Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Ефимова Ольга Геннадьевна

ОСОБЕННОСТИ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное автономное учреждения дополнительного образования Центр детского творчества г. ОренбургаОСОБЕННОСТИ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТААвтор: педагог дополнительногообразования Ефимова О.Г, концертмейстер Родина И.В.Оренбург, 2022I..Наиболее трудоемкой работой в вокальном воспитании считается работа с подростками от 10 до 14 лет. Именно в эти годы формирование певческого голоса, находящееся в прямой зависимости от изменения структуры голосового механизма, входит в свои права. Это изменение заключается в том, что внутри голосовой складки (в ее соединительной ткани) начинают развиваться мышечные волокна различного направления: продольного, поперечного и косого, придавая голосу в этом возрасте новые качества звучности. Этот период рассматривается как вторая стадия развития голоса. При постепенном и спокойном переходе голоса от чистого детского звучания к подростковому наблюдается следующая картина: 1. Голос, продолжая звучать спокойно, как бы «насыщается обертонами» и приобретает некоторые индивидуальные тембровые качества. 2. Диапазон голоса начинает расширяться не только вверх, но и вниз, и, если в младшем хоре он умещался в пределах одной октавы, то здесь он уже достигает С1 — Е2, F2 (объем голоса, также как и у младшей группы, в отдельных случаях может выходить за эти пределы). 3. Сила голоса постепенно увеличивается. 4. Дыхание углубляется. 1. Развитие дыхания. Занятия с детьми переходного возраста протекают по уже «проторенным путям», но с постепенно усложняющимися программными задачами. Если у детей младшего возраста дыхание воспитывалось непроизвольно и выражалось в основном в его регулировке в процессе мягкого и спокойного пения, то с этой группой для того для того, чтобы дыхание стало прочной основой голоса, работа над ним должна носить сознательный характер и занять очень ответственное место в учебном процессе. Воспитание дыхания у детей среднего возраста осуществляется с самого начала занятий в следующей последовательности: — устанавливается правильное положение тела: в меру активный, упругий корпус в пояснице, расправленные плечи; — спокойный, медленный вдох через нос, не поспешный, не суетливый, без шума, с мягко сомкнутыми губами, выдох через рот, с губами, сохраняющими прежнюю мягкость и ненапряженность. Работа над дыханием в младшем хоре ограничивается воспитанием навыков спокойного вдоха и выдоха (первый этап), а также привычкой не поднимать плечи. В среднем хоре при более развитых реберной и межреберной мускулатур, ощущение раздвигающихся ребер при вдохе следует считать как бы вторым этапом воспитания певческого дыхания. Перед занятиями пением полезно провести несколько упражнений дыхательной гимнастики — на вдох и выдох, но долго заниматься изолированным дыханием не рекомендуется, так как оно должно развиваться и укрепляться в процессе речи и пения. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ТОМАСА КУРТА (перевод В.Минина) исходное положение: челюсть, плечи, руки свисают от собственного веса; — «стряхнуть» физическую и духовную скованность. 1. а) Полный выдох, глубокий вдох через нос, остаться на несколько секунд в положении вдоха и пытаться еще добрать воздуха. б) Вдох выпускаем пятью-шестью толчками, при этом струя воздуха несколько раз прерывается плотно сжатыми губами. 2. Воздух втягивается через букву «Ф» (грудная клетка, как «шарик») 10 задержка, выдох через открытый рот. 3. Вдох, выдох через букву «Ф», короткие толчки диафрагмой (ф, П, Т, Д) ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Г. СТУЛОВОЙ.1. Короткий вдох по руке, длинный, замедленный выдох со счетом. 2. Короткий вдох при раздвижении нижних ребер (у детей руки на ребрах) и каждый контролирует выдох. Очень важно научить ребенка «предвидеть», какую вокальную фразу по длине ее строчки ему предстоит спеть: А. Аренский «Спи, дитя мое, усни» Выполнение приведенной вокальной фразы, либо фрагмента песни, представляющих по мысли единое целое, приучает учеников понимать, что дыхание в пении должно находиться под контролем их сознании. А также то, что для приобретения хорошего дыхания, как основы певческого мастерства, большую роль играют как их физические ощущения, так и сознание с целенаправленным вниманием, без которых устойчивость дыхания не может быть достигнута. 