Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Пуглаенко Елена Юрьевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ТРОПИНКИ ТВОРЧЕСТВА»

скачать документ

Вернуться назад

Отдел образования Администрации муниципального образования «Николаевский район»Муниципальное учреждение дополнительного образования«Центр детского творчества»Рассмотрена и одобренапедагогическим советомМУ ДО Центр детского творчестваПротокол № 2 от 20. 04. 2022 годаСекретарь Пахомова Л.А.«Утверждаю»Директор МУ ДО ЦДТАлехина Е.С.« 20 » 04 2022 г.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ТРОПИНКИ ТВОРЧЕСТВА»Направленность: художественнаяУровень: базовыйВозраст обучающихся: 6-12 летОбъём программы: 72 часа.Программа разработана педагогомдополнительного образованияПуглаенко Еленой Юрьевнойр. п. Николаевка 2022г.Структура дополнительной общеразвивающей программы1. Комплекс основных характеристик программы1.1. Пояснительная записка 3 стр.1.2. Содержание программы 10 стр.2. Комплекс организационно-педагогических условий2.1. Календарный учебный график 20 стр.2.2.Условия реализации программы 23 стр.2.3. Формы аттестации и оценочные материалы 24 стр.2.4. Методические материалы 27 стр.2.5. Список литературы 36 стр.Приложения 38 стр.1. Комплекс основных характеристик программы1.1 Пояснительная записка.Дополнительная общеразвивающая программа «Живопись родного края» (далее – Программа) разработана для реализации на базе ЦДТНормативно-правовое обеспечение программы.Программа разработана в соответствии со следующими документами: Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196";Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726;Письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 "Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ ( разноуровневые программы)";СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;Письмо Министерства образования и науки Ульяновской области  от 21.04.2020 №2822 Методические рекомендации «О реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;Устав Центра детского творчества;Локальные акты Центра детского творчества.Уровень освоения программы: базовый. Направленность: художественная.Дополнительность.Программа разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями, на основе педагогического опыта и курсовой подготовки автора программы по направлениям - применение художественных материалов и новых технологий в детском творчестве, использование потенциала арт-терапевтических практик в профессионально- личностном развитии педагога, правополушарное рисование для детей, детская одарённость, развитие исследовательских умений младших школьников, нейрографика, технологии активного обучения. Данная программа опирается на опыт специалистов в области развития художественного творчества детей дошкольного и школьного возраста: Лыковой Е.А., Савенковой Л.Г., Комаровой Т.С., Зыковой М.А., Захаровой А. и др.Актуальность программы заключается в выявлении и развитии творческих способностей ребенка независимо от имеющихся у него изобразительных навыков посредством сочетания традиционных, нетрадиционных техник с правополушарным рисованием и декорированием не применяемых в качестве отдельного предмета в изобразительной деятельности.Новизна и отличительные особенности. состоят в том, что использование метода правополушарного рисования в сочетании с нетрадиционными и декоративными техниками изобразительной деятельности, позволяет получить положительный результат с первых занятий, а в процессе обучения, творческое развитие и самовыражение.Программа позволяет работать как с новичками, так и с детьми, имеющими определённую подготовку по изобразительному искусству. Адресат программы:Зачисление ведется на основании заявления от родителей (законных представителей) без предъявления требований к знаниям, умениям, навыкам.Программа адресована обучающимся 6-12 лет, составлена с учётом психолого-физического развития обучающего. Дети 6-12 лет  отличаются большой жизнерадостностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы "вообще" здесь неуместны. