Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Силаева Ирина Ильгизовна

Методические рекомендации по обучению основам изображения натюрморта на занятиях живописи в системе дополнительного образования

скачать документ

Вернуться назад

Методические рекомендации по обучению основам изображения натюрморта на занятиях живописи в системе дополнительного образованияПрограммные темы и содержание занятий по живописи должны быть адаптированы c учетом возрастных и индивидуальных творческих способностей каждого учащегося.Изучение изображения натюрморта масляными красками включает в себя задания как теоретического, так и практического характера. Изложение теоретического материала может происходить в таких формах, как объяснение, рассказ, беседа, подготовка докладов, пояснительных записок к выполняемым работам, устного анализа работ. Объяснение новых тем обязательно должно сопровождаться демонстрацией наглядного материала. Наглядность — одна из самых специфических черт изобразительного искусства как учебного предмета. Невозможно проводить занятия на уроках рисования c натуры без наглядного материала.Это могут быть таблицы, различные репродукции картин известных художников, работы учеников прошлых лет, живописные этюды, педагогический рисунок. Кроме этого, возможно использование ИКТ: показ презентаций, отдельных слайдов, видеороликов.Необходимы также регулярные походы в музеи и выставки с последующей беседой, на которой каждый ученик излагает свою точку зрения. Личное мнение учащегося играет важную роль в развитии его индивидуальности. Даже на занятиях живописи, располагая предметы, выполняя свою работу в цвете, ученик выражает свои мысли, свое отношение к реальной действительности. У него складывается характерное представление о том или ином явлении.Практическое изучение изображения натюрморта представляет сoбой изучение композиционных особенностей натюрморта, умение изображать объемные, пространственные и материальные качества предметов, знание теоретических основ линейной и воздушной перспектив, законы светотени, иметь представление o закономерностях построения композиции и колорита.Контроль знаний, умений и навыков учащихся проводится как путем опроса, так и во время просмотров детских работ.Критериями оценки практических работ учащихся могут быть следующие:- уровень решения поставленных задач;- композиция;- цветовое решение;- аккуратность выполнения.В натюрморте отражаются художественно-эстетические традиции академического рисунка, a так же своеобразие художественного восприятия учащихся.Натюрморт является основой развития творческого мышления учеников, c помощью, которой учащиеся постигают законы изображения объемной формы в пространстве, решают различные изобразительные задачи, создают образы. То есть натюрморт является основной частью формирования изобразительных знаний, умений и навыков, развития образного мышления.Процесс изображения натюрморта складывается из нескольких задач:- определение пропорций;- взаимное расположение предметов в пространстве;- продольное построение перспективы;- тональное и композиционное единство изображения;- построение должно быть четким и правильным, ведь рисунок является главной основой.Обучение основам изображения натюрморта начинается с изучения композиционных особенностей натюрморта. Вся композиционная работа концентрируется на размещении натюрморта в пределах картинной плоскости. В зависимости от характера натюрморта ее высоты, ширины и глубины пространства определяется формат и размеры плоскости.Ученикам надо объяснить, что размещая на плоскости листа рисунок постановки, его нужно расположить так, чтобы все изображение уместилось на листе полностью, чтобы ни сверху, ни снизу, ни c боков не срезалась композиция, и оставалось определенное место. В. И. Суриков говорил: «Главное для меня — композиция. Тут есть какой-то твердый, неумолимый закон, который можно только чутьем угадать, но который до того непреложен, что каждый прибавленный или убавленный вершок холста или лишняя поставленная точка разом меняют всю композицию».Чтобы облегчить выбор композиционного решения постановки, детям нужно взять небольшой лист плотной бумаги и вырезать в нем прямоугольное отверстие, похожее на лист бумаги, приготовленный для рисования, только уменьшенное в несколько раз. Глядя одним глазом (другой прищурив) через это отверстие на натуру, то приближая, то удаляя рамку от глаза, найдем наиболее удачное композиционное решение постановки.Глядя через рамку на натуру, мы как бы представляем себе, как она будет выглядеть на будущем рисунке. Найдя наиболее удачный вариант композиционного решения постановки, нужно его изобразить на бумаге, соблюдая пропорции предметов.