Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Муслимова Зульфира Шаукатовна

Сказкотерапия

скачать документ

Вернуться назад

Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего возраста. «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»                                                                                  Д.Родари        В наше время книги отошли на второй план, их заменили, компьютеры, планшеты, телефоны, гаджеты. Родители тоже предпочитают дать ребёнку своему планшет, как хорошо – тишина, никто не мешает им заниматься своими делами. А потом встаёт неожиданно вопрос: ребёнок не умеет общаться, правильно писать. Почему это происходит?  Может быть родителям нужно вспомнить своё детство и научить ребёнка полюбить книгу. Первыми книгами для наших детей являются сказки.         Сказка - это сфера чудес, нежный мир грёз и фантазий. Но самое главное в ней не то, что чудеса происходят в самой сказке, а то, что она может творить чудеса с любым, кто с ней соприкоснётся. Нужно только внимательно прислушаться к ней, ведь не зря сказки существуют уже не одну тысячу лет.                                                                                                  Сказка - это не просто развлечение, увлекающее ребёнка в волшебную страну грёз  и фантазий.Что такое сказкотерапия.Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод в психологии, и, конечно, один из самых древних. Когда появились волшебные сказки, никому неизвестно. Однако с тех пор они практически не изменились: те же герои, те же сюжеты, понятные людям разных культур и всех возрастов.  В сказке не просто происходят занимательные истории: они внушают нам некие установки, так как обращены непосредственно к подсознанию человека. С помощью сказок родители передают ребенку ценности и убеждения, обычаи и способы поведения. Но самое главное – с помощью сказок они ненавязчиво формируют сценарий, по которому будет развиваться вся дальнейшая жизнь малыша. Через сказку легко объяснить ребенку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". В сказке все герои делятся на хороших и плохих, добрых и злых. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Таким образом, именно через сказку малыш начинает познавать мир.Сказка важна не только для познания окружающего мира, но и как воспитательный момент. В сказках есть предостережения, поучительная мораль, демонстрация положительного поведения. Детская сказка – это общение с малышом на понятном ему языке, это первые безопасные уроки жизни. Педагогическое значение сказки трудно переоценить. Она не только  знакомит детей с окружающим миром и нравственными нормами, но и развивает в детях чувство прекрасного, благодаря художественным образам и особому сказочному языку.Сказкотерапия  не имеет возрастных ограничений. Специалисты-психологи успешно применяют ее в работе с малышами.        Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).Классификация сказокВиды сказок (классификация Зинкевич – Евстигнеевой)Сказки можно разделить на следующие виды:дидактическиепсихотерапевтические сказки со счастливым концом;психо-коррекционные создаются и рассказываются ребенку для ненавязчивого мягкого влияния на его поведения;медитативные сказки   используются для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели;художественные сказки:- народные- авторскиеТеперь рассмотрим каждый вид подробнее:• дидактические сказки: самые простые и ненавязчивые. В чем отличие дидактических от  недидактических.        Дидактические сказки – это сказки информативного, а не развлекательного характера. С помощью  такой сказки вы можете проработать с ребенком ту  или иную ситуацию, модель  поведения, систему поиска решения.        Недидактическая сказка – это сказка  развлекательная, и даже, если  в ней есть мораль, это не  причисляет ее к разряду дидактических.Все помнят сказку, про странную  пернатую особь, также известную, как Курочка  Ряба? Жили-были  дед и баба. (Допустим.) И была у  них Курочка Ряба. (Пока  все логично.) Снесла курочка  яичко. (Что  и  требовалось ожидать.) Бил  дед бил – не  разбил. Била  баба била – не  разбила. (Хорошо, у дедушки и бабушки сил не много.) Мышка  бежала, хвостиком махнула, яичко упало  и разбилось. Плачет  дед, плачет баба. ( Понятно,  остались без ужина.) А Курочка Ряба  им говорит: не плачь  дед, не плачь баба,  снесу я вам новое  яичко, да не простое, а  золотое. Конец. (То-есть  как, конец?)        