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам. Они охотно принимают руководство вожатого. К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение и участие взрослого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность.Особенности поведения детей 6—12 лет стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочекэнергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативнычасты беспокойные состояния, дети нуждаются в постоянной деятельностистремятся к большой мускульной активностилюбят коллективные игрышумны, спорятвлюбчивыбоятся поражения, чувствительны к критикеинтересы постоянно меняютсямальчики играют с девочками; стремятся к соперничествуначинают осознавать нравственные нормыпробуждается интерес и любопытство ко всему вокругИнновационностьРеализация Программы направлена на стимулирование у обучающихся интереса к изобразительному искусству посредством знакомства с живописью именитых мастеров кисти родного края с помощью использования технологий интерактивного проведения мероприятий (мастер-классы, выставки, игры).В Программе обеспечивается коллективное соучастие педагога, детей и их родителей в создании нового творческого продукта (написание видеороликов и фоторепортажей, презентаций-проектов в бумажной и электронной версии, участие в творческих конкурсах, выставках, фестивалях и других социально-значимых мероприятиях, трансляция в соцсетях достижений обучающихся), укрепление общей эмоциональной основы для обретения ими культуры дружества, формирования и развития сообщества людей, способных понимать друг друга, договариваться, взаимодействовать и созидать.Деятельность обучающихся представляет собой мини-проекты по достижению цели посредством поэтапного решения поставленных задач (создание произведения искусства). Сроки и объем освоения программы: Срок реализации 1 год. 72 учебных часа, 9 месяцев.1-й модуль (3 раздела) - 32 учебных часа, 4 месяца.2-й модуль (5 разделов) - 40 учебных часов, 5 месяцев.Формы обучения и видызанятий.Форма обучения – очная, с использованием ресурсов электронного обучения, при необходимости использование дистанционных технологий.Формы занятий: беседы, практические занятия, мастер-классы, викторины, мини-выставки, выставки, экскурсии (в том числе виртуальные) в выставочные залы, музеи, библиотеки. Участие в конкурсах, в социально-значимых мероприятиях, олимпиадах, выставках.Методы стимулирования познавательной деятельности. Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено: - предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем; - система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности, что обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися; - в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент; - создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия; - создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности; - объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества. Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Основные методы работыПрименяются такие методы, как: беседы, лекции, игры, конкурсы, выставки, экскурсии, а также групповые, комбинированные, практические занятия. Типы занятий: практические, теоретические, комбинированные; по изучению нового материала, по закреплению изученного, по самостоятельному применению умений и навыков.В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, это, в конце концов, может загнать обучающегося в творческий тупик. Поэтому на занятиях по программе совмещаются правила рисования с элементами фантазии. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. На протяжении всего обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.