Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Абдуллина Альфия Биктимировна

Башкирские народные игры

скачать документ

Вернуться назад

Башкирские народные игры Башкирские народные игры в воспитание ребенка. Большое значение в воспитании любви к родному краю, к родному языку, к обычаям и традициям имеют народные игры. Для того чтобы игра воздействовала на чувства каждого ребёнка, долго жила в его сердце, нужна повседневная кропотливая работа. Игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным, увлекательным и любимым видом деятельности. В музыкальных играх ребёнка, как правило, интересует не только сам процесс, но и его результат.Для успешного внедрения народных игр в жизнь школьников педагог должен:1. Глубоко знать и свободно владеть обширным игровым материалом и методикой педагогического руководства. 2. В ходе игры привлечь внимание детей к её содержанию, следить за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, регулировать эмоционально-положительное настроение и  взаимоотношение играющих, приучать их ловко и стремительно действовать в создавшейся ситуации, учить детей самостоятельно и с удовольствием играть.   Башкирские народные игры имеют свою историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. В башкирских селах и городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. Игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе, что способствовало укреплению здоровья. Суровые условия полукочевого  быта требовали серьезной закалки подрастающего поколения, поэтому различные состязания в выносливости стали для башкирского народа органической потребностью. С 4-5 лет башкирского мальчика воспитывал только отец, который,  прежде всего, учил его ездить верхом, стрелять из лука, бороться, бегать. Большой популярностью пользовались у детей бег на скорость, игры в жмурки, прятки, игры с мячом, скатанным из шерсти, с палками,  в кости. Народные игры тесно связаны  с жизнью и занятиями народа, служили средством подготовки ребенка к жизни.Народные игры можно разделить на 2 группы.Драматические (сюжетные)Драматические содержат элементы театрализации, часть из них исполняется с песнями, другая – танцами, в форме диалога. Например,  к ней относится широко распространенная игра « Нет ни медведя, ни волков», «  Улетели, улетели»ПодвижныеПодвижные - основаны на различных правилах, обычно они представляют собой состязание. Здесь важны ловкость, терпеливость, различные способности.(Игра «Юрта»). По содержанию башкирские народные игры выразительны и доступны детям. Они способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В играх присутствуют все виды движений: бег, прыжки, метание. В башкирских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны. Многие игры исполнялись в прошлом на различных праздниках. Эти традиции сохранились и сейчас.Игры разделяются делятся следующие группы:детские (бег с яйцом, Уксы, Бакыр букэн, кузбэйлэш, гургульдэк, ус куныс, таякташламыш, усэт, кул туп, юрта- по своему содержанию похожи на русские игры жмурки, прятки, горелки, лапту и др. ) или взрослые.•сюжетные с наличием персонажей и ролей («убырлыҡарсыҡ» — «ведьма», «айыу менән куяндар» — «медведь и зайцы», «йәшерәм яулыҡ» — «прячу платочек») и бессюжетные - состязательные ("Расщепляющая стрела" , "Белый тополь, синий тополь", "Липкие пенечки" и др.).•игры-танцы с импровизацией поведения животных и птиц: "Игра тетеревов", "Игра кукушек".•спортивные игры: бег наперегонки (йугереш), бег в мешках, бой с мешками, влезание на намыленный шест, бег с яйцом в ложке, перетягивание тканого полотенца и др. («уҡатыу» — «стрельба из лука», «күкбүре» — конная игра «серый волк», «тал сабыу» — «рубка лозы», «ҡырҡҡыуҡ» — «расщепляющая стрела», «өс бүкән» — «три пня».•игры, сопровождающие праздники (каргатуй, сабантуй, майдан, туй) и обряды, посвящённые этапам жизненного пути людей,, связанные с календарными праздниками.•игры мужские (конноспортивные) или женские.•игры познавательные.По месту проведения башкирские игры разделяются на домашние и полевые («түңәрәк» — «хороводы», «яулыҡ сөйөү» — «закидывание платка», «соҡор туп» — «мяч в ямке», «сәкән» — «игра в мяч» и др.).