Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Шляпина Елена Дмитриевна

Личностно-ориентированный классный час: особенности содержания и организации

скачать документ

Вернуться назад

«Личностно-ориентированный классный час: особенности содержания и организации» к семинару «Развитие личностного потенциала в условиях реализации требований ФГОС» Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый обучающийся – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно-ориентированного подхода каждый обучающийся для воспитателя предстает как уникальное явление. Педагог помогает каждому воспитаннику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения.  Модель личностно-ориентированного обучения отвечает принципам природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода, а так же реализует принципы гуманитарного образования, которое способствует развитию образного восприятия и творческого мышления, формированию эмоционально-личностного отношения к обучению. В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоёвывает образовательное пространство. Личностно-ориентированный подход – это методическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов, действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.Характерные черты классного часа:- это форма внеурочной воспитательной деятельности, и в отличие от урока ему не должны быть присущи академизм и поучающий тип педагогического взаимодействия;- это форма организации фронтальной (массовой) воспитательной работы с детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности;- это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия, однако это не означает, что все педагогические контакты классного руководителя с коллективом учащихся класса можно считать классными часами.- это форма общения классного руководителя и воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог.Перечисленные сущностные характеристики стали основой при разработке определения понятия «классный час». Классный час - это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.Какое же место в этой системе должен занять личностно-ориентированный классный час? В чем заключается его основное предназначение? Это есть содействие становлению и проявлению индивидуальности учащихся, развитием их творческих способностей.Чтобы реализовать это предназначение, необходимы изменения в в компонентах классного часа - целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочный. Если сравнивать личностно-ориентационный классный час с традиционным, то можно выявить отличительные черты.Сравнительная характеристикатрадиционного и личностно-ориентированного классного часа  ОсновныекомпонентыклассногочасаТрадиционный классный часЛичностно-ориентированный классный часЦелевойНаправленность на усвоение обучающимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образов поведения, т. е. на формирование в личности ребёнка социально типичного.Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности, субъективности и креативности ребёнка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.Содержа-тельныйСодержание классного часа составляет социально одобренный опыт построения деятельности. Оно регламентируется нормативно-программными документами. Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях субъективную роль выполняют члены самоуправления.Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка. В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство обучающихся. Организационно-деятельностный.Главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъектно-объективных отношений между педагогом и другими членами классного сообщества. Совместная деятельность, как правило, жёстко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с разработанным планом классного часа.Обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нём совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребёнка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуации выбора и успеха. Преобладают субъект-субъектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения. Оценочно-аналитичес-кий.При анализе и оценке эффективности классного часа внимание обращается на объём, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность её изложения, качество её усвоения обучающимися.В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся, комфортность и активность их участия в классном часе. Технология подготовки и проведенияличностно-ориентированного классного часаАлгоритм совместной деятельности классного руководителя, воспитателя и его воспитанников по подготовке и проведению личностно-ориентированного классного часа представлен в виде технологической цепочки последовательно выполняемых следующих действий:1) составление педагогом совместно с обучающимися и (или) их родителями тематики классных часов на новый учебный год;2) уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и сбор идей по его подготовке и проведению;3)  выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов и разработка плана их действий;4) индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;5) составление классным руководителем, воспитателем совместно с другими организаторами сценария классного часа;6) проведение классного часа;7) анализ деятельности по его подготовке и проведению, оценка результативности классного часа.Реализация данного алгоритма в практической деятельности предполагает использование некоторой совокупности педагогических приемов и методов. Первый этап - составление педагогом совместно с обучающимися и (их) их родителями тематики классных часов на новый учебный год. Как правило, деятельность по подготовке и проведению личностно-ориентированного классного часа начинается задолго до его проведения. Очень важно, чтобы еще при планировании воспитательной работы на новый учебный год классный руководитель, воспитатель предусмотрел включение в план воспитательной деятельности классных часов, непосредственно направленных на развитие субъектности, индивидуальности и креативности обучающихся.При определении их тематики педагог должен опираться на психолого-физиологических характеристиках личности ребенка в подростковом возрасте, учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников, в том числе уровень их личностного развития, потребности, интересы, ценностные -ориентации. В определении тем классных часов могут принимать участие не только обучающиеся, но и их родители или выдающиеся личности. Очень важно выяснить их мнение о том, какие проблемы следует коллективно обсудить в группе. В методическом арсенале классных руководителей и воспитателей существует немало приемов и методов, помогающих обеспечить субъектную позицию обучающихся и родителей в составлении тематики классных часов. Вот некоторые из них, в зависимости от возраста обучаемых:1) Методы социологического опроса. В ходе анкетирования, беседы или интервью можно выяснить мнение по следующим вопросам:Что следует в первую очередь обсудить в нашей группе?