Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Новикова Ирина Анатольевна

Работа над сложносочиненными и сложноподчиненными конструкциями в процессе формирования ЛГК у детей с ОНР

скачать документ

Вернуться назад

Работа над сложносочиненными и сложноподчиненными конструкциями в процессе формирования ЛГК у детей с ОНРУчитель-логопед Новикова Ирина АнатольевнаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №69»Работа над сложносочиненными и сложноподчиненными конструкциями в процессе формирования ЛГКРечь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.Словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь. Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматический системы. Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарём. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил. Существует множество авторских методик по развитию лексико-грамматических средств языка: Жуковой Н.С., Ефименковой Л.Н., Ткаченко Т.А., Шаховской С.Н., Худенко Е.Д., Филичевой Т.Б., Тумаковой Т.В. и др. Все эти методики разработаны с учётом программы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР в соответствии с принципами: системности;комплексности;учёта патогенеза;учета индивидуальных особенностейОвладение грамматическим строем языка находится в зависимости не только от речевого общения с окружающими и от подражания речи взрослых, но также от восприятия окружающей действительности, от непосредственной практической деятельности и потребностей ребенка. Поэтому так важно организовать деятельность детей с предметами, знакомство с их свойствами и качествами, наблюдения за природными явлениями. Установление и осознание ребенком существующих в природе связей и зависимостей находят отражение в увеличении объема предложений, в построении сложных речевых конструкций, в употреблении союзов чтобы, так как, поэтому.Центральное место во всей системе формирования лексико-грамматических средств языка занимает работа над предложением. В русском языке существуют простые предложения и сложные, которые состоят из нескольких простых. При работе над простым предложением, основной акцент делается на составление предложений и определение количества слов.Когда дети научатся правильно составлять простые предложения с однородными членами, рекомендуется перейти к обучению их составлять разные виды сложного предложения. Логопедическая работа над сложным предложением начинается со сложносочиненного предложения, а затем переходят к сложноподчиненному. При обучении детей правильному синтаксическому и грамматическому построению сложного предложения хорошо использовать вопросно- ответную форму речи, а поэтому на первых этапах работы от детей требуется только проговаривание второй части сложного предложения, которая является ответом на поставленный вопрос.(Логопед: «Почему мишка такой грустный?» Ребенок: « Потому что он устал.» В дальнейшем сложное предложение проговаривается все целиком.Бессоюзные сложносочиненные предложения – довольно типичное явление для русского языка. Например, «Дорога была хорошая, лошадь ободрилась и пошла быстрее». Из дома они вышли грустными, осенний дождь заставил их печалиться еще больше».Основные виды сложных предложений.Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.Союзные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые .Сложносочиненное предложение имеет сочинительную связь .При сочинительной связи простые предложения соединяются союзами «а», «и», «но», «да». Эти союзы не являются частью предложений, а находятся между ними. Например, «Петя шёл по улице с бубликом в руке, а собака бежала за ним до самого дома». Однако главная их особенность – эти предложения равнозначны, они не зависят друг от друга и равноправны как грамматически, так и по смыслу, Простые предложения в составе сложноподчиненного предложения подчиняются его главной части. Они зависят от нее. В составе сложноподчиненного предложения независимое предложение называется главным, а зависимое от него – придаточным. Итак, давайте вспомним из русского языка о трех основных видах сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.Сложносочиненные предложения бывают:с соединительными союзамиИ, ДА, ДА И, А(=И), ТОЖЕ, ТАКЖЕс противительными союзамиНО, А, ДА(=НО), ОДНАКО, ЗАТОс разделительными союзамиИЛИ(ИЛЬ), ЛИБО, ТО-ТО,ТО ЛИ…ТО ЛИЗазвучала музыка, и праздник началсяМузыка стихла, но праздник продолжалсяТо ли музыканты устали, то ли праздник закончился.