Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Стахова Елена Александровна

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста

скачать документ

Вернуться назад

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста.Одной из наиболее актуальных современных проблем дошкольного образования является воспитание здорового ребенка. Здоровьесбережение детей стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Более того, сохранение и укрепление здоровья ребенка является первоосновой его полноценного развития.Прежде чем рассматривать здоровьесберегающие технологии, обратимся к показателям сравнительного анализа состояния здоровья детей, который проводился в НИИ гигиены и охраны здоровья детей. Показателями сравнительного анализа выявлена неблагоприятная тендеция ухудшения здоровья детей за последние 10 лет. Ситуация усложняется тем, что состояние здоровья детей ухудшается с каждым годом, у детей раннего дошкольного возраста уже имеются: неврологические проявления, болезни органов дыхания, аллергические реакции, отклонения со стороны сосудистой системы, растет число детей с заболеваниями органов пищеварения и многое другое.В современных социальных условиях большинство матерей вынуждены работать для удовлетворения элементарных потребностей молодой семьи, отдавая своих детей в детские сады, а не заниматься состоянием здоровья своего ребенка, значит, эта огромная ответственность за здоровье малышей ложится на дошкольные образовательные учреждения. В свою очередь дошкольные учреждения работают в тесном сотрудничестве с родителями, помогая им укреплять здоровье детей.В дошкольном учреждении дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, приобретение новых знаний и представлений, закладываются основы здоровья. Поэтому качество всей окружающей среды и обстановки в детском саду для правильного развития ребенка имеет такое большое значение.Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей раннего возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, т. е. соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания, способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни. Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает использование здоровьесберегающих технологий – системы мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и здоровья.Основа здоровой среды пребывания малышей в группе - прежде всего, это создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки. Здоровьесберегающщая среда, по мнению М.В. Меличевой содержит две подструктуры: пространство и деятельность. Поэтому, здоровьесберегающее пространство в ДОУ организовано с учетом:- Обеспечения требуемых санитарно-гигиенических условий жизнедеятельности детей (рациональность режима дня, соблюдение норм освещенности, воздушного режима, графика проветривания, правильного подбора мебели, составление расписания занятий с учетом психофизических и возрастных особенностей и др.)- Пространство групповых помещений реализует потребность ребенка в движении и способствует двигательной активности.Для формирования двигательной активности детей в группе выделены три зоны. В одной части сгруппированы крупные спортивные модули, такие как горка, качалки, туннель-палатка, кольцеброс. В другой части группы - мячи разного размера; обручи дорожка для профилактики плоскостопия; массажные коврики; «гусеница со следами»; «черепашка»; «короткие косички»; цветные мишени; массажные мячи и др. пособия. (Необходимые для проведения утренней гимнастики, закаливания, подвижных и самостоятельных игр детей раннего возраста). В третьей, свободное пространство для самостоятельной, игровой и двигательной деятельности детей.С детьми систематически проводится утренняя гимнастика, физкультурные занятия, прогулки, подвижные игры, закаливания и другие здоровьесберегающие технологии.Физкультурные занятия – проводятся 3 раза в неделю в групповой комнате, длительность 10 минут.Занятия проводятся в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой. С соблюдением гигиенических условий.2. Игровые технологии – способствуют наиболее успешному решению проблемы здоровья, проводятся в свободное время, во второй половине дня. Организуются не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Используя ведущий для ребенка - игровой вид деятельности, мы сможем подарить ему здоровье, делая это интересно и весело.3. Комплексы утренней гимнастики – способствуют активному переходу от сна к бодрствованию. Они позволяют сохранить бодрость и работоспособность в течение дня. Утренняя гимнастика – один шаг на пути к спорту!Технологии сохранения стимулирования здоровья:Физкультминутки - проводятся во время занятий (2-3 минуты), по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики и др.Например:«Хомячок»Хомка-хомка, хомячок, Дети сидят на ковре, потирают живот,Полосатенький бочок. Бока. Хомка рано встает, Встают, трут щеки, вытягивают шею, Щечки моет, шейку трет. Трут ее ладонями. Подметает хомка хатку Имитируют подметание пола. И выходит на зарядку. Ходьба.Раз, два, три, четыре, пять –Хомка хочет сильным стать.Лапками похлопает, Действия согласно тексту.Ножками потопает,Крепко свой бочок потретИ опять гулять пойдет.Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой и средней подвижности.Например: «Зайка беленький сидит…»Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, учить детей подпрыгивать, хлопать в ладоши, находить свое место, убегать, услышав последние слова текста.