Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Евгения Ивановна Макласова

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии

скачать документ

Вернуться назад

 Доклад«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии» Макласова Евгения Ивановна Должность: учитель технологииМесто работы:ГБОУ СОШ №471  2022 г.г. Санкт-ПетербургРоссийская Федерация ОГЛАВЛЕНИЕВведениеГлава 1.Творчество как необходимый компонент развития личности.1.1. Творческая личность — важнейшая цель процесса обучения и воспитания.1.2. Структура творческого процесса.1.3. Творческая активность учителя.Глава 2.Развитие технического творчества учащихся как социально - педагогическая проблема.2.1. Сущность и понятие технического творчества учащихся.2.2. Особенности технического творчества.2.3. Решение творческих задач – основа технической деятельности.2.4. Разнообразие приемов и методов развития творческого потенциала по предмету «Технология».Глава 3.Развитие творческих способностей учащихся посредством ИКТ на уроках технологии.Заключение.Введение Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности. Творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности. В.А. Сухомлинский Значительные социальные преобразования, происходящие в нашей стране, бурный научно-технический прогресс предъявляют всё более высокие требования к обучению и воспитанию каждого человека. В этих условиях становится особенно актуально формирование у всех людей творческого подхода, активной жизненной позиции в труде, учёбе, работе. Актуальность развития творческих способностей учащихся объясняется тем, что, с одной стороны, их развитие является основополагающим фактором целостного гармоничного развития самой личности человека, с другой стороны, стимулирование творческих способностей подростков предопределяет во многом весь ход дальнейшей самореализации. Сама структура творческих способностей обладает большим педагогическим потенциалом, что указывает на необходимость разнонаправленных исследований как самих творческих способностей, так и различных факторов, влияющих на их развитие. Образование как ресурс науки, техники и искусства претерпевает сегодня коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально-экономическим условиям. Кроме того, это связано с постоянно увеличивающимся объемом информации, которой вынужден грамотно оперировать ученик как будущий квалифицированный специалист. Таким образом, в результате динамично меняющихся условий жизни, проводимых социально-экономических преобразований, изменения типа познавательного отношения к миру, качественных изменений ценностей и потребностей общества на современном этапе резко возросло значение творческой созидательной деятельности. Такая деятельность невозможна без определенных творческих способностей, заложенных в человеке природой и нуждающихся в постоянном совершенствовании и развитии. Творческая деятельность рассматривается нами как «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности»: умственной активности, смекалки и изобретательности, трудолюбия, стремления добывать новые знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельности в выборе и решении задачи. Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту. «Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста», - пишет М.Н. Скаткин (Скаткин М.Н.; Школа и всестороннее развитие детей).Самосовершенствование, самореализация, развитие самосознания личности происходит в активной деятельности, направленной на преобразование окружающего мира и самого человека. Творческий потенциал как характеристика, присущая каждому человеку, может выступать в этом случае мерой творчества и рассматриваться как готовность к самосозиданию. Творческая деятельность дает учащимся общеобразовательных школ широкие возможности для проявления собственной индивидуальности. Непосредственное, активное участие школьников в деятельности на уроках технологии раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческого потенциала личности, сделает их жизнь духовно богаче и многограннее.Глава 1Творчество как необходимый компонент развития личности Творческая личность — важнейшая цель процесса обучения и воспитания. Если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем. Следовательно, не поддержав в этом возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности. Поэтому большая роль отводится творческому развитию личности. Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации. В соответствии с общественными потребностями, которые на сегодняшний день определены: обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый, объектом пристального внимания является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями. Для начала важно определить, что такое творчество и творческая личность. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или сделать по-новому, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, а творчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением. Творчество как деятельность включает в себя все ее компоненты: цель, содержание, формы, методы и средства. Творческий подход к деятельности затрагивает все подструктуры личности.Системообразующие характеристики творческой личности:продуктивное самосознание как совокупность креативных представлений о себе;интеллектуально-творческая инициатива;жажда познания и преобразования; чувствительность к проблеме, новизне;потребность в нестандартном решении встающих перед человеком задач;критичность ума;самостоятельность в поиске пути и выборе способов решения возникающих проблем. Эти характеристики являются своего рода фундаментом творческой активности, которая проявляется в таких процессуальных состояниях, как интерес, замысел, состояние предрешения, подготовка к реализации решения, озарение, решение, проверка. Творчество обнаруживается в личностном росте, который характеризуется такими понятиями, как «самотворчество», «самосовершенствование», «самосозидание». О динамике, развития творческого потенциала учащегося судят по развитию таких личностных новообразований, как:способность открытия нового знания; появление новых мотивов, целей учебной деятельности;владение новыми (для личности) способами деятельности;импровизационность как способность внезапно принимать решение; расширение поля интеллектуальной активности;креативность, т.е. плодотворность в учебно-познавательной деятельности. Мы любим своих детей, желаем им добра и счастья. Напутствуем их, чтобы они росли умными, активными, творческими, целеустремленными хозяевами своей страны. Мы помним, что настоящий хозяин растет в труде. Труд должен войти в жизнь наших воспитанников, одухотворив её, придав ей деятельную активность и нравственную направленность, обогатив душу сознанием пользы любого, даже маленького дела, совершенного во имя блага.