Режим занятий. Занятия проводятся 1 раза в неделю 2 академических часа (академический час при работе с детьми от 8 лет, в соответствии с нормами СП, равен 45 минутам) с 10 минутным перерывом. Зачисление на обучение ведется на основании заявлений от родителей (законных представителей) через навигатор дополнительного образования, без предъявления требований к знаниям, умениям, навыкам. Наполняемость группы 12-15 человек. Для полного освоения программы всеми детьми целесообразно заниматься с группой не более 12 человек. В течение года, возможен дополнительный приём детей или перевод в другую группу после собеседования или тестирования.Цель программы - развитие творческих изобразительных способностей детей путем овладения техник нетрадиционного и декоративного рисования и приёмами правополушарного рисованияЗадачи:Обучающие задачи: Знакомство с -основами рисунка, живописи, построения композиции;-видами и жанрами рисунка, живописи, композиции; -изучение средств и техник исполнения в рисунке, живописи (акварель, гуашь, акрил);- формировать опыт создания художественных образов;- формировать опыт работы с различными художественными материалами в разных техниках художественной деятельности.Развивающие задачи:- развивать индивидуальные способности обучающихся;- развивать навыки организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе.-развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности;-развитие инициативы и самостоятельности в разных видах творческой деятельности (поощрение создания собственных произведений изобразительного искусства);-развитие творческих способностей в различных видах деятельности (с помощью игры, коллективной работы);-развитие художественно-образного восприятия действительности (с помощью произведений изобразительного искусства, ощущения пространства на пленэре и т.д.) -развитие интереса к сфере изобразительного искусства посредством живописи;-развитие художественных способностей; -развитие речи (путем обогащения профессиональными терминами, понятиями при анализе или описании произведения);-развитие чувства единства цвета и формы (гармонии);Воспитательные задачи- воспитывать эстетический вкус при работе с цветом; - воспитывать умение слушать, выполнять определённые действия по словесным инструкциям педагога; - воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами. -создание условий для общения со сверстниками в коллективе, развитие способности договариваться, умения сопереживать, адекватно проявлять свои чувства;- укрепление психического здоровья, создание условий для эмоционального комфорта.- воспитание силы воли для достижения поставленной цели- развитие социализации ребенка (умения жить в обществе).(в воспитательные задачи – социальная адаптация личности в современном обществе).Планируемые результаты.Предметные:Обучающиеся должны знать:основные понятия, термины (цветовой круг, цветовая растяжка, свет, тень, блик,контрасты цвета и формы, линия, пятно, точка, мазок, композиция, перспектива, линия горизонта, скетчинг, абстракция, наивная живопись, арт-графика, кофе-арт, арт-проект, коллаж, аппликация, моделирование);основы цветоведения;основы правополушарного рисования;нетрадиционные и декоративные техники рисования;правила работы с инструментами и материалами. ТБ.Обучающиеся будут уметь: смешивать краски на палитре, получая нужные цветовые оттенки;соблюдать последовательность в работе;владеть основами перспективы и цветоведения;самостоятельно разбираться в этапах своей работы, выбирать инструменты и материалы;работать в техниках нетрадиционного, декоративного и правополушарного рисования.МетапредметныеОбучающиеся будут уметь:-смешивать краски;-создавать несложные виды композиции;-иметь представление о средствах изображения в технике живописи акварельными, гуашевыми и акриловыми красками.Личностные:Обучающиеся научатся:-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;- проявлять упорство в достижении поставленной цели;-активно принимать участие в выставках, экскурсиях, конкурсах, олимпиадах, мероприятиях и т.