Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Росинская Татьяна Николаевна

Методические рекомендации по воспитанию КГН детей 4- 5 лет

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 209»66675inside00Составитель: Росинская Т.Н. воспитатель г. Ижевск , 2022.СодержаниеВведение…………………………………………………………..................4Содержание работы по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возрастаЭффективные методы и приемы для работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста 3. Практические советы по осуществлению работы по воспитанию культурно-гигиенических навыковЗаключение Приложения6Приложение 1. Перспективный план работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков в средней группе1Приложение 2. Картотека игр9Приложение 3. Схемы последовательности одевания2Приложение 4. Список рекомендованных источников6Список литературы9ВведениеКультурно-гигиенические навыки (КГН) является важной составной частью культуры поведения. «Культурно-гигиенические навыки   представляют собой навыки соблюдения опрятности, содержания в чистоте собственного лица, рук, тела, одежды и обуви». Культурно-гигиенические навыки это не просто усвоение правил и норм поведения в обществе, дети должны усвоить тот факт, что если они всегда будут придерживаться общепринятых норм и правила поведения, будет следить за собой, своей внешностью, поступками, то к ним будут относиться с уважением и его поведение будет одобрено окружающими людьми.Процесс усвоения КГН начинается уже с раннего дошкольного возраста через обучение последовательности действий и личный пример взрослого. Это непреложная истина, но на практике порой воспитатели уделяют данной теме не достаточно внимания и могут упустить важное время для формирования культуры детей. Поэтому мы предлагаем воспитателям детского сада обратить внимание на некоторые важные моменты при организации работы. Проблема формирования КГН у детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных на сегодня, и то того насколько она спланирована, продумана и организована зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, а также воспитанию культуры поведения.Все КГН можно разделить на три большие группы:навыки культуры поведения, подразумевающие формирование качеств, которые проявляются в положительном отношении к окружающим людям (и взрослым, и сверстникам); гигиенические навыки – это умение принимать пищу, умение умывать лицо и руки, навыки пользования горшком и т.п.); навыки самообслуживания (посильная самостоятельность). На каждой ступени дошкольного детства есть свои особенности, которые необходимо учитывать при планировании и организации работа. Для того, чтобы формирование культурно – гигиенических навыков детей 4-5 лет проходило успешно необходимо решить следующие задачи:Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей формирования КГН в среднем дошкольном возраста. Создать условия для формирования культурно-гигиенических навыков, соответствующие возрастным особенностям детей средней группы. Разработать рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков детей в средней группе для воспитателей детских садов.1. Содержание работы по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возрастаСформированные культурно-гигиенические навыки для каждого человека выступают, как важная часть культуры поведения в обществе, потому что в обществе большое значение имеет, как выглядит человек, насколько он аккуратен и опрятен. Внешний вид, в данном случаи, является своеобразным «жестом уважения» по отношению к окружающим и продиктован не только требованиями личной гигиены, но и нормами человеческих отношений.В работах В.С. Мухиной указывается, что формирование культурно-гигиенических происходи по основной линии психического развития – от становления орудийных к соотносящим действиям. Орудийные действия предполагают овладение предметом-помощником, а соотносящие - это приведение предметов в соответствующие пространственные положения: закрыть, открыть, положить, передвинуть, повернуть и т.д. Чтобы соотносящие действия сформировались взрослым нужно создавать для этого условия: на полотенцах сделать петельки, в ванной комнате должны быть крючки для полотенца, а полочки для принадлежностей, расположить на удобном для ребёнка уровне и т. д. Но по мере взросления ребенка оба вида действий тоже усложняются и становятся основой навыков. Многие современные педагоги и психологи изучали механизмы формирования культурно-гигиенических навыков. К таким автором относятся В.С. Мухина, Е.М. Белостоцкая, Е.А. Алябьева., Н.М. Аксарина, Р.С. Буре, В.А. Зебзеева и др. одни их них изучали культурно-гигиенические навыки, как часть общественной культуры, другие как отдельно взятые навыки. Исследования авторов позволили обосновать тот факт, что при освоении дошкольниками дошкольники правил и норм поведения в обществе действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания.Главной особенностью детей среднего дошкольного возраста является то, что они проявляют максимум самостоятельности без должного запаса знаний (кризис «Я сам»). Эта возрастная особенность диктует Эта особенность возраста диктует выбор постановки задач воспитания КГН.