Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Ежова Галина Михайловна

Организация учебной деятельности младшего школьника в классе специального фортепиано как фактор мотивации.

скачать документ

Вернуться назад

Организация учебной деятельности младшего школьника в классе специального фортепиано как фоктор мотивации.Преподаватель фортепианного отдела МБУДО “ ДМШ №1” Ежова Г. М., пгт. Никель Мурманская область. Известно, что младший школьный возраст является очень важным в развитии становления ребенка, и от того в какой мере учащийся сможет преодолеть возникшие трудности, зависит его дальнейшее обучение и личностное развитие. Mладший школьник вовлекается в различные виды деятельности: игровую, учебную, трудовую, занятия спортом и искусством. ведущая роль при этом отводится учению. обучение игре на музыкальном инструменте приобщает ребенка к занятиям и умениям, выработанным мастерами фортепианного искусства на протяжении многих веков, и дает импульс развитию его интеллектуальных и творческих способностей. Такие занятия могут стать формой проведения досуга, быть наполнены содержанием взрослой трудовой деятельности или проводиться как увлекательная игра, со своими правилами, победами и поражениями. Учения это особый вид деятельности, цель которой заключается во владении новыми знаниями и навыками. Музыкальная грамота и приемы игры на фортепиано, который не стремится обучиться учащейся, сначала существует отдельно, как часть общемирового культурного опыта. Но после учения они преобразуют самого учащегося, становится фактором его изменения. Ученик, обучающиеся игре на фортепиано, прежде всего, занимается саморазвитием и изменением самого себя. Это относится как к уровню знаний, умений и навыков, требуемых для успешного музыкального развития и практического овладения игрой на фортепиано, так и к уровню общего и умственного развития учащегося. Учебная деятельность сложна по структуре. Ее формирование- длительной и сложной процесс, который требует усилий и руководства со стороны взрослых- педагога и родителей. Рассмотрим основные составляющие учебной деятельности младшего школьника. Большое значение в осуществлении учебной деятельности играет система мотивации. Почему дети начинают обучаться игре на музыкальных инструментах? Здесь могут сыграть роль личностные потребности в самовыражении через музыкальное творчество, мотивы быть похожими на значимого взрослого или заслужить его одобрения, цель проявить свою самостоятельность, взрослость, интерес к новой области деятельности. Желание стать музыкантом, иметь в своем распоряжении настоящей музыкальный инструмент и неприкосновенное время для занятий музыкой, возможность продемонстрировать сверстникам свое умение, выступить на сцене, заслужить похвалу и уважение, все это на первых порах может стать заметным стимулом для поддержания интереса к обучению. Большую роль может сыграть создание в семье атмосферы почитания музыки, знакомство ребенка с лучшими образцами музыкального искусства, наполнение свободного времени новыми музыкальными впечатлениями. Для более эффективного обучения важно, чтобы мотивация носила внутренний характер, чтобы содержание деятельности и мотив соответствовали друг другу. Теоретическое изучение музыкального искусства- понимание законов рождения и развития музыкального материала с одной стороны и овладение новыми способами действий, а именно профессиональными навыками игры на фортепиано, с другой- является важной, специфическая потребностью и мотивом учебной деятельности юного музыканта.Чтобы дать ясное представление о том, что предстоит изучить, какими навыками и приемами овладеть в процессе обучения, учитель ставит перед учащимися на уроке учебную задачу. В отличие от конкретного задания учебная задача носит более общий характер, делает процесс обучения целенаправленным, помогает организовать и активизировать внутренние ресурсы обучаемого. Чтобы подтолкнуть учащегося к формулированию учебной задачи, можно задать вопросы о том, чему он научился на урокe, попросить разъяснить смысл выполнения отдельных упражнений, сравнить задания разного типа. Также для этого можно использовать приемы перспективы, то есть планирование продвижения вперед, и ретроспективы, то есть сравнение новых умений и способностей с тем уровнем, что было раньше.