На какой вопрос вы хотели бы получить ответ на классном часе?Какая тема классного часа будет интересной для большинства воспитанников?Коллективное обсуждение каких вопросов необходимо продолжить?2)Методики «Незаконченное предложение» и «Недописанный тезис». Воспитанникам и взрослым предлагается за   небольшой промежуток времени завершить такие фразы:Самая главная проблема в нашей группе - это ...                   Больше всего меня волнует проблема ...Я считаю, что в нашей группе надо обязательно обсудить такую проблему, как...3)  Методика «Строим новый классный дом». Обучающимся предлагается в игровой форме положить в «строящееся» на классной доске здание свой «кирпичик» с темой классного часа на новый учебный год.4) Метод «брейнсторминга» («мозговой штурм»). На одном из родительских собраний или классных часов микрогруппы обучающихся или родителей выполняют в течение 5-7 минут задание: определить наиболее злободневные проблемы в жизнедеятельности группы и назвать соответствующие им темы классных часов.Это позволяет выявить спектр вопросов и проблем, в наибольшей степени волнующих детей и взрослых, и, учитывая их мнение, составить личностно значимую для членов классного сообщества тематику классных часов на будущий учебный год.Второй этап - уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению. В начале деятельности по подготовке конкретного классного часа следует выяснить: остается ли проблема, названная при разработке тематики классных часов на учебный год, актуальной до сих пор, для этого можно использовать методику экспресс-опроса обучающихся.Третий этап - выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов. Успешность действий на данном этапе во многом зависит от того, насколько классный руководитель или воспитатель и их воспитанники сумели овладеть приемами и методами коллективной творческой деятельности. В подготовительной работе чаще всего используются такие формы взаимодействия организаторов, как инициативная группа, совет дела, творческая группа. Должны соблюдаться принципы добровольности и интереса.Форма классного часа и место его проведения могут быть различными - в зависимости от пожеланий его участников, от особенностей избранного содержания и деятельности. Часто  личностно-ориентированные классные часы проходят в форме мастерской общения, игры-путешествия, практикума самопознания, литературной гостиной, диагностической игры в учебных кабинетах, значительно реже местом их проведения становились лесная поляна, берег реки, сельский клуб, школьный двор, краеведческий музей и т.д. В качестве педагогических целей этих классных часов выступали следующие целевые ориентиры:1  содействовать формированию у обучающихся умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;2  побуждать воспитанников к творческой деятельности по созиданию себя и окружающего пространства;3 выявлять склонности обучающихся к различным видам человеческой деятельности;4 содействовать формированию у обучающихся способности сравнивать себя с другими людьми, осознавать схожесть и отличие своей личности;5  способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей обучающихся.Четвертый этап - это индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа. Ее содержание и способы организации обусловлены выбором темы предстоящего разговора и технологии его подготовки. Педагог может готовить свое выступление о значении увлечения в развитии человека, но и выполняет роль консультанта и координатора совместных усилий по подготовке классного часа, для того, чтобы готовящееся действо было полезным и интересным для большинства обучающихся, способствовало проявлению и развитию их субъектности, индивидуальности, творчества.Пятый шаг - составление педагогом совместно с другими организаторами сценария классного часа.  Для составления необходимо найти ответы на следующие вопросы:1.      Что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа были обеспечены положительный эмоционально-психологический настрой и мотивационная готовность обучающихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?2.      Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?3.      В какие моменты обучающихся смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности?4.      Кто из обучающихся сможет выполнить роль «солиста» (главного героя) в данном классном часе? Будет ли он один?5.     Каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность обучающихся по самопознанию и саморазвитию?Шестой этап - проведение классного часа.Во вступительной части педагогу необходимо обеспечить ясное понимание всеми обучающимися темы и целей классного часа, пробудить желание детей принять активное участие в нем, занять субъектную позицию.Главное назначение основной части - это создать для членов классного коллектива максимальное количество возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и творческих способностей. Можно провести конкурсы с творческим заданиями, презентацию интересов и увлечений обучающихся, смотр их достижений в учебной, досуговой и других видах деятельности, психолого-педагогические тренинги умений и личностных качеств, упражнения для самопознания и саморазвития обучающихся, т.е. состязательную систему.Седьмой этап — анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению. Существуют следующие критерии:1)  комфортность, благоприятный психологический климат;2) возможность для проявления и развития индивидуальности и творческих способностей обучающихся;3)   обогащение жизненного опыта обучающихся;4)   духовно-нравственная ценность;5)  вовлеченность обучающихся в подготовку и проведение классного часа. «Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.И конечно же каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко.Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки:     - Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку.Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал:- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».Каким образом данная притча может быть применима к нашему семинару?     Завершая разговор об организационно-методических аспектах личностно-ориентированного классного часа, следует подчеркнуть, что успешность проведения такого часа общения зависит от стимулирования и поддержке их внутренних сил и стремлений к саморазвитию.ЛИТЕРАТУРА:Классному руководителю о классном часе / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2003.Кузнецов, И.Н. Настольная книга преподавателя / И. Н. Кузнецов. – Мн. : «Современное слово», 2005. – 544 с.Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности: опыт разработки и использования. / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2003.Общая и профессиональная педагогика / В.Д. Симоненко [и др.]. – М.: Вентана – Граф, 2005. – 368 с.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X