Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Савченко Алевтина Владимировна

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ»

скачать документ

Вернуться назад

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ»ПОДГОТОВИЛА: Савченко А.ВМАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ» Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи. В.А. СухомлинскийЦель: Распространение и передача педагогического опыта по формированию экологической культуры дошкольников.Задачи:Повысить уровень профессиональной компетентности воспитателей в вопросах формирования экологической культуры детей.Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на практическое использование полученные знаний в организации работы с детьми.Демонстрационный материал: карта-схема экологической тропы,паспорта отдельных точек, картотека дидактических игр, пособия «Поисково-исследовательская деятельность», «Использование элементов ТРИЗ в ознакомлении детей с природой», проекты «Наша березка», «Зеленый уголок», «Удивительный космос». План выступления: 1.Актуальность темы.2.Цели и задачи по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста.3.Средства и формы работы.4.Анализ работы и результаты.5.Планируемые перспективы работы.Ход выступленияДошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Программой воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусмотрено воспитание у дошкольников любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным. Для дошкольной педагогики экологическое воспитание – достаточно новое направление, целью которого является формирование начал экологической культуры.Главная цель экологического воспитания – это формирование нравственности, духовности, интеллекта, формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие); - развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею ,желания сохранить её);- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по   уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д. Мною определены следующие задачи:Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам.Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе).Развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.Совершенствование умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;Развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;Воспитание элементарных норм  поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.Формирование элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);Формирование понятий о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);Формирование понятий о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур стран и народов мира.Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:Комплекс познавательных интегрированных занятий. Разработан перспективный план работы НОД с детьми всех возрастных групп.Разработан перспективный план  наблюдений за объектами и явлениями в живой и неживой природе.Оформлены уголок природы и уголок экспериментирования с необходимым оборудованием, на территории детского сада оформлены клумбы газоны, огород ,фрагменты разных природных экосистем(первые весенние цветы, лекарственные растения),где проводятся систематические наблюдения, организуется трудовая деятельность детей.Создана картотека  экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе, презентаций. Создана мини библиотека детской литературы, энциклопедий. Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры.  Именно в игровой деятельности формируются у детей моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организованная игровая деятельность позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы. В своей практике я использую дидактические, сюжетно-ролевые, творческие игры, игры-ребусы, игры-медитации, импровизации. Также мне очень нравится такой игровой прием, как получение писем-жалоб от жителей леса, сада, огорода и др. Игры экологического содержания были систематизированы, оформлена картотека, что позволяет эффективно использовать их, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Чтобы поддержать стремление детей отражать полученные в дидактических играх экологические представления и игровые навыки в самостоятельной игровой деятельности, в группе в отдельных уголках размещается материал для организации детьми игр экологического содержания (планшеты с изображением природных зон, игрушки животных, картинки с изображением растений, животных, гербарии и т. п.). Таким образом, удовлетворяется возрастающий интерес к природе, конкретизируются полученные ранее представления. Организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды, овощи, фрукты, цветы, камни, семена) которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Одна из любимых игр - игра «Природные человечки». Для её проведения понадобится разнообразный природный материал: семена, плоды, камни, палочки, сучки, листья и т п. Детям предлагаем выложить на полу или на столе человечка из любого природного материала.  Его части тела можно соединить при помощи пластилина.  Вариант задания: использовать только один вид плодов (получается Каштановый человечек, Тыквенный, Арбузный). Далее можно, применяя методы эмпатии, провести беседу: «А как зовут человечков? Сообщите им ваше имя. Что бы вы сделали, если бы превратились в такое маленькое существо?  Как вы думаете, что ему нравится? (не нравится) в людях?  Попробуйте дать жизнь Травяному человечку, человечку из коры, Песочному, Каменному человечку». Важным источником знаний о природе является наблюдение. Оно развивает в детях важное умение - смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Я разработала перспективный план  наблюдений за объектами и явлениями природы. С самого начала года мы с детьми ведем постоянные наблюдения за сезонными изменениями в природе (продолжительность дня, цвет неба, изменения в жизни растений и животных и т.д) Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т.д.). Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти, они заносятся в календарь наблюдений. В результате этого знания у детей систематизировались. Параллельно ведется работа с народным календарем – очень заинтересовали детей народные приметы. Для каждого сезона у нас подобраны соответствующие приметы. Особое внимание уделяется развитию у детей эмоциональных чувств, связанных с потребностью в благополучии другого живого существа. Для возникновения сочуствия и обогащения опыта взаимодействия детей с другими объектами природы, учу их становиться на место другого. Эффективным приемом, который использую во время наблюдений за объектами природы, является упражнение-рефлексия: «Почему загрустила синичка?», «Сны березы зимой», «О чем мечтает подснежник весной?»На территории детского сада создана экологическая тропа. Составлена карта-схема тропы, на которой отражены все её объекты, оформлен «Паспорт экологической тропы» с описанием её точек природных объектов и речевым материалом к ним, разработан цикл занятий по каждой её точке. Для повышения интереса к занятиям совместно с детьми был выбран «хозяина тропинки». Им назначили сороку Варю, которая живёт у нас в саду и часто прилетает на рябину у нашего окна. Она периодически посылает детям письма-задания. Создавая тропинку, мы старались использовать как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбрали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас нашёлся старый пень, земля, покрытая мхом, муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков. небольшая полянка с лекарственными растениями: мать и мачеха, лопух, мята, мелисса, ромашка аптечная и обитающие на ней разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь ребята стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, пропалывают, опрыскивают. Во время путешествия по экологической тропе: дети играют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях, ориентироваться во времени и пространстве, делают зарисовки объектов. При прохождении экологической тропы у детей развиваются наблюдательность, познавательный интерес, мышление, речь, память.Экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой. Но самое главное самое главное – появляется чувство прекрасного. Воспитывается любовь к природе, желание беречь её и сохранять!Демонстрация карты-схемы экологической тропы и паспорта отдельных точек. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями использую опытно – исследовательскую деятельность. Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.  Опытно-исследовательскую деятельность включаю в игры, в НОД, она может быть связана с трудом детей в уголке природы и на огороде. Создала уголок экспериментирования и разработала картотеку опытов для детей среднего и старшего возраста. Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними (водой, воздухом, песком, растениями) позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.  Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать.Демонстрация картотеки опытно-исследовательской деятельности. При реализации задач по экологическому воспитанию дошкольников использую инновационные идеи: ТРИЗ технологии, проектную деятельность, графическое моделирование,  детское экспериментирование. Нет надобности, доказывать, что дошкольники фантазеры и особую роль в их развитии отводиться развитию воображения. Меня интересуют методы ТРИЗ, потому что они стимулируют творческую активность детей; позволяют активизировать мыслительную деятельность и познавательные способности. Использую такие методы активизации мышления: как морфологический анализ, метод синектики, метод фокальных объектов, метод проб и ошибок, разрешения противоречий использования ресурсов, а также различные приемы фантазирования. Приемы фантазирования: «Если бы я был волшебником?», «Чего на свете не бывает?», «А что было бы, если бы не было птиц (насекомых, деревьев, цветов…)?», «Кто кем был?». Метод разрешения противоречий: ответ на вопрос: «Как сделать так, чтобы противоречие ушло?», игра «Хорошо – плохо», «Наоборот» «Пересади кактусы». Ребенок учится находить нужные решения поставленной задачи через выявление и формирование противоречий. В работе использую цикл занятий по ознакомлению с окружающим А.М. Страунинг Демонстрация пособия «Использование элементов ТРИЗ в ознакомлении детей с природой» Наиболее эффективный способ реализации задач экологического воспитания - это организация  проектной деятельности, которая делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов. становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия. Мною разработаны и внедрены экологические  проекты «Наша березка», «Зеленый уголок», «Удивительный космос». Демонстрация проектов  «Наша березка», «Зеленый уголок»,«Удивительный космос». Очень тесно веду  работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями  по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии). Для родителей проводились консультации: «Экологическое воспитание детей в семье», «Прогулки в природу – основа здоровья ребёнка», «Птицы уголка природы дома и в детском саду». Большую помощь оказали родители в оформлении книжек – малышек: «Мои любимые овощи и фрукты», «Мое любимое дерево», «Гости на моей кормушке», «Мои домашние питомцы». Делали скворечники и кормушки для птиц, помогали в озеленении клумб. Моя работа по экологическому воспитанию дошкольников, дала определенные положительные результаты:у детей проявился стойкий интерес к ярким явлениям природы;развита высокая творческая активность, самостоятельность, инициативность;дети научились легко устанавливать простейшие причинно - следственные связи;стали очень бережно относятся к природе, овладели основными нормами поведения в природе;с радостью ухаживают за растениямис любовью относятся к птицам и животным.при взаимодействии с родителями проявилась активная позиция участия в совместной деятельности (посещение и активное участие в открытых мероприятиях, выставках, конкурсах, экскурсиях, посещение музеев), желание выполнять творческие и индивидуальные задания вместе с детьми.В перспективе я планирую продолжить работу по формированию экологической культуры у детей. Для более глубокого изучения выбрала проблему опытно-исследовательской деятельности детей.Всё хорошее в людях - из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб для них экология сталаНе наукой, а частью души!

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X