«Найди флажок»Цель: Научить детей находить определенный предмет, действовать по сигналу воспитателя, двигаться спокойно, не наталкиваясь друг на друга.Релаксация – в любом помещении, в зависимости от состояния детей.Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов) звуки природы.Технологии эстетической направленности – реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, оформлении помещений к праздникам.Пальчиковая гимнастика – проводится в разное время дня (индивидуально и с подгруппой детей). В утренние и вечерние часы, перед занятием, во время занятия, во время проведения гигиенических процедур (мытье рук – массажируем, поглаживаем, промывая каждый пальчик). А так же рекомендуем родителям проводить ее дома.Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии, оказывают развивающее, оздоравливающее воздействие на организм малышей.6.Упражнения с элементами дыхательной гимнастики– проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы: включаются в комплексы утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке и т.д.Например:«Часики»Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед – назад, произносить «тик – так», 6-7раз.«Дудочка»Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести кгубам. Сделать медленный выдох с произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф», 4 раза.«Петушок»Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдохнуть), а затем похлопать ими по бедрам со словом «ку-ка-ре-ку» (выдох), 4 раза.«Паровозик»Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20 секунд. И другие.7. Бодрящая гимнастика и гимнастика пробуждения – проводится для постепенного, аккуратного запуска всех жизненно важных процессов организма, после длительной статистической позы сна прямо в постелях.Ее основными элементами являются потягивающие упражнения, имитация позы животных, дыхательная гимнастика, включающая позитивную настройку организма ребенка на здоровье, радость и красоту.Например, начинаем пробуждение с художественного слова, постепенно добавляя движения.Улетели сны в окошко, убежали по дорожке.Ну, а мы с тобой проснулись и, проснувшись, улыбнулись.Открывай один глазок, открывай другой глазок,Будем мы с тобой сейчас делать «потягушки», лежа на подушке.Потянули одеяло, прячемся в него сначала,Отгибаем не спеша, вместе ищем малыша.( Играем с одеялом в «прятки»; поочередно тянемся то правой, то левой рукой вверх, при этом проговариваем: «потягушечки-порастушечки»).Тянем ручки, тянем ушки,Ручкой облачко достали и немного выше стали!Чтоб головку разбудить, надо шейкой покрутить.Чтобы ручки разбудить, хлопать будем их учить.Справа, слева, и вверху, за спиною и внизу.Хвостик спрячем под подушки, делать будем мы вертушки.(Повороты к подушке и назад).А куда же делись ножки? Как пойдем мы по дорожке?Одеяло мы подняли, сразу ножки побежали.Раз, два, три! Ну-ка, ножки, догони!(Лежа на спинке, делают движения согнутыми ногами).А теперь мы с вами – зайки: из кроватки вылезайте,Становитесь босиком и попрыгайте легко.(Дыхательные упражнения обязательны, так как они помогают активизировать лимфатическую, эндокринную, сердечно - сосудистую и нервную системы).Зайки нюхают цветы, как умеешь нюхать ты:Носиком вдохнули (делаем носом вдох),Ротиком подули (3-4 раза).Солнышко вдыхаем - сон выдыхаем.Улыбку вдыхаем – «капризки» выдыхаем.Здоровье вдыхаем – болезнь опускаем!8. Гимнастика ортопедическая – используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, во время утренней гимнастики, физкультурного занятия, а так же после сна. Рекомендуется в качестве профилактики болезней свода стопы и плоскостопия.«Стопа – это фундамент, на котором стоит здание – ваше тело», - утверждал Гипократ. К сожалению, у современных детей «с фундаментом» возникает все больше проблем. Именно поэтому мы решили внедрить в практику своей работы совершенно нестандартное оборудование:- дорожки для профилактики плоскостопия;-массажные коврики; «гусеница со следами»; «черепашка»;- «косички» с узелками (по ним можно ходить);- мелкие предметы, тонкие платки, шарфы (желательно из газа) – для захвата пальцами ног;- ребристая доска;- массажные и простые мячи разных размеров и др.Таким образом, очень важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, у детей формируются положительные мотивации, укрепляется здоровье.Список литературы:1.(Болгина, Т.Л.) Охрана здоровья детей дошкольных учреждениях. [Текст], Методическое пособие. Т.Л. Болгина – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 112с.2.Журнал дошкольное воспитание№5\ 2004; №11\2004; №10\ 2005; №3 \2006; №11\2007г.3.Журнал дошкольная педагогика№6\2005; №3\2006; №7\2007; №1\2008г.4.Здоровый дошкольник. [Текст], Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского.\ Составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.М. и др. – М.: АРКТИ, 2001. -208с.5.(Змановский, Ю.Ф.) Воспитаем детей здоровыми. [Текст], Ю.Ф. Змановский – М.:Медицина, 1989. – 128с.10. Физкультура для всей семьи. [Текст], -2 издание \ Составители Козлова Т.В.,Рябухина Т.А. –М.: Физкультура и спорт, 1990. – 463с.11.(Яковлева, Л.В.) Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. [Текст], В.Л. Яковлева – М.: Гуманит изд. Центр ВЛОДОС, 2003 – 320с.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X