д.1.2 Содержание программыУчебный план 72 часНазвание разделов и (или) тематических блоковКоличество часовФорма промежуточной (итоговой) аттестациивсеготеорияпрактикаУчебный модуль 1 Введение в мир нетрадиционного и декоративного рисованияРаздел 1. Энергия красок8Тема 1.1 Материаловедение. ТБ211Тема 1.2 Праздник теплых и холодных цветов20,51,5Тема 1.3 Упражнения «Цветовой круг», «Цветовая растяжка», «Получение составных цветов»20,51,5Тема 1.4 Арт-терапия «Рыбы, птицы и цветы»20,5Раздел 2. Креатив ИЗО81,5Тема 2.1 Скетчинг. Маленький формат. Пятно и линия20,51,5Тема 2.2 Рисунок ватными палочками20,51,5Тема 2.3 Рисование мыльными пузырями. Абстракция20,51,5Тема 2.4 Рисование фольгой20,51,5Раздел 3. Рисование + декор8Тема 3.1 Рисование + декор «А мне так нравится»20,51,5Тема 3.2 Народные промыслы. Роспись предмета20,51,5Тема 3.3 Коллаж из бумаги и картона211Тема 3.4 Скетчинг. Стилизация211Раздел 4. Планета творчества8Тема 4.1 Арт-графика20,51,5Тема 4.2 Кофе-Арт. Рисование кофейным раствором. Средний формат211ВыставкаТема 4.3 Участие в конкурсах20,51,5Тема 4.4 Арт-проект «Из того, что под руками»211Защита проектаИтого:3210,521,5Учебный модуль 2 Основы правополушарного рисованияРаздел 1. Мой мир8Тема 1.1 Материаловедение. ТБ211Тема 1.2 Картины «Антистресс» . Маленький формат20,51,5Тема 1.3 Рисование + декор «Рисуем как художники». Иллюстрация20,51,5Тема 1.4 Рисование + декор. «Моё настроение»20,51,5Раздел 2. Принцип гармонии8Тема 2.1 Арт-терапия «Цветная графика»20,51,5Тема 2.2 Создание вертикального фона. «Под дождём», «Солнечные блики»20,51,5Тема 2.3 Создание кругового фона. «Танец самоцветов», «Музыка воды»20,51,5Тема 2.4 Создание диагонального фона. «Мечта полета»20,51,5Раздел 3. Технология чуда8Тема 3.1 Смешение вертикального и кругового фона. «Замки в тумане»20,51,5Тема 3.2 Рисование отпечатками. Оттиски кружевом20,51,5Тема 3.3 Фактурное рисование20,51,5Тема 3.4 Кофе-Арт. Рисование кофейным раствором. Большой формат20,51,5Раздел 4. Родные просторы8Тема 4.1 Рисование восковыми мелками и красками20,51,5Тема 4.2 Свободное рисование «Утро из детства»20,51,5Защита проектаТема 4.3 Свободное рисование «Родные места»20,51,5Тема 4.4 Фактурное рисование20,51,5Раздел 5. Творческий калейдоскоп8Тема 5.1 Арт-проект «Из того, что под руками»20,51,5ВыставкаТема 5.2 Участие в конкурсах и выставках211Тема 5.3 Экскурсия211Тема 5.4 Творческая выставка211Итого:401228Итого за год:7222,549,5Календарный учебный график 72часаУчебный модуль/месяцсентябрьоктябрьноябрьдекабрьянварьфевральмартапрельмайМодуль 18ч8ч8ч8чПромежуточная аттестацияВыставкаМодуль 28ч8ч8ч8ч8чИтоговая аттестацияЗащита проектаВсего8ч8ч8ч8ч8ч8ч8ч8ч8ч1.2.2. Содержание учебного плана Модуль 1 Введение в мир нетрадиционного рисованияРаздел 1. Энергия красок (8часов)Тема 1.1 Материаловедение. ТБ (2часа). Теория (1ч). Правила по технике безопасности. Материаловедение. Практика (1ч). Соблюдение порядка на рабочем месте.Тема 1.2 Праздник теплых и холодных цветов (2часа). Теория (0,5ч). Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Особенности теплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Практика (1,5ч). Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод-тепло», «Морское дно», «Осеннее солнце» или др. Формат А4, А5.Тема 1.3 Упражнения «Цветовой круг», «Цветовая растяжка», «Получение составных цветов» (2часа). Теория (0,5ч). Знакомство с технологией смешивания цветов. Цветовая растяжка - это плавный переход от одного цвета к другому. Тоновая растяжка - это плавный переход от светлого тона к темному тону. Или наоборот от темного к светлому. Растяжки иногда называют градиентной заливкой или градиентной отмывкой. Цветовую растяжку можно сделать из любых двух и более цветов.Практика (1,5ч). Выполнение упражнений «Цветовой круг», «Цветовая растяжка», «Получение составных цветов». Смешивание холодных и теплых цветов в равных и разных пропорциях. Получение оттенков разной насыщенности. Работа с палитрами. Формат А4, А5.Тема 1.4 Арт-терапия «Рыбы, птицы и цветы» (2часа). Теория (0,5ч). Арт-терапия - универсальный вид творчества, при помощи которого можно побороть стресс, а также развить креативностьмышленияи раскрытьтворческийпотенциал.Практика (1,5ч). Выполнение упражнения различными материалами (краски, карандаши и др). Формат А4, А5.