Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Степанова Наталья Николаевна,Першина Елена Анатольевна

«Строки, опаленные войной» Поэзия первых лет Великой Отечественной войны. Стихотворение К. Симонова «Жди меня» (открытый интегрированный урок по литературе и истории в 11 классе)

скачать документ

Вернуться назад

МБОУ – СОШ №14 г. БелгородаОткрытый интегрированный урок по литературе и истории в 11 классе, посвящённый стихотворению К. Симонова «Жди меня»(литературное кафе)Тема: «Строки, опаленные войной». Любовная лирика Великой Отечественной войны.Учитель литературы : Степанова Н.НУчитель истории: Першина Е.А. Тема: «Строки, опаленные войной» Поэзия первых лет Великой Отечественной войны. Стихотворение К. Симонова «Жди меня»(открытый интегрированный урок по литературе и истории в 11 классе)Цель: -расширить знания учащихся о поэзии первых лет Великой Отечественной войны на примере стихотворения Константина Симонова, прославившего русскую культуру поэта, журналиста, писателя;-подчеркнуть особенности его поэтического творчества;- обучать учащихся выразительному чтению; воспитывать художественный вкус к классической поэзии. Оборудование: портрет поэта, литературная газета, посвященная творчеству К. Симонова и В. Серовой, музыкальное сопровождение – мультимедийная версия песни на стихи поэта «Жди меня, и я вернусь», книжная выставка, творческие работы учащихся.Проблемный вопрос: Почему стихотворение «Жди меня», в котором нет слова «люблю» можно отнести по тематике к произведениям любовной лирики?Ход урока:Ведущий учитель:Если признать, а это уже необходимо признать, что советская литература, как бы к ней ни относиться, была не идеологическим блефом, но культурной реальностью, то в этой литературе не найти фигуры более яркой и красивой, чем Константин Симонов. Он был ровесником нескольких поколений советских людей, и в каждом находил своего благодарного читателя, слушателя, зрителя.И поскольку вся советская эпоха - это время непрерывных войн, Симонов был именно военным человеком, солдатом и офицером до мозга костей. Это наложило отпечаток на все его творчество, от первых стихотворений и поэм, названия которых говорят за себя: "Победитель", "Ледовое побоище", "Суворов", - до прекрасного военного романа "Живые и мертвые" и еще более, чем сам роман, интересных дневников "Разные дни войны". Симонов - фигура сложная и спорная. Но одно можно сказать с уверенностью. Пока жива память о войне, его будут помнить всегда. Как поэта, прозаика, журналиста, режиссера. Не было в советской литературе фигуры, равной ему по красоте славы. Известные с младших классов его "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...", "Майор привез мальчишку на лафете..." - и сегодня нельзя читать без слез. Стихотворение "Жди меня, и я вернусь...", написанное в начале Великой Отечественной войны переписано корявыми солдатскими руками миллионы раз.Константин Симонов* * *Жди меня, и я вернусь.Только очень жди,Жди, когда наводят грустьЖелтые дожди,Жди, когда снега метут,Жди, когда жара,Жди, когда других не ждут,Позабыв вчера.Жди, когда из дальних местПисем не придет,Жди, когда уж надоестВсем, кто вместе ждет.Жди меня, и я вернусь,Не желай добраВсем, кто знает наизусть,Что забыть пора.Пусть поверят сын и матьВ то, что нет меня,Пусть друзья устанут ждать,Сядут у огня,Выпьют горькое виноНа помин души...Жди. И с ними заодноВыпить не спеши.Жди меня, и я вернусь,Всем смертям назло.Кто не ждал меня, тот пустьСкажет: - Повезло.Не понять, не ждавшим им,Как среди огняОжиданием своимТы спасла меня.Как я выжил, будем знатьТолько мы с тобой,-Просто ты умела ждать,Как никто другой. Когда его просили рассказать об истории этого стихотворения, он был   немногословен.  