Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Виктория Бугуева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «ФИНАНСОВАЯ АЗБУКА»

скачать документ

Вернуться назад

МБДОУ «Детский сад № 29 «Рябинушка» комбинированного вида» г. Инта Республика КомиРАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «ФИНАНСОВАЯ АЗБУКА» в подготовительной к школе группе на 2022 – 2023 учебный год СОСТАВИТЕЛЬ: воспитатель Бугуева Виктория Вячеславовнаг. Инта 2022 годСОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:№СодержаниеСтр.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ21.1Пояснительная записка21.2Цель и задачи реализации Программы41.3Принципы и подходы к формированию Программы51.4Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста51.5Планируемые результаты реализации Программы6СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ92.1Формы реализации Программы92.2Методы и приёмы, используемые при реализации Программы92.3Педагогические технологии102.4Взаимодействие с родителями102.5Календарно – тематическое планирование кружковой работы10ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ173.1Условия реализации Программы173.2Список использованных источников и литературы педагогами183.3Список использованных источников и литературы участниками193.4Приложения20I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Содержание рабочей программы кружковой работы «Финансовая азбука» в подготовительной к школе группе (далее - Программа) направлено на финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста. Дети узнают, что такое деньги, и какова их ценность, сколько стоит труд, почему невозможно покупать все, что хочется. Данная образовательная Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей. Имеет общеразвивающую направленность, предполагает кружковый уровень знаний и практических навыков, по функциональному назначению является познавательной.Программа разработана на основе следующих нормативных документов:а) Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;б) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1014 от 30 августа 2013 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;в) Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ МО РФ от 17.10.2013 № 1155);г) СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 N 91;д) Постановлением правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726 «Концепция развития дополнительного образования»; е) Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; ж) Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 29 «Рябинушка» комбинированного вида».Актуальность. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Дети как губка, впитывают впечатления, знания, стили поведения взрослых, окружающих их. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, и в частности о финансово-экономических отношениях, потому что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием как честность, доброта, трудолюбие. Если взрослые вовремя не объяснят ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам. Поэтому как стихийное, так и специально организованное обучение и воспитание во многом определяет особенности их психического, физического и интеллектуального развития. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у малышей с помощью педагогов, родителей складываются необходимые качества и свойства личности. Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения они могут быть преподнесены детям в форме элементарных сведений: -научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;-с помощью игр, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений; -объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой; -научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней; -вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности. Программа кружка «Финансовая азбука» предназначена для проведения обучения финансовой грамотности дошкольников и направлена на приобретение и развитие знаний из области финансовых категорий (деньги, цена, стоимость, менять, продавать и т.п.) через проведение разнообразных игр: дидактических, настольно-печатных, ролевых.1.2. Цели и задачи реализации ПрограммыЦелью Программы является формирование начал экономической культуры в процессе развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.Образовательные задачи: Обучающие: 1. Сформировать первичные экономические понятия. 2. Учить понимать смысл экономических явлений, ценить окружающий предметный мир как результат труда людей. 3. Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию. 4. Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.Развивающие: 1. Развивать правильное отношение детей к реальным жизненным ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.). 2. Развивать разумные потребности. Воспитательные: 1. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относится к нему с уважением. 2. Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (реальные жизненные ситуации, носящие экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.).1.3. Принципы и подходы к формированию Программы Основной принцип, заложенный в данную Программу - тематический подход в организации игровой деятельности. «Игра в одной теме» помогает поэтапно вводить ее содержание в образовательный процесс.1.4. Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста Характерной особенностью детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. В старшем дошкольном возрасте на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Постепенно ведущее место в структуре познавательных процессов начинает занимать мышление. Детей старшего дошкольного возраста отличает планомерность анализа, дифференцированность обобщений, способность к абстрагированию и обобщению. Особенности развития мышления в период дошкольного детства проявляются в переходе от наглядного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому, от конкретного к проблемному, что отражается в гибкости, самостоятельности и продуктивности мышления. Структура мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста содержит следующие компоненты:1. Мотивационный компонент, проявляющийся в разных видах активности. 2. Регуляционный компонент, проявляющийся в умении планировать, программировать и контролировать психическую деятельность. 3. Операционный компонент, то есть наличие сформированных операций анализа и синтеза. Развитие мышления оказывает позитивное влияние на развитие смысловой стороны речевой деятельности дошкольника. Речевая деятельность совершенствуется в количественном и качественном отношении. В старшем дошкольном возрасте наступает новый этап освоения речи: речь из ситуативной становится контекстной; развивается регулирующая функция речи, которая помогает регулировать деятельность и поведение; складываются планирующая и инструктивные функции речи, проявляющиеся сначала в игровой, а затем и в учебной деятельности; совершенствуется звуковая сторона речевой деятельности: преодолеваются дефекты звукопроизношения, ребёнок различает сходные звуки на слух и в собственной речи, происходит овладение звуковым анализом слов; совершенствуется смысловая сторона речевой деятельности: обогащается словарный запас, появляется лексическая вариативность, формируется связность речи, дети овладевают монологом.1.5. Планируемые результаты реализации Программы Ожидаемые результаты: -дети приобретут необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.); -экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями); -умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств; -проявлять бережливость в повседневной практической деятельности; -умение правильно употреблять в речи экономические понятия и др.; -экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность); -стимулирование социальной активности старших дошкольников в ходе совместной деятельности со взрослым, ребенка со сверстником. Показатели усвоения экономических знаний осуществляются на основе мониторинга (Приложение 2). Таким образом, дошкольники научатся правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов. Способы проверки результатов программы Проверка результативности освоения обучающимся программы проводится в следующих формах:1. Наблюдение педагога на каждом занятии. 2. Оценка уровня экономических знаний и представлений посредствам выполнения заданий:Задание 1 «Выбери, что тебе больше нравится»Цель: выявить интерес детей к экономике. Материал: 10 – 12 брусков, карточки с цифрами 1, 3, 5, 7, 8…, деньги (монеты и банкноты достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп., 50 коп., 1 р. …) Инструкция: На столе лежат цифры, деньги, бруски. Рассмотри их. Цифры ты используешь на занятиях по математике, бруски – на занятиях по конструированию, а деньги – когда занимаешься экономикой. Из этих материалов можно построить ряд чисел. Что ты хочешь выбрать: бруски, цифры, монеты? Что тебе больше нравится? Почему? (Отмечается первичный выбор) Если бы не было цифр (брусков, монет), то из чего бы ты еще мог составить ряд чисел?