Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Смирнягин Илья Эдуардович

Шахматы – уникальный образовательный инструмент, делающий ребенка готовым к вызовам современного мира.

скачать документ

Вернуться назад

Смирнягин Илья Эдуардовичпедагог дополнительного образованияМБУДО ДЮФЦ «Спартанец»г. НовосибирскШахматы – уникальный образовательный инструмент, делающий ребенка готовым к вызовам современного мира.В современном мире все глубже осознается значение образования как сферы культурной жизни, в которой не только сохраняются и воспроизводятся культурные идеалы и ценности, но и закладываются основы будущего, формируются те значимые навыки, которые помогают молодому поколению быстро и эффективно решать стоящие перед ним задачи.В ряду новых явлений отечественной сферы образования, одним из наиболее значимых с полным основанием можно считать дополнительное образование детей. Дополнительное образование детей – одна из важнейших составляющих образовательного пространства в современном российском обществе. Это система, органично сочетающая в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Оно социально востребовано.Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, основное предназначение которого – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Кроме того, с каждым годом неуклонно возрастает роль дополнительного образования в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Это подтверждает востребованность такой формы образования в обществе. В настоящее время Минпросвещения России развивает систему дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». К 2024 году дополнительным образованием должно быть охвачено 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет. По статистике, общее число таких детей в 2018 году составило более 16,4 млн человек. Федеральный проект предусматривает обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных программ и их реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями, модернизацию инфраструктуры и совершенствование профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров. Исследователи узнали у родителей, какие именно дополнительные занятия посещают их дети. Самыми популярными оказались спортивные секции. Их посещают больше половины всех ребят, которые вообще чем-то занимаются дополнительно. Чуть менее популярны разные виды искусств. На третьем месте — иностранные языки. И только на пятом месте шахматы.А ведь это идеальное средство развития интеллекта. Американский психолог, создатель всемирно известных тестов интеллекта Д. Векслер под интеллектом понимает способность успешно мериться силами, жизненными обстоятельствами, используя накопленный опыт и знания. То есть, интеллект рассматривается им как способность человека адаптироваться к окружающей среде. Психолог И.А. Домашенко описывает интеллект как общую познавательную способность, определяющую готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях. «Интеллект» – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. «Интеллектуальные способности» – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности. Под интеллектуальными способностями понимается память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего возраста. Помимо этих определений существуют и другие. Например, в словаре методических терминов доктор педагогических наук Г. Азимов толкует «Интеллект» как общую способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Шахматы уникальный образовательный инструмент, который делает ребенка более конкурентоспособным и готовым к вызовам современного мира. Первый навык в шахматах — сначала подумай, а потом сделай. Доказано, что у детей, которые занимаются шахматами, успеваемость выше среднего уровня. Кроме того, у них хорошо развита дисциплинированность, логическое мышление, они системны, готовы размышлять и действовать, основываясь на анализе ситуации, а не эмоциональных импульсах.Играя в шахматную партию, мы постоянно выбираем из множества ходов один единственный – в жизни нам также каждый день приходится неоднократно делать выбор. Таким образом, шахматы могут научить нас:1) Предвидению, умению немного заглядывать в будущее и взвешивать последствия, которые может иметь то или иное действие.2) Осторожности, умению всесторонне изучить ситуацию и взаимоотношения её отдельных участников3) Осмотрительности, умению принимать решения не слишком поспешно – поскольку как в шахматной партии нельзя брать ходы назад, так и в жизни, как правило, нельзя исправить то, что сделал. Поэтому шахматы нас помимо всего прочего приучают к ответственности за свои решения и поступки. С той лишь разницей, что в шахматной партии на кону будет стоять лишь её результат – в то время как в жизни цена неверного решения может оказаться значительно дороже.4) Вырабатывать навыки решения одной из основных проблем нашей жизни - разумного и гармоничного распределения между деньгами и временем. Каждый, кто знаком с почасовой оплатой труда, хорошо знает, что время имеет цену в самом прямом смысле. Материал, то есть деньги, обменивается на труд, измеряемый в часах и минутах. Это обычное «время на часах», измеряемое везде одинаково. Но в шахматах есть еще и «время на доске», измеряемое количеством ходов. Шахматисты привыкли думать о времени и в том, и в другом смысле. Они играют под тиканье часов, имея ограниченное время на определенное число ходов. А время в самой шахматной партии измеряется количеством ходов. Сколько ходов нужно сделать, чтобы попасть из точки А в точку Б? С какой скоростью может развернуться моя атака? Сумею ли я достичь своей цели раньше, чем соперник осуществит свой замысел?5) Не падать духом при неблагоприятном состоянии наших дел, а упорно изыскивать возможности для изменения событий и надеяться на благоприятное изменение обстоятельств. Шахматы так разнообразны, полны событий и настолько подчинены неожиданным превратностям, что вырабатывается умение находить средства, чтобы преодолеть, казалось бы непреодолимые затруднения.6) Принимать интуитивно правильные решения в условиях жёсткого недостатка времени (цейтнота).Таким образом, если даже ребенок не станет гроссмейстером, но навыки, которые дали ему шахматы, останутся с ним на всю жизнь.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X