в слое.5. Выбор слова с заданным звуком.На уровне согласных:Знакомство с изолированными звуками, описание артикуляции.Сравнение гласных и согласных звуков по способу артикуляции,длительности звучания.Определение места звука в слове.Различение согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости.Анализ и синтез слоговых цепочек (с согласными звуками).На уровне слова:1. Слоговой анализ слов.2. Синтез слов из двух, трех слогов, названных в обратном порядкеили непоследовательно.3. Звуковой анализ слов различной слоговой структуры.4. Преобразование слов (заменяя, добавляя, убирая один звук в слове).5.Выделение сходств и различий слов по их звуковому или слоговомусоставу.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X