Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Терякова Анастасия Васильевна

Организация развивающей среды по гражданско-патриотическому воспитанию

скачать документ

Вернуться назад

Рекомендации по оформлению патриотических уголков в разных возрастных группах ДОУПри реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС) должна обеспечивать: соответствие общеобразовательной программе ДОО; соответствие возрастным возможностям детей; транспортируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей; возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности; вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей; наличие свободного доступа детей непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды. • соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании, согласно действующим СанПиН. Предметно-развивающая среда по патриотическому воспитанию способствует развитию речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности ребенка, воспитывает любовь к родному городу, к родному краю, России. Цель: создание условий, способствующих воспитанию патриотизма у детей, гордости за свой родной край и любви к Родине. Задачи образовательной деятельности в уголке патриотического воспитания: научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история; пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, краю, стране уважение к традициям и обычаям; воспитать толерантное отношение к другим народам и людям различных национальностей; уважение к культуре других народов (обычаям, традициям, готовность понимать и принимать систему иных ценностей; формировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края, единство эстетических чувств и нравственных ценностей; • пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре; развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов; • воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства. Требования к оформлению: эстетическая направленность; рациональное размещение; учет возрастных особенностей детей; воспитательная и развивающая направленность; целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, научность, достоверность представленного материала; Безопасность. Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях является опора на личностно – ориентированную модель взаимодействия между участниками образовательного процесса. Принципы: первый принцип открытости Природе, способствующее единству человека и Природы. второй принцип открытости Культуре, т. е. элементы настоящей живописи, литературы, музыки. Знакомство с специфическими региональными культурами, декоративно-прикладных промыслов с фольклорными элементами, это несомненно будет способствовать воспитанию патриотизма у детей, гордости за свои места, формированию представлений о «малой Родине» и чувства любви к ней. третий принцип открытости обществу. Особым правом участия в жизни детского сада пользуются родители. четвертый принцип – открытость своего «Я», собственного внутреннего мира. Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа «Я». пятый принцип учета половых и возрастных различений детей. Среда должна быть построена так, чтобы как мальчики, так и девочки могли проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЬЯВЛЯЕМЫЕ К ПАТРИОТИЧЕСКИМ УГОЛКАМ ПО ГРУППАМ В группах раннего возраста у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о своем городе, даются первоначальные представления о родном крае, его растениях и животных, знакомят с русской народной игрушкой. Следовательно, в уголке должны быть: Альбомы: «Наши мамы» или «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»; Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашего края; Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме; народные игрушки (свистульки) Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками; Младшая группа. Основная цель патриотического воспитания — ознакомление с ближайшим окружением. У детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников дошкольного учреждения, о своей малой родине (городе, формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства. Следовательно, в уголке должны быть: 1. Материал для работы по социально-нравственному воспитанию: тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «Взрослые люди» (родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид); тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотографии) фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению); тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его сверстники» (девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятия и т. д.); - тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей; тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так — нельзя»). Материал для ознакомления детей с малой родиной: (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями города, открытки, альбомы. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины, русские игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах. Художественная литература (песенки, потешки, сказки и т. д.). Примерный материал: Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»; Родословные древа детей; Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Брянского края; Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме; Предметы декоративно-прикладного искусства Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками; Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников. Тематические иллюстрации к Новому году , к 8 марта, к 23 февраля, к 9 мая. Средняя группа. Работа ведется по направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город и его достопримечательности», «Знаменитые земляки», «Приобщение к истокам русской культуры». У воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о поселке; о национальном флаге, гербе; о народных героях; русских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре. Пополняется материал по социально-нравственному воспитанию: семейные праздники и традиции, художественная литература соответствующей тематики (см. требования к оформлению уголка в младших группах). Материал для ознакомления детей с малой родиной: (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям города и его знаменитым жителям, флоре и фауне, транспорту, архитектуре, профессиям жителей. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города. Материал по приобщению детей к истокам народной культуры: предметы старины, народные игрушки, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); различные макеты (крестьянская изба, комната-горница, крестьянское подворье и т. п.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры. Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.). Элементы государственной символики РФ (флаг, герб). Элементы областной символики (флаг, герб). Элементы муниципальной символики (герб, флаг поселка, фирменные знаки промышленных предприятий). Материал, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями. В средней группе в уголке должны быть: Государственная символика (флаг, герб, текст гимна) Портрет президента Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной поселок», Родословные древа детей; Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для края; Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме; Предметы декоративно-прикладного искусства); Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного поселка; Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками; Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников. Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых Старшая и подготовительная к школе группы. Основные направления работы - ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю. Формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде. Знакомят с достопримечательностями поселка, столицы, историей. С географическим расположением страны, с какими государствами граничит. О столице нашей Родины. О флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями российских писателей и т. д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре. 1. Моя семья — семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему «Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево». Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения города», «Чем славится наш город», «Знаменитые земляки», «Достопримечательности города», Подборка стихотворений о городе, крае. Карта края, города. Символика (флаг, герб, гимн). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города). Тематическая папка «Мой край»: карта и символика Нижегородской области, материал, знакомящий, детей со славным прошлым родного края (история городов и их настоящее, сельское хозяйство). Родная страна — карта Российской Федерации. Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны. Различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и т п.). Защитники Отечества — иллюстрации, тематические папки на тему: «Наши предки — славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме, макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.). Приобщение к истокам русской народной культуры — иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь»; предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме. Духовно-нравственное воспитание — материал, дающий детям первоначальное представление о православии (это может быть подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, подбор открыток на тему «Русская икона», макет храма, детская Библия). Наша планета Земля — глобус, детская карта мира, различные национальности. Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, характерных для той или иной страны. Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания). В старшей и подготовительной группах в патриотический уголок добавляются: Государственная символика (флаг, герб, текст гимна) Портрет президента Карта страны, глобус Куклы в национальных костюмах Альбомы с архитектурными памятниками страны. Альбомы: «Мой город», «Наши великие соотечественники». Это писатели, поэты, художники и др., «День Победы» Предметы декоративно-прикладного искусства; Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного поселка; Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками; Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников. Различная познавательная и художественная литература; Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной поселок», «Города герои»; Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашей природы; Родословные древа детей; «Наша армия родная», тематические альбомы родов войск и боевой техники. • Коллекция тематических значков (о городе, о войне, об армии и т. д.) Наборы открыток «Русский быт». Кассеты с записью сказок и патриотических песен. Аудио и видеокассеты о природе родного края. Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых. Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание патриотического уголка, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности: в уголке изодеятельности представлены образцы декоративно – прикладного творчества; в уголке игровой деятельности присутствуют тематические наборы для сюжетно – ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин». Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях. в уголке физического развития имеются атрибуты к русским народным подвижным играм. в уголок книги помещены русские народные сказки, былины, малые фольклорные формы (потешки, колыбельные и пр., оформляются тематические выставки литературы. Таким образом, не только патриотический уголок, но и вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Литература Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с. Васильцова З. И. Мудрые заповеди народной педагогики. - М.: Педагогика, 1983. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина. - М. Т. Ц. Сфера 2005г. Коротовских Н. Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. /Н. Коротковских / Управление ДОУ //2006.- № 8. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Моя малая Родина. /Н. Г. Комратова /Управление ДОУ// 2005. №1. Рыбаков И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания /И. Рыбаков /Дошкольное воспитание// 2003. №

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X