Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Аракчаа Эллада Сергеевна

Психологическая готовность детей с нарушением зрения к обучению в школе.

скачать документ

Вернуться назад

Название статьи: «Психологическая готовность детей с нарушением зрения к обучению в школе». Выполнила: Аракчаа Эллада СергеевнаОрганизация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №6 с. Троицкое Анивский район сахалинская область (МБОУ НОШ №6 с. Троицкое Анивский район Сахалинская область)Должность: учитель начальных классовТема: Психологическая готовность детей с нарушением зрения к обучению в школе.Подготовка к школе детей с нарушениями зрения в специальных дошкольных учреждениях. Подготовить ребёнка к школе – это значит сформировать физическую, умственную и личностную готовность к жизни и систематической учебной деятельности в школе. Физическая готовность включает наличие нормального здоровья у детей и необходимых двигательных навыков, предусмотренных программой детского сада. Умственная готовность предполагает наличие определённых базовых знаний об окружающем мире и простейших закономерностях, происходящих в нём, способов умственных действий, обеспечивающих познавательную деятельность, а также свободное речевое общение, достаточный словарный запас, адекватное понимание слов, правильный грамматический строй речи. Личностная готовность подразделяется на мотивационную, волевую и эмоциональную. Мотивационная готовность – сформированность положительных мотивов и поведения, т.е. подчинение сиюминутных желаний требованиям школьной жизни. Волевая готовность – устойчивость внимания, умение преодолевать трудности, чувство ответственности. Эмоциональная готовность – умение работать сообща, доброжелательность, готовность уступить, помочь, самоограничение в интересах коллектива. Изучение состояния физического развития детей с патологией зрения показывает, что они зачастую физически ослаблены, легко подвергаются простудным и инфекционным заболеваниям. Многие из них перенесли одну, две, а иногда и больше операций органа зрения. У некоторых детей обнаружены нарушения нервного статуса, сколиозы, плоскостопие и т.д. Умственное развитие детей с патологией зрения изучалось в двух направлениях: выявлялось наличие у детей информации о предметах, явлениях, связях и закономерностях, происходящих между этими предметами и внутри них, а также способы умственных действий, обеспечивающих познавательную деятельность ребёнка. Содержательная сторона умственного развития детей с патологией зрения, их вооружённость знаниями как основой будущей умственной деятельности в школе и процессуальная сторона, т.е. владение способами умственной деятельности, отстают от программных норм. Особенно резко дети с нарушениями зрения отстают в личностной готовности к школьной жизни. Это обнаружилось и в недоразвитии мотивов игровой деятельности и в отсутствии многих волевых качеств личности и в слабой коллективистской направленности личности ребёнка с патологией зрения. Несмотря на благоприятные условия, создаваемые в специальных дошкольных учреждениях для детей с патологией зрения, эти дети зачастую в первый класс поступают психологически неподготовленными или недостаточно подготовленными. Многие из них при поступлении в школу испытывают значительные трудности, особенно в учебной деятельности, которая становится доминирующей. Для некоторых большую сложность представляет налаживание общения со сверстниками и взрослыми. В связи с эти необходимо ввести систему коррекционно-воспитательной работы, направленной на усовершенствование подготовки детей с патологией зрения к школе. Эта работа включает психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста с патологией зрения специально составленной индивидуальной карте обследования; пропедевтическую работу, направленную на доразвитие сенсорных функций различных органов чувств, в том числе и сохранного зрительного анализатора; формирование у детей познавательной самостоятельности и эмоциональной отзывчивости. Индивидуальная карта обследования представляет сжатую модель программы массового детского сада. Обследовав ребёнка по индивидуальной карте, тифлопедагог устанавливает уровни развития сенсорных функций, анализирующего наблюдения, изобразительной, игровой, трудовой, умственной деятельности, а также развитие его личностных качеств. Опираясь на потенциальные возможности ребёнка и учитывая выявленные пробелы в развитии каждого воспитанника специального дошкольного учреждения, воспитатель совместно с врачом-офтальмологом и сестрой-ортоптисткой составляет перспективный план подгрупповой и индивидуальной работы с детьми каждой группы. С целью более эффективной умственной подготовки к школе в основу коррекционно-воспитательной работы вкладывают идею формирования у каждого ребёнка познавательной самостоятельности, готовности и способности извлекать из воспринимаемого материала познавательную информацию. Для более успешной подготовки ребёнка к школе разработана система этических бесед и специальных ситуаций, направленных на пробуждение у детей с патологией зрения чувства эмоциональной отзывчивости к окружающим. Для подготовки руки к письму необходимо использовать графические игры. Специальная целенаправленная коррекционно-воспитательная работа по подготовке ребёнка к школьной жизни с учётом психофизических особенностей даёт положительные результаты и может быть использована в детских садах не только специального назначения, но и в массовых дошкольных учреждениях. Подготовка к школе детей с нарушениями зрения в условиях семьи. В дошкольном возрасте ребёнок накапливает первоначальные знания об окружающем мире, усваивает родной язык, у него в значительной мере развиваются умственные способности. Накопление представлений и знаний у слепого затруднено вследствие выключения зрительного анализатора. Поэтому особой задачей родителей становится ознакомление ребёнка с предметным миром посредством осязания, а при наличии остаточного зрения и посредством зрения. Очень важно научить ребёнка обследовать предметы, выработать у него желание познавать мир, не бояться незнакомых предметов. Для этого родители должны использовать любые подходящие ситуации – прогулки, экскурсии, поездки за город и т.