2. Слово в пении. У детей младшего возраста подвижность языка еще недостаточно развита, что и приводит к основным недостаткам произношения в этом возрасте. В переходном возрасте язык становится достаточно активен, и недостатки произношения имеют несколько иные причины. Одна из них заключается в опускании гортани у детей. Это нормальное физиологическое явление, обусловленное возрастными изменениями голосового аппарата, нередко приводит к тому, что слово начинает звучать несколько глубоко и теряет «полетность». Этот недостаток может быть компенсирован работой над четкостью артикуляции гласных и в особенности согласных, от которых зависит дикция. Поэтому в среднем возрасте можно посоветовать работать над скороговорками, тренирующими четкую артикуляционную подвижность. Например: При скороговорке «купи кипу пик», ученик должен мысленно себе представить последовательность трех «ключевых» согласных звуков — «К, К, П». Для развития четкости согласного «Р» можно рекомендовать скороговорку: «Рапортовал, да недорапортовался, а стал дорапортовывать — совсем зарапортовался» и др. Если мы хотим, чтобы вокальная речь приобрела совершенную форму, то она должна быть выразительной. Слово не имеет права быть «мертвым», а должно быть всегда «живым». Вокальные упражнения.Цель применяемых в этом возрасте вокальных упражнений — привитие детям в процессе здорового и мягкого звукообразования основных навыков певучести и чистоты интонации, тесно связанных с правильным дыханием и организованным музыкальным слухом. Ввиду того, что вокальное искусство сопровождается словом, четкость которого сильно влияет на правильную настройку голосового механизма и его резонаторных полостей, вокальные упражнения в этом возрасте поются не на изолированных гласных, а на слогах, словах и отдельных фразах. Упражнения подкрепляются полевками. Хотя артикуляционная 12 подвижность в этом возрасте значительно лучше, чем у маленьких детей, она требует неизменной работы над нею. Вокальные упражнения должны быть непосредственно связаны со слуховым воспитанием, задачи которого значительно расширяются. Усложнение данных упражнений выражается в следующем: 1. изучается и поется мажорная гамма с семиступенным диатоническим звукорядом. 2. ранее отработанные тонические трезвучия поются в окружении II, IV и VI ступеней с разнообразными вариантами, требующими целенаправленного внимания. 3. вводятся упражнения с интервалами и укрепляющими их полевками. Урок необходимо начинать с «настроечных» упражнений (тонические трезвучия), устанавливающих координацию слуха с голосом. Так как придается большое значение ладовому воспитанию, пение гамм становится важным средством слухового развития певца. Пение гамм в интервальных и темповых усложнениях было основой вокального воспитания старых итальянских школ. Исполняющий гамму ученик должен научиться ощущать ее тесные интервалы и чисто интонировать малые секунды на III-IV и VIIVIII ступенях. Петь ее следует сверху вниз, так как это более способствует сохранению головного звука, чем пение гаммы в восходящем порядке. При работе над звуком необходимо следить за легкостью и непринужденностью голоса. Это не значит, что голос ребенка не должен насыщаться, но его обогащение при естественных условиях звучания происходит за счет самой природы, то есть ее морфологического развития и углубляющегося дыхания. Плохо, если постепенность этого развития нарушается искусственной работой гортани, способной изменить свою непринужденность голосообразования. Вокальные упражнения. 1. Сглаживание регистровой перестройки на нижних звуках. 2. Легкость движения, штрих legato, staccato. Мы коснулись вокальной работы с детьми, у которых развитие голоса протекает нормально. Но среди учащихся этого возраста есть и другие, голос которых требует особого внимания. К этой категории принадлежат не только подростки обоего пола, у которых появляются признаки мутации, но и также такие, которые искажают свой голос неправильным «крикливым» пением. Неправильное громкое пение вызывает перенапряжение голосового механизма, внешне выражающегося во вздутии мышц шеи и ее покраснении, что никогда не наблюдается при естественном, свободном пении. Учащиеся, исказившие себе голос форсированным пением, но терпеливо подчинявшиеся требованиям мягкого и непринужденного пения, нередко перестраивались, тем самым спасая свой голос от неминуемого срыва. Задача по исправлению испорченных голосов усложняется особенно тогда, когда напряжение голоса совпадает с наступившей у мальчиков мутацией. В таких случаях может помочь