“Приемами и способами обучения в классе фортепиано следует быть, прежде всего, универсальными по характеру, синтетическими по структуре. С одной стороны, они должны быть непосредственно связанными с исполнительским “техническим” овладением учеником заданными ему произведениями, изучаемым репертуаром. С другой стороны, необходимо, чтобы те же приемы и способы учебной деятельности в максимальной мере содействовали бы общему музыкальному развитию обучающихся. Отсюда приоритет широких по диапазону воздействии на учащегося, многосторонних по своей сути приемов и способов внутри классной работы преподавателя”. В этой работе учителю важно вводить новые прогрессивные приемы учебной работы, которые будут носить развивающий характер, помогут учащемуся включиться в музыкальную творческую деятельность, сделать обучение интересным и разнообразным. К таким приемам можно отнести применение на уроках фортепиано и стека философской дисциплины музыкальной герменевтики. Например, можно дать задание учащемуся прослушать музыкальное произведение и воспринять музыку эмоционально, интуитивно почувствовать настроение музыкального образа, представить главного героя, строй его мыслей. Ученик как бы вживается в мир произведения помещает в этот мир себя. Он осмысливает образ, дает характеристику, обдумывает не только эмоциональный настрой, но и действия главного героя. Этот метод очень доступен и может быть применен на уроках в работе с учащимися разного возраста. А вот пример работы А.А. Шмидт-Шкловской,педагога выдающегося дарования и незаурядного музыканта.”A.A. Шмидт- Шкловская Обладала педагогической интуицией, Способностью поставить себя на место ученика, почувствует малейшей его неудобство- и вместе с тем предугадать намерение учащегося, помочь ему выразить до конца свое отношение к исполняемому. Ее замечания были удивительно точными, и иногда небольшой штрих преображал всю картину исполнения”. Чтобы ученик чувствовал себя уверенно, учителю важно дать четкие представления о критериях, по которым будет оцениваться работа учащегося. На это направлены действия контроля со стороны учителя. Действие контроля нацелены на то, чтобы указать учащемуся на правильность выполнения задания. Они осуществляются учителем в процессе учебной деятельности и должны носить конкретный характер, быть понятны и выполнимы учащимся. Действие контроля со стороны учащегося- самоконтроль- направленный на сравнение выполнение задания с образцом, который дал учитель. Действие самоконтроля должны постепенно выходить на первый план и заменять собой контроль со стороны учителя. Подведение итогов должно дать учащемуся чувство морального удовлетворения от успешно выполненной работы, радость преодоления трудностей и познания чего-то нового. Оно носит доброжелательный характер и способствует развитию учащегося ответственности и самостоятельности. Большой интерес представляет опыт работы заслуженного учителя Листовой В. В., отдавшие свыше 60 лет детской фортепианной педагогикe. Многолетняя практика не только не приглушила, но, наоборот, как бы усилила интерес Валерии Владимировны к мельчайшим сторонам педагогического процесса, будь то исправление недостатков рук, посадки, техники педализации. Всему этому она придавала большое значение, и невольно возникала уверенность, что ученик, прошедший такую школу и контроль за выполнением указаний, будет всегда обращать внимание на самые тонкие моменты в игре на фортепиано. У него воспитывается уважение к делу, к его мельчайшим подробностям. Таким образом, учебная деятельность является многокомпонентной и включает в себя следующее: формирование учебной задачи, способность соизмерять свои действия с ней; умение находить и применять способы решения учебной задачи; самостоятельный контроль своей деятельности, оценивание результатов решение учебной задачи; умение заниматься рефлексией; использование учащимся законов логического мышления; умение владеть и пользоваться разными способами обобщения; высокий уровень самостоятельной творческой активности.Основная задача начального обучения игре на фортепиано состоит в том, чтобы учащийся научился заниматься игрой на фортепиано регулярно, достаточное количество времени, не отвлекаясь на посторонние занятия, не поддаваясь сомнениям и пустым размышлениям. Мастерство в работе выучивании произведения характеризуется своей прямолинейностью и способностью не тратить время попусту. Чем больше участвуют в этом процессе воля и внимание, тем эффективнее результат. Чем больше пассивности, инертности, тем больше растягиваются сроки овладения сочинением и почти неизбежно ослабляется интерес к нему. Именно сформированности всех компонентов учебной деятельности и самостоятельно их выполнение может быть залогом того, что учение выполнит свою функцию ведущей деятельности и даст положительные результаты в таком непростом и занимательном деле, как овладение исполнительским искусством игры на фортепиано. Список литературы: 1. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М.: Просвещение, 1984г.2. Минскер Г. Предисловие. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков.- 2 изд. - Л. Музыка, 1985г.3. Макуренкова Е.П. О педагогике В.В.Листовой. - М. Музыка, 1988г.4. Нейгауз Г. Об искустве фортепианной игры. Записки педагога. - 5 изд.- М. Музыка, 1988г.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X