Структура творческого процесса. Структура творческого процесса отражает логику (необходимость) движения творчества, логику перехода от одного этапа к другому. В структуре творчества проявляется его сущность имногие закономерности его динамики. Раскрытие структуры творчества имеет большое значение для понимания сущности творчества, его законов. Проблема структуры творчества — одна из важнейших в теории творчества. Еще в начале нашего столетия известные ученые Рибо, Энгельмейер, Россман пытались анализировать творческий процесс, проникнуть в его сложный механизм и создать его схему. Попытки дать анализ особенностей предложенных многими авторами вариантов структурытворчества были предприняты Л. А. Пономаревым, Н. А. Венгеренко, А. М. Матюшкиным, Г. Я- Бушем, А. И. Половинкиным, Н. Н. Кирилловой, В. А. Болотиным и др. Опираясь на опыт исследования структур творческой деятельности, можно определитьструктуру творчества, исходя из того, какие задачи решаются на каждом этапе творчества, выде-лить основные этапы движения творчества — от возникновения проблемной ситуации до ее разрешения, то есть, самая простая структура состоит из двух этапов — постановки проблемы (задачи) и ее решения.Исследования показали, что существенным моментом творчества является нахождение идеи (принципа) решения проблемы, разработка ее и проверка, которая может быть и логической, и практической. Таким образом, можно выделить четыре основных этапа творчества:осознание, постановка, формулирование проблемы;нахождение принципа решения проблемы (решающая гипотеза, идея 'изобретения, замысел);обоснование и развитие найденного принципа, экспериментальная проверка гипотезы, разработка плана реализации замысла, идеи;практическая проверка гипотезы, практическая реализация изобретения. Творчество представляет собой явление, относящееся прежде всего к конкретным субъектам и связанное с особенностями человеческой психики, закономерностями высшей нервной деятельности, умственного труда. Можно выделить следующие этапы творческого процесса:подготовка: накопление знаний и совершенствование мастерства, формулировка задачи;концентрация усилий: упорная работа с целью получить решение;передышка: период умственного отдыха, когда изобретатель отвлекается от решаемой задачи;озарение: получение новой идеи или видоизменение уже известной, которая является искомым решением;доведение работы до конца: обобщение, оценка. Эти этапы не обязательно должны идти в строгой последовательности. Периоды работы могут чередоваться с периодами передышки или периодами подготовки к работе (например, накопление знаний и мастерства). Можно выделить два основных подхода к механизму творческого процесса. Одни ученые считают, что мышление начинается там, где создалась проблемная ситуация, которая предполагает поиск решения в условиях неопределенности, дефицита информации. Другие утверждают, что определяющим механизмом творчества является не логика, а интуиция «Посредством логики доказывают, посредством интуиции изобретают», – говорил А. Пуанкаре. Интуиция нередко помогает в поиске правильного решения, и представляет собой быстрое решение, полученное в результате длительного накопления знаний в данной области и, следовательно, длительной подготовки. Это, скорее, итог умственной деятельности, чем начало. Таким образом, интуиция приходит в качестве вознаграждения за труд , и поэтому сложному механизму творческого мышления присущи как интуиция, так и логика. Как правило, более склонными к творчеству являются люди, которые вынося суждение, в большей мере полагаются на свои чувства и интуицию, а не на размышления. Специфический акт творчества – внезапное озарение (инсайт) –заключается в осознании чего-то, всплывшего из глубин подсознания, в схватывании элементов ситуации в тех связях и отношениях, которые гарантируют, решение задач. Наиболее важным для творчества видом мышления является воображение. Творческому воображению, фантазии принадлежит решающая роль в создании нового и развитии общества. Эта способность должна постоянно развиваться, стимулироваться и тренироваться. Различают три типа воображения: логическое (выводит будущее из настоящего путем логических преобразований); критическое (ищет, что именно в современной системе несовершенно, и нуждается в изменении); творческое (рождает принципиальные новые идеи и представления, опирающиеся на элементы действительности, но не имеющие пока прообразов в реальном мире). Активизация творческого мышления предполагает знание факторов, отрицательно влияющих на него. К числу таких факторов относится отсутствие гибкости мышления, сила привычки, узкопрактический подход, чрезмерная специализация, влияние авторитетов, боязнь критики, страх перед неудачей, чересчур высокая самокритичность, лень. Противоположностью творческого воображения является психологическая инерция мышления, связанная со стремлением («идти по проторенной дорожке») действовать в соответствии с прошлым опытом и знаниями, с использованием стандартных методов и т. д. Психологическая инерция – это следствие обучения. Если изучен какой-либо конкретный метод, то вполне естественно, что появится желание использовать его снова. Психологическая инерция – это игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале. Психологическая инерция не позволяет сделать качественный скачок, получить принципиально новую идею. Знакомство с вопросом также усиливает психологическую инерцию. Знакомые человеку объекты, процессы или идеи редко используются в новом качестве. Существует также эффект, называемый функциональной устойчивостью. Доказано, что предметы, выполняющие в данной ситуации обычные для них функции, редко используются в новом качестве. Можно ожидать, что молоток, которым только что забит гвоздь, будет не так часто использован в некотором новом качестве (например, как дверной запор), как тот, который просто лежит без применения. Психологическая инерция, обусловленная знакомством с предметом и его назначением, вполне обычное явление. Психологическая инерция влияет также и на обучение. Эксперименты показали, что люди в большей мере стремятся узнать те факты, которые подтверждают их мнения, чем те, которые противоречат их убеждениям. Психологическую инерцию можно преодолеть. С ней относительно легко справиться, просто помня о ней. В связи с этим необходимо формулировать задания таким образом, чтобы исключить возможность психологической инерции и ее отрицательного влияния на творчество, стремиться всемерно развивать творческое воображение. Творческая личность обладает рядом особенностей и прежде всего умением сосредоточить внимание и долго удерживать его на каком-либо вопросе или проблеме. Это одно из важнейших условий успеха в любом виде деятельности. Без упорства, настойчивости, целенаправленности немыслимы творческие достижения. Так, например, Эдисон получил более 10 тысяч отрицательных результатов, прежде чем загорелась электрическая лампочка. В настоящее время для решения творческих задач по-прежнему широко используется метод проб и ошибок, к современным усовершенствованиям которого можно отнести следующие:увеличение числа "проб", например, с помощью большого числа людей, одновременно работающих над проблемой;замена вещественных проб – мысленными;создание методов активизации перебора вариантов («мозговой штурм», морфологический анализ, синектика и др). Для успешной организации творческого процесса необходимо знание мотивов, побуждающих учащихся активно участвовать в этом сложном процессе. Антипова Л.