Раздел 2. Креатив ИЗО (8часов)Тема 2.1 Скетчинг. Маленький формат. Пятно и линия (2часа). Теория (1ч). Скетчинг- техника быстрого рисунка. В этом направлении нет четких правил и рамок, ошибиться невозможно. Главное передать идею. Практика (1ч). Выполнение упражнения в три этапа (набросок карандашом, заливка цветом, проработка деталей). Формат А4, А5.Тема 2.2 Рисунок ватными палочками (2часа). Теория (1ч). Ознакомление с нетрадиционной техникой «Рисование ватной палочкой», знакомство с инструментами и материалами. Демонстрация образцов. Практика (1ч). Изготовление работы «Сирень», «Тропические цветы» или др. Оформление в паспарту или рамку. Формат А4.Тема 2.3 Рисование мыльнымипузырями. Абстракция (2часа). Теория (1ч).Ознакомление с нетрадиционной техникой «Рисование мыльными пузырями», знакомство с инструментами и материалами. Выбор иллюстрации.Практика (1ч).Изготовление работы «Абстракция». Оформление в паспарту или рамку. Формат А4, А5.Тема 2.4 Рисование фольгой (2часа). Теория (1ч). Ознакомление с нетрадиционной техникой «Рисование фольгой», знакомство с инструментами и материалами. Выбор иллюстрации. Практика (1ч). Изготовление работы «Абстракция», «Айсберг» и др.Оформление в паспарту или рамку. Формат А4, А5.Раздел 3. Рисование+ декор (8часов)Тема 3.1 Рисование + декор «А мне так нравится» (2часа). Теория (0,5ч). Знакомство с техникой «Свободного рисования». Взаимосвязь между цветом, композицией, элементами формы. Практика (1,5ч). Самостоятельный выбор сюжета, компонентов узора, техники выполнения, материалов и инструментов. Выполнение рисунка. Формат А4, А5.Тема 3.2 Народные промыслы. Роспись предмета (2часа). Теория (0,5ч). Обзор художественных народных промыслов. Художественная роспись- «Жостовская», «Мезенская», «Хохломская», «Гжельская», «Городецкая» и др. Практика (1,5ч). Подготовка предмета (грунтовка, набросок). Роспись (на выбор). Формат А4, А5.Тема 3.3 Коллаж из бумаги и картона (2часа). Теория (1ч). Знакомство с техникой «Бумажный коллаж». Вырезание из бумаги кусочки, чтобы можно было показать форму и пластику изображаемых предметов. Практика (1ч). Выполнение коллажа. Тема свободная. Вырезать разноцветные кусочки бумаги и наклеить их в соответствии с замыслом.Оформление в паспарту или рамку. Формат А3(для коллективной работы), А4, А5.Тема 3.4 Скетчинг. Стилизация (2часа). Теория (1ч). Скетчинг-техника быстрого рисунка. В этом направлении нет четких правил и рамок, ошибиться невозможно. Главное передать идею. Практика (1ч). Передать необходимую мысль, без учета маловажных, незначительных деталей. Скетч (эскиз, рисунок) может содержать как картинки, так и слова.Раздел 4. Планета творчества(8часов)Тема 4.1 Арт-графика (2часа). Теория (1ч).Знакомство с основными элементамидекоративной графики (точки, линии и пятна). Практика (1ч). Выполнение упражнения «Натюрморт» или др. точками, линиями, пятнами. Выполнение упражнения различными материалами (краски, карандаши, маркеры, цветные ручки и др.). Формат А4, А5.Тема 4.2 Кофе-Арт. Рисование кофейным раствором. Средний формат (2часа). Теория (0,5ч). Знакомство с оригинальной техникой создания картин и сюжетов с помощью кофейного раствора. «Кофеграфия».Практика (1,5ч). Приготовление раствора.Выполнение рисунка на акварельной бумаге (200г/м2), кисть (синтетика). Оформление в паспарту или рамку. Формат А4.Тема 4.3 Участие в конкурсах (2часа). Теория (1ч). Условия и критерии выполнения работ к выставкам и конкурсам (в учебном кабинете, тематические, окружные и т.д.). Практика (1ч). Выполнение и оформление рисунков (по теме конкурса).Тема 4.4 Арт-проект «Из того, что под руками» (2часа). Теория (1ч). Арт-проект- выражение собственной мысли с помощью образов. Инструментыи материалывыбираются с учётом идеи проекта (картина, коллаж, декоративный рисунок, презентация, выставка и др.). Практика (1ч). Выполнение Арт-проекта. Презентация проекта (по желанию). Тема свободная. Формат А3(для коллективной работы), А4, А5.