Задание 2 «Выбери верное предложение» Цель: выявить сформированность экономических представлений. Материал: карточки, на которых написано по два предложения или соответствующие им картинки Инструкция: Предлагаю тебе поиграть со мной в игру. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал. 1. Чтобы жить, необходимы деньги. Чтобы жить, необходимы игрушки. 2. Только взрослые должны трудиться. И дети, и взрослые должны трудиться. 3. Валюта – бумажные деньги. Валюта – это деньги другой страны, которые могут быть и бумажные, и металлические. 4. Бартер – это когда товар меняют на деньги. Бартер – это когда товар меняют на товар. 5. Реклама нужна человеку для развлечения. Реклама важна для продажи товаров. 6. Пенсию обычно получают папы и мамы. Пенсию обычно получают бабушки и дедушки. 7. Вода должна течь из крана и днем, и ночью. Вода должна течь из крана тогда, когда это нужно человеку. 8. Бюджет семьи – это только доходы. Бюджет семьи – это доходы и расходы. 9. Чем качественнее (лучше) товар, тем выше его цена. Чем качественнее товар, тем ниже его цена.Задание 3 «Найди лишнее» Цель: выявить умение выполнять операцию группирования по существенным (экономическим) признакам. Материал: 6 карточек, на которых изображены: 1. Рубль, доллар, евро, кошелек (категория «Деньги») 2. Банкноты достоинством 10 руб., 5 долларов, 10 евро, 5 копеек (категория «Деньги») 3. Кондитерская фабрика, мебельная фабрика, автозавод, магазин (категория «Товар, производство») 4. Человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория «Труд») 5. Одежда, дом, продукты питания, книга (категория «Потребности») 6. Игрушка, посуда, машина, солнышко (категория «Товар») Инструкция: Посмотри на рисунки. Они разные. Какой предмет (действие) лишний? Почему? Как можно назвать одним словом остальные предметы (действия)?Задание 4 «Расскажи, что случилось?» Цель: Определить интерес к экономическим знаниям, их осознанность; умение делать выбор, ориентируясь на нравственные нормы поведения. Материал: картинки, иллюстрирующие разнообразные ситуации, вызывающие положительные и отрицательные чувства; «лица» в разных эмоциональных состояниях: 1. Мальчик ремонтирует книгу. Мальчик вырывает страницы из книги 2. Девочка бросает игрушку. Девочка наводит порядок в игровом уголке. 3. На витрине представлены товары без ценников. 4. Мальчик плачет и требует купить машинку. 5. Папа и мама определяют бюджет семьи. Инструкция: Перед тобой картинки. Как ты относишься к тому, что изображено на картинке? Как надо вести себя в данной ситуации? Выбери картинку с соответствующим «лицом». Почему ты сделал такой выбор?Задание 5 «Продолжи предложение» Цель: проверить умение детей завершать предложение по смыслу, используя термины экономики.Материал: предложения «экономического» содержания или соответствующие им сюжетные картинки Инструкция: Предлагаю тебе поиграть со мной в игру. Я начну предложение а ты закончи его. 1. Любой труд приносит … (пользу) 2. Моя мама получает за свой труд…, бабушка - …, а брат учится в институте и ему платят … (зарплату, пенсию, стипендию) 3. Доходы семьи можно увеличить, если … (вести дополнительное хозяйство, кто-то из членов семьи пойдет на работу и т.д.) 4. Воспитатель, банкир, швея, фермер – это … (профессии) 5. Деньги разных стран называются … (валюта) 6. Любой товар можно … (купить, продать, изготовить) 7. В магазине цена …, чем на рынке (выше) 8. Место хранения и накопления денег называется … (банком) 9. Чтобы люди узнали о товаре, нужна … (реклама) 10. Мебель, одежда в магазине – это … (товар) 11. Для того чтобы жить, человеку нужны … (одежда, жилье, продукты питания). По результатам наблюдений учителя, выполнения заданий каждого ребенка условно можно отнести к тому или иному уровню экономического развития. Критерии развития: высокий, средний, низкий. Высокий уровень: Ребенок проявляет ярко выраженное положительное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания; активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера; без ошибок выполняет все задания; владеет операцией группирования; осуществляет выбор, ориентируясь на существенные признаки; использует в речи экономические термины. Максимально самостоятелен при выполнении заданий.Средний уровень: Ребенок проявляет интерес к большинству заданий; активно отвечает на вопросы, используя экономические термины, но сам вопросов не задает; иногда допускает ошибки при группировании предметов, выделении существенных признаков, но исправляет их. Выполняет задания с незначительной помощью взрослого. Характер помощи связан с нацеливанием внимания ребенка на принцип решения задачи. Низкий уровень: Не всегда уверен в своих силах, особенно при выполнении более сложных заданий. Затруднения преодолевает по побуждению педагога. Проявляет ситуативный интерес к выполнению заданий. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту, испытывает трудности при выполнении заданий, группировке предметов, выборе предметов по существенным (экономическим) признакам, в использовании экономической терминологии. Низкий уровень самостоятельности. Слабая сосредоточенность, часто отвлекается. Преодолевает трудности только при помощи взрослых. Характер помощи связан с прямым указанием на принцип решения.II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ2.1. Формы реализации ПрограммыОсновными формами реализации программных задач являются: -просмотры видео и фотоматериалов; -проведение бесед, создание проблемно-игровых, проблемнопрактических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих решать экономические задачи; -создание обогащённой развивающей предметно-пространственной среды в группе; -информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье; -привлечение родителей воспитанников к участию в совместных познавательно – игровых мероприятиях, социальных проектах;-включение детей в социоигровые ситуации; -сюжетно-дидактические игры, моделирующие жизненные ситуации; -экспериментирование; -проектная деятельность.2.2. Методы и приёмы, используемые при реализации ПрограммыРабота в мини группах; дидактическая игра; ролевая игра; создание условий для развития навыков сотрудничества у детей; включение игровых упражнений; работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами и мультимедийными презентациями; активное участие педагога в совместной деятельности с детьми; решение проблемных ситуаций; моделирование и анализ заданных ситуаций; показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств; инструкция для выполнения самостоятельных упражнений; пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок; вопросы к детям2.3. Педагогические технологииА) Технология деятельностного подхода; Б) Технология проблемного обучения; В) Технология критического мышления; Г) Интерактивные и активные технологии; Д) Здоровьесберегающие технологии.2.4. Формы работы с родителями Помощь родителей в экономическом воспитании необходима и важна. Поэтому реализация задач по экономическому воспитанию осуществляется в тесной взаимосвязи с родителями: анкетирование (цель: определение мнения по поводу важности экономического аспекта воспитания, необходимости формирования у ребенка экономически значимых качеств и умений); информационные брошюры (памятки, советы, мини-консультации); участие в конкурсах, социальных проектах, выставках, ярмарках, аукционах, викторинах экономического содержания.2.5. Календарно – тематическое планирование кружковой работы№ п/пТемаПрограммное содержаниеФорма работыОктябрь. Что такое товар, продавцы товара1В гости к гному экономуПоказать, что каждая вещь - это товар. Познакомить с видами товаров (промышленные, сельскохозяйственные, культурные и т.д.). Познакомить с организацией «Гринпис». Пополнять активный словарный запас, развивать умение делать умозаключение на основе опытов. Воспитывать желание экономно относится к природным ресурсам.Диалог. Организованное обучении. Познавательное занятие2Как мишка из покупателя превратился в продавцаДать представление о многообразии товаров.Развивать познавательный интересСовместная деятельность – чтение художественной литературы3Какие бывают товарыУчить детей решать проблемную ситуацию. Углубить представление о разнообразии товаров, воспитывать бережное отношение к вещам.Игра4Почему не все можно купить и продать –экономическая минуткаФормировать умение анализировать и умозаключатьВыполнение задания по рисунку5МагазинРазвивать умение производить операции купли - продажиСюжетно -дидактическая играЗачем нужна ребенку финансовая грамотностьВзаимодействие с родителямиНоябрь. Производство товара и его цена6О том, как непросто - дело делается и от чего зависит, много ли товаров в магазинеДать понятие зависимости процесса производства от времени: - прежде чем товар на прилавок положить, нужно создать его своим трудомСовместная деятельность. Чтение художественной литературы7Заводы нашего городаУчить ценить результаты труда и прививать уважительное отношение к изготовителям товаровИгра – занятие по ознакомлению с окружающим8Подарок ко дню рожденияПоказать, что покупка вещи для подарка производится с учетом интересов и желаний именинника. Воспитывать умение разделять радостьЗанятие по ручному труду. Игровая ситуация9Маленькие покупки.