Проводились состязания в игре на музыкальных инструментах - гармони, думбыре, дунгуре, кубызе, курае. При этом один начинал играть какую-либо мелодию, а следующий - заканчивал. ИГРА В БАБКИ Место игры. Эта игра организуется во дворе дома или на окраине села. Подготовка. Если количество участников игры больше трех, игроки делятся на две группы. Играть можно и вдвоем. У каждого из игроков по десять бабок и одна бита, залитая внутри свинцом для того, чтобы быть увесистой. Такой костью можно сравнительно метко бить по бабкам. Бита имеет две стороны: при расположении спинкой вниз — «бук», спинкой вверх — «алсы». В 3 м от места расположения групп обозначается граница. Собираются по 2—3 бабки с каждого игрока и ставятся в ряд за чертой, обозначающей границу. Для установления очередности удара по бабкам ведущие обеих групп подкидывают биту: у кого кость упадет на положение «алсы», тот полу- чает право бить по бабкам первым. Если у обоих из ведущ их биты будут расположены одной и той же стороной, биты подбрасываются заново. Пояснение к игре. Каждый игрок группы, получившей право начать игру, по очереди с расстояния 3—4 м бросает свою биту по стоящим в ряд бабкам. Если бросивший биту попадет в бабки, то он берет себе лишь бабки в положении биты («алсы» или «бук»). Оставшиеся бабки ставятся снова игроками другой группы. Очередной игрок продолжает игру. Какая из ОМ ) (л л * ЙӘКӘЛ ҺУҒЫУ групп (или кто из игроков) выиграет больше бабок, та и считается победителем. Правила Если бита играющего попадет в бабки, но она не сдвинется с места, то игроки ставят бабки снова за пограничную черту, а игру продолжают игроки другой группы. Если же бита не попадет в бабки совсем, то стороны не меняются, но в порядке н аказания группа (или игрок) ставит за свой счет еще одну бабку. Значение игры. Учит игроков меткости, ловкости, воспитывает в них чувство дружбы. Игры с шаром,городки, чижикИгры этого вида развивают весь организм, особенно мускулы рук, ног, грудной клетки и сердца, и рассчитаны в основном на мальчиков. В отличие от других эти игры требуют наличия большого количества детей. В играх этой группы игроки в большинстве случаев делятся на две равные части (команды). Такие игры воспитывают у подростков чувство дружбы, товарищества, коллективизма, усиливают стремление к самостоятельности, энергичной игре и желание достичь определенной цели. Деление на команды осуществляется так. Участники игры выбирают из своего состава двух ведущих (капитанов), которые стоят вместе, а остальные игроки парами расходятся по сторонам и, не объявляя другим, тайком дают друг другу имена: — Я буду «летающим в небе воробьем», а ты — «перепелом на земле». Или: — Ты будь Урал-батыр, а я — Салават-батыр. Можно давать более простые имена: — Я — батыр, а ты. — матур. — Я — космонавт, а ты — лет чик и т. д. Пара, подошедшая первой к ведущим, здоровается так: — Ассалямагалейкум! — Вагаляйкумассалям! — Все ли у вас хорошо? — Да, все прекрасно! — Поиграем или отдохнем? ИГРА В САКАН (игра с клюшками) Место игры. В эту игру раньше в деревнях играли осенью, в пору бабьего лета. Обычно соревновались между собой верхняя и ниж н яя окраины села. Игру можно проводить на больших полянах и на стадионах. Подготовка. Готовится игровая палка, напоминающая собой хоккейную клюшку. Однако у сакана загнутый конец внизу круглый, диаметр его 3—4 см. Клюшкусакан можно изготовить из толстых веток дуба и клена. Длина его около 1 м. Черенок сакана обтесывается. Из куска сухого дуба или березы делается ш ар. Диаметр его 8— 30 10 см. Посередине площади проводится средняя линия, и по обе стороны этой линии на расстоянии 200— 300 м определяются линии победы и поражения. В игре участвуют 8—10 мальчиков. Они делятся на две группы. Капитаны жеребьевкой определяют очередность ударов саканом. Пояснения к игре и правила. Обе группы отступают от средней линии на свою сторону на расстояние около 10 м, и один из игроков команды, получившей право первого удара, посылает шар в противоположную сторону. С целью ускорения движения шара (мяча или шайбы) напарники попутно саканами подгоняют шар и бегут за ним. Ш ар, переходя среднюю линию, оказывается на стороне противоположной группы, которая в свою очередь старается остановить ш ар, направить его движение в противоположную