Г. определяет следующие мотивы:мотив будущего (учащиеся стараются, чтобы занять достойное место в группе, коллективе);мотив престижа (учащиеся стараются, чтобы занять достойное место в группе, коллективе);познавательный интерес (любознательность);мотив долга (готовность работать в области избранной профессии);мотив влияния уважаемого человека;мотив принуждения (выполняют работу, чтобы избежать неприятностей). Как и любая другая составная часть учебно-воспитательного процесса, творческий процесс нуждается в эффективном контроле. Горская Г.И., Чуракова Р.Г. считают, что высокая результативность контроля зависит от выполнения следующих условий:компетентность проверяющих;своевременная и точная информированность о ходе дел в контролируемом процессе;научная обоснованность, полнота, объективность, конкретность выводов, рекомендаций, предложений, требований;действенность контроля, т.е. оказание своевременной помощи. В отдельных видах творчества структура творческого процесса обладает своими особенностями. Ограничимся рассмотрением её на примере научного и технического творчества.Все еще встречается представление, ограничивающее научное творчество нахождением решения проблемы. Но в этом случае не учтено само начало творческого процесса, начало его развертывания. Осознание потребности, постановка и формулирование проблемы – это начальные рубежи процесса поиска решения проблемы. Фиксируя конкретную проблемную ситуацию и цель исследования, проблема направляет весь творческий процесс в его сложном движении к результату. Творческая активность учителя. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Именно поэтому творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач.Признаки, характеризующие педагогическое творчество как целостный процесс:наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности;наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;наличие субъективных (личностных) предпосылок для творчества;новизна и оригинальность процесса или результата. Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо ее нельзя назвать творческой. Педагогическая деятельность – процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата. Творчество обусловливается потенциалом личности педагога, сформированным на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. С другой стороны, опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов. Нередко творческую природу труда педагога выводят из умозаключения: педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный – значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим. Без специальной подготовки, знаний, представляющих собой отражение обобщенного социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, педагогическое творчество, кроме как на уровне проб и ошибок, невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог способен найти новые, оригинальные, пути и способы решения проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента. Творческой можно считать личность, значимой характеристикой которой является способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Разные авторы приводят различные перечни типологии творческой личности , выделяя способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению, на первый взгляд, очевидное, избегать поверхностных формулировок, умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу. Представляет интерес типология творческой личности, предложенная В. И. Андреевым, которая может быть распространена и на педагогов. Теоретик-логик – это тип творческой личности, для которого характерна способность к логическим, широким обобщениям, к классификации и систематике информации. Люди этого типа четко планируют свою творческую работу, широко используют уже известные методы научных исследований. Для этого типа творческой личности характерны большая осведомленность и эрудиция. Опираясь на уже известные теоретические концепции, они развивают их дальше. Все, что они начинают, доводят до логического конца, подкрепляя свои обоснования ссылками на многочисленные первоисточники. Теоретик-интуитивист характеризуется высокоразвитой способностью к генерированию новых, оригинальных идей, люди такого типа творческих способностей – создатели новых научных концепций, школ и направлений. Они не боятся противопоставить свои идеи общепринятым, обладают исключительной фантазией и воображением. Практик (экспериментатор) всегда стремится свои новые оригинальные гипотезы проверить экспериментально. У людей этого типа всегда большой интерес и способности к практическим делам. Организатор как тип творческой личности обладает высоким уровнем развития способностей к организации других, коллектива для разработки и выполнения новых идей. Под руководством таких людей создаются оригинальные научные школы и творческие коллективы. Людей этого типа отличают высокая энергия и коммуникабельность. Инициатор характеризуется инициативностью, энергичностью, особенно на начальных стадиях решения новых творческих задач. Но, как правило, он быстро остывает или переключается на решение других творческих задач. Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Однако, для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий:временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;атмосфера публичного выступления;необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций. Педагог как субъект учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие творческого потенциала своих учащихся (студентов), — это личность, профессионал, осознающий, что творчество — одно из самых характерных проявлений человеческой свободы. В систему социально-педагогических характеристик такого педагога входят:способность к целостному самосовершенствованию;признание в качестве приоритетов образования целостности развития личности учащегося, становления индивидуальности, гармонизации отношений растущей личности с природой, обществом, самим собой;установка на диалог с учащимися и взаимопонимание;умение насытить образовательное пространство импровизацией, коллективным и индивидуальным творчеством;готовность создавать и поддерживать атмосферу взаимного уважения, взаимной терпимости, открытости критике, нововведениям;умение преобразовывать образовательную среду в оптимальное пространство его творческого развития. Учитель, работающий с одаренными детьми, должен:• быть доброжелательным и чутким;• разбираться в особенностях психики одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;• иметь опыт работы в учреждениях для детей младшего и дошкольного возраста (в том числе со своими собственными детьми);• иметь высокий уровень интеллектуального развития;• обладать широким кругом интересов и умений;• иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;• иметь живой и активный характер; • обладать чувством юмора (но без сарказма); • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;• иметь творческое, возможно, нетрадиционное мировоззрение;• уважать желание ребенка работать самостоятельно. Педагоги исходят из того, что творчество — это не только самостоятельный вид деятельности: оно потенциально заключено в любой профессии, в разных сферах общественного производства и характеризует стиль деятельности. В жизнедеятельности личности творчество выполняет следующие функции:• выражает активно-преобразовательное отношение к миру;• включает личность в значимые для нее сферы деятельности и общественных отношений;• выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых субъекту неизвестен;• определяет собственную индивидуальность для другого;• реализует право личности на свободу, выход за пределы обязательного;• защищает личность от стрессов, уныния, жизненных потрясений.