Интересные покупки.Показать, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами. Рассказать детям о покупательной силе денежных знаковЭкскурсия в магазин. Игра – занятие по математикеКак следует начинать обучение детей обращению с деньгамиВзаимодействие с родителямиДекабрь. Реклама10Как можно узнать о товаре.Познакомить детей с рекламой, раскрыть ее важность.Решение проблемной ситуации11Как мишка цену назначил.В магазинеДать понятие, что один и тот же товар может быть дешевле и дороже, и от чего это зависит.Развивать умение обобщать и делать выводыСовместная деятельность. Чтение художественной литературы. Игровое занятие по математике12Дороже –дешевле.Как мишка продал много –много малиныРаскрыть детям зависимость цены товара от количества, вложенного в него труда. Показать детям арифметические действия выгодных дел. Учить сопоставлять новые понятия –торговля оптом и в розницуЭкономическая игра с решением проблемной ситуации.Организованное обучение на занятии по математике13Желанная покупка.Рекламное агентствоРазвивать умение определять назначение вещей в жизни человека.Развивать сотворчество, коммуникабельность, инициативуИгровая ситуация.Сюжетно – ролевая играОбъясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляютсяВзаимодействие с родителямиЯнварь. Деньги и цена14Как Миша на собственных ошибках учился цену назначать. Игра наоборотПодвести к элементарному пониманию зависимости расходов на товар с его ценой, учить делать выводыСовместная деятельность. Чтение художественной литературы15Как у Миши появился помощникДать понять о том, зачем нанимают работников и какая у них должна быть зарплатаСовместная деятельность, чтение художественной литературы16Поможем МишкеПробуждать у детей желание соучаствовать, оказывать помощь. Развивать практические навыки в процессе изготовления муляжей моркови, грибов, ягод и др. «товаров»Стимулировать творческую активность детей. Развивать способность к совместному труду. Использование рациональных способов, экономящих силы и времяРешение проблемной ситуации. Совместная деятельность по ручному трудуОбъясните ребенку, как формируется стоимость товараВзаимодействие с родителямиФевраль. Покупательная сила денежных знаков17Интересные покупки.Кто купит больше?Учить детей считать, сравнивать числа, составлять число из меньших чисел. Помочь понять покупательную силу денежных знаков. Подвести детей к осознанию зависимости достоинства монеты от ее покупательной способности, к пониманию функции денег как меры стоимостиИгра – занятие по математике.Игровая ситуация18СупермаркетПоказать разнообразие товаров, развивать умение самостоятельно осуществлять процесс купли –продажи, вступать в диалог.Воспитывать культуру общенияСюжетно –дидактическая игра19Как Мишка понял, что деньги счет любятДать понятие о затратах и прибыли в торговле. Показать детям, что бывают обязательные и необязательные расходыСовместная деятельность, чтение художественной литературы.Игровые упражнения20Экономические минутки. РынокУчить размазывать пластилин на основе, дополнять аппликацию деталями (семечки - колючки, цветы - салфетки) добиваясь сходства с образцом.Совместная деятельность –сюжетно – дидактическая играПравила карманных денегВзаимодействие с родителямиМарт. Бюджет, доходы, накопления и расходы21Как Миша учился деньги делить.Экономические минуткиРаскрыть представления детей о доходах и их динамике (увеличение, уменьшение).Закрепить представления о расходах и доходахСовместная деятельность, чтение художественной литературы.Игровые ситуации22Знакомимся с новой профессией - брокерДать понятие о том, кто такой брокер и чем он занимаетсяСовместная деятельность, чтение художественной литературы23Путешествие всказкуРазвивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, выделять слова и действия, относящиеся к экономике, учить давать нравственную оценку поступкам героевИгра – занятие:ознакомление с художественной литературой и развитие речи24Экономическая минуткаТренировать мышление, наблюдательность, подводить к обобщениямСовместная деятельностьКак научить детей планировать финансы и экономить?Взаимодействие с родителямиАпрель. Экономические явления25В гостях у семьи экономистовПознакомить с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией. Воспитывать уважительное отношение к людям трудаИгра – занятие познавательного характера26Как у Миши малина испортиласьПознакомить с новыми понятиями –что такое дефицит, затоваривание, страхованиеСовместная деятельность, чтение художественной литературы27Мишино страхование. Экономическая минуткаУчить детей анализировать и делать выводы, пополнять словарьИгровая ситуация, чтениехудожественной литературы28Биржа – брокер;Что дешевле;Хозяин товара –брокер –покупательЗакрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности на реальный спрос.