В средней группе дети должны научиться:навыки стряхивания воды с рук после мытья перед тем, как их вытирать;дети должны полностью освоить весь алгоритм умывания;сформировать умение намыливать лицо так, чтобы мыло не попадало в глаза, смывание, вытирание насухо;тренировать в завязывании шнурков; развивать навыки застёгивания и расстегивания застёжек всех видов (липучки, пуговицы, кнопки);поощрять самостоятельность в процессе одевания и раздевания, аккуратного размещения одежды после прогулки и перед сном;продолжать тренировать у детей навыки пользования ложкой и вилкой во время еды;приучать кушать с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу;продолжать показывать последовательность действий при освоении того или иного навыка (например: Мытье рук – «открыли кран», «взяли мыло», «намочили руки», «намылили руки», «положили мыло в мыльницу», «тщательно намылили руки», «мыли под струей воды», выключили кран», вытерли руки полотенцем»);учить вытирать рот салфеткой тщательно после каждого приёма пищи и при необходимости; формировать привычку приводить в порядок свою прическу, пользуясь личной расчёской; отрабатывать привычку излагать суть своей просьбы последовательно и привычку благодарить за оказанную помощь; воспитывать чувство коллективизма (если ко всем членам коллектива предъявляются одни и те же требования, дети будут чувствовать себя приобщёнными к общему делу).При этом важно знать умения, по которым будет оцениваться каждый навык. навыки КГНУмения, по которым оценивается навыкнавыки приема пищиПравильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;Не крошить хлеб;Пережевывать пищу с закрытым ртом;Не разговаривать с полным ртом;Тихо выходить по окончании еды из-за стола;Благодарить;Пользоваться только своим приборомСНИМАНИЯ И НАДЕВАНИЯ ОДЕЖДЫРасстегнуть пуговицы;Снять платье (брюки);Аккуратно повесить;Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки, шорты;Снять обувь;Снять колготки, повесить на рубашку (платье);Надеть в обратной последовательности.МЫТЬЯ РУК И ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫМыть лицо, уши, рукиЗакатать рукава;Смочить руки;Взять мыло, намыливать до появления пены;Смыть мыло;Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;Пользоваться расческой2. Эффективные методы и приемы для работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возрастаДля привития КГН во всех возрастных группах применяются различные методы и приемы: наглядные приемы (схемы и картинки, показывающие порядок выполнения действий; мультимидийные презентации и видеоролики; личный пример взрослого; мультфильмы и видеофильмы; тематические альбомы; готовые лепбуки); словесные приемы (объяснения, инструкции, напоминания, указания в речи, которая понятна детям и легко воспринимаемая ими, беседа, проблемные вопросы после прочтения художественной литературы, просмотра мультфильма, просмотра иллюстраций и т.д. работа с художественной литературой и источниками народного творчества, загадки, словесные игры и др.); практические приемы (макеты сервировки стола; рисунки и схемы; тематические аппликации; альбомы с фотографиями; поделки; коллажи, проекты (индивидуальные и коллективные); лепбуки и др.); игровые приемы (дидактические игры; словесные игры; театрализованные игры; подвижные игры; сюжетно-ролевые; народные игры; сенсорные игры; интерактивные игры; игры по образцу и др.). И в средней группе содержание культурно-гигиенических навыков наиболее эффективно раскрывается через самостоятельную деятельность, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях .Практически у каждой игры есть правила и условия. Взрослый в данном случаи выступает, как организатор, контролер игровых действий, тот, кто направляет внимание и активность детей в нужное русло. Игровые приемы привлекают внимание каждого ребенка к последовательности действий, способствуют поддержанию потребности ребенка к самостоятельности в самообслуживании. Каждая игра, имеющая в содержании режимные и гигиенические компоненты, вырабатывает к ним позитивное отношение, помогает ребенку не только осознать их необходимость выполнения общепринятых норм, но и прочувствовать желание умываться, одеваться, убираться без помощи и подсказки взрослых, Комбинация выбранных методов и приемов фиксируется в перспективном плане воспитателя. Воспитание КГН осуществляется при помощи приемов упражнения, прямого воздействия, научения, приучения. Но в средней группе у детей в основном идет закрепление полученных навыков и расширение их содержания. В целом, практика детских садов показала, что показатели работоспособности и развития детей высоки именно там, где соблюдается режим дня, а все виды деятельности проводятся на высоком педагогическом уровне. В методических рекомендациях, Ю.А. Афонькиной и Г.А. Урунтаевой большое значение отводится роли взрослых, которые должны давать образец для подражания и контролировать качество выполняемых действий. Н.Ф. Виноградова про руководство взрослых писала так: «Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям необходимым в процессе одевания, умывания, еды». Она считала, что воспитательные воздействия взрослых будут эффективны только, если взрослые дома и в саду подкрепляют их своим поведением. С детьми 4 - 5 лет нужно помнить, что у детей важно не «погасить» их стремление к самостоятельности, которое для ребёнка этого возраста является огромным достижением, важнейшим фактором для формирования такого качества, как трудолюбие. Поэтому в это время взрослые должны быть максимально тактичны, внимательны и терпеливы, чтобы не погасить детскую инициативу.Важным условием для формирования гигиенических навыков у детей средней группы является систематичность и повторяемость выполняемых операций, причем в данном возрасте целесообразно работать с небольшими (3-4 ребенка) подгруппами. Так дети наблюдают за сверстниками и сами исправляют свои недочеты и ошибки. Таким образом, в детском саду, отработка культурно-гигиенических навыков происходит либо на специально организованных занятиях, и в повседневной жизни в процессе отдыха или разнообразных видов деятельности. В каждом режимном моменте есть место для гигиенического воспитания.  