Глава 2Развитие технического творчества учащихся как социально - педагогическая проблема2.1. Сущность и понятие технического творчества учащихся. Содержание труда человека в современных условиях измеряется не только степенью его интенсивности, но и уровнем проявления творчества. Причем наблюдается объективная тенденция – с развитием общества интенсивность и количество физического труда убывает, а интеллектуального, творческого возрастает. Изменяется и оценка труда и труженика. Как известно, главный труд детей - учеба. Поэтому надо сделать этот труд учащихся творческим. Процесс обучения часто представляет собой передачу информации от учителя ученикам. Учитель при этом выступает в качестве передатчика «запоминающих устройств». И ученик тем лучше успевает, чем точнее на последующем уроке воспроизводит полученные в готовом виде знания.Репродуктивно полученные знания и умения не находят применения на практике. В трудовом обучении еще в большей мере, чем по другим учебным предметам, используются репродуктивные методы обучения. Учителя редко прибегают к решению технических задач, использованию проблемности, техническому эксперименту, эвристическим беседам и т.д. Требует значительного углубления политехнический принцип обучения. На современном этапе развития науки и техники трудовое обучение надо поставить так, чтобы учащиеся не только знакомились с современными достижениями в технике и на производстве, но и получали обобщенные знания о них, были причастны, пусть даже в самом малом к совершенствованию производства. Можно утверждать, что только в процессе обучения в школе, даже самого творческого, нельзя в надлежащей мере развить творческие черты личности. Нужна непосредственная, практическая деятельность в конкретном виде творчества – техническом, художественном и т.д. Детское техническое творчество учащихся – наиболее массовая форма привлечения учащихся к творчеству. В определении понятия «детское техническое творчество» существует две точки зрения – педагогическая и психологическая. Педагоги рассматривают детское техническое творчество не только как вид деятельности,направленный на ознакомление учащихся с разнообразным миром техники, развития их способностей, но и как один из эффективных способов трудового воспитания и политического образования. Психологи в детском техническом творчестве больше внимания уделяют своевременному выявлению у учащихся способностей к определенному виду творчества, установленного уровня их формирования и последовательности развития. Другими словами, у психологов важны методы правильной диагностики творческих способностей учащихся, которые помогут понять в каком виде деятельности и при каких условиях учащиеся смогут наиболее продуктивно проявить себя. С учетом педагогической и психологической точек зрения детское техническое творчество – это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей учащихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны. Новое в детском техническом творчестве, в основном, носит субъективный характер. Учащиеся часто изобретают уже изобретенное, а изготовленное изделие или принятое решение является новым только для его создателя, однако, педагогическая польза творческого труда несомненна. Результат творческой деятельности учащихся – комплекс качеств творческой личности:умственная активность;стремление добывать знания и формировать умения для выполнения практической работы; самостоятельность в решении поставленной задачи;трудолюбие;изобретательность. Анализ психолого–педагогических исследований и опыта позволяет прийти к выводу, что техническое творчество создает, прежде всего, благоприятные условия для развития технического мышления учащихся. Во-первых, оно развивается на основе обычного мышления, т.е. все составляющие компоненты обычного мышления присущи техническому. Например, одной из важнейших операции обычного мышления является сравнение. Оказывается, без него немыслимо и техническое мышление. То же можно сказать и о таких операциях мышления, как противопоставление, классификация, анализ, синтез и др. Характерным является только то, что перечисленные выше операции мышления в технической деятельности развивается на техническом материале. Во-вторых, обычное мышление создает психофизиологические предпосылки для развитиятехнического мышления. В результате обычного мышления, развивается мозг ребенка, его ассоциативная сфера, память, приобретается гибкость мышления. Однако, понятийно – образный аппарат обычного мышления не располагает теми понятиями и образами, которые необходимы для технического мышления. Например, понятия, взятые из технологии металлов, включают в себя сведения из различных наук (физики, химии и др.) Они представляют собой не механический конгломерат сведений, а являются единством существенных признаков технологического процесса или явления, рассматриваемых с точки зрения разных наук. В техническом мышлении в отличие от обычного мышления существенно отличаются и образы, которыми оперирует учащийся. Сведения о форме технического объекта, его размерах и других особенностях задаются не готовыми образами, как в обычном мышлении, а системой абстрактных графических знаков и линий – чертежом. Причем, чертеж не дает готового образа того или иного понятия, его нужно самостоятельно представить. Рассмотренные выше особенности технического мышления позволяют заключить, что формирование его основных компонентов должно осуществляться не только в процессе обучения, но и во всех видах работы по техническому творчеству. Особое внимание в процессе технического творчества учащихся должно уделяться формированию технических понятий, пространственных представлений, умений составлять и читать чертежи и схемы. В процессе технического творчества учащиеся неизбежно совершенствуют свое мастерство во владении станочным оборудованием и инструментом. Немаловажное значение техническое творчество имеет для расширения политехнического кругозора школьников. В процессе творческой технической деятельности учащиеся сталкиваются с потребностью в дополнительных знаниях о технике:в изучении специальной литературы;в ознакомлении с новинками техники;в консультациях специалистов. Творческая деятельность способствует формированию у школьников преобразующего отношения к окружающей действительности. У человека, который не занимается творческой деятельностью, вырабатывается приверженность к общепринятым взглядам и мнениям. Это приводит к тому, что в своей деятельности, работе и мышлении он не может выйти за пределы известного. Если детей с первых уроков включать в творческую деятельность, то у них развиваетсяпытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблем, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. Одним из главных педагогических требований к ученической творческой деятельности является учет возрастных особенностей школьников. Без учета особенностей развития психики детей не возможно правильно соотнести между собой цель, мотивы и средства достижения цели. Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. В воспитании творческих черт личности большое значение имеет результативность творческого труда. Особую ценность представляет труд, направленный на совершенствование производства, повышение эффективности оборудования и т.д.2.2. Особенности технического творчества. Особенность творческой деятельности позволит выделить ряд этапов технического творчества. Выделение этих этапов условно, так как процесс творчества непрерывный. В психолого-педагогической литературе выделяется различное количество этапов. Оптимально наиболее удовлетворяет условное разделение на семь этапов. Каждый этап должен иметь отчетливо выраженный результат:осмысленная и принятая идея;конструкторско-техническая идея, доведения ее до возможности практической реализации и практическая реализация решения;анализ, доработка и оценка решения. Результативность каждого этапа выполнения творческого задания тесно связана с развитием у школьников технического мышления и трудовых навыков и умений. В практике технического творчества на первом этапе техническую задачу педагог часто формулирует сам, дает ее в готовом виде. В таких случаях после анализа ее условия и под воздействием возникшей проблемной ситуации, учащийся может принять задачу в той формулировке, которая ему была предложена учителем, но может и изменить, переформулировать ее. Как показывает опыт, в большинстве случаев учащиеся предложенные им задачи формулируют сами. Это происходит под влиянием субъективного понимания сущности явлений, отраженных в задаче, и является показателем того, что ученик ее «принял».На втором этапе, сформулировав задачу или осознав ее формулировку, данную учителем, учащийся приступает к поиску способа решения, использует свой прошлый опыт, мысленно отвечает на поставленные перед собой вопросы. Может возникнуть догадка о способе решения задачи. Предположения могут строиться:на основе опыта;на обобщении известных знаний;на основе аналогий;на основе абстракций. Аналогия и перенос известных способов решения в новую ситуацию, ассоциативные связи на этом этапе играют главную роль. Основной задачей на третьем этапе является разработка документации, необходимой для изготовления опытного образца. Процесс конструирования условно можно разделить на четыре составляющие:составление и уточнение технического задания;эскизное конструирование;разработка технического проекта;создание рабочего проекта. На практике могут осуществляться не все виды конструирования, а только некоторые из них. Это зависит от многих обстоятельств: возраст учащихся, их подготовленность к творческой деятельности, решаемой технической задачи и др. Для эффективного руководства детским техническим творчеством учитель должен знать методы и приемы развития познавательной активности, технической памяти, смекалки и наблюдательности учащихся и уметь подобрать формы и методы организации творческой деятельности учащихся в конкретных условиях, заинтересованность, привить любовь к творческому поиску. В результате педагогических исследований и большой практической работы педагогов и методистов определен ряд эффективных методов, к которым относятся:конструирование (моделирование) изделий;манипулятивное конструирование;применение технической документации с сокращенными данными;решение творческих задач;выполнение творческих заданий;мысленный эксперимент;повторное выполнение работ с изменением ранее изготовленных конструкций;поиск и устранение неисправностей с использованием технических средств (в том числе и тренажеров). Использование этих методов в определенной системе позволяет развивать творческие способности учащихся и пробуждать у них интерес к технике. Для учета учителем возможностей творческого продвижения школьника педагогами и психологами разработана школа уровней творческой подготовленности учащихся.Уровень 1: учащийся может изготовить изделие по предъявленной документации с внесением частичных изменений в чертеж, схему, направленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей и т.д.Уровень 2: учащемуся доступно изготовление изделий с доконструированием и самостоятельным внесением изменений в представленную схему.Уровень 3: учащийся справляется с изготовлением изделий с предварительным конструкторскиморигинальным усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему.Уровень 4: учащемуся посильна самостоятельная технологическая разработка оригинальной конструкторской идеи изделия (представленной учителем) и его изготовление.Уровень 5: учащийся способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую или рационализаторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие.2.3. Решение творческих задач – основа технической деятельности. Способность ставить и решать задачи разнообразных типов и различной степени сложности является наиболее характерной чертой деятельности человека. Необходимость повседневно решать противоречия жизненных обстоятельств (задач) породила потребность в знаниях, а необходимость оперирования знаниями привела к развитию мышления. Человек к этому так привык, что понятие «задача» не связывает с повседневной жизнью, а относит его к категориям педагогики, науки. Хотя любое знание, даже то, которое воспринимается нами как бесспорная истина, на самом деле является результатом неустанных человеческих поисков, когда-то зарождавшихся и разрешившихся в виде новых и, может быть, чрезвычайно трудных задач. Техническая деятельность в этом плане не является исключением. Наоборот, с появлением техники количество задач значительно увеличивалось, а сложность их возрастала во много раз. Если при решении повседневных задач человек обходится знаниями, приобретенными, в процессе жизненного опыта, то для решения технических задач потребовались научные, технические знания. То же касается и мышления.Необходимость передачи технических знаний из поколения в поколение привела людей к мысли об использовании задач не только для открытия знания, но и для обучения детей технике, развитию их технического мышления. Специально подобранные и сформулированные задачи стали активным средством обучения подрастающего поколения технике. В большинстве технических задач заложено то или иное противоречие. Этим и объясняется ихтворческий характер. Противоречие является движущей силой решения технических задач, т.