Модуль 2 Основы правополушарного рисованияРаздел 1. Мой мир (8часов)Тема 1.1 Материаловедение. ТБ (2часа). Теория (1ч). Правила по технике безопасности.Материаловедение. Практика (1ч). Соблюдение порядка на рабочем месте.Тема 1.2 Картины «Анти-стресс». Маленький формат (2часа). Теория (0,5ч). Просмотр презентации о правополушарном рисовании. Знакомство с образовательной программой. Знакомство с основными цветами. Рассказ об инструментах художника, о технике правополушарного рисования. Практика (1,5ч). Тренировочные упражнения на листах формата А5: горизонтальный, диагональный и круговой фоны.Тема 1.3 Рисование + декор «Рисуем как художники». Иллюстрация (2часа).Теория (0,5ч). Знакомство с техникой художников примитивистов. «Наивное искусство» (Анна Силивончик, Дмитрий Ершов, Мария Примаченко, Олег Лапотухин, Сергей Липовцев). Взаимосвязь, между цветом, композицией, элементами формыПрактика (1,5ч). Самостоятельный выбор сюжета, техники выполнения, материалов и инструментов. Выполнение работы по иллюстрациям художников примитивистов. Формат А4, А5. Оформление в паспарту или рамку.Тема 1.4 Рисование + декор. «Моё настроение» (2часа). Теория (0,5ч). Знакомство с техникой «Свободного рисования». Взаимосвязь между цветом, композицией, элементами формы. Практика (1,5ч). Выполнение рисунка «Моё настроение». Самостоятельный выбор сюжета, техники выполнения, материалов и инструментов. Декорирование различными элементами. Формат А4, А5.Раздел 2. Принцип гармонии(8часов)Тема 2.1 Арт-терапия «Цветная графика» (2часа). Теория (0,5ч). Арт-терапия - универсальный вид творчества, при помощи которого можно побороть стресс, а также развить креативность мышления и раскрыть творческий потенциал. Практика (1,5ч). Выполнение упражнения цветными маркерами. Формат А4, А5.Тема 2.2 Создание вертикального фона. «Под дождём», «Солнечные блики». (2часа). Теория (0,5ч). Выполнение рисунка гуашью, создание грунтовочного слоя, выполнение вертикального фона с помощью губки. Практика (1,5ч). Выполнение работы на вертикальном фоне. Сочетание цветов, прорисовка мелких деталей с помощью кисти. Формат А4, А5.Тема 2.3 Создание кругового фона. «Танец самоцветов», «Музыка воды» (2часа). Теория (0,5ч). Круговой фон. Сочетание цветов. Практика (1,5ч). Выполнение рисунка гуашью, создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа с дальним планом (луна) с помощью пальцев и передним планом с помощью кисти (ветки), прорисовка элементов методом тычка (с использованием ватных палочек). Формат А3(для коллективной работы), А4, А5.Тема 2.4 Создание диагонального фона. «Мечта полета» (2часа). Теория (1ч). Создание диагонального фона. Передний и дальний планы. Тень. Блики. Практика (1ч). Выполнение рисунка «Мечта полёта» перламутровыми красками. Декор блёстками. Создание грунтовочного слоя, выполнение фона с помощью губки. Работа с передним планом с помощью кисти, наложение бликов ватными палочками. Формат А4, А5.Раздел 3. Технология чуда (8часов)Тема 3.1 Смешение вертикального и кругового фона «Замки в тумане» (2часа).Теория (0,5ч). Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой и вертикальный фон. Передний и дальний планы. Тень. Блики. Практика (1,5ч). Выполнение рисунка «Замки в тумане» гуашью, создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки и кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти, наложение бликов и тени пальцами. Формат А4, А5.Тема 3.2 Рисование отпечатками. Оттиски кружевом (2часа). Теория (0,5ч). Пейзаж. Техника отпечатывания. Тычкование, тени, блики. Детализация. Оттиски кружевом. Практика (1,5ч). Выполнение рисунка «Светлячки» гуашью, создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона, тычкование (звёзды), техника отпечатывания (изображение луны с помощью кусочка пластилина). Работа с передним планом (трава) с помощью кисти или оттиски кружевом. Формат А4, А5. Оформление в паспарту или рамку.