Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Нестерова Татьяна Геннадьевна

Консультация для педагогов "Создание развивающей предметно - пространственной среды для организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Ягодка»Консультация для педагоговТема: «Создание развивающей предметно-пространственной среды для организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми» Подготовила и провела: Нестерова Татьяна Геннадьевна, воспитатель (первая квалификационная категория) Чебаркуль,2022 годЛюди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К.Е.Тимирязев Дети с рождения любят экспериментировать. Им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и опытно-экспериментальная деятельность удовлетворяет их возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим способом познания мира. Своими корнями оно уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский. Экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному: знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие великие педагоги, как: Я.А. Коменский. И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и другие. Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности. Исследовательские качества наблюдаются у детей 1–2 лет. Экспериментирование с объектами происходит при помощи элементарных действий: размазывание краски по листу, попробовать на вкус, испытать на прочность (укусить, бросить), извлечь звук (хлопнуть ладонью, стукнуть о твёрдую поверхность). С развитием мелкой моторики и координации движений опытные исследования становятся насыщеннее, но спонтанность в экспериментировании сохраняется до достижения 5–6 лет. Средние дошкольники способны к более длительным наблюдениям, они активно пополняют словарный запас и стремятся использовать в самостоятельной деятельности приобретённые навыки. Воспитанники старшей и подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по самостоятельно продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные сведения. Следовательно, на протяжении всего периода обучения в детском саду воспитанники совершенствуют способность решения проблемных ситуаций практическими методами, как в совместной с педагогом деятельности, так и самостоятельно в различных режимных моментах. Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Педагог работает в этом направлении во время проведения занятий НОД, на прогулках, тематических досугах, мотивирует к экспериментированию в самостоятельной деятельности. Детское экспериментирование во многом похоже на научное, дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации. Работу по внедрению экспериментирования надо начинать с создания развивающей предметно-пространственной среды, соблюдая требования, которые формулируют исследователи С. Л. Новоселова,  Л. С. Выготский,  Н. Н.  Поддъяков.1.Развивающий характер предметной среды.2.Создание условий для формирования ведущих видов деятельности с одновременным учетом особенностей других видов деятельности.3.Соответствие возможностям ребенка для перехода к следующему этапу развития.4.Включение не только уже известных ребенку объектов, но и новых, которые побуждают его к последующей деятельности.5.Учет исходной инициативности ребенка, его стремления на деле применять свои знания. Предметно-развивающая среда группы необходима детям потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Не менее важное  значение имеет стимулирующая функция. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, побуждает его к действиям, исследованию. Статичная среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Следовательно, среда должна быть мобильной, динамичной, неисчерпаемой, удовлетворять потребности ребенка в новизне. При организации развивающей предметно-пространственной среды следует учитывать принцип обеспечения гендерных различий, который предполагает наличие материалов и предметов, интересных для мальчиков и для девочек, принцип способствует осознанию половой принадлежности. (Например, материалы по темам «Мир тканей» и «Мир металла») Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к опытно-экспериментальной деятельности с учётом возрастных особенностей детей в группах организуется развивающая предметно-пространственная среда: создаётся уголок исследований, центр экспериментирования или мини-лаборатория. 1. Материалы, необходимые для опытов, экспериментов и наблюдений, которые хранятся в контейнерах с маркировкой. Количество контейнеров и содержание в них периодически меняется и пополняется, в зависимости от возраста детей и сбора информации по данной теме. За основу берутся основные темы экспериментальной деятельности дошкольников: «Вода», «Воздух», «Свет и цвет», «Звук», «Стекло», «Природный материал», «Бумага», «Магниты». 2. Дидактические, развивающие игры, наглядные пособия по ознакомлению детей с окружающим миром и природой. 3. «Календарь природы», позволяющий вести ежедневные наблюдения за погодой.  4. Альбомы «Времена года», которые дополняют представления детей о сезонных изменениях в природе. Они должны содержат фотографии, картинки, стихи, приметы по каждому месяцу года. 5. Картотеки опытов и экспериментов, разработанные на основе проведённых с детьми опытов. Карточки – это помощь педагогу, чтобы можно было быстро сориентироваться в ситуации, предложенной детьми, а также для самостоятельной экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Можно взять карточку домой и попробовать выполнить эксперимент вместе с родителями. Все материалы должны находиться в доступном для свободного экспериментирования месте и в доступном количестве. Но не следует забывать о безопасности материалов и инструментов, а так же их безопасном размещении и хранении.  Немаловажным в  уголке экспериментирования является наличие  оборудования для опытов и исследований: 1. Приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, водяной градусник.  2. Игры с водой - разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы. 3. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки, листья деревьев, семена, опилки, желуди. Оборудование для игр с песком. 4. «Плавает – тонет» - бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани.  Кусочки пластмассы, дерева, железа; скрепки, болты, пробки. 5. Коллекция бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная. 6. Условные мерки – медицинский материал: пипетки, стаканчики, мерные ложечки, резиновые груши. 7. Игры с воздухом: султанчики, мыльные пузыри, индивидуальные трубочки, пакеты, воздушные шары, колпачок для ветра, бумеранги. 8. Игры со светом: калейдоскопы, фонарики, зеркальца, цветные стекла.Имеется дополнительное оборудование: детские фартуки, салфетки, ватные диски, контейнеры для сыпучих и мелких предметов. Для безопасной деятельности (при использовании различных материалов) следует применять следующие  правила работы, которые изображены в виде схем:1. Не толкай соседа во время работы.2. Сначала  посмотри, потом повтори.3. Убирай всё на место.4. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.5. Не трогать грязными руками глаза.6. Не брать руки в рот. Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно- экспериментальной деятельности. Здесь  планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Результаты опытов, наблюдений желательно чтобы дети фиксировали в своих «Дневниках наблюдений». Работа с дневником позволяет развивать умения схематически составлять последовательность, выстраивать логическую цепочку процессов, фиксировать в памяти ребёнка ход наблюдения. Особое место занимают детские проекты как индивидуальные, так и совместные. Проект выступает в роли как начала эксперимента, изучения темы детьми, так и заключительного этапа, обобщения знаний. Дети с удовольствием трудятся над созданием проектов, с большой радостью презентуют их. Часто можно наблюдать, как дети самостоятельно рассматривают проекты, делятся впечатлениями об изученной теме, проведённом эксперименте. Вот некоторые темы проектов: «Зачем нужна вода?», «Где работает воздух?», «Какая бывает вода?», «Мой аквариум», «Мой сад», «Опасное и безопасное электричество», «Сила магнита» «Зеленый лук, посмотри – вырастили малыши!», «Воздух – невидимка» и т. д. Хорошо спланированная организация развивающей предметно-пространственной среды по опытно - экспериментальной деятельности дошкольников способствует развитию познавательной  деятельности, психических процессов, активизации мышления, умственных умений анализа, синтеза, сравнения и классификации, обобщения, развитию речи, умению формулировать свои мысли. Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования. Ребёнок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог создал соответствующие условия.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X