е. причиной возникновения проблемной ситуации, которая активизирует познавательную деятельность решающего задачу. Количество и разнообразие противоречий очень велико, их классифицируют по различным признакам. Главным свойством всех противоречий является их способность «приводить в движение» мысль. Для большинства технических задач характерным является то, что заложенное в них противоречие в процессе решения задачи трансформируется – одно противоречие переходит в другое или порождает третье. Образовавшаяся система противоречий поддерживает мыслительную активность у решающего задачу, направляет ее в нужное русло. При решении учебной технической задачи, так же как изобретательской, заложенное в задаче противоречие вызывает у ученика состояние проблемной ситуации, которое активизирует его познавательную деятельность на протяжении решения задачи. В ходе поиска решения основного противоречия и противоречий, возникающих в процессе решения задачи, как изобретатель, так и ученик оперируют имеющимися знаниями, приобретают новые знания, широко используют операции мышления (сравнение, противопоставление, анализ, синтез и др.), ассоциативные связи, возможности памяти, аналогии и другие приемы, позволяющие не только решить задачу, но и развивать интеллектуальную сферу ученика. Тщательный анализ процесса технического творчества учащихся показывает, что его можнопредставить как решение специально подобранной системы учебных и производственных технических задач, с целью приобретения учащимися технических знаний, опыта технической деятельности и развития технического мышления.2.4. Разнообразие приемов и методов развития творческого потенциала по предмету «Технология». Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления. Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащиеся, высказав догадку или предположение, не могут их логически обосновать. Тем не менее, их необходимо поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи. Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной. Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности. Следует в довольно широких пределах поощрять склонность к рискованному решению задач. Естественно, любой риск таит в себе массу опасностей, в том числе и для физического здоровья. Но здесь встает вопрос, который Я. Корчак (1979) сформулировал как проблему выбора между физически здоровой, но неразвитой личностью и созданием условий для личностного развития, но с риском ущерба для здоровья, а иногда и жизни человека. Исследования показывают, что склонность к решению рискованных задач - одна из фундаментальных черт творческой личности (Петровский В.А. - 1992). Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с выдаванием выдумки за истину. Особенно это касается начальных этапов обучения.Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов. Весьма полезным для развития творческого мышления является обучение специальным эвристическим приемам решения задач различного типа (Ильясов И.И. - 1992; Соколов В.Н. - 1995, и др.). Именно эвристическое образование, направленное на открытие, актуализацию ресурсов развития личности, утверждение смысло-жизненных мотивов, формирование креативных установок деятельности и т.д., способствует рождению творческой индивидуальности субъектов воспитания и обучения, выполняет главное предназначение образования. Важнейшим условием развития творчества учащихся является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь тогда, когда решается задача, ответ на которую не знает ни учащийся, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или производственную проблему, что обогащает и усиливает «пыл» мотивов, побуждающих творческую деятельность. Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др., для актуализации этих мотивов и формирования внутренней мотивации особое значение имеет личностная включенность преподавателя в совместную деятельность с учеником. Для формирования творческого потенциала учащихся на занятиях трудового обучения, как правило, используются различные практические методы обучения, которые классифицируются по типу познавательной деятельности:репродуктивный (обяснительно-иллюстративный);воспроизводящий;проблемное изложение;частично поисковый (эвристический);исследовательский. Деятельность может быть репродуктивной, исполнительской или творческой. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнорировать ее в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими. Он основан на получении информации, которую ученик анализирует, самостоятельно прибегая к частично-поисковому методу. В ходе этого анализа возникают проблемные ситуации, решение которых может привести к исследованию. В практике работы лучше всего методы обучения использовать комплексно, что повысит надежность усвоения информации, сделает учебный процесс более эффективным, а, следовательно, и творческим. В настоящее время определен ряд эффективных методов, использование которых в определенной системе позволяет развивать творческие способности учащихся и пробуждать их интерес к труду. Большое значение в трудовом обучении имеют практические методы. Их особенность заключается в том, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических заданий. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной и творческой деятельности. Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях: объяснение педагога;теоретическое осмысление работы;показ;инструктаж;проба. Выполнение работы - это этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Педагог на этом этапе особое внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием. На этапе «контроля» работы учащихся проверяются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания, а также проявление творческого мышления (Е.Я.Гальперин). Практические методы лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, умение подходить к процессу творчески и т.д. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов). Рассмотрим подробнее содержание некоторых практических методов:Конструирование - основной метод, используемый в процессе трудового обучения учащихся всех возрастных групп. Он связан не только с решением творческой задачи на конструирование или моделирование изделий труда, но и с необходимостью технологической разработки и изготовления данного объекта. На передний план здесь выдвигается творческое применение знаний на практике.Решение творческих задач - самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, решения задач, содержащие поисковые творческие элементы, - побуждает искать и изучать необходимый теоретический материал.Творческие задания частного характера (например, по увеличению или уменьшению размеров объекта, изменению (улучшению) изделия путем замены деталей, улучшению внешнего оформления готового объекта и т.д.) способствуют включению учащихся в творческий процесс, связанный с обоснованием идеи и конструктивной разработкой изготавливаемого изделия. Такие задания могут быть предложены учащимися и на этапе изготовления изделия.Мыслительный эксперимент - один из наиболее эффективных методов формирования способности к исследованию у учащихся старших классов. На практике применяются два вида мыслительного эксперимента: первый является частью предварительной работы для проведения реального эксперимента, второй представляет собой организацию и проведение идеализированного эксперимента, который на практике осуществить невозможно. Мыслительный эксперимент важен для развития творческого воображения и эвристического мышления. Школьник оперирует пространственными образами, мысленно ставит то или иное изделие в различные положения и подбирает такие ситуации, в которых, как и в обычном опыте должны проявиться наиболее важные особенности данного предмета.