Сказку конечно можно было бы  доиграть, рассказав ребенку, что золотое  яичко можно продать, будет много денег, можно будет пойти  в магазин и купить  еды, а заодно заправить  телегу и за отопление в  избе заплатить, но нет, конец так конец. Эту сказку  засыпающие родители обычно рассказывают засыпающим  детям, и тут не до  моралей и логик.        Идеальный пример дидактической сказки –  «Крошка-енот». Крошка-енот  не знал, кто такой  тот, кто живет в  пруду и как с ним  общаться. Он испугался,  что логично для ребенка, и решил  задачу, как мог –  пригрозил ему палкой. Боишься  – напугай другого. После  визита к маме Крошка - енот уже знал, как решить  конфликт. Методом  демонстрации дружелюбия. Дело еще  в том, что именно  эта сказка, хоть и дидактическая, идеальна для Крошки-енота, но не для вашего ребенка. Ребенок  знаком с зеркалом, знает,  кто это там, за  стеклом, соответственно, того, кто живет  в пруду, он  не испугается. Для того чтобы  дидактическая сказка заработала именно  для вашего ребенка, сочините  такую «под него». Ну,  к  примеру.  Жила-была девочка, и пошла она  с мамой  на детскую площадку. Она  не знала других деток  и играла в стороне. Всем было  весело, а девочке было  грустно.  Мама спросила девочку, почему она  не играет с другими  детками. Девочка ответила,  что она стесняется и никого  не знает. Тогда  мама научила девочку знакомиться  и улыбаться, и девочке  стало весело, после того, как она  познакомилась и подружилась с  детками.  Конец.        Как сочинять дидактические сказки. Подстраивайте  сказку под своего ребенка,  та как никто не  знает его лучше вас. Проговаривайте ситуации, с которыми ребенок может  столкнуться, и которые могут  вызвать у него трудности, если  вас нет поблизости. С помощью  выдуманных персонажей объясняйте опасности. Делайте  персонажей реалистичными – не всегда  злые персонажи – страшные. Не всегда  добрые могут быть вежливыми  или приятными.  Но все же не превращайте  антигероев в несчастных, которым не повезло  в жизни. Волк  съел бабушку и Красную  шапочку, значит он –  плохой.  Не хотите «убивать» волка, методом вспарывания  брюха топором –  отлично.  Отвезите его в больницу. Там доктор  Айболит в свободное от пришивания ножек зайчикам время аккуратно, под наркозом, сделает волку надрез,  извлечет незадачливую бабушку, вместе с доверчивой  внучкой, и все красиво  зашьет. А дровосеки (читай, полицейские), посадят волка в тюрьму.  Не бросайтесь словами – поясните,  что да как, и почему.  Меняйте сказку  зависимо от суждений самого  ребенка. Наполните  вашу сказку детскими эмоциями – дети не умеют  их проговаривать, они не знают,  почему они поступили так, а не  иначе. Облеките  детские эмоции в с лова, и, когда-нибудь, ребенок, вместо того, чтоб  истошно орать на  площадке, скажет, что он не хочет делиться своим трактором не потому, что он жадный, а потому, что  боится, что его игрушку  поломают или заберут себе. Давайте вашим персонажам  право выбора, чтобы обрисовать исход  как позитивного решения, так и  негативного. Зайка  слушался маму, и было ему  хорошо и весело, а ежик не слушался, и было ему  плохо и грустно. Как работают  дидактические сказки. Ребенок,  вдруг оказавшийся сам, не будет чувствовать  себя растерянным. Исходя  из знаний, полученных с  помощью сказки, он подберет стратегию и  будет ей следовать. Как-то две  маленькие птички потерялись. Одна птичка  спряталась под кустиком и долго  плакала и ее не  нашли. А вторая птичка подошла   к взрослой птице и сообщила, что потерялась,  назвала номер телефона мамы и ее  быстро нашли и вернули  домой. Согласитесь, такая сказка подействует лучше нравоучений на  тему: ну и что,  что страшно, а вот ты  что не знаешь, что нужно  сразу звонить маме. С помощью  дидактической сказки вы вкладываете в  ребенка опыт, помогаете  ему сориентироваться  и найти  выход из сложных ситуаций. А когда ваш малыш  вырастет из сказок алгоритм принятия решений  останется, логическое мышление будет  развиваться и совершенствоваться. •художественная сказка: знакомит ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества. Художественные сказки делятся на народные и авторские. Народные способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так в скаке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не  по силам одному человеку. Главная мысль сказки «Маша и медведь» - из любой ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.•диагностическая сказка: в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть. Например, если ребенок отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайка - трусишка, то можно предположить, что он сам достаточно застенчивый, с повышенным уровнем тревожности.