Из  письма Константина Михайловича Симонова  читателю, 1969 год: "У стихотворения "Жди меня” нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в стихах…"На встречах с читателями Симонов не отказывался читать  "Жди меня", но  как-то темнел лицом. И в глазах его было страдание.  Он будто падал в сорок первый год.   В беседе с Василием Песковым  на вопрос о "Жди меня" устало ответил: "Если б не написал я, написал бы кто-то другой".     Он считал, что просто так совпало: любовь, война, разлука, да чудом выпавшие несколько часов одиночества. К тому же стихи были его работой.    Вот и проступили стихи сквозь бумагу. Так проступает кровь сквозь бинты.Ведущий:Попробуем сегодня  хоть отчасти воссоздать хронику тех  дней,    когда  было написано   "Жди меня".  Для другого стихотворения это было бы не так и важно, но здесь - особый случай. "Жди меня" было написано на гребне той духовной волны, что поднялась в сердцах 22 июня 1941 года.Пока армия пыталась хоть как-то задержать немцев,  мальчишки, парни и мужчины  шли в военкоматы.   Прощались с любимыми. Не всегда говорили "Жди меня". Это и без того было в глазах, в воздухе.Симонов  пришел  на сборный пункт сразу после выступления Молотова.  У  него  за плечами  -  курсы военкоров при Академии имени Фрунзе. Там  четыре недели учили тактике,  топографии,   один раз дали пострелять из ручного пулемета.Поэт  получает назначение в  газету "Боевое знамя".  Выезжает на фронт,  а фронт  катится ему навстречу.  Редакцию свою он не находит. Какая уж там редакция из трех человек! - в то лето пропадали без вести целые полки.Скитания под бомбежками, среди мечущихся беженцев, давка на переправах, ночевки в селах, где оставались одни старики.  Репортажи  Симонова печатают "Известия". Своего жилья в Москве у Симонова нет, и его приглашает к себе Лев Кассиль. Тогда, в  конце июля, он  и    пишет  "Жди меня", отсылает  Валентине Серовой.  Вечером  читает новые стихи Кассилю. Тот снимает очки, трет переносицу: "Ты знаешь, Костя, стихи хорошие, но похожи на заклинание… Не печатай  сейчас… сейчас еще не пора его печатать…"Симонов прячет стихи в полевую сумку. Кассиль был прав: сейчас еще не пора.    Но пройдет всего несколько месяцев и сталинское руководство   начнет судорожно хвататься за все соломинки: за им же истерзанную Церковь,   за "царские" офицерские погоны, за  "безыдейную" лирику.9 декабря 1941-го.  Из утренней сводки Совинформбюро: "Наши войска вели бои с противником на всех фронтах".  Симонов в Москве, его просят  заехать на радио и прочитать стихи. Так 70 лет назад страна впервые услышала   "Жди меня". Шли  171-е сутки войны. 4-й день нашего контрнаступления под Москвой.  Наши войска освободили Венев и Елец.  Жди меня, и я вернусь,Не желай добраВсем, кто знает наизусть -Что забыть пора.Пусть поверят сын и матьВ то, что нет меня,Пусть друзья устанут ждать,Сядут у огня,Выпьют горькое виноНа помин души...Жди, и с ними заодноВыпить не спеши… Константин Симонов (вторая строфа стихотворения) газета "Правда",  14 января 1942 г.Ведущий:"Жди меня, и я вернусь…"    Мы  родились с  этими строчками. В них - все, что  предшествовало нашему появлению на свет: любовь, война, разлука,  дальние места, желтые дожди…С конца лета 1941-го  Симонов - военный корреспондент "Красной звезды".  Его талант ценят на самом верху. Живет Симонов прямо в редакции, ему дали комнату с койкой. В   коридоре его, заросшего щетиной, останавливает редактор "Правды" Петр Поспелов: "Нет ли стихов?".- Есть, но не для газеты. Уж точно не для "Правды".