Сформировать умение ориентироваться в цене товара, устанавливать ассортимент предметов (товара) по цене. Развивать самостоятельность в выборе решенияДидактическая игра.Ролевые инсценировкиКак научить детей контролировать финансыВзаимодействие с родителямиМай. Решение экономических задач29Как Миша и его семья денежки считали.Загадки бельчат.Письмо ослику.Заработанные деньгиЗакрепить понятие, что такое доход и на что он тратится.Совершенствовать навыки в решении экономических задачСовместная деятельность, чтение художественной литературы.Использование проблемных ситуаций в занятиях по математике30День рождения Гнома ЭкономаСпособствовать осознанию ребенком необходимости использования математических действий в решении экономических задачЗанятия по математикеКопейка. Монета, деньги.31Муха по полю пошла….Магазины игрушкиРаскрыть детям двузначность числа на наглядном материале.Закрепить понятия: монета, копейка. Показать количественный состав числа из единиц (набор копеек).Закрепить знания детей о товарах, умение различать монеты разного достоинства (1,2,5,10 копеек)Занятие по математике.Совместная деятельность, чтение, дидактические игры32Уроки на монетном дворе.Поможем Буратино...Дать детям сведения о производстве денежных знаков (купюр, монет).Закрепить умение различать монеты.Развивать способность сопереживать и помогать.Занятие по математике.Игровое упражнениеАнкетирование родителейIII. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ3.1. Условия реализации Программы Срок реализации - долговременный (1 год). Для реализации Программы отводится одно занятие в неделю, в год – 32 занятия. Продолжительность образовательной деятельности – 25-30 минут. Предметная среда: 1. Пособия “Назови профессию”, “Профессии”, “Как товар приходит к человеку”.2. Дидактические игры «Мой город», «Я – строитель», «Я – повар», «Из чего что сделано». 3. Посуда, книги разного качества (сорта). 4. Демонстрационные пособия “Гжель”, “Жостово”, “Дымковская игрушка” и др. 5. Мелкие игрушки (для магазина детских товаров). 6. Ценники. 7. Рекламные газеты. 8. Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления. 9. Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек для детей. 10. Пособия или готовые материалы к играм (или готовые игры): “Супермаркет”, “Автосалон”, “Продукты”, “Путешествия”. 11. Мелкие монеты, которые сейчас в ходу, достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп. 12. Круг (большой) на листе ватмана с секторами; в каждом секторе отразить в рисунках, аппликациях содержание постоянных расходов: культурные, бытовые, налоги, банк, оплата за детский сад, за обучение и др. 13. Альбом нумизмата с купюрами и монетами разных стран. 14. Кошельки, сумочки величиной с образец “денег”, которые используются для игр и занятий. 15. Книга для детей “Деньги” А.Д. Шатова. 16. Экономическая настольная игра «Белка и компания»Список источников и литературы для педагогов:1.Авденин В. Азбука финансовой грамотности. - 2006 2.Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010. 3.Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2009.4.Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Путешествие в компании Белки и ее друзей. Задачник – рабочая тетрадь по экономике. 2-3 класс. В 2-х частях. – Самара, Издательский дом «Федоров», 2007. 5.Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет), Методическое пособие, 3 класс. – 5-е изд, прераб. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 244 с. 6.Киреева Л.Г. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно – ролевые и дидактические игры, - Волгоград: Учитель, 2008. 7.Кнышева Л.В. Как Мишка стал бизнесменом.- М., 1995. 8.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы/ Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. 9. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.- М.: ТЦ «Сфера», 2017.Интернет-ресурсы: 1.Аликина О. В. Введение экономических знаний в обучение младших школьников Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/ 2.Загадки и ребусы - http://www.collection-zagadok.ru/zagadki-cat47.html 3.Загайнова Е. Экономическая викторина «Сказки Пушкина глазами экономиста» - http://www.igraza.ru/page-10-1-11.html 4.Землянская Е. Экономика для младших школьников Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/ 5.