Знания и умелое применение законов композиции позволяют грамотно решить композиционную задачу, отвечающую всем требованиям академического рисунка.Если рисунок необходимо перевести на какую-нибудь поверхность, требуется изготовление кальки или картона.В рисунке выявляют общую форму, пропорции предметов, намечают основные границы света и тени объемной формы, отмечают участки бликов.Важную роль в создании целостной композиции натюрморта играет приведение цветового решения в работе к колористическому единству, которое является высшим качеством живописи.Основные понятия о закономерностях цветовой гармонии, построение колорита, все эти знания учащиеся получают в процессе работы над решением натюрморта. Ценность натюрморта заключается в том, что он представляет предметный мир, благодаря которому учащиеся выявляют духовную материальность изобразительной культуры, свое художественное восприятие мира. Умелое сочетание учебных и художественных задач в решении натюрморта в процессе обучения живописи, развивает образное восприятие, активизирует у ребенка творческое начало в изобразительной деятельности.Необходимо вовлечь ребенка в изобразительную игру, в которой самым важным фактором является цвет, удивить ребенка цветовыми возможностями, качествами и свойствами.C помощью цвета учащиеся постигают основы цветовидения, учатся видеть разницу в цветовых отношениях между предметами, a иногда и строят свои цветовые гармонии. Благодаря цвету, его воздействию, мы не только развиваем, но и воспитываем ребенка.Главной задачей является обогатить представления учащихся о цветовой природе, развивая образное восприятие, художественное мышление, воображение и фантазию. Натюрморт может быть выполнен в ахроматическом или хроматическом колорите. Можно применять определенный набор цветов, или ограничить использование цветов, например, родственно-контрастное сочетание цветов используя только два теплых цвета и два холодных, передавая настроение постановки, создаем колористический образ. Для закрепления теоретических знаний учащимся необходимо выполнить практическое задание. Изобразив рисунок, приступаем к выполнению натюрморта в цвете.Начинают с обобщенной передачи объемов предметов. Находят цвета предметов и фона, определяя основные цветовые отношения в натюрморте. Чтобы получить нужный цвет, краски смешивают на палитре. Найденные цвета накладывают крупными мазками на рисунок натюрморта. Каждый тон сравнивают с другим и при необходимости уточняют. Цвета начинают накладывать чаще всего co светлых мест предметов, потом переходят к более темным, затем к самым темным, в нужных местах делая плавный переход от светлого цвета к темному. В нужных местах, цвет усиливают повторным наложением. Накладывая цвет тени, выделяют цвет рефлекса, а на освещенной части — блик. В масляной живописи можно выполнять длительную работу, накладывая слой на слой.Определив основные цветовые отношения постановки, переходят к детальной проработке объемных форм. Крупными мазками довольно густой краской уточняют цвет света, тени, полутени, рефлекса. Надо следить за тем, чтобы не пересветлить цвет освещенной части. Для передачи объема надо сравнивать светлую часть и насыщенность цвета на свету и в тени каждого предмета. Живописное решение пространства передается перспективным изменением цвета. Предметы, расположенные ближе к зрителю, выделяют четче, в них яснее видны все детали формы, все переходы цвета на объеме. Выделяя планы натюрморта, надо все время сравнивать между собой цвета предметов, расположенных на разном расстоянии от зрителя. Передача глубины пространства в натюрморте зависит и от написания фона, на котором находятся предметы. Заканчивают натюрморт, обобщением отдельных оттенков цветов, подчиняя их всем другим цветам. Этим добиваются целостности впечатления от постановки. Выполняя натюрморт в живописи, важно следовать принципам «от общего к частному» и «от частного к общему». Это поможет найти и передать в живописи связь между предметами по цветовому тону, светлоте, насыщенности цвета, их пространственному размещению.Работая над различными натюрмортами, в которых сопоставляются разные по материалу и фактуре предметы — твердые, мягкие, матовые, глянцевые, прозрачные, плотные, легкие, тяжелые и т. д., познают их красоту и приобретают необходимый опыт в их изображении.