Но Поспелов не отстает, и Симонов отдает ему стихи. В "Правде" вечером 13 января  ставят в номер "Жди меня". До войны  за такие стихи  могли отправить в колымский ад. И никто бы о них не узнал, кроме следователей. А в 1942-ом  все, от бойцов до генералов,  посылали в письмах женам и невестам симоновские строки: "Ожиданием своим ты спасла меня…" И все понимали, что "ожиданием", значит - молитвой. И летели навстречу женские строки: "Милый, я умею ждать, как никто другой…"Симонов не знает об этом. Только вернувшись из Можайска,   он видит  в "Правде" за 14 января на третьей полосе  заголовок: "Жди меня". Такой заголовок трудно   не заметить:  он  самый крупный на полосе, хотя   стихи занимают меньше всего места.Летом 1942 года в Ташкенте выходит сборник Симонова "Лирический дневник". Книжечка размером с внутренний карман гимнастерки. У "Жди меня"  здесь  другое название - "С тобой и без тебя". Быть может, автору хотелось этим  вернуть сокровенность  уже разлетевшимся по стране стихам. Чтобы любимая вновь прочитала их как письмо, адресованное только ей и никому другому: "Посвящается В.С.".В книжке еще 14 стихотворений. Шесть из них - о любви. "Ты говорила мне: "Люблю", но это по ночам…",  "Не сердитесь, к лучшему…", "Над черным носом нашей субмарины взошла Венера - странная звезда…", "Я, перебрав весь год, не вижу того счастливого числа…", "Если Бог нас своим могуществом после смерти отправит в рай…"Чтение стихов учащимися. Поэтическая перекличка. * * *Над черным носом нашей субмарины *Взошла Венера - странная звезда.От женских ласк отвыкшие мужчины,Как женщину, мы ждем ее сюда.Она, как ты, восходит все позднее,И, нарушая ход небесных тел,Другие звезды всходят рядом с нею,Гораздо ближе, чем бы я хотел.Они горят трусливо и бесстыже.Я никогда не буду в их числе,Пускай они к тебе на небе ближе,Чем я, тобой забытый на земле.Я не прощусь с опасностью земною,Чтоб в мирном небе мерзнуть, как они,Стань лучше ты падучею звездою,Ко мне на землю руки протяни.На небе любят женщину от скукиИ отпускают с миром, не скорбя...Ты упадешь ко мне в земные руки,Я не звезда. Я удержу тебя. * * *Если бог нас своим могуществомПосле смерти отправит в рай,Что мне делать с земным имуществом,Если скажет он: выбирай?Мне не надо в раю тоскующей,Чтоб покорно за мною шла,Я бы взял с собой в рай такую же,Что на грешной земле жила,-Злую, ветреную, колючую,Хоть ненадолго, да мою!Ту, что нас на земле помучилаИ не даст нам скучать в раю.В рай, наверно, таких отчаянныхМало кто приведёт с собой,Будут праведники нечаянноТам подглядывать за тобой.Взял бы в рай с собой расстояния,Чтобы мучиться от разлук,Чтобы помнить при расставанииБоль сведённых на шее рук.Взял бы в рай с собой всё опасности,Чтоб вернее меня ждала,Чтобы глаз своих синей ясностиДома трусу не отдала.Взял бы в рай с собой друга верного,Чтобы было с кем пировать,И врага, чтоб в минуту сквернуюПо-земному с ним враждовать.Ни любви, ни тоски, ни жалости,Даже курского соловья,Никакой, самой малой малостиНа земле бы не бросил я.Даже смерть, если б было мыслимо,Я б на землю не отпустил,Всё, что к нам на земле причислено,В рай с собою бы захватил.И за эти земные корысти,Удивлённо меня кляня,Я уверен, что бог бы вскоростиВновь на землю столкнул меня.  * * *Не сердитесь — к лучшему,Что, себя не мучая,Вам пишу от случаяДо другого случая.Письма пишут разные:Слезные, болезные,Иногда прекрасные,Чаще — бесполезные.В письмах все не скажетсяИ не все услышится,В письмах все нам кажется,Что не так напишется.Коль вернусь — так суженыхНекогда отчитывать,А убьют — так хуже нетПисьма перечитывать.Чтобы вам не бедствовать,Не возить их тачкою,Будут путешествоватьС вами тонкой пачкою.