Тема 3.3 Фактурное рисование (2часа). Теория (0,5ч). Техника создания фактуры: на плоскости, объёмной. Наклеивание элементов на основу, закрашивание. Смешивание красок с глиной, содой и др. Практика (1,5ч). Декоративное панно или упражнения. Создание грунтовочного слоя. Процарапывание, накладывание красок мастихином или плоской кистью (кроны деревьев, волны, морская пена, камни, цветы переднего плана в пейзажах, крупные объёмные объекты в натюрмортах и т.д.). Формат А4, А5.Тема3.4 Кофе-Арт. Рисование кофейным раствором. Большой формат (2часа). Теория (0,5ч). Знакомство с оригинальной техникой создания картин и сюжетов с помощью кофейного раствора. «Кофеграфия». Практика (1,5ч). Приготовление раствора. Выполнение рисунка на акварельной бумаге (200г/м2), кисть (синтетика). Оформление в паспарту или рамку. Формат А3.Раздел 4. Родные просторы(8часов)Тема 4.1 Рисование восковыми мелками и красками (2часа). Теория (0,5ч). Просмотр иллюстраций по теме. Участки с воском не закрашиваются, за счет чего создается эффект «свечения» рисунка. Практика (1,5ч). Работа на акварельной бумаге. Нанесении восковыми мелками линий, поверх которых кладется акварель. Формат А4.Тема 4.2 Свободное рисование «Утро из детства» (2часа). Теория (0,5ч). «Свободное рисование».Взаимосвязьмежду цветом,композицией, элементамиформы.Практика (1,5ч). Выполнение рисунка «Родные места». Самостоятельный выбор сюжета, техники выполнения, материалов и инструментов. Формат А4, А5.Тема 4.3 Свободное рисование «Родные места» (2часа). Теория (0,5ч). «Свободное рисование». Взаимосвязь между цветом, композицией, элементами формы.Практика (1,5ч). Выполнение рисунка «Родные места». Самостоятельный выбор сюжета, техники выполнения, материалов и инструментов. Формат А4, А5.Тема 4.4 Фактурное рисование (2часа). Теория (0,5ч). Техника создания фактуры: на плоскости, объёмной. Наклеивание элементов на основу, закрашивание. Смешивание красок с крахмалом, содой и др. Практика (1,5ч). Декоративное панно или упражнения.Создание грунтовочного слоя. Процарапывание, накладывание красок мастихином или плоской кистью (кроны деревьев, волны, морская пена, камни, цветы переднего плана в пейзажах, крупные объёмные объекты в натюрмортах и т.д.). Формат А4, А5.Раздел 5. Творческий калейдоскоп (8часов)Тема 5.1Арт-проект «Из того, что под руками» (2часа). Теория (0,5ч). Арт-проект- выражение собственной мысли с помощью образов. Инструменты и материалы выбираются с учётом идеи проекта (картина, коллаж, декоративный рисунок, презентациявыставка и др.).Практика (1,5ч). Выполнение Арт-проекта. Презентация проекта (по желанию). Тема свободная. Формат А3(для коллективной работы), А4, А5.Тема 5.2 Участие в конкурсах и выставках (2часа). Теория (1ч). Условия и критерии выполнения работ к выставкам и конкурсам (в учебном кабинете, тематические, окружные и т.д.). Практика (1ч). Выполнение и оформление рисунков (по теме конкурса).Тема 5.3 Экскурсия (2часа). Теория (1ч). Виды экскурсий. Обзорная, тематическая, культурно-образовательная, учебная экскурсия. Правила поведения. Практика (1ч). Просмотр экспозиции. Зрительный анализ с детальным наблюдением экспонатов. Зрительное сравнение экспонатов.Тема 5.4 Творческая выставка(2часа). Теория 1 (ч). Подведение итогов. Культура поведения на выставках. Практика 1 (ч). Выставка творческих работ.2. Комплекс организационно-педагогических условий2.1 Календарный учебный графикМесто проведения: МУ.ДО.ЦДТВремя проведения занятий: Изменения расписания занятий:Тема занятияКол-во часовФорма занятияФорма контроляДата планируемая(число, месяц)Датафактическая(число, месяц)Причина изменения датыУчебный модуль 1 Введение в мир нетрадиционного и декоративного рисованияРаздел 1. Энергия красок8Тема 1.1 Материаловедение. ТБ2теория, практикаФормирование первоначальных навыков, анкетированиеТема 1.2 Праздник теплых и холодных цветов2теория, практикаПр. работаТема 1.3 Упражнения «Цветовой круг», «Цветовая растяжка», «Получение составных цветов»теория, практикаПр. работаИндивидуальный зачетТема 1.4 Арт-терапия «Рыбы, птицы и цветы»теория, практикаПрим. ЗУНРаздел 2. Креатив ИЗО8Тема 2.1 Скетчинг. Маленький формат. Пятно и