Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Абрамова Галина Леонидовна

Реализация межпредметных связей в обучении информатике в современной общеобразовательной школе

скачать документ

Вернуться назад

Реализация межпредметных связей в обучении информатике в современной общеобразовательной школе.Абрамова Г.Л., учитель информатики МАОУ «СШ №2 г. Перевоза»Все науки настолько связаны между собою, что легче изучатьих все сразу, нежели какую-либоодну из них в отдельности от всех прочих.Рене Декарт(французский философ, математик и естествоиспытатель)Использование межпредметных связей в обучении любого предмета – одна из наиболее многогранных методических задач учителя, т.к. требуется обладать знаниями содержания программ, учебников по другим предметам.  С помощью многосторонних межпредметных связей решаются задачи не только обучения, но и развития, воспитания учащихся, закладывается фундамент для комплексного подхода решения сложнейших вопросов. Выбор различных сочетаний учебных предметов дает возможность построить качественный образовательный процесс в зависимости от способностей и интересов учащихся, направленный на дифференциацию образования. В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», несколько примеров:-межпредметные связи как дидактическое условие повышения эффективности учебного процесса;-межпредметные связи есть отражение предмета, построенное с учетом его логической структуры, признаков, понятий, раскрываемых на уроках;-межпредметные связи – отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками. Межпредметные связи – это взаимосвязи между различными учебными предметами, посредством которых достигается единство образовательной программы.Реализация межпредметных связей в обучении информатики предполагает взаимодействие с учителями различных предметов, что играет огромную роль для повышения познавательного интереса учащихся, их творческой активности, качественного получения знаний, как для базовых, так и профильных классов. Это позволит учащимся не только овладеть знаниями и умениями в тех областях, к которым у них есть интерес и склонности, а также научит к самостоятельному приобретению знаний, мышлению, ориентировании в социуме, быть востребованными и успешными. Межпредметные связи характеризуются, прежде всего, своей структурой, а поскольку внутренняя структура предмета является формой, то мы можем выделить следующие формы связей: по составу;по направлению действия;по способу взаимодействия направляющих элементовВ таблице 1 представлено, что каждый тип первой формы подразделяется на виды межпредметных связей, во второй форме выделены основные типы межпредметных связей по направлению действия, в третьей форме межпредметных связей, по временному фактору.Формы  межпредметных связейТипы межпредметных связейВиды межпредметных связей1) По составу1) содержательныепо фактам, понятиям законам, теориям, методам наук2)операционныепо формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям3) методическиепо использованию педагогических методов и приемов4) организационныепо формам и способам организации учебно-воспитательного процесса2) По направлению1) односторонние, 2) двусторонние, 3) многосторонниеПрямые; обратные, восстановительные3) По способу взаимодействия связеобразующих элементов Временной факторхронологические1) преемственные, 2)синхронные, 3) перспективныехронометрические1) локальные 2) среднедействующие 3) длительно действующиеШкольная информатика объединяет в себе множество школьных дисциплин посредством обучения учащихся поиску, получению, обработке и хранению информации различного характера, в том числе при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ в 9,11-х классах, как по информатике, так и по любому предмету. Больше всего для межпредметных связей информатики подходят математика, геометрия, физика, биология, химия, история, обществознание, русский язык и литература. Например:-компьютерные презентации как улучшение форм подачи материала в любом предмете, т.к. происходит слияние нескольких возможностей: аудио, визуального и текстового представления, а также умение учащегося составлять план и хронометраж публичного выступления;-решение математических задач с помощью численных методов в языке программирования и табличном процессоре;-улучшение орфографических и речевых навыков при работе в текстовом процессоре.-телекоммуникационные ресурсы как инструмент изучения иностранных языков;-редактор формул как элемент закрепления наиболее трудных для учащихся формул математики, химии, физики.-базы данных как средство поддержки изучения экономики и географии.Хочется отметить, что можно и наоборот, примеры осуществления взаимосвязи других учебных предметов и информатики:математические методы при решении задач информатики;физика – представление о кодировании сигналов, физические принципы работы устройств персонального компьютера; физика, математика, география – системы координат, проекции, векторы и их применение в компьютерной графике;химия – формулы для вычисления химического состава вещества;биология - генетические и муравьиные алгоритмы в программировании;история – возникновение и развитие устройств и способов обработки информации;ИЗО – цветовые модели в компьютерной графике;английский язык – понимание синтаксиса языков программирования, овладение компьютерной терминологией, свободный доступ к широкому спектру литературы.Результаты использования межпредметных связей заключаются в том, что они:способствуют развитию научного стиля мышления учащихся; дают возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания; формируют комплексный подход к учебным предметам, отражающий объективные связи в окружающем мире;повышают качество знаний учащихся;развивают интерес учащихся к предметам естественно-математического цикла;формируют у учащихся: общие понятия физики, математики, информатики и других школьных предметов; обобщённые умения и навыки (вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения);формируют убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;позволяют использовать авторские компьютерные программы учащихся (созданные на базе интеграции) в дальнейшей образовательной деятельности;расширяют кругозор учащихся, способствуют развитию творческих возможностей учащихся, помогают более глубокому осознанию и усвоению программного материала;приобщают учащихся к научно-исследовательской деятельности, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.Информатика не может в принципе быть без межпредметных связей. Она – интегрирующая почти со всеми предметами, которые изучаются в школе.Таким образом, можно сделать вывод, что межпредметные связи – важнейший принцип обучения в школе. Их использование способствует целостному восприятию мира, формированию основных учебных компетенций, способствующих развитию умения обнаруживать скрытые зависимости и связи, переносить ранее усвоенный материал на новый, а так же позволяет активизировать уже существующий интерес учащегося к предмету или способствует развитию такого интереса.Список интернет-ресурсов:Сайт nsportal.ru https://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2017/04/11/ispolzovanie-mezhpredmetnyh-svyazey-na-urokah Сайт videouroki.net https://videouroki.net/razrabotki/ispol-zovaniie-miezhpriedmietnykh-sviaziei-na-urokakh-informatiki.html

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X