А замужней станете,Обо мне заплачете —Их легко достанетеИ легко припрячете.От него, ревнивого,Затворившись в комнате,Вы меня, ленивого,Добрым словом вспомните.Скажете, что к лучшему,Память вам не мучая,Он писал от случаяДо другого случая. * * *Я, перебрав весь год, не вижуТого счастливого числа,Когда всего верней и ближеСо мной ты связана была.Я помню зал для репетицийИ свет, зажженный, как на грех,И шепот твой, что не годитсяТак делать на виду у всех.Твой звездный плащ из старой драмыИ хлыст наездницы в руках,И твой побег со сцены прямоКо мне на легких каблуках.Нет, не тогда. Так, может, летом,Когда, на сутки отпуск взяв,Я был у ног твоих с рассветом,Машину за ночь доконав.Какой была ты сонной-сонной,Вскочив с кровати босиком,К моей шинели пропыленнойКак прижималась ты лицом!Как бились жилки голубыеНа шее под моей рукой!В то утро, может быть, впервыеТы показалась мне женой.И все же не тогда, я знаю,Ты самой близкой мне была.Теперь я вспомнил: ночь глухая,Обледенелая скала...Майор, проверив по карманам,В тыл приказал бумаг не брать;Когда придется, безымяннымРазведчик должен умирать.Мы к полночи дошли и ждали,По грудь зарытые в снегу.Огни далекие бежалиНа том, на русском, берегу...Теперь я сознаюсь в обмане:Готовясь умереть в бою,Я все-таки с собой в карманеНес фотографию твою.Она под северным сияньемВ ту ночь казалась голубой,Казалось, вот сейчас мы встанемИ об руку пойдем с тобой.Казалось, в том же платье белом,Как в летний день снята была,Ты по камням оледенелымСо мной невидимо прошла.За смелость не прося прощенья,Клянусь, что, если доживу,Ту ночь я ночью обрученьяС тобою вместе назову.Ведущий:В 1943 году  в Алма-Ате  по сценарию К. Симонова и А. Столпера был  снят фильм "Жди меня".  В главной роли - Валентина Серова.Если бы в нашей стране занимались «производством» звезд, как это делали в старые времена в Голливуде, если бы не было «железного занавеса», — Валентину Серову знал бы весь мир, как западных знаменитостей. Красавица, талантливая актриса — и на театральной сцене, и в кино, — она была рождена покорять. У нее было одно очень существенное отличие от всех прославленных советских актрис — она была естественна. И на экране, и в жизни. В каждом своем поступке, в каждой роли.3 мая 1938 года на вечеринке у Героя Советского Союза Анатолия Ляпидевского она познакомилась с Анатолием Серовым. Комбриг Серов, известный летчик, герой испанской войны, — он был очень знаменит. Они полюбили друг друга с первого взгляда. Серов провожал ее на Ленинградском вокзале в Москве — и утром прилетал в Ленинград, чтобы встретить ее на Московском вокзале. Валентина Половикова вышла замуж за Анатолия Серова — и на всю жизнь сохранила его фамилию. Ей был двадцать один год. Она долго помнила тот день, когда он ушел на свое последнее задание — вместе со знаменитой летчицей Полиной Осипенко. В тот день у нее была премьера. Играли пьесу Максима Горького «Зыковы». Когда она приехала в театр гримироваться, она заметила, что за кулисами полно военных, что все как-то странно на нее смотрят... Иван Берсенев, художественный руководитель театра, зашел к ней в гримуборную и сказал: «Анатолию очень нехорошо...» Она спросила: «Он мертв?» Берсенев ответил: «Он погиб». Это было перед началом спектакля. Зал смотрел на нее с ужасом: по радио уже сообщили, что на испытаниях погибли Полина Осипенко и Анатолий Серов, а она, превозмогая отчаяние, вышла на сцену, чтобы не срывать премьеру. Был 1939 год.Уже после его смерти Серова родила сына, которого назвала Анатолием. Сталин потом часто приглашал ее в Кремль, где она сидела рядом со вдовой Валерия Чкалова, Ольгой Эразмовной. Вдовы героев были в большом почете. Сталин отыгрывал свой образ сердечного и внимательного к бедам людей вождя. Фотографии Валентины Серовой тогда постоянно печатались в газетах. Толпы простаивали на фильм «Девушка с характером», где она снялась в главной роли.