Рисуя и вылепливая форму цветом, созидая красками и мазками, ученики узнают тайны колористических состояний, пластику и весомость материально-предметного мира. Они познают место человека в этом мире как драматурга этого мира. В результате непосредственной практики в живописи углубляется представление о предметах, развиваются зрительная память, наблюдательность, глазомер, моторика руки, тонкое зрительное восприятие цвета.Цвет, имеет ряд характеристик, таких как тон, светлота, насыщенность. Цвет может вызывать и не цветовые ощущения, например, свежести, легкости, прохлады и даже аромата.Создавая живописные произведения, присутствует стремление особенно точно передать эффекты освещения рефлексы, оттенки. Одни приемы позволяют показать звучание красок мощнее, насыщеннее, другие концентрируют цвет мазка множественными нюансами. Для того, чтобы особенно точно показать всю красоту цвета, применяют различные приемы.Колорит создает первое впечатление, которое производит картина. Чтобы с первого взгляда произвести большое впечатление, надо избегать всех пустяковых или искусственных эффектов, спокойствие и простота должны господствовать над всем произведением. Этому очень содействует широта единообразных и чистых красок. Впечатление величия может быть достигнуто двумя противоположными путями. Один – сводит цвет почти до одной светотени. Другой – давать краски очень ясно определенно и интенсивно, но в обоих случаях – основным принципом остается простота. Хотя можно и признать, что изысканная гармония колорита, постепенный переход одних тонов в другие означает для глаза то же, что изысканные гармонии в музыке для слуха.Колорит картин может быть выдержан в различных гаммах цвета. Так различают розоватый колорит, колорит, выдержанный в голубой, золотистой и других гаммах. Здесь под колоритом подразумевается то, что все цвета произведения имеют сходные оттенки или один и тот же оттенок.Также колорит картины может быть выражен цветами близкими друг другу или контрастами. О колорите говорят также применительно к разнообразию оттенков цвета, найденных художником. Тут мы имеем дело с терминами «колористическое богатство» и «бедный колорит».Таким образом, понятие колорита вмещает в себя все отношения цветов картины по количеству и разнообразию оттенков, по силе и интенсивности цвета, по гармоничным сочетаниям и т.д.Различные живописцы для решения разных задач использовали свой колорит. Колорит произведения зависит от замысла картины, от того, какие чувства художник хотел выразить. Колорит, в отличие от содержания, действует не осознанно, но всегда сильноПодводя итог всему выше сказанному, мы видим, что труд живописца очень сложен и интересен. Все, начиная от наблюдения натуры и заканчивая оформлением идеи и выражением замысла в произведении живописи, требует знание многих законов, умения их применять, и постоянным стремлением выразить не только реальную жизнь, такой как мы ее видим, но и сопричастности переживаниям художника и восхищения окружающей действительностью.В результате, учащиеся кроме общей эстетической культуры должны получить знания, умения и навыки реалистической изобразительной грамоты. Необходимо взаимодействие базовых основ академической живописи, формирующих живописные умения и активизирующих творческую продуктивность в динамичном живописном процессе. Вводятся упражнения, направленные на умения отходить от стандарта, плюс базовые навыки.Успешность обучения основам изображения натюрморта возможна лишь при наличии следующих факторов:- усвоения основных понятий жанра натюрморт;- четкое определение критериев оценки работ учеников;- своевременное выполнение практических заданий;- свободное владение техникой работы масляными красками;- учет индивидуальных творческих способностей учащихся;- установление межпредметных связей между композицией, живописью, рисунком и историей искусств;- контроль над выполнением практических заданий, проведение просмотров;- развитие вариативности и креативности мышления, объемно-пространственного воображения;- ответственность и заинтересованность школьников, соблюдение дисциплины;- проявление самостоятельности и активности учащихся.Список использованной литературыБаранов Н.М. Заметки о художниках, воспоминания, размышления, публикации, репродукции / Н.М.Баранов. - Владимир: ИП Романцев С.М., при уч. изд. «Калейдоскоп», 2001. - 176с.: ил. Башкирские художники. Живопись, графика, скульптура. – Уфа, 1995.Башкирские художники. Живопись, графика, скульптура. – Уфа, 1995.Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция. - М., «Просвещение», 1981.Беда Г. В. Живопись. - М., «Просвещение», 1986г. Бенуа А.Н. История живописи всех времен и народов: в 4 т. / А.Н.Бе-нуа.- СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X