Игры по экономике - http://basic.economicus.ru/igroteka/ 6.Свергунова Т. Ю. Игровое занятие «Путешествие в страну «Сказочная экономика» - http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv104.htm 7.Социальная сеть работников образования - http://nsportal.ru Автономов В.С., Голдстин Э. Экономика для школьников - http://www.bibliotekar.ru/biznes-63/index.htm 8.Экономические загадки для школьников - http://zanimatika.narod.ru/Narabotki12.htm 9.«С чего начинать обучение ребенка финансовой грамотности», интернет источник: file:///F:/pdf_rukovodstvo_dlya_detei.pdf3.3. Список источников и литературы для участников:1. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010. – С.42. 2. Сборник методических разработок по формированию финансовой грамотности детей и молодёжи / Под ред. Т.Ф Сергеевой. – АСОУ, 2016 3. Программа А.Д Шатовой «Дошкольник и экономика». 4. Использование сказок. Можно выделить несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий: Сказки, раскрывающие потребности и возможности их удовлетворения: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила». Сказки, отражающие труд людей: «Хаврошечка», «Морозко», «Сказка о попе и работнике его Балде». Сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения народного хозяйства: «Аленький цветочек». Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство: «Как старик корову продавал», «Лисичка со скалочкой», «Огниво».Сказки, помогающие понять значение таких качеств, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость: «Федорино горе», «Сказка о рыбаке и рыбке». Сказки экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях: Котюсова И.М., Лукьянова Р.С. «Экономика в сказках и играх: Пособие для воспитателей». Липсиц И.В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Т.Л., Меньшикова О.И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»; Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»;Интернет-ресурсы: 1.Азбука денег -http://usovi.ru/uroki_sovi/money/index.php?page=block&block_id=1; 2. Видеоуроки по экономике - http://econachala.narod.ru/; 3. Попова Татьяна, Меньшикова Ольга, Кнышова Лариса. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом - http://www.solnet.ee/school/p8_50.html3.4. Приложения Приложение 1Диагностическое обследование выявления уровней сформированности финансовой грамотности у дошкольников№ п/пПоказателиУровень проявленияВысокийСреднийНизкий1дети приобретут необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.)2экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями)3умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств4проявлять бережливость в повседневной практической деятельности5умение правильно употреблять в речи экономические понятия и др.6экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность)7стимулирование социальной активности старших дошкольников в ходе совместной деятельности со взрослым, ребенка со сверстникомВысокий -Ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания. Активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера. Использует в речи экономические термины. Устойчивое отрицательное отношение к жадности, корыстолюбию, лени, лживости. Уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость. Средний -Ребенок проявляет интерес к большинству заданий. Отвечает на вопросы, но сам вопросов не задает. Выполняет задания с незначительной помощью взрослого. Отношение к отрицательным нравственным качествам не устойчивое. Низкий -Ребенок не всегда уверен в своих силах. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к заданиям. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту. Низкий уровень самостоятельности. Осуждает жадность, лень, лживость с нацеливания взрослого.Приложение 2Пословицы и поговорки О труде По работе и плата. Кончил дело – гуляй смело. Терпенье и труд все перетрут. Труд кормит, а лень портит. О деньгах, цене Деньги – не люди, лишними не будут. Доход не живет без хлопот. Получишь доход – явится и расход. О купле-продаже, товаре Хороший товар не залежится. На что спрос, на то и цена. Кота в мешке покупать нельзя. О бережливости Бережливость лучше богатства. Бережливая вещь два века живет. Запас человека не портит. О лени Леность наводит на бедность. Лень до добра не доводит. О добре Доброго держись, а от худого удались. Доброе дело само себя хвалит. О жадности и завистиВ одну лапу всего не сгребешь. В чужой лодке всегда больше рыбки. Глаза завидущие, руки загребущие.Жадность – что река: чем дальше, тем шире. Ни себе, ни людям.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X