Одним из результативных методов решения творческих задач является мозговая атака или мозговой штурм. Суть данного метода основывается на следующем психологическом эффекте. Если взять группу из 5-8 человек и каждому предложить независимо от других индивидуально высказать идеи и предложения по решению поставленной изобретательской и рационализаторской задачи, то в сумме получим идей меньше, чем, если предложить этой группе коллективно высказать идеи по этой же задаче. Во время сеанса мозговой атаки происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву, что позволяет найти решение той или иной задачи. Универсальность метода мозговой атаки позволяет с его помощью рассматривать любую проблему или любое затруднение, в какой бы сфере она не возникла. В середине 50-х годов Уильямом Гордоном (США) был предложен новый метод поиска творческих решений - синектика. Этот метод актуален и на сегодняшний день. В переводе с греческого это слово означает «совмещение разнообразных элементов». Суть метода заключается в том, чтобы найти близкий по сущности решения путем последовательного нахождения аналогов (подобий) в различных областях знаний или исследование действия (поведения) объекта в измененных условиях, вплоть до фантастических. Данный метод помогает учащимся путем сравнения с аналогичным предметом из другой области знаний получить необычные решения. При выборе методов работы преподаватель должен хорошо представлять себе уровень мышления каждого ученика, развитие его творческих способностей и учитывать имеющийся у него опыт предшествующей творческой работы. Формы организации обучения (организационные формы) -- это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Нестандартные занятия - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков:урок-соревнование;урок с групповой формой работы;урок - творческий отчет;урок – конкурс;урок – викторина;урок-фантазия;урок – игра;урок-путешествие;интегральный урок и т.д. Такие формы обучения позволяют способствовать развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; быстрой обучаемости; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе и решении задачи; трудолюбия. Таким образом, можно сделать вывод, что многообразие форм и методов, рассмотренных в научной литературе, дает право использовать их в практике на любом из разделов предмета «Технологии».Глава 3Развитие творческих способностей учащихся посредством ИКТ на уроках технологии Современный этап развития общества характеризуется значительным влиянием на него компьютерных и информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности. Новая эпоха ставит перед школьным образованием важную задачу - подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием информационных технологий обучения. Ряд педагогических теорий, особенно те из них, которые исследуют проблемы мотивации учения, активизации познавательной деятельности, развития личности и познавательных способностей учащихся в процессе обучения, дают основание предположить, что педагогической технологией, отвечающей в большей степени, чем многие другие, вышеназванным требованиям, может служить информационно-коммуникативное обучение, так как оно побуждает учащихся проявлять способность к самообразованию и самоорганизации, к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников; делать выбор и принимать решения; развивать творческие способности. Необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие ученика к самостоятельному творческому мышлению, поиску собственной аргументированной позиции. Для этого необходимы и адекватные поставленной цели методы и средства обучения. В ЭОР предусмотрено два уровня управления: внутренний, осуществляемый программой и внешний, выполняемый пользователем. Такая двухуровневость управления ЭОР значительно усиливает интерактивность программного продукта, способствует усилению иллюзии интеллекта ресурса, что делает его не только эффективным при применении, но и стимулирует к нему интерес учащихся для развития творческих способностей, что, способствует повышению качества технологического образования школьников, основанного на использовании ИКТ. Для того чтобы дети развивали творческие способности, педагог постоянно создаёт ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных данных, где творческие способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. И чем раньше дети будут развивать свои способности, тем выше будет их творческий потенциал.Творчество начинается с новой идеи. Новые идеи могут появляться как на основе новой информации, так и без нее. Чтобы ребенок мог создать что-то новое он должен опираться на уже известное, иметь материал, хранящейся в памяти. Чтобы дети начали творчески применять полученные ими ранее знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в предложенной им деятельности. Должна быть организована мотивация к действию. Иначе интереса к творчеству просто не будет. Последовательность творческой деятельности ребенка заключается в том, что на самом первом этапе, познакомившись с образцами работ разного уровня сложности, дети составляют свою композицию изделия. В первых работах педагог предлагает включать элементы, обязательные для начального обучения, для пробуждения интереса к действию, показывая примеры творческих работ. Показ рассчитан на пробуждение переживаний учащихся, вызванных созерцанием красивого изделия, мастерски выполненного преподавателем. Педагог подготовил и использует каталог мультимедийной поддержки уроков технологии, предоставляет учащимся возможность активного «визуального» овладевать учебным материалом, узнавать свойства изучаемого объекта, связывать его зримый образ с физическими или техническими параметрами, задающими его. Учитель часто применяет видеоролики, презентации, различные тесты, задания, развивающего характера. При помощи ИКТ педагог имеет возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику. Экран притягивает внимание, которого педагогу трудно добиться при фронтальной работе с классом. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Выполнения творческие работы на уроках технологии педагог разделяет на четыре группы: информационный поиск; разработка модели (преобразование) объекта; технология изготовления изделия; презентация (оформление) работы. Поэтому сложность данных заданий определяется не только технологической составляющей (хотя, она является основной), но и характером и объемом информационной поддержки задания. Рассмотрим подробно каждую группу заданий: Информационный поиск может осуществляться с использованием электронных ресурсов (мультимедийные энциклопедии, электронные каталоги, электронные учебники, Интернет и т.д.). Выбор источника информации зависит от уровня информационной подготовки учащихся, характера задания и личной мотивации учащегося. Разработка модели (преобразование) объекта. Моделирование объекта, разработка конструкции, составление схемы , построение чертежа и т.