Сложноподчиненные предложения Сложноподчиненное предложение (СПП)простые предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.В СПП одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного).Когда наступила ночь, в домах зажглись огни.Мы взяли зонты, потому что начинался дождь.Бессоюзное предложение (БСП)простые предложения связываются без союзов, интонацией.Наступила ночь, в домах зажглись огни. Дорога была хорошая, лошадь ободрилась и пошла быстрее.Из дома они вышли грустными, осенний дождь заставил их печалиться еще больше.Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении:Подчинительные союзыпростые составныеСоюзные словачточтобыибокогдапокакаксловноеслии др.потому чтооттого чтотак каклишь толькокак будтос тех пор какв связи с тем чтои др.которыйкакойкточтокакгдекудакогдаи др.Работая над сложным предложением, нашей главной задачей было обучить детей правильно составлять сложное предложение. На подгрупповых занятиях мы учили детей составлять самостоятельно предложения на определенную тему с опорой на наглядный материал или действие. В процессе нашей работы над предложением мы вводили противопоставление, обращали внимание на причинно-следственные связи. Возросшие речевые возможности детей в ходе коррекционного воздействия позволили нам на этом этапе обучения использовать такие игры :«Живая картина», «Рассказ из конверта», «Составь предложение», которые предусматривали составление детьми предложений по картине, по серии картинок, описание предметов, их сравнение. Эти упражнения предшествуют работе со связным текстом. На фронтальных занятиях мы использовали такие игры как: «Кто у кого?», «Закончи предложение», «Магазин», «Подумай и скажи», «Составь предложение», «Про Потому и Почему», «Почемучка», «Мяч и Петя»,«Малыши» и др. Параллельно с работой по развитию лексико-грамматического строя речи нами проводилась работа по развитию у детей высших психических процессов: памяти, внимания, мышления. Практически на всех этапах фронтальных занятий нашей целью было развитие этих функций.Используются и такие приемы:- создание проблемной ситуации;- показ нужной формы; - исправление ошибки;- вопросы подсказывающего и оценочного характера;- привлечение детей к исправлению ошибок;- напоминание о том, как сказать правильно.Задание: Научить детей составлять ССП с противительным союзом аПри составлении ССП логопед должен использовать разнообразный картинный материал, демонстрации наглядных действийЗадание:Научить детей составлять предложения , из которых первое предложение начинается словом СНАЧАЛА, а второе предложение начинается словами А ПОТОМ.Примерный лексический материал:Сначала надо разобрать постель, а потом лечь спать.Сначала надо почистить зубы, а потом умыть лицо.Сначала надо помыть посуду, а потом ее вытереть.Сначала надо надеть куртку, а потом варежки.Сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить.Фрагмент одного занятия:Логопед подбирает пары сюжетных картинок примерно такого содержания:Девочка стелет кровать-девочка спит;Мальчик умывается-мальчик вытирается;Дети сидят за столами и кушают-дети моют посуду;Женщина стирает белье-женщина развешивает белье;Ребенку предлагают сказать, что делает девочка, (мальчик, дети, женщина)сначала, а что потом.Логопед может начать фразу, а ребенок ее закончить, например: « Вова сначала моет руки, а потом их….»ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ К ЗАДАНИЮ« ВСЕ НАОБОРОТ»Логопед заранее готовит и раскладывает на столе расческу, ножницы, полотенце, нож, постельные принадлежности, посуду, одежду и т.д.Один ребенок – водящий- по заданию логопеда выполняет два действия, но в обратном порядке, например, ребенок садится за стол, непричесанным, кушает, а потом достает расческу и начинает причесываться.Дети должны уловить ошибку в последовательности изображенных действий, исправить ее и рассказать, что надо делать сначала, а что потом.« ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ»Дети садятся в круг, логопед выбирает водящих. Водящие выбирают предметы, с которыми они будут выполнять действия, а дети должны угадать, что будут делать водящие.Стоит мальчик в шубе и говорит: « Сначала я расстегну шубу, а потом …» « Ты ее снимешь»-, добавляют дети.