Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Чепрасова Елена Алексанровна

технологическая карта урок музыки в 4 классе "Оркестр русских народных инструментов"

скачать документ

Вернуться назад

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Урок музыки в 4 классе Тема урока: «Оркестр русских народных инструментов»Тип урока: систематизации знанийЦель: Расширение и закрепление уровня знаний учащихся о инструментах русского народного оркестра.Задачи: Расширить знания о музыкальных символах России, народных инструментах балалайке, гармони, организаторе русского оркестра В.В.Андрееве;Научить слышать и различать тембры русских народных инструментов;Передавать настроение музыки в пении, музыкально-ритмическом движении, игре на шумовых народных музыкальных инструментах;Развивать музыкальное восприятие, тембровый слух, функциональную грамотность, вокально-хоровые и ритмические навыки;Воспитывать музыкальную культуру учащихся, любовь к русской народной музыке. Музыкальный репертуар: обработки русских народных наигрышей «Полянка», «Светит месяц», русская народная песня «В хороводе были мы»Оборудование: компьютер, фортепиано, мультимедийный проектор, презентация “Русские народные инструменты”, музыкальные шумовые инструменты.Планируемые результаты:Личностные результаты: осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов народного фольклора;реализация творческого потенциала в процессе коллективного и индивидуального творчества;формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.Предметные: умение передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности (пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом интонировании); умение различать по тембру звучание народных инструментов, классифицировать по группам народные инструменты.Метaпредметные: расширение опыта творческой деятельности, анализ собственной деятельности, проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями. ХОД УРОКА№Этапы урока. Содержание урока. Деятельность учителя.Деятельность ученика1.ОрганизационныйэтапЭмоциональный настройВведение в тему урока.Звучит русский народный наигрыш «Полянка», учащиеся входят в класс.Музыка вновь зазвучала,Возвестив урока начало.Рада видеть вас, ребята:И мальчишки и девчата!Не теряем ни минутки, приглашаю вас я в путь, взять все знания в дорогу и улыбку не забудь!Какая музыка нас встретила в классе: народная или композиторская? По каким признакам вы догадались, что это народная музыка? Какие инструменты услышали? Исполняем музыкальное приветствие.Народная, учащиеся называют звучащие музыкальные инструменты2.Слайд № 2Актуализация знанийСлайд № 3-4Слайд № 5-13Балалайки, гусли, домры, и баяны, и гармошки.Есть трещотки, дудки, бубны, даже расписные ложки.Все играют звонко дружно, слушать их не надоест.Отгадать, ребята, нужно, что это? Ребята, а что такое оркестр? ОРКЕСТР – коллектив музыкантов, играющих на различных инструментахОркестры по своему составу бывают разные.  Чтобы проверить свои знания предлагаю вам составить кластер и вспомнить виды оркестра. ОркестрДают определение «оркестр»Составляют в тетради кластер, проверяемСлайд № 14 Для того, чтобы узнать музыка какого оркестра будет звучать на уроке надо выполнить задание буквенный диктант:Переставьте буквы и слоги местами так, чтобы получилось название музыкального инструмента.Это инструменты какого оркестра?Учащиеся выполняют задание (ложки, балалайка, гармонь)Инструменты русского народного оркестра3.Постановка цели и задач урока.Слайд № 15И вам не составит труда сформулировать тему нашего урока.