Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Нищеретная Евгения Владимировна

Методическая разработка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении по программе «Детство» в соответствии с ФГОС ДО»

скачать документ

Вернуться назад

Нищеретная Евгения Владимировнастарший воспитательмуниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида № 32 ст. Новоалексеевской муниципального образования Курганинский район (МАДОУ № 32)Методическая разработка«Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении по программе «Детство» в соответствии с ФГОС ДО»АннотацияДанные методические рекомендации предназначены педагогам для оптимальной организации предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО.Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации образовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется в игре, в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. В документе отсутствует регламентация детской деятельности и делается акцент на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы дошкольного образования.Под понятием «среды» подразумевается окружающая обстановка при-родного, социально-бытового или культурно-эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненного пространства. Данные методические рекомендации включают в себя:Основные требования к организации среды. Основные принципы для организации среды. Особенности организации РППС. Примерный перечень центров в соответствии с образовательными областями. Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ. Варианты размещения материалов в группе в соответствии с возрастом детей. Примерное содержание центров развития детской активности в зависимости от возрастной группы. Показатели качества созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей. Основные требования к организации среды.Создавая развивающую предметно-пространственную среду (РППС) в любой возрастной группе ДОУ, необходимо учитывать, что она должна быть:- содержательно-насыщенной, развивающей * разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе; * должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы);- трансформируемой* трансформацию пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости: от образовательной ситуации;от меняющихся интересов детей;от возможностей детей- полифункциональной* разнообразность использования материалов различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.);- вариативной* предполагает: наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и др.;периодическую сменяемость игрового материала;разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора;появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность- доступной*предполагает:доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельностьсвободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активностиисправность и сохранность материалов и оборудования- безопасной* предполагает соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствияОсновные принципы организации среды.При построении предметно – пространственной среды также учитываются следующие принципы:* дистанции, позиции при взаимодействии;* активности, самостоятельности, творчества;* стабильности, динамичности;* комплексирования и гибкого зонирования;* индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;* сочетания привычек и неординарных элементов в эстетической организации среды;* открытости – закрытости;* учёта гендерных и возрастных различий детей.Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центров», «уголков») оснащенных достаточным количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.В качестве центров развития могут выступать:строительный уголокуголок безопасности уголок художественного творчествакнижный уголоктеатрализованный уголок (уголок «ряжения»);уголок для сюжетно-ролевых игр; уголок для дидактических игр; выставка (детского рисунка, детского творчества)уголок познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирования) и уголок природы (наблюдений за природой); центр для игр с водой и песком; спортивный уголок;уголок краеведения (нравственно-патриотический )уголок уединения. Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) должна быть организована, как пространство, которое оказывает воспитательное влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.). Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичноепространство,подвижное илегкоизменяемое. Припроектировании предметнойсреды следуетпомнить,что статичная предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка.В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.). Особенности организации предметно-пространственной среды для обеспечения эмоционального благополучия ребенка. Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно.450850-410083100450850-226123600 Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства. Особенности организации предметно-пространственной среды для развития самостоятельности. Среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель. В течение дня необходимо выделять время, чтобы дети могли выбрать пространство активности (площадку) по собственному желанию. Особенности организации предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности. Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности. Среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.). Особенности организации предметно-пространственной среды для развития проектной деятельности. Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение — важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.Особенности организации предметно-пространственной среды для самовыражения средствами искусства. Образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития. Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики.Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).