сторону и, следуя за ним неотступно, пытается продолжить наступление. Цель обеих команд одна: продвинуться как можно дальше в глубь площадки противоположной группы. Чтобы не останавливать движение ш ара, 1—2 саканщика пробиваются вперед и дожидаются, когда шар достигнет их рубежа. Если шар будет перехвачен саканщикам и противоположной группы, они быстро отступают на свою сторону и продолжают бой с целью перехвата шара. Побеждают те, кто с шаром перейдет границу противостоящей группы. Тогда стороны меняются местами и игра начинается заново. Игрокам обеих команд запрещается переходить среднюю линию, пока шар не пересек ее. Значение игры. Закаляет мускулатуру ног и рук, развивает ловкость, воспитывает чувство товарищества, содружества и стремление к достижению цели. Игры с мячом Игры с мячом относятся к ряду бессловесно выполняемых подвижных игр. Они различны: одни из них проводятся парами, разделением поровну на две группы (команды), в других ограничиваются выбором считалкой «пастуха». Некоторые игры предназначены только для мальчиков (юношей) или только для девочек (девушек). В играх этого вида основным игровым орудием является мяч. Свойственный для всех игр с мячом устойчивый сюжет — это, овладев мячом, перейти с ним в наступление. Развязка сюжета в играх различна, а значение игр одно — они закаляю т организм ребенка, формируют нравственность. Игра на среднегоПодготовка. Обозначаются две линии на расстоянии 6—7 м. В игре участвуют трое ребят, двое — на линиях, один — между линиями. Пояснение к игре. Двое игроков на линиях попеременно бросают мяч в игрока посередине, стараясь попасть в него. А игрок в центре, уклоняясь от мяча, перебегает из стороны в сторону. Кто из игроков попадет ему в ноги, тот становится в центр. Они меняются местами. Игра продолжается еще. Кто дольше всех окажется в центре, тот признается победителем. Утки и лисыПодготовка. В игре может участвовать целый класс. Играющие делятся на две равные группы. Обозначается квадрат, сторона которого составляет примерно 10— 12 м. После жеребьевки ведущих одна группа остается в квадрате. Они являю тся «утками». Другая же сторона, разделившись на четыре, становится с четырех сторон квадрата. Они представляют «лис». Пояснение к игре. «Лисы» начинают охотиться за «утками», бросая в них мяч. «Утки», увиливая от мяча, с шумом и гамом кидаются с одной стороны в другую. Если одна из «уток» засалена мячом, она тотчас берет в руки мяч и бросает в одну из «лис», убегающих в сторону. Если «лиса» засалена мячом, «утка» не выходит из игры, остается внутри квадрата; при непопадании — «горит» и вы ходит за черту. В таком порядке «утки» постепенно вылавливаются «лисами». Когда в квадрате не остается ни одной из «уток», стороны меняются местами. Игра продолжается, как описано выше. Значение игры. Совершенствует двигательные мышцы, работоспособность рук и пальцев.. Игры в прятки, жмуркиВ содержании игр этого раздела лежит такой сюжет, как поиск играющих с завязанными глазами или поиск одним игроком спрятавшихся друзей. Большинство из них начинается со считалки. Игры в прятки требуют от детей наличия таких качеств, как сознательность, смышленость, бдительность, находчивость, ловкость, подвижность, чувствительность рук и ушей, отсутствие головокружения, ориентировка, умение определять место своего расположения и брать отсюда правильное направление, внимательность, решительность. Игры этих видов порождают эмоции, которые благотворно влияют на настроение, поведение и нервную систему детей. ПРЯТКИ Место игры. Площадка, двор, спортивный зал. Подготовка. В игре участвуют 5 человек. Одного из них считалкой выбирают «пастухом», а другие становятся по углам квадрата, сторона которого равна 3 м. Пояснение к игре. «Пастух» становится в центре квадрата и, закрыв глаза, кружится на одном месте, напевая: Гөр-гөр, гөргөлдәк, Дуртебеҙгә бер кулдәк... Напев заключается в повторении одних и тех же слов несколько раз. Пока «пастух» кружится, игроки меняются местами. В это время «пастух» старается занять один из углов квадрата. Кто останется без угла, тот становится в центре квадрата, игра вновь продолжается. Значение игры. Развивается ловкость, бдительность. Завязывание глаз (вариант жмурок) Место