Одни и те же действия могут многократно повторяться и в игре, и на прогулке, и в трудовой деятельности и т.д. и многообразие и комбинация методов и приемов работы лишь расширяют возможности данной работы. 3. Практические советы по осуществлению работы по воспитанию культурно-гигиенических навыковВ каждой группе дети разные, кто-то уже многое умеет и знает, кто-то еще только учится, а кто-то категорически отказывается от обучения и все пытается сделать по – своему. Это нормально! Воспитателям главное помнить о нескольких важных вещах.Первый совет.Каждому педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста важно помнить о необходимости создания условия для воспитания КГН:Организации удобной и комфортной обстановки для выполнения заданий и действий по КГН, причем они должны быть созданы и в ДОУ и дома и в детском саду и дома.Все осваиваемые детьми навыки должны быть разделены на ряд операций, следующих в строгом порядке (целесообразно использовать схемы, плакаты, макеты…), что способствует созданию прочных динамических стереотипов.Каждый закрепляемый навык должен быть использован в разных видах деятельности (в игре, в режимных моментах, при чтении худ. литературы, в ИЗО и т.д.). Такие многократные повторения и упражнения детей в порядке и способах их выполнения (особенно на начальном этапе обучения) дают хороший результат. В работе обязательно должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей.Педагог должен специально организовывать ситуаций, которые дети учатся контролировать свои КГН в непривычной обстановке. Второй совет.Каждый педагог при планировании деятельности по отработке КГН должен помнить, что в средней группе воспитание этих навыков проводится в двух форматах:во время выполнения соответствующих процессов в режимных моментах (при умывании, приёме пищи, прогулке и т.д.);на специально-организованных занятиях, посвящённых усвоению порядка действия при освоении того или иного навыка (например, «Как вести себя при приёме пищи»).Конечно, на практике отработку навыков в режиме дня хронометрировать сложно, так как, по в основном они идут ситуативно, но по другому обстоят дела с занятиями. Каждое занятие по формированию КГН должно быть запланировано, структурирована в соответствии с возрастом детей (в средней группе занятие не должно превышать 20 минут) и заранее подготовлено.Педагогу можно предложить схему- подсказку по структуре занятия.Вводная часть (до 2 минут). Педагог должен актуализировать опорные знания детей, т.е. с помощью мотивационных приёмов взывать к личному опыту детей.Основная часть (до 15 минут). Ребят знакомят с новым материалом, дают возможность отрабатывать тот или иной навык. В основную часть педагог может включать пальчиковую гимнастику, физкульминутку, 1–2 дыхательных упражнения.Заключительная часть (примерно 3 минуты). Это время посвящается подведению итогов всего занятия, оценке деятельности детей. В средней группе в этот этап важно включать элементы рефлексии, которая служит для того, чтобы дети, ответив на вопрос: «Всё ли у меня получилось?», сами попытались дать оценку собственной работе на занятии. Третий совет.Важно четко планировать свою работу и это должно быть отражено в календарном плане (см. в приложении 1). А при планировании важно подбирать актуальные и эффективные методы и приемы для формирования КГН. В средней группе это: личный пример окружающих взрослых;организация НОД;показ;пояснения;объяснения;поощрения;беседы (по прочитанному, из личного опыт);дидактические игры;многократные упражнения и повторения действии во отдельным частям или в совокупности всего навыка;скороговорки, песенки, потешки (народное творчество);стихотворения;игровые приемы;проблемные ситуации;досуги, развлечения, викторины;Пятый совет.каждый педагог должен помнить следующие, правила:При формировании КГН у детей нужно учитывать их личный опыт. Нельзя, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он совсем не освоил навык пользования ложкой.В обучении каждого навыка важно соблюдать последовательность как самих навыков (в первую очередь дети учатся раздеваться, а потом только одеваться) так и отдельных действий каждого навыка (алгоритм – приложение 2). Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки. Шестой совет.Важно, чтобы в группе была своя картотека по КГН (образец см. в приложении 3). В группе должен быть сборник «Художественное слово по самообслуживанию и формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников», составителем которого является Е.С. Коркина (приложение 4).Вот так потихоньку мы учим своих малышей полезным привычкам. Конечно, сразу и все наши детки не выучат, но обязательно в их головках отложится, что надо делать вот так, и никак иначе.ЗаключениеРассматривая теоретические аспекты вопросов формирования культурно- гигиенических навыков в средней группе, мною были сделаны вывод о том, что практика дошкольного образования подтверждает, что формирование КГН происходит через: поддержание порядка в окружающей обстановке; формирование навыков по соблюдению чистоты своего тела; культуру поведения при приеме пищи, а также правильных взаимоотношений между детьми и с взрослыми по принципу «от овладения простыми навыками к более сложным и объемным по содержанию». Процесс формирования культурно- гигиенических навыков имеет зависит от возрастных особенностей детей с которыми работает педагоги от того, насколько грамотно будет организована данная работа.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Мы рады будем сообщать Вам о новых конкурсах для детей и педагогов, викторинах, экспресс конкурсах.
Будьте всегда в курсе первыми!

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X