•профилактическая сказка: призвана помочь ребенку преодолеть стрессовую ситуацию, например, в  процессе поступления в дошкольное образовательное учреждение ребенок переживают адаптационный стресс.Детям младшего дошкольного возраста свойственна эмоциональность и впечатлительность. Они быстро заражаются как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражают их действиям.        Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.•медитативная сказка:   Они актизируют положительные эмоции детей, учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных  ситуаций. Медитативные  сказки рассказывают по специальную музыку, способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают, вызывают положительные эмоции внушают уверенность в себе  формирует положительное состояние малыша (например, перед сном)..Общие условия для проведения медитаций:В помещении для занятий должно быть тепло, но не душно. Холод вызывает непроизвольное напряжение мышц. Кроме того, в процессе медитации человек может замерзнуть. Поэтому лучше сразу укрыть его.Освещение должно быть мягким и теплым. Не нужно добиваться полной темноты (это многих пугает).Специально подобранная музыка для релаксации (звуки природы с наложенной мелодией).Удобная поза. Положение "лежа, руки вдоль тела" вовсе не обязательно. Ребенок  располагается так как ему удобно (сидя, лежа, в "эмбриональной позе", на боку). Если человек не хочет закрывать глаза, не нужно настаивать на этом (нередко люди опасаются потерять контроль над ситуацией и не могут расслабиться с закрытыми глазами, особенно в незнакомой обстановке).Характер этих сказок - путешествие. Сама сказка похожа на "чукотскую песню": "Что вижу, о том пою".Лучшими психотерапевтами для детей являются их родители, так как, читая своему малышу сказки, они, в сущности, используют сказкотерапию.Рекомендации по  чтению сказок малышам:Приобщить малышей к чтению – это не значит накупить много книг и дать к ним доступ ребенку или давать ему аудиозаписи со сказками. При-общение – это всегда общение малыша со взрослым по поводу книг, это наше наблюдение за тем, как воспринимает ту или иную книгу малыш, это ее обыгрывание с детьми. В слушании книг, которые читает мама, малыш учится усидчивости, умению слушать и слышать. К выбору сказки нужно отнестись серьёзно. В первую очередь, необходимо учитывать возраст, особенности характера ребенка и его темперамента. Например, для гиперактивных детей лучше выбрать спокойные сказки.Чтение сказок для самых маленьких детей (от 1 до 3 лет). Какие сказки читать детям, чтобы им было интересно?Первые сказки для ребенка должны быть несложными и короткими. Их смысл должен быть хорошо уловим, а слова - простыми и понятными.Деткам от 1-3 лет хорошо подойдут простые народные сказки с простыми предложениями и с множеством повторений (например, тянут - потянут; бил, бил - не разбил; катится колобок, катится и т. п.). Ребенку нужны такие повторы, чтобы он лучше понял содержание, усвоил лексику, запомнил грамматические формы. Мы доносим до ребенка нужную информацию или правило в форме сказок. Например, через сказку «Колобок» мы объясняем, почему надо слушаться родителей, не убегать от них далеко, а сказкой «Под грибом» иллюстрируем необходимость уступать. Важно подбирать правильную сказку!Лучше всего, чтобы главными героями сказок для детей этого возраста были знакомые ребенку животные, дети или взрослые. Мама и папа, рассказывая, могут подражать голосам животных, корчить рожицы и жестикулировать – это ребенку очень понравится. Читать малышам сказки данного возраста нужно медленно, нараспев, с выражением, чтобы малыш мог ясно представить себе всех героев сказки.Ваша главная задача в этот период – заинтересовать ребенка чтением и сформировать у него любовь к книгам. Обязательно жестикулируйте, гримасничайте и показывайте весь необходимый спектр эмоций вместе с героями, читая сказку своему ребенку – это очень важно. Ну и, конечно, обращайте внимание на внешний вид книги с той или иной сказкой. В этом возрасте книга прочно входит в число наиболее привлекательных игрушек для малышей. Выбирайте яркие, красочные книжки с большим количеством иллюстраций и плотными страницами, чтобы ребенок не мог их разорвать. Множество картинок легко воспринимаются ребенком в этом возрасте, пополняя его словарный запас. Читайте сказки как можно чаще и как можно дольше: помните, сказки - это не просто приятное, интересное время препровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X