Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Григорьева Светлана Юрьевна

История возникновения нотной записи

скачать документ

Вернуться назад

Материал для педагога к уроку по сольфеджиоИстория возникновения нотной записи Как вы думаете, из чего состоит музыка? Из звуков, из нот. Давайте уточним: из музыкальных звуков, которые обозначаются нотами. Сегодня я расскажу вам удивительную историю о том, откуда к нам пришли ноты и их названия. Во всем мире люди разговаривают на разных языках. Наш язык, наши слова состоят из звуков, которые обозначаются буквами, а музыкальные звуки обозначаются специальными знаками. «Знак» в переводе с латинского - «nota», т.е. музыкальные звуки обозначаются нотами, и если иностранные языки нам понять трудно, то музыкальный язык понятен всем людям, говорящим на любом языке нашей планеты. Как же возникли ноты? Кто первый придумал их названия? И почему именно «До - Ре – Ми - Фа- Соль- Ля- Си»? Перенесемся в X-XI века, эпоху Средневековья. В небольшом городке Помпоза, что находится в Северной Италии, в 992 году родился мальчик Гвидо. За красивый голос и желание учиться музыке его приняли певчим в церковный хор. Гвидо стал одним из лучших певчих монастырского хора и вскоре, за его трудолюбие и талант он был назначен учителем пения. Однако молодой учитель был недоволен тем, как приходилось учить братьев-монахов: система невм (значков для записи музыки) была несовершенной, она не могла точно показать высоту звука, а указывала только направление движения. Точки, черточки, запятые, разбросанные по бумаге, путали певцов и они не могли точно воспроизвести мелодию, часто придумывая ее сами.В эпоху Средневековья существовали разные системы записи нот: в Европе были невмы : точки, тире, черточки,а на Руси крюки и знамена. Такие записи были очень трудны для чтения, поэтому процесс обучения был очень трудоемким и кропотливым – ведь обучать каждого ученика приходилось по отдельности, а каждый распев приходилось повторять много-много раз. К тому же, молитв было великое множество, поэтому на изучение всех песнопений только одному певчему требовалось почти 10 лет. Гвидо огорчало, что монахи тратят на разучивание гораздо больше времени, чем на молитву и он старательно изобретал всякого рода новшества. Так, первоначально он решил записывать звуки заштрихованными квадратиками на четырех линейках, выделяя среди всех две: красную и желтую. Так можно было точнее отмечать высоту звуков. Но монашеская братия его не поддерживала, а нововведения вызывали зависть, да и церковное начальство ничего не хотело менять, поэтому в 1025 году он перебрался в монастырь города Ареццо, где его назначили руководить детским хором кафедральной школы. Его педагогический талант и тяга к новым открытиям способствовали тому, что Гвидо Аретинский (Ареццийский) как теперь его звали, продолжил реформу нотной записи. Для того, чтобы ученики в кафедральной школе и певцы монастырской капеллы легче и точнее исполняли мелодию, Гвидо ввел звукоряд из шести звуков – гексахорд, где каждая нота обозначалась буквой алфавита: А В С D E F. Но чтобы ученикам легче было запомнить ноты и пропеть их, он назвал каждую ноту слогом из первых строк молитвы Святому Иоанну, покровителю певцов. Для этой молитвы Гвидо специально сочинил мелодию, где каждая новая строка начиналась выше прежней, а первый слог каждой строчки молитвы стал названием ноты: Ut Re Mi Fa Sol La . Вот так выглядел полный текст молитвы и ее перевод:UT queant laxis (Чтобы слуги твои)REsonare fibris (Голосами своими) MIra gestorum (Смогли воспеть) FAmuli tuorum (Деяния твои) SOLve polluti (Очисти грех) LAbii reatum, (С наших уст), Sancte Iohanne (Святой Иоанн) Обратите внимание, что ноты сначала записывались только на линейках. Но запись постепенно совершенствовалась, и вскоре стали использоваться и промежутки между линейками. В начале нотной строки он стал