Тема урока: Оркестр русских народных инструментов. (записываем в тетрадь тему урока)Что бы вы хотели узнать о народных инструментах? Сегодня мы раскроем тайны звучания народных инструментов, узнаем кто создал первый народный оркестр. В музыкальной культуре нашей страны русские народные инструменты занимают особое место, ни один в мире народ не имеет аналогов русскому народному оркестру. С глубокой древности до наших дней рядом с человеком живут музыкальные инструменты. Сама природа разделила инструменты по звучанию: ударные – от камня, струнные- от натянутой тетивы, духовые- от тростника. Музыка всегда приносила радость народу, звучала в быту, и на праздниках, в горе и в радости. Была необходима людям, украшала их жизнь, часто тяжелую и беспросветную. И, отражая эту жизнь в песнях и наигрышах, сливалась с историей нашей древней могучей старины. Определяют тему урока1.Выяснить какие инструменты входят в состав оркестра русских народных инструментов, когда появился оркестр народных инструментов. 4.5.6.Слайд № 16-17Расширение знанийСлайд №18-19Слайд № 20Слайд № 21Слайд № 22Видео фрагмент Русский народный наигрыш «Светит месяц» Рассказ о балалайкеСлайд № 23Звучит гармоньСлайд № 24История создания гармониСлайд № 25Динамическая паузаИсполнение песни с движениями «В хороводе были мы»Закрепление знанийИгра «Музыкальное лото» слайд № 25Звучит русская народная мелодия «Светит месяц»МузицированиеТворческая деятельность учащихсяШумовой оркестрКоллективное музицирование русская народная песня «Барыня»».Подведение итогов, обобщениеДомашнее заданиеРефлексия: Но в старину оркестров не было. Кто же был первым исполнителем музыки на народных инструментах? Отгадайте:Они – на базарах, на княжьих пирах, На игрищах тон задавали, Играя на гуслях, волынках, гудках, На ярмарках люд потешали?Скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок. Ходили по городам и селам веселые балагуры и музыканты и веселили всех и на княжеском пиру, и на деревенской свадьбе. Пели, сценки разыгрывали, играли на народных инструментах, устраивали веселые представления Скоморох настроит домру, скоморох достанет дудку, И людей честных и добрых, рассмешит веселой шуткой.Когда же появился первый оркестр русских народных инструментов?Своим появлением оркестр во многом обязан блестящему мастеру игры на балалайке, композитору и дирижеру Василию Васильевичу Андрееву. В.В. Андреев родился в 1861 году в г. Бежецке Тверской губернии, в 1887 году организовал в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайках». В 1896 году кружок был назван «Великорусским» оркестром, состоял только из домр и балалаек. Постепенно состав оркестра расширялся, его звучание обогащали гусли, баяны, деревянно-духовые и ударные инструменты. В. Андреев смог усовершенствовать балалайку, получилась целая семья: прима, альт. бас, контрабас. Репертуар оркестра был очень разнообразным, сам Андреев писал пляски, хороводы, песни, наигрыши. Много концертировали по разным странам: Германия, Англия, США и по городам России. После революции его переименовали в «Оркестр русских народных инструментов имени В.В.Андреева»Все инструменты русского народного оркестра по способу звучания можно разделить на 4 группы. (на доске таблицы): духовые, струнные, ударные, клавишно-язычковые.Предлагаю посмотреть видео фрагмент, послушать как звучит современный народный оркестр. Какое впечатление произвела на вас народная музыка?Какая музыка по настроению прозвучала? Какие инструменты вам особенно понравились? Вы узнали самый русский инструмент, с переливами, живой, в озорные 3 струны все в России влюблены. И не случайно, балалайка – музыкальный символ России.Не одну сотню лет на Руси известна балалайка. В 18 – 19 веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Балалайка- струнно-щипковый музыкальный инструмент. Под балалайку пелись частушки, под нее плясали и веселились. И не зря название этого инструмента происходит от слова «балаганить», «балагурить», «балаболить», «балакать», «баловаться». А какие еще инструменты входят в группу струнные?Посмотрите на картину Б.М.