Ведущий:В 1939 году в Ленкоме шла пьеса Горького «Зыковы», где роль Павлы замечательно исполнила Валентина Серова. Тогда в жизнь Валентины Васильевны в это время входил другой человек. Этим молодым человеком был начинавший тогда входить в моду поэт Константин Симонов. Ему было 24 года.Как она потом вспоминала, ей ужасно мешало, что на каждом спектакле «Зыковых» в первом ряду сидел какой-то молодой человек с цветами и буквально прожигал ее взглядом. Он не пропускал ни одного спектакля с участием Серовой, толкался возле служебного входа, писал ей записки с просьбой о встрече. Это продолжалось довольно долго. Однажды, после долгих раздумий, она написала ему: «Позвоните мне. В. Серова». Открывалась следующая страница ее биографии - начало любовного романа, который будет переживать вся страна. Зимой 1941 года на страницах «Правды» было опубликовано тут же ставшее знаменитым стихотворение «Жди меня» с посвящением - «В.С». А в 1942 году вышел в свет сборник стихов Симонова «С тобой и без тебя» с посвящением - «Валентине Васильевне Серовой». Книжку нельзя было достать. Стихи переписывали от руки, учили наизусть, посылали на фронт, читали друг другу вслух. Ни один поэт в те годы не знал столь оглушительного успеха, какой познал Симонов после публикации «С тобой и без тебя».Будь хоть бедой в моей судьбе, Но кто б нас ни судил, Я сам пожизненно к тебе Себя приговорил.Театр вернулся из эвакуации только в апреле 1943 года. В том же году Серова согласилась стать женой Симонова. Это была его страсть — сильная мужская страсть к женщине, которая по началу не любила его и не была особенно к нему привязана.Свадьба с Симоновым во многом изменила ее жизнь. Он был любимцем Сталина, на привилегированном положении, одним из руководителей Союза советских писателей. Очень талантливый, умный, мужественный человек — но искренне преклонявшийся перед режимом, внутри которого существовал. Она много с ним ездила - была, например, в 1946 году в Париже, когда Симонов проводил там кампанию по возвращению на Родину эмигрантов. Кампания не очень честная: те, кто возвращался, очень часто попадали в лагеря. В Париже она встречалась с писателями - Иваном Буниным, Тэффи (Надеждой Лохвицкой), Борисом Зайцевым... Сохранились воспоминания о таком случае: на одном из обедов, где Симонов уговаривал всех вернуться, его отозвали к телефону, и тогда Серова тихо сказала: «Не слушайте его...» Она всегда говорила правду. Всегда. И это была ее огромная ошибка - она часто была вспыльчива, несдержанна, но всегда искренна и поразительно добра.Ведущий:Хочется думать, что период жизни Серовой, когда она была вместе с Симоновым, был для нее самым счастливым. Творческие взлеты в сороковые годы были действительно прекрасны. Она снималась в кино. И на театральной сцене Серова в те годы создает свои лучшие образы. Симонов специально для нее пишет пьесы «Под каштанами Праги», «Так и будет», «Русский вопрос», который шел в пяти московских театрах, «Русские люди»... И в каждой пьесе Серова с блеском исполняет главные роли. Она была в моде — элегантная, зажигательная, Женщина в высоком смысле этого слова. Пройдет еще восемь совместных с Симоновым лет. У них родится дочь Маша, Серова сыграет немало ролей в Театре им. Моссовета, снимется в фильме «Бессмертный гарнизон» по сценарию Симонова.