использовать специальную букву-указатель, от которого шел отсчет высоты звука. Сейчас мы его знаем как скрипичный ключ (для высоких голосов) или басовый ключ (для низкого голоса). Такая система позволяла ученикам Гвидо после усвоения нескольких правил разучивать неизвестные им хоралы «самостоятельно, без учителя», то есть прямо «с нот». Позже, в XVII веке, начальные буквы имени Святого Иоанна Sancte Iohanne– стали обозначать седьмую ноту – Si, а название первого звука Ut заменили на Do  (от латинского «Dominus» - «Госпо́дь»), так как он был не очень удобен для пропевания. Кроме того, четыре линейки средневекового нотного стана, пополнились ещё одной. В таком виде мы с вами пользуемся нотной записью сейчас. Так выглядит современная запись той же молитвы: Музыкальная реформа Гвидо Аретинского помогла ему составить «Антифонарий», сборник католических песнопений, записанный новым способом, который он представил папе Римскому Иоанну XIX. Понтифик принял музыканта и весьма заинтересовался его предложением. А когда папе удалось самостоятельно прочитать ноты с листа, то он пришёл в восторг и издал указ о распространении нотной записи повсеместно. Еще одно изобретение Гвидо из Ареццо – это система наглядного обучения нотной грамоте, получившая название «гвидо́нова рука», когда на фалангах и кончиках пальцев левой руки помещалось изображение нот, а правой рукой он показывал певчим, какой именно звук нужно петь в данный момент. С именем Гвидо Аретинского связывают и происхождение музыкальных ключей – знаков устанавливающих высоту звучания написанных нот. Дело Гвидо было продолжено другими европейскими музыкантами-теоретиками, которые совершенствовали запись музыки и делали её всё более удобной. Свои изобретения Гвидо Аретинский описал в книгах. Всего он написал 4 труда (4 книги), где описывалась его система чтения нот и пения по нотам. Реформа Гвидо моментально была принята в Европе. Его книги переписываются и распространяются в Германии, Франции, Англии, Австрии и др. странах, а разучивание и пение по руке применяют вот уже несколько столетий. Его система буквенного обозначения нот теперь применяется в сольфеджио для обозначения тональностей. В XII-XIII веках музыкальные теоретики добавили пятую линейку к нотному стану, а к XVI веку систему Гвидо доработали, добавив длительности нот - короткие длительности закрашенные, черные, а длинные - белые. Тогда же появились значки для обозначения пауз - остановок в музыкальной ткани произведения. Во второй половине XVII века итальянским теоретиком Бонончини неудобный для распевания слог ut (ут) был заменен на слог До (Dominus - господь). С того времени и поныне мы имеем знакомые всем ноты: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.К XVIII веку ноты приобрели округлую форму, которой мы пользуемся и сейчас, а система записи музыки окончательно сложилась почти в современном виде. Имя Гвидо Аретинского навеки вошло в историю музыки как создателя нотного стана и названий нот. Памятник Гвидо стоит и в городе Ареццо, а также во Флоренции. На стене дома, где жил музыкант, есть мемориальная доска с изображенным нотным станом. Именем Гвидо д’Ареццо назван Международный конкурс хоровых коллективов, а в компьютере есть специальная программа для записи нот под названием Guido. Достижения монаха Гвидо Аретинского не обходят стороной ни в одном современном курсе по теории и литературе музыки. Вот так, благодаря монаху Гвидо, на свете появились ноты на нотном стане и музыкальная грамота распространилась по всему миру. Музыку теперь можно было изучать и исполнять не только в церкви, но и в домах и дворцах богатых вельмож, на королевских балах, а затем в театрах и концертных залах. С момента изобретения нотной записи очень быстро начала развиваться инструментальная музыка, а записи музыкальных произведений переписывались и распространялись по разным странам. Музыка стала всеобщим достоянием благодаря открытию Гвидо Аретинского. Музыкальные ключи Музыкальный ключ – это знак, показывающий местоположение ноты, от которой отсчитываются остальные ноты, это особый ориентир, по которому определяют расположение нот на стане. Он как маяк, который дает понять, где мы находимся.