Кустодиева. Что художник изобразил на картине? Эта картина называется «Деревенский праздник»? Кто главный на празднике? На чём он играет? Запоёт, лишь только тронь, голосистая (гармонь) Как вы думаете какую музыку играет гармонист? Давайте попробуем оживить эту картину. (звук гармони).Вот какая звучащая картина у Б.М.Кустодиева «Деревенский праздник»Гармонь также считается музыкальным символом России. Гармонь является разновидностью русского баяна. Он клавишно-язычковый. Потому что у него есть клавиши – кнопочки. А ведь на самом деле гармонику изобрели не в России. гармонь была изобретена в Германии , в начале XIX века Кристианом Бушманом (нем ) . Также некоторые считают гармонь русским изобретением. Гармонь попала в руки тульского умельца Ивана Евстратьевича Сизова летом 1830 года оружейник, побывавший на Новгородской ярмарке, привез оттуда диковинный инструмент, которым, как нетрудно догадаться, была одна из первых заморских гармоней. В каждой области делали свои гармони, со своим отличительным звучанием. Есть тульские, смоленские, саратовские, тальянка и др. Инструмент очень полюбился, особенно в деревнях.Тульские гармошки были с одним рядом кнопок на правой и левой рукеСаратовские имеют в конструкции колокольчики. Вятские мастера добавили ряд кнопок. Все перечисленные инструменты назывались тальянками.«Балалайка и гармонь разжигают в нас огонь» Эти инструменты не только «визитная карточка» нашей страны, но и своеобразный памятник истории и культуры.Льется наигрыш лихой над селом и над рекой.Под мелодию гармошки сами в пляс идут сапожки. Давайте и мы отдохнем! С песней нам будет веселей!Исполнение с танцевальными движениями русской народной песни «В хороводе были мы» Мы поиграем в игру «Музыкальное лото» (раздаю детям конверты с картинками народных инструментов) по командам, ваша задача распределить инструменты по способу звучания по группам. 1ряд- группа Струнные, 2 ряд –духовые, 3 ряд –ударные. и группа клавишно-язычковые. Эх, оркестр народный, раздольно- хороводный.То он грянет плясовую, вместе с ним я затанцую.То он грянет грустную, грусть в душе почувствуюТо он плачет, то хохочет, с нами делает что хочет Вижу все вы музыканты, уникальные таланты, вот для вас детвора музыкальная игра. Предлагаю вам устроить свой оркестр.Чтобы было интересней, мы сыграем вам все вместе.Инструменты есть у нас. Что ж, за дело? В добрый час! Молодцы! Спасибо нашим музыкантам- исполнителям. Из каких инструментов состоял наш оркестр?Музыку какого оркестра мы сегодня с вами слушали и исполняли?Какие музыкальные инструменты считают музыкальными символами России? Кто первый организовал оркестр? Молодцы.Сегодня на уроке мы прикоснулись к богатому народному наследию. Через произведения музыкального фольклора мы учимся понимать, уважать культурное наследие наших предков. Благодаря усилиям В. Андреева народные инструменты сохранились, усовершенствовались и приобрели популярность. Былинными перезвонами гуслей, утренней свирелью, раздольным звуком рожка и пшеничной спелостью балалаек звучит музыка. Она дарит нам Россию. Слушайте русскую народную музыку и будьте здоровы!»Д/з: найти загадки о русских народных инструментахВ конце нашего урока предлагаю поделиться своими впечатлениями:Я узнал…Я научился…Мне понравилось…Я хотел бы… Давайте сделаем друг другу Комплименты.Благодарю всех ребят за работу, за проявление творчества в разных видах музыкальной деятельности. Молодцы!!!До новой встречи! Пусть погода будет ясной, настроение прекрасным! Солнце делится теплом, отвечает мир –добром! До свидания! Скоморохи.Задорная, игривая, радостная, плясоваяБалалайка, гармоньГусли, домраБеседа по картине Б.М.КустодиеваМузыкант гармонистКоллективное исполнение русской народной песни «В хороводе были мы» с движениями.Работают в группах, при проверке учащиеся аргументируют свой выбор.Играем в «оркестр»Ударно- шумовыхМузыку русского народного ОркестраБалалайка и гармоньВ.В.Андреев

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X