линия2теория, практикаПр. работаТема 2.2 Рисунок ватными палочками2теория, практикаПр. работаТема 2.3 Рисование мыльными пузырями. Абстракция2теория, практикаПр. работаТема 2.4 Рисование фольгой2теория, практикаПросмотрРаздел 3. Рисование + декор8Тема 3.1 Рисование + декор «А мне так нравится»2теория, практикаПр. работаТема 3.2 Народные промыслы. Роспись предмета2теория, практикаПр. работаТема 3.3 Коллаж из бумаги и картона2теория, практикаПр. работаТема 3.4 Скетчинг. Стилизация2теория, практикаПр. работаРаздел 4. Планета творчества8Тема 4.1 Арт-графика2теория, практикаПр. работаТема 4.2 Кофе-Арт. Рисование кофейным раствором. Средний формат2теория, практикаПр. работаТема 4.3 Участие в конкурсах2теория, практикаПр. работаТема 4.4 Арт-проект «Из того, что под руками»2теория, практикаПр. работаИтого:32Учебный модуль 2 Основы правополушарного рисованияРаздел 1. Мой мир8Тема 1.1 Материаловедение. ТБ2теория, практикаПр. работаТема 1.2 Картины «Антистресс» . Маленький формат2теория, практикаПр. работаТема 1.3 Рисование + декор «Рисуем как художники». Иллюстрация2теория, практикаПр. работаТема 1.4 Рисование + декор. «Моё настроение»2теория, практикаПр. работаРаздел 2. Принцип гармонии8Тема 2.1 Арт-терапия «Цветная графика»2теория, практикаПр. работаТема 2.2 Создание вертикального фона. «Под дождём», «Солнечные блики»2теория, практикаПр. работаТема 2.3 Создание кругового фона. «Танец самоцветов», «Музыка воды»2теория, практикаПр. работаТема 2.4 Создание диагонального фона. «Мечта полета»2теория, практикаПр. работаРаздел 3. Технология чуда8Тема 3.1 Смешение вертикального и кругового фона. «Замки в тумане»2теория, практикаПр. работаТема 3.2 Рисование отпечатками. Оттиски кружевом2Тема 3.3 Фактурное рисование2теория, практикаПр. работаТема 3.4 Кофе-Арт. Рисование кофейным раствором. Большой формат2теория, практикаПр. работаРаздел 4. Родные просторы8Тема 4.1 Рисование восковыми мелками и красками2теория, практикаПр. работаТема 4.2 Свободное рисование «Утро из детства»2теория, практикаПр. работаТема 4.3 Свободное рисование «Родные места»2теория, практикаПр. работаТема 4.4 Фактурное рисование2теория, практикаПр. работаРаздел 5. Творческий калейдоскоп8Тема 5.1 Арт-проект «Из того, что под руками»2теория, практикаПр. работаТема 5.2 Участие в конкурсах и выставках2теория, практикаПр. работаТема 5.3 Экскурсия2теория, практикаПр. работаТема 5.4 Творческая выставка2теория, практикаПр. работаИтого:40Итого за год:722.2.Условия реализации программы.Программа реализуется через специально созданные условия.Обеспечение образовательного процесса складывается из:кадрового;информационно - методического;материально - технического.Кадровое обеспечение:- педагоги дополнительного образования, имеющий профильное образование «Учитель, педагог изобразительного искусства»;- методисты.Информационно – методическое обеспечение.дополнительная общеразвивающая программа «Тропинки творчества»;конспекты занятий;дидактический материал (схемы, рисунки и т.д.);презентации;индивидуальный раздаточный материал;литература: для педагога, для обучающихся.набор репродукций известных художников (с видео-материалами)Материально – техническое обеспечение.-учебный кабинет (1 шт.), оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями для организации учебно-воспитательного процесса;-столы и стулья (не менее 15 рабочих посадочных мест);-стенды (1 шт.), стеллажи для размещения демонстрации изделий (2 шт.);-материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделий на одного учащегося:Белила титановыеБумага художественная (Набор бумаги акварельной)Гуашь художественнаяЕмкость-для водыКисть для рисования синтетика круглая №10Кисть для рисования синтетика круглая №12Кисть для рисования синтетика круглая №8Кисть Пони №10 Кисть Пони №4Кисть Пони №6Кисть Пони №8Кисть синтетика плоская №10Кисть синтетика плоская №15Кисть синтетика плоская №20Кисть синтетика плоская №5 Мастихин,Мольберт-лираМольберт-этюдникНабор акварели художественнойНабор акриловых красокНабор карандашей