В 1949 году Серова ушла из Театра имени Ленинского комсомола, где она прослужила четырнадцать лет.. Симонов отправил нелюбимого им сына Серовой Анатолия в интернат куда-то за Урал. Это была страшная ошибка. Серова очень этим казнилась, не могла простить этого ни себе, ни мужу. От всех свалившихся на нее неприятностей она начала выпивать. Сначала Валентина Васильевна боролась — она боялась остаться одна. Она была очень ранимым и незащищенным человеком. Потом развод с Симоновым… Она уничтожила почти весь свой архив, многое сожгла, наивно думая, что это поможет ей выжить. А Симонов сразу женился вновь — на интеллектуалке Ларисе Алексеев не Гудзенко, вдове поэта Семена Гудзенко и дочери генерала Жадова. Симонов удочерил ее дочь Катю, потом у них родилась обожаемая Симоновым Саня. Имя Серовой изживалось из жизни Симонова. Он ни когда не упоминал о ней, снял посвящение из сборника «С тобой и без тебя». И только стихотворение «Жди меня» по-прежнему выходило с пометкой: «В.С.» — и сноской: «Валентина Васильевна Серова — заслуженная артистка РСФСР». И все. Она умерла в декабре 1975 года. Умерла одна, в пустой квартире, сутки пролежала на полу. Ей было 57 лет. Ведущий:В 1979 году, за месяц до смерти, Симонов призвал в больницу дочь с просьбой принести остатки серовского архива. Симонов перечитал свои письма к Серовой и сказал дочери: «Я думал, что все ушло. И вдруг все вернулось ко мне, я все пережил заново, словно это происходит сейчас...» Письма он сжег. Но Маша в тайне от отца сняла копии с его писем к матери и сохранила их.Жди меня, и я вернусь,Всем смертям назло.Кто не ждал меня, тот пустьСкажет: повезло!Не понять не ждавшим, имКак среди огняОжиданием своимТы спасла меня.Как я выжил - будем знатьТолько мы с тобой -Просто ты умела ждать,Как никто другой!Константин Симонов (третья строфа стихотворения) 1941 г.Прошло более тридцати лет после ухода Константина Михайловича Симонова (он умер, когда ему было всего шестьдесят три).Странно, что память о "Жди меня" до сих пор никак не увековечена. А ведь стихотворений, которые стали бы событием в жизни народа -  их в русской поэзии всего несколько. По большому счету - одно.В 2012 году исполняется 70 лет со дня публикации "Жди меня". Не обязательно ставить   мемориальную доску (у нас нужны долгие годы, чтобы этого добиться). Пусть будет простой указатель на улице Серафимовича. Дом номер семь стоит как раз на   пути от музея К. Чуковского к музею Б. Окуджавы.На указателе можно написать: "В этом доме в июле 1941 года Константин Симонов написал стихотворение "Жди меня".На Первом канале много лет выходит передача "Жди меня".    Константину Михайловичу не было бы за нее стыдно. Эта программа стала   продолжением его личности - и как военкора, и как поэта, и как человека, до конца жизни помогавшего многим и многим людям.Ведущий:Сын Симонова рассказывает: «Согласно последней воле поэта его прах был развеян на Буйничском поле под Могилевом. По тем временам - жест удивительный, хотя нас, его семью, такое решение не удивило. Он как бы говорил всем: ни пышные ритуалы, ни казенные речи мне не нужны, я хочу остаться со своими героями, с людьми, которых встретил здесь в июле 41-го.Официальный некролог появился 30 августа 1979-го, через два дня после кончины, в нем значилось: о дне похорон на Новодевичьем кладбище будет сообщено особо. Но семью, близких никто ни о чем не спрашивал, потому и мы не считали нужным перед кем-то отчитываться. 2 сентября мы получили урну с прахом, сели в две машины и направились в Белоруссию. Я помню свое ощущение: мы сделали то, что отец завещал. И никто нам не помешал»Подведение итогов и запись домашнего задания.Д/З Наизусть стихотворение К. Симонова «Жди меня» с письменным его анализом в тетради.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X