Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Нечаева Татьяна Васильевна

«Работа над литературным текстом».

скачать документ

Вернуться назад

«Работа над литературным текстом».Нечаева Т.В., учитель начальных классовМБОУ «СОШ №17» г.Бийска«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Как известно, литературное чтение представляет собой начальную ступень единого, непрерывного курса литературы в современной общеобразовательной школе. Литературное чтение призвано научить детей не только читать, но и воспринимать содержание произведений художественной литературы как особый вид искусства. В своё время К.Д.Ушинский говорил: «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело». В учебниках по чтению для начальной школы литературные произведения объединены в специальные разделы: «Родная речь, 3 класс» (Горецкий, Голованова): 1 раздел: «Страна далекого детства», «Природа и мы», «Поэтические тетради» и др. Развитие эстетического вкуса юного читателя, знакомство с лучшими образцами русской художественной литературы – цель данных разделов. Слушая, читая, анализируя и работая над словом литературных произведений, учащиеся получают возможность прикоснуться, говоря словами Ушинского к тому «единственному живому ключу, из которого бьёт всякая сила и всякая поэзия», к родному языку. Перед чтением описаний природы важно создать соответствующую эмоциональную и психологическую подготовку к чтению, возможно, здесь помогут «живые» впечатления детей от прогулки по лесу, парку, от наблюдений за поведением птиц и зверей. Всё это обеспечивает необходимую «внутреннюю наглядность», помогающую читателю принять тот художественный образ, который создан прозаиком или поэтом. Известно, что одна из целей подготовительной работы перед чтением – объяснение значений новых для учащихся слов, словосочетаний. Перед чтением раздела о природе возможно проведение подготовительных бесед, а также организация свободных высказываний учащихся, т.к. у них уже есть определённый запас знаний, представлений о том, о чём им предстоит прочитать или прослушать. Произведения первоначально читаются вслух учителем. В силу своего возраста, некоторый контекст малодоступен детям младшего школьного возраста, но при умелой помощи учителя они смогут, прежде всего, проникнуть в содержание произведений, воспринять «чужие» образы, «чужие» эмоции, попытаться соотнести их со словами, и тогда мир родной природы станет для них ещё выразительнее, ещё полнее и богаче. Все рекомендуемые произведения в разделе «Природа и мы» - носят ярко выраженную психологическую окраску, отражают мысли и чувства писателей, вызванные окружающей природой. Поэтому важной составной частью знакомства с ними является умение попытаться понять, почувствовать настроение писателя. Далее учитель предлагает определить тему произведения, т.е. то, о чём говорится в этом произведении. Если возникают трудности при определении темы, учитель обращает внимание на название произведений, предлагает ученикам поискать в текстах те слова, которые, по их мнению, могут назвать то, о чём идёт речь. После определения темы произведений важно донести до учащихся мысль, что автор не просто так выбрал ту или иную тему, а увидел в ней что-то необычное, интересное, о чём и хотел рассказать читателю. Учитель может спросить у учеников, что нового они открыли для себя, прочитав то или иное произведение. Возможно и сравнение нескольких произведений, ведь одна и та же тема у разных авторов находит непохожие друг на друга художественные решения. Отдельным этапом в работе над анализируемыми произведениями становится поиск «оборотов речи», в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. С некоторыми из них – эпитетами, сравнениями, метафорами, аллегорией – учащиеся уже знакомы. Литература - один из важнейших предметов в системе школьного образования. А.Твардовский говорил: «Литература в школе – это то же самое, что литература в жизни, только в школе она является процессом планомерного систематического воздействия на душу ученика под ответственным наблюдением и руководством преподавателя». Цель литературного образования: становление духовного мира человека, развитие чувства прекрасного, формирование высоких эстетических вкусов, внутренней потребности личности к самосовершенствованию, к реализации творческих возможностей человека. В знаменитой книге Сухомлинского «Сердце отдаю детям» великий педагог пишет: «Учение литературе не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти при помощи зубрёжки. Нужно учить детей наблюдать, думать, рассуждать, переживать за героев, гордиться ими, восхищаться красотой природы, музыки, искусства, обогащать свой духовный мир». Чтобы привить любовь к чтению, воспитать читателя, особенно важно подобрать соответствующий возрасту литературный материал.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X