Девочка держит половник и тарелку и говорит: « Сначала я налью суп в тарелку, а потом…» « Ты его будешь есть»,- добавляют дети.« УГАДАЙ , ГДЕ ОШИБКА»Логопед, а затем и сами дети составляют предложения, спутав последовательность действий, остальные дети должны найти ошибку и исправить ее.Задание: научить детей составлять предложения с разделительным союзом ИЛИ.Игровые приемы:« Сам не знаю, что буду делать».На столе выставлены различныепредметы для игр( сачок, бубен, карандаш, бумага, прыгалки, куклы, флажки,колясочка, совочек, формочки).Каждый из детей , ознакомившись с этими игрушками , выбирает себе по две из них. При этом каждый должен сказать , что он собирается делать.Например, вызванный ребенок выбрал мяч и сачок. Он говорит: « У меня мяч и сачок. Я буду или играть с мячом, или ловить бабочку сачком.» Другой ребенок говорит: « У меня ведро с формочками и кукла с коляской. Я буду делать куличики из песка или катать куклу в коляске».Далее логопед предлагает детям либо выбрать одну игрушку, либо сказать что ребенок будет делать сначала, а что потом.« ИЛИ –ИЛИ»Дети проговаривают и стараются запомнить все предметы , расположенные на столе. Все закрывают глаза, а водящий в это время берет предметы со стола ( например, карандаш и пластилин) и выходит. Логопед просит детей открыть глаза , внимательно посмотреть, какие предметы исчезли , и догадаться , что за дверью делает водящий. Ответы детей ( в зависимости от исчезнувших предметов) могут быть разными: « Вова рисует или лепит из пластилина…)Аналогичная работа проводится и с другими предметами. Эта игра всегда вызывает интерес у детей, она воспитывает внимание, память и учит анализировать и делать простые обобщения.Задание: научить детей грамматически правильно отвечать на вопрос ПОЧЕМУ?Примерный лексический материал:Мама взяла зонтик, потому что на улице шел дождь.У Вовы заболело горло, потому что он ел снег.Девочка упала, потому что упала и ушибла ногу.Дети легли спать, потому что было уже поздно. И т. д.Игровой прием:« Скажи, почему ты выбрал эту игрушку?»На столе лежат различные игрушки: мяч, прыгалки, сачок, кукла и т. п. Ребенок выбирает игрушку и отвечает на вопрос другого , почему он ее выбрал, например: « Я взял сачок, потому что хочу ловить бабочек»; « Я взяла куклу, потому что она мне понравилась».Задание: научить детей правильно строить CПП , в которых главным предложением является оборот речи Я ХОЧУ, а подчиненным –выражение желания через союз ЧТОБЫ + им. пад. существительного + согласованный глагол + зависимый от глагола падеж.Игровой прием:« А что ты хочешь?»Дети приносят свои любимые игрушки и раскладывают на столе. Потом садятся в полукруг и по вызову логопеда дают друг другу задания в такой форме:Я хочу, чтобы Вова взял мяч и играл в футбол.Я хочу, чтобы Саша взял клюшку и играл в футбол.Вызванный ребенок берет нужный предмет и отвечает , почему он его взял. Например:Я взял клюшку, чтобы играть в хоккей.Я взял мяч, чтобы играть в футбол.Я взял сачок, чтобы ловить бабочек.Задание: научить детей элементарно передавать чужую речь с помощью союза ЧТО и придаточного предложения из двух- трех слов.Игровой прием:« Что тебе сказали по телефону?» Логопед или кто-либо из детей просит по телефону ( шепотом) своего товарища о чем –либо или сообщает что-то ему в форме простого предложения из 3-4слов, например: « Вова, принеси мне книгу» или : « Сегодня плохая погода». Тот , кому «звонили» по телефону , должен громко ответить, что ему сказали, например: « Коля сказал, чтобы я принес книгу. Он сказал, что сегодня плохая погода».Список литературы:1 Павлюченкова Н.Ф. Развитие семантической структуры сложноподчиненных предложений// Семантика грамматических форм и речевых кон- Вестник № 2 69 УДК 81’276 2 Маркелова Т.В. Семантика оценки и средства ее выражения в русском языке. – Автореф. дис. .докт. филол. наук. – М., 1996.3 Горельникова Ю.А. Выражение модального значения в структуре предложения:. – М., 1993.4 Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. – М., 1988. 5 Семенова Н.А. Модальность фразеологических единиц в языке и тексте//Структура и семантика художественного текста. – М., 1999. 6 Бабенко Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. – Свердловск, 1989.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X