лишь «режим молчания», а также длительное наблюдение педагога за голосом ученика. II. ПОДБОР РЕПЕРТУАРА ДЛЯ ДЕТСКОГО ХОРА. Один из наиболее важных вопросов в творческой жизни коллектива это — выбор репертуара, так как от его качества в значительной мере зависит развитие музыкальной культуры учащихся. Как известно, в процессе освоения музыкального произведения, развивается музыкальная память, слух, приобретаются вокально-хоровые навыки и вместе с тем находит свое выражение понимание детьми содержания произведения, его художественного образа. Поэтому при составлении репертуара необходимо рассматривать его со следующих позиций: 1. С воспитательной точки зрения — как данное произведение может влиять на психику ребенка. 2. С педагогической — как песня может быть использована для индивидуального развития некоторых сторон музыкальности. Что касается интересов детей, то их необходимо: 1. учитывать. 2. формировать. 3. направлять. Учитывать - включать в работу произведения, которые нравятся детям, соответствующие их возрасту, понятные им. Формировать — воспитывать интерес к народной музыке, к произведениям композиторов-классиков, к национальной музыке. Направлять — через образную сферу, рассказы, яркие сравнения, игры, особые обработки. Репертуар хора делится на методический и концертный. 1. Методический репертуар: *попевки *вокализы * каноны * небольшие музыкальные произведения, на которых осваиваются необходимые вокально-технические навыки. * пальчиковые и развлекательные игры. 2. Концертный репертуар отличается высокой художественностью. Концертная программа может формироваться по следующим параметрам: 1. эпоха 2. страна 3. Жанры. 4. тематика 5. циклические произведения 6. фольклор 7. «винегрет». Основа успеха концертной программы во многом зависит от: 1. Правильного, посильного подбора произведений. 2. Правильно выстроенной программы. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА МЕТОДИЧЕСКОГО И КОНЦЕРТНОГО РЕПЕРТУАРАМетодический репертуар нужен для закрепления навыков, полученных в младшем хоре. I. Формирование навыков двухголосного пения: -произведения с элементами контрастного двухголосия -трехголосие в ритме (ритмические партитуры) -каноны II. Навыки пения a cappella III. Расширение диапазона, овладение озвученным фальцетом, и спокойным нефорсированным грудным регистром. IV. Сложные размеры и ритмы. Концертный репертуар:Содержание, соответствующее возрасту детей. Включение в репертуар произведений композиторов-классиков (Гречанинов, Кюи, Лядов, Моцарт, Шуберт, Григ). III. Аккомпанемент не дублирующий мелодический голос. IV. Двухголосие эпизодическое и развернутое. V. Развернутый мелодизм. Избегать крайних нот диапазона. Штрих legato и вокальный текст. VI. Если концертная программа a cappella, то нужно выстраивать 17 произведение по тональностям. ЗАКЛЮЧЕНИЕХоровое пение – одно из мощных средств формирования личности учащегося, развития творческих способностей и музыкального вкуса – требует высокого художественного уровня исполнения. Реализация авторского замысла зависит от воспитания способности к осмыслению и переживанию музыкального образа, живого восприятия окружающей действительности, умелого использования средств музыкально-вокальной выразительности, для чего необходимы технические навыки. Детское пение – сложный психофизический процесс. Выполнить художественные задачи на должном уровне каждый учащийся может лишь при правильном функционировании голосового аппарата. Поэтому, для педагога и руководителя хорового коллектива необходимо изучение отдельных сторон процесса голосообразования, знания законов развития детского голоса. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Варламов А.Е. Полная школа пения. - С-Пб: Планета музыки, 2008. 2. Вербов А.М. Техника постановки голоса. - М.: Музгиз, 1961. 3. Витт Ф.А. Практические советы обучающимся пению. - Л.: Музыка, 1968. 4. Дмитриев А.А. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 1968. 5. Емельянов В.Н. Развитие голоса. - С-Пб: Лань, 1997. 6. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. С-Пб: Музыкальная палитра, 2008. 7. Ландовская В.О. О музыке. - М.: Радуга, 1991.8. Орлова Н.Д. О детском голосе. - М.: Просвещение, 1996. 9. Огороднов Д.В. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. - Киев: Музыка, 1988. 10. Струве Г.А. Школьный хор. - М.: Просвещение, 1981. 11. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. - М.: ФИС, 2000.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X