игры. Спортивный зал, школьная площадка или двор. Подготовка. Игроки вначале становятся в круг и проговаривают считалку. Игрок, на котором произнесено последнее слово, выходит в центр круга. Напарники, несколько расходясь, на облюбованном ими месте на площадке очерчивают каждый для себя маленький круг таким образом, чтобы они могли стоять в нем. Оставшемуся игроку завязывают глаза. Пояснение к игре. Игроки становятся каждый в своем кругу, а «пастух» с завязанными глазами начинает их искать. Тем временем игроки меняются местами. Если «пастух» с завязанными глазами поймает кого-либо, он должен произнести имя. Если имя названо правильно, они меняю тся ролями, если же неправильно, стоящие в кругах игроки без слов хлопают в ладоши и быстро меняются местами еще раз. Игрок с завязанными глазами вновь начинает искать. Правила. Игрок, стоящий в кругу, не должен покидать круг, пока игрок с завязанными глазами старается поймать напарника, а может лишь уклоняться от преследующего, не сходя со своего места. Значение игры. Воспитывает у игроков внимательность, чуткость, расторопность, быстроту и бдительность. Игры наперегонки и догонялкиБелый тополь, синий тополь (Аҡ тирәк, күк тирәк)Подготовка. Желающие играть делятся на две равные группы и на расстоянии около 10 м выстраиваются лицом к лицу. Пояснение к игре. Одна из групп берется за руки, а другая произносит прибаутку следующего содержания: Ракушка, ракушка, Хрящ с лошадиную голову. Тополя да тополя, От нас кого вам надо? Другая сторона называет по имени одного из игроков противопололожной стороны, например: «Красавицу Салиму надо». Игрок, которого выбрали, должен бежать к цепочке и стараться с разбега разорвать ее. Если он не сумел разорвать цепь, то остается в цепочке, если сумел, то забирает одного из игроков той команды на свою сторону. Игра продолжается далее. Теперь прибаутку произносит другая сторона: Мой конь Акбузат в узде, На нем серебристое седло. Бока украшены плетьми, С каплями капающими. Жеребец с подбородником рыжий, Жеребец гнедой племенной. Тополя да тополя. От нас кого вам надо? — Азамат-батыра надо! — отвечает первая сторона. Теперь игрок по имени Азамат бежит к цепочке. Так, произнося прибаутки, стороны приглашают игроков на свою сторону. Прибаутки бывают различные, например: Ракушка, ракушка, Хрящ евая ракушка. Выпустил стрелу — не утонула, Качелъ еще не застыла. Нужны и белое, и синее. Нужны и иголки, и нитки, Посуда не мыта, Девуш ка по имени А лм а нужна! В конце игры победителем признается группа, у которой больше игроков. Значение игры. Увеличивает подвижность суставов, мышц туловища, укрепляет голосовые связки, воспитывает чувство дружбы, коллективизма.УЛЕТЕЛИ, УЛЕТЕЛИ Детям очень нравится эта игра, построенная на способности к быстрому обдумыванию и расторопности. Игру можно провести и во время урока как физкультминутка при повторении. Взявшись за руки, образуют круг. Один из ребят становится в центре круга. Он называет различные предметы, способные и неспособные летать, преднамеренно путая их, и поднимает руки вверх со словами: «Улетели, улет ели». Стоящие в кругу должны за ним поднимать руки только тогда, когда названы лишь летающие предметы, а при назывании нелетающих садятся на корточки. Нарушившие правила игры выходят из игры. Игроки, оставшиеся до конца игры, признаются победителями. Приводим примеры: Улетели, улетели, журавли улетели! Улетели, улетели, воробьи улетели! Улетели, улетели, мотыги улетели! Улетели, улетели, вороны улетели! Улетели, улетели, серьги улетели! Улетели, улетели, скворцы, улетели! Улетели, улетели, гуси улетели! Улетели, улетели, болота улетели! Улетели, улетели, полати улетели! Улетели, улетели, галки улетели! Улетели, улетели, рубли улетели! Улетели, улетели, козлы, улетели! Улетели, улетели, ласточки улетели! Улетели, улетели, соловьи улетели! Улетели, улетели, деревья улетели! Улетели, улетели, лыко улетело! Улетели, улетели, самолеты, улетели! Во внеурочной деятельности мы знакомимся с башкирскими народными играми. Играем во время перемены , в группе удлиненного пребывания детей.Литература1.Башкирские народные детские игры. Галяутдинов И.Г.2. Народный фольклор.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X