д. Очень важно, чтобы сами родители не стеснялись дефекта своего ребёнка, останавливались у каждого незнакомого для ребёнка предмета и давали ему возможность его обследовать, направляли руки, указывая существенные и характерные признаки предмета. В процессе ознакомления с окружающим родители должны учить ребёнка узнавать предметы, явления по доступным для слепых признакам (например, узнавать предметы по звукам, которые они издают), учить делать простейшие умозаключения. С теми предметами, которые ребёнку нельзя дать в руки, его можно познакомить через игрушки. Игрушки нужно покупать с большим выбором. В некоторых из них не выдержаны пропорции. Это создаёт у слепого неправильные представления. Такие игрушки покупать не следует. Для слепого ребёнка очень важно, чтобы поверхность игрушки была похожей на поверхность натурального предмета. Хороши озвученные игрушки. Многие родители могут их сделать сами. Например, чтобы ребёнок мог играть с мячом, нужно его озвучить. Сделать это очень просто: в обыкновенную волейбольную камеру положить горох. В такой мяч слепой ребёнок сможет без специальной помощи играть вместе со своими зрячими товарищами. Для развития движений очень хорош велосипед. Ребёнок может кататься на нём в безопасном месте. Самым главным в этот период является воспитание у детей стремления к движению. Ограничение движений слепого ребёнка приводит к тому, что у него не развивается вся двигательная сфера, в особенности руки – основные орудия познания слепого, появляются навязчивые стереотипные движения. Знания маленькому ребёнку следует давать в занимательной форме. Очень важной задачей в воспитании слепого является знакомство с окружающими предметами. С раннего детства следует приучать слепого ребёнка к самостоятельности в самообслуживании – научить его одеваться, обуваться. Это нужно не только для того, чтобы он был самостоятельным. Есть ещё очень важная задача в воспитании слепого ребёнка – развитие его рук. Ведь рукой он будет читать и писать. Она должна быть физически крепкой и очень ловкой, способной к нежным и лёгким движениям. Застёгивая пуговицы, определяя по осязанию лицевую и изнаночную сторону одежды, ребёнок упражняет руку, готовит её к восприятию шрифта Брайля. В трудовом и нравственном воспитании слепого на первый план выступает воспитание правильного отношения к своему труду и труду своих близких. Родители слепых детей часто освобождают ребёнка от трудовых обязанностей (включая и самообслуживание), что невольно вызывает и формирует у него сознание исключительности своего положения, мнение о том, что взрослые и вообще все окружающие зрячие должны заботиться о нём. В дальнейшем это может перерасти в эгоизм и иждивенчество. Поэтому, незаметно помогая своим слепым детям справиться с трудовыми операциями, родители должны приучать их самостоятельно справляться с простейшими видами бытового труда, труда по самообслуживанию, укрепляя веру ребёнка в то, что он может непосредственно участвовать в труде всей семьи. Музыкальное воспитание служит одним из главных средств эстетического воспитания слепого. Детские музыкальные передачи по радио, телевидению, магнитофонные записи детских песен, пьес позволяют родителям научить детей понимать мир музыки, научить прислушиваться к ритму жизни, понимать и слышать природу. В эстетическом воспитании слепого огромную роль играет чтение художественной литературы. Пока ребёнок не умеет читать, родители выбирают стихи, рассказы и сказки, знакомящие слепых с жизнью. Одновременно с чтением необходимо объяснять слова, непонятные детям, знакомить с предметами, стоящими за незнакомыми словами. Огромное место в эстетическом воспитании занимает активное воспроизведение – заучивание и рассказывание стихотворений, разучивание песен. В семейном воспитании слепого дошкольника следует широко использовать лепку, аппликации. Они развивают руки, подготавливают к письму и к восприятию шрифта Брайля. Полезны и специальные занятия по ознакомлению с брайлевскими колодками, прибором, грифелем, упражнения в написании и узнавании групп точек при различном их расположении. Вся эта работа подготавливает слепого ребёнка к школе.Использованная литература:Воспитание слабовидящего ребёнка в семье./ Под ред. В.П.Ермакова, А.А.Щегловой. – М., 2006Волкова Е.Т. Ребёнок идёт в школу / Е.Т.Волкова, Е.М.Гаспарова //Дошкольное воспитание. -2006. - №10. – с. 26-29. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И.Гуткина. – М.: МГУ. -1993. – 120с.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Мы рады будем сообщать Вам о новых конкурсах для детей и педагогов, викторинах, экспресс конкурсах.
Будьте всегда в курсе первыми!

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X