В нотном письме используется несколько видов музыкальных ключей. Каждый из них имеет свое значение и закрепляется на необходимой линии. Внешний вид ключей представляет собой видоизмененное изображение рукописных латинских букв – G, F, и С. Скрипичный ключ – ключ СОЛЬ, произошел от латинской буквы G. Он пишется на 2 линейке и показывает местоположение ноты СОЛЬ 1 октавы. Этот ключ еще называют скрипичным, потому что он очень удобный при записи нот для скрипки. Скрипичный ключ не сразу выглядел таким, как мы знаем его сейчас. Прежде чем он приобрел современный вид, должна была пройти его трансформация: В XVII-XVIII веках встречался еще один скрипичный ключ, но он назывался «старофранцузский ключ Соль». Его можно было встретить в нотах для флейты и скрипки, в старинной музыке. Выглядел он также как скрипичный ключ, но записывался на 1 линейке и показывал тоже ноту СОЛЬ 1 октавы. В скрипичном ключе пишутся ноты для скрипки, деревянных и  медных духовых инструментов, фортепиано, гитары и других инструментов с достаточно высоким звучанием. Женские вокальные партии сегодня также записывают в скрипичном ключе. Басовый ключ произошел от латинской буквы F и указывал местоположение ноты Фа малой октавы. Буква F прошла такой путь до ключа: Этим ключом пользуются инструменты с низким звучанием: виолончель, фагот, контрабас. В басовом ключе обычно пишется партия левой руки для фортепиано. Вокальная музыка для баса и баритона также пишется обычно в басовом ключе. В старинной музыке встречались басовые ключи на 3 и 5 линейках нотного стана и назывались Баритоновый и Басопрофундовый ключи.Ключ «До» произошел от латинской буквы С. Вот такую трансформацию прошел ключ «До»:Сейчас этот ключ употребляется в нотной записи реже. Интересная особенность ключа «До»: он может располагаться на любой линейке нотного стана:Размещаясь на той или другой линии, ему присваивается определенное название. Всего существует 5 видов ключа «До»: Традиция помещать музыкальный ключ на разные линейки произошла из хоровой музыки. Каждый голос в хоре имеет свой диапазон. Для того, чтобы избежать большого количества добавочных линий, для каждого голоса ключ смещали на разные линейки, поэтому и название ключа происходило от голоса: Сопрановый, Меццо-сопрановый, Альтовый, Теноровый и Баритоновый. Таким образом, музыкальная запись гораздо легче читалась. В настоящее время из всех разновидностей ключа «До» используются только альтовый и теноровый ключи. В альтовом ключе пишутся ноты для альта, иногда для английского рожка и тромбона. А в теноровый ключ используется для виолончели, фагота и тромбона. Заметили ли вы одну особенность записи всех ключей? Они записываются только на линейках нотного стана. На добавочных линейках и между линейками они не пишутся! Такова история возникновения нотной записи и музыкальных ключей. Юные музыканты, начав заниматься музыкой, обязательно изучают особенности записи нот, ключи и другие обозначения, которые встречаются в нотах. Все эти знания мы получаем на уроках сольфеджио или теории музыки.Список литературы:  1. Холопов Ю.Н., Поспелова Р.Л. Новации Гвидо Аретинского в музыкальной науке и практике2.Холопов Ю. Н. Гвидо д" Ареццо // Музыкальная энциклопедия. Т. 1. М., 1973.3.Поспелова Р. Западная нотация XI-XIV веков. Основные реформы (на материале трактатов). М., 2003.4. Ю. Н.  Гвидонова рука // Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990.5.www.opentextnn.ru6.Музыкальная энциклопедия Ю.В. Келдыш // издательство «Советская энциклопедия» 1982 г. 

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X