д. — это основные традиционные задания для уроков технологии. Использование ИКТ в данном случае позволяет: сэкономить время на выполнение задания; быстро внести коррективы, не переделывая всей работы. Технология изготовления изделия связана с материальным воплощением объекта, и использование информационных технологий на данном этапе минимальное. Уровень задания зависит от сложности конструкции и выбора способов обработки материала. Презентация (оформление) работы. Результаты работы (чертежи, таблицы, схемы, доклады, рефераты и т.д.) с использованием информационных технологий могут быть оформлены аккуратнее, нагляднее с помощью различных компьютерных программ. В данном случае учащиеся, придумывал алгоритм своего выступления, прорабатывая электронную презентацию, оформляя буклет по теме и т.д., не только осуществлять информационный поиск, но и анализировать информацию, выделять главное, кратко выражать свои мысли, подбирать соответствующее иллюстративное сопровождение, учатся правильно оформлять печатные документы, тем самым подготавливаясь к осуществлению проектной деятельности. Использование ИКТ положительно влияет на качество учебного процесса:повышает эффективность обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке),расширяет объем предъявляемой учебной информации, что расширяет кругозор обучающихся;улучшает организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);повышает качество контроля знаний учеников и разнообразие его формы;повышает интерес ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшить качество образования, активизировать творческий потенциал учащегося.Заключение Для психолога и педагога процесс исследования неотделим от процесса активного вторжения в практику работы школы. И наши исследования, с одной стороны, были направлены на изучение и обобщение тех ценностей, тех находок, которые обнаружены в передовом опыте учителей и школ, с другой же стороны, на вовлечение педагогического коллектива школы, ее руководства, в активную и целенаправленную деятельность по развитию творческого потенциала воспитанников, по созданию общей системы учебной и воспитательной работы школы, преследующей эту задачу. В процессе обучения хотелось предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития творческих способностей учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся. В области обучения придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования творческого потенциала учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов. В школе важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, вносить техническую смекалку. Поэтому необходимо направлять педагогический коллектив на поиски самых разнообразных путей и приемов поддержания творческих интересов учащихся в любом виде их деятельности, любом направлении. В организации процесса учения предлагается всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их творческой деятельности. Фантазия, наука, труд и талант сливаются в один поток, несущий с собой неиссякаемые возможности развития творчества. И родителям нет основания бояться бурного расцвета у подростков фантазии. Надо лишь, чтобы она всегда сохраняла соприкосновение с жизнью, чтобы она оставалась «толчком к работе». Тему развитие творческого потенциала учащихся в процессе изучения предмета «Технология» нельзя считать законченной. В данной работе представлены только некоторые итоги, рассмотренные по этой теме, и они также могут дальше исследоваться на разных уровнях. Цель, поставленная вначале работы, была достигнута в результате исследования литературы, а также практике. В ходе исследования были также решены все поставленные задачи в равной мере глубоко и основательно. Выявлен ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. В частности, это: изучение путей и средств эффективного развития творческого потенциала. Заканчивая рассмотрение одной из сложных проблем педагогики - развитие творческого потенциала учащихся, следует сделать вывод, что не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать творцом. И этого не изменят самые лучшие педагогические методики. Но верно и то, что определенным творческим потенциалом развития обладает каждый, вступающий в этот мир, человек. И потенциал этот нужно раскрыть. В этом нет никакого противоречия. Так, каждый обладает способностью логически мыслить и применять ее постоянно, но лишь немногие становятся специалистами по логике или удачными теоретиками. Поэтому педагог должен настраиваться и вести себя так, будто весь класс состоит из потенциальных творцов.Приложения5 классКонструирование разделочной доскиЗадание: используя предложенные элементы конструкции доски, составить собственную конструкцию.Конструирование разделочной доскиМои варианты конструкции разделочной доскиФорма верхней части доскиФорма средней части доскиФорма нижней части доскиФорма угловЛитература1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития, книга 1. - Казанский университет, 1996.2. Андрианов П.Н. Техническое творчество учащихся. - М.: «Просвещение», 1986.3. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. - М., 1989.4. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности - СПб.: издательство Буковского, 1994.5. Волков И.П. Учим творчеству. // Педагогический поиск. - М.: «Педагогика», 1987. - С. 101-140.6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: «Просвещение», 1987.7. Крупская Ю.В., Кизеева Н.И., Сазанова Л.В., Симоненко В.Д. Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных школ. - М.: «Вентана-Граф», 1997.8. Кузнецов В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность. - М.: «Академия», 2007.9. Левин В.И. Воспитание творчества - Томск: Пеленг, 1993.10. Марченко А.В. Настольная книга учителя технологии. - М.: «Астрель», 2005.11. Мещерякова Л.В. Развитие творческого потенциала учителя в процессе освоения педагогических инноваций. - Челябинск, 1998.12. Мещерякова Л.В., Рындак В.Г. Инновационность в обучении (теория и опыт). - М.: «Педагогический вестник», 1997.13. Муравьев Е.М. Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. - Брянск, 2000.14. Нефедычев И. П. Руки трудовые, умелые. // Школа-пресс. - 1994. - №3 - С. 13.15. Петровский А.В. Способности и труд. - М., 1966.16. Подласый И.П. Педагогика, книга 1. - М.: «Владос», 2003. - С. 475.17. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия). - М., 1997.18. Рындак, В.Г. Москвина А.В. Личность, творчество, развитие. - М., 2001.19. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль, 1996.20. Сманцер А. П. Новые технологии в системе непрерывного образования как средство развития творческой личности // Новые технологии в системе непрерывного образования.- Минск, 1995.21. Соловейчик С. Учение с увлечением. - М., 1976.22. Столяров Ю.С. Техническое творчество учащихся. - М.: «Просвещение», 1989. - С. 3-16.23. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М., 1983. - С.101.24. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.orgВасильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002.25. Мещерякова Л.В., Рындак В.Г. Инновационность в обучении (теория и опыт). - М.: «Педагогический вестник», 199726. Сманцер А. П. Новые технологии в системе непрерывного образования как средство развития творческой личности // Новые технологии в системе непрерывного образования.- Минск, 1995

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X