соответствии с требованиями ФГОС развивающая предметно-пространственная среда группы должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа и учёта особенностей коррекции недостатков развития. Зонирование группового пространства должно учитывать эти требования, в связи с чем, размещение игровых зон должно быть взаимодополняющим, например уголок книги лучше всего разместить рядом уголком изобразительной и театрализованной деятельности. А в уголке по подготовке к обучению грамоты можно использовать материалы, побуждающие детей к её освоению. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. Выделяют следующие сектора для разного вида активности:- активный - спокойный- рабочий.Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:центр игрыцентр двигательной деятельностицентр конструированияцентр музыкально театрализованной деятельностиСпокойный сектор:центр книгицентр отдыхацентр природыРабочий сектор: - рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности.центр познавательной и исследовательской деятельностицентр продуктивной и творческой деятельностицентр правильной речи и моторики.И в каждой из них, при правильной организации, наполняемости и обеспечении комфортного взаимодействия, речевое развитие детей будет прогрессировать. Насыщение группового пространства в соответствии с требованиями ФГОС и направлениями развития дошкольников, включает определённые центры развития. Примерный перечень центров в соответствии с образовательными областямиРечевоеразвитиеПознавательное развитиеФизическоеразвитиеСоциально –коммуникативноеразвитиеХудожественно-эстетическоеразвитиеЦентрыРечевой центрЦентр книгиЦентрречевогоразвития илиуголок речиграмотностиЦентр«Здравствуй,книжка! »Центр «Будемговоритьправильно»Логопедический уголокЦентр науки,экологии иэкспериментированияЦентр «Мыпознаём мир»или УголоккраеведенияЦентрсенсорногоразвитияЦентрконструктивной деятельностиЦентрматематического развитияЦентрэкспериментированияЦентрдвигательнойактивностиЦентрсохраненияздоровьяСпортивныйуголок «Будьздоров!»Центр игрыЦентрбезопасностиЦентр ППД.Центрпожарнойбезопасности)Центрсоциально –эмоционального развитияЦентр труда,уголокдежурствЦентрактивности(центрсюжетно-ролевых игрЦентризодеятельности или уголоктворчества«Умелыеруки»Центрмузыкально-театрализованн ойдеятельностиАлгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа образовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды ДОУ, определив проблемные области. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей каждой группы. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей. Составить план-схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых материалов.Анализ среды, с целью выявления проблемных зон - прежде чем приступить к оформлению групп, необходимо провести оценку предметной среды и составить список имеющихся материалов и оборудования. Таким образом, можно выявить, слабо наполненные области и определить, чем пополнить развивающую предметно-пространственную среду с учетом возрастных и гендерных особенностей детей группы, их потребностей и интересов, которые определяются в процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью.Приступая к оформлению развивающей предметно-пространственной среды детского сада, необходимо упорядочить ее: привести количество материалов и оборудования в соответствие с требованиями образовательной программы ДОУпредусмотреть гендерную направленность материалов и оборудованияудовлетворить индивидуальные интересы и потребности детей.Кроме того, предметное наполнение группы должно соответствовать не только принципам, обозначенным в Стандарте, но, так же быть эстетичным и воспитывать у детей художественный вкус. При этом необходимо учитывать психофизиологические факторы, т.е. те ощущения (зрительные, слуховые, тактильные), которые сформируются у ребенка при взаимодействии с объектами предметно-развивающей среды.Варианты размещения материалов в группе в соответствии с возрастом детейРазмещение материалов в группе для детей младшего возраста.450850-1333600 младшей группе необходимо размещать материал для познавательно-исследовательской деятельности в мозаичном порядке: в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов стационарно расположены на специальном дидактическом столе. Остальные объекты для исследования и образно-символический материал располагаются в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Весь материал делится на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года заменяется, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного «подзабытым» материалам. В групповой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками побуждающих к двигательной игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день. Размещение материалов в группе для детей среднего возраста.450850-1333600В средней группе размещение материала принципиально иное. Для объектов исследования в действии выделяется рабочий стол, вокруг которого могут стоять или сидеть несколько детей (в этом возрасте очень важно обеспечить возможность работы в общем пространстве со сверстниками); рядом расположена полка (низкий стеллаж) с соответствующим материалом. Образно-символический и знаковый материалы компактно располагаются в коробках с условными метками-ярлычками на доступных детям полках шкафа, стеллажей. Этот материал дети смогут свободно брать и пользоваться. Располагаются дети с ним в удобных, спокойных местах группового помещения (индивидуально или со сверстниками). Размещение материалов в группе для детей старшего возраста. В группах старшего дошкольного возраста450850-21844100 размещение материалов примерно такое же, как в средних группах. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования (с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом). Наборы образно-символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах. Здесь же находится и иллюстрированная познавательная литература. Нормативно-знаковый материал расположен поблизости от магнитной доски. Стены группового помещения широко используются для размещения больших карт, иллюстрированных таблиц и т.п.Необходимы материалы, учитывающие гендерные различия - интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения, разнообразные технические игрушки.В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой. Это:  печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.Примерное содержание центров развития детской активности в зависимости от возрастной группы представлено в Приложение:Книжный уголок:Основные задачи книжного уголка: развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы; формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об окружающем миреУголок природы: Основные задачи уголка природы: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, формирование начал экологической культуры, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами.Уголок строительных игр:184150-1333600Основные задачи уголка строительных игр: развитие мелкой моторики рук, представлений о цвете, форме и ориентировки в пространстве; развитие воображения, логического и образного мышления.Уголок ролевых игр: Задачи уголка сюжетно-ролевых игр:обогащение жизненного опыта детей, налаживание контактов и формирование партнерских отношений со взрослым и сверстниками. В Центре сюжетно-ролевых игр можно создать дидактическое пособие «Игровые ромашки», которое помогает детям определиться с выбором сюжетно-ролевой игры, индивидуальной роли в совместной игре, необходимых предметов и аксессуаров для игры. Перед игрой дети с партнерами выбирают себе роли, размещают на ромашке картинки с предметами, которые им будут нужны, готовят выбранные аксессуары и разворачивают совместно сюжет игры. Так у детей формируется умение самостоятельно планировать и проектировать совместные сюжетно-ролевые игры.Музыкальный уголок:Задачи музыкального уголка: формирование интереса к музыке, знакомство с музыкальными инструментами.Уголок театрализации:Задачи уголка театрализации: формирование интереса к миру театра, театрализованным играм, обогащение игрового опыта детей, развитие творческих способностей, воображения, эмоциональной сферы.Уголок детского творчества:Задачи уголка детского творчества:формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активностиФизкультурно-оздоровительный уголок:184150-1333600Задачи физкультурно-оздоровительного уголка: развитие двигательной активности и физических качеств детей Уголок занимательной математики:184150-1333600Задачи уголка занимательной математики: формирование элементарных математических представлений, развитие логического мышления, памяти, смекалки, интереса к действиям с числами, геометрическими фигурами и т.д.Уголок безопасности:Задачи уголка безопасности: знакомство с правилами безопасного поведения на дороге, дома, в природе; формирование предпосылок к осознанному соблюдению детьми правил безопасного поведения.Центр ПДД. Центр пожарной безопасности. Так, в центре ПДД в старшей группе, в соответствии с требованиями, может находиться:- «Хозяин» – регулировщик или светофорик.- Макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения.- Набор дорожных знаков.- Дидактические игры: «Уроки безопасности», «Правила дорожного движения» и т.д.- Атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка. В центре Пожарной безопасности могут содержаться: картинки с сюжетами по теме "Пожар", различные дидактические игры, книги по данной теме, средства для тушения пожара.Уголок уединения:Задачи уголка уединения: обеспечение возможности уединения ребенка, возможности расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и физическое напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным.Центр труда, уголок дежурств:184150-1333600Задачи уголка дежурств, центра труда:обеспечить условия для трудового воспитания дошкольников:Организации коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка. Организации труда в уголке природы. Организации трудовых поручений и работы с дежурными. Организации ручного труда. Можно создать дидактические пособия («Куб выбора», «Острова дежурств») для организации труда детей (определения числа участников, вида трудовой деятельности, объединения в группы, распределения видов работ, определения вида дежурств и поручений), что предопределит характер взаимоотношений детей в процессе совместной трудовой деятельности. Благодаря использованию этих пособий, закладывается базовая основа трудовых умений детей:принять цель труда; выделить предмет труда; предвидеть результат труда; спланировать трудовой процесс; отобрать необходимое оборудование; довести начатое дело до конца. Для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека и их роли, необходимо разработать тематические альбомы, подборку презентаций для детей, дидактические игры.Центр Юный краевед Задачи Центра Юный краевед: обеспечение возможности познакомить детей с особенностями и традициями края, с природными условиями региона, сформировать представления о родном посёлке, улицах, профессиях;Показатели качества созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей.Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения. Низкий уровень шума в группе (так называемый рабочий шум), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью. Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня. Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад. Список нормативных документов и научно-методической литературы.Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный инсти-тут развития образования, 2014.Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО»/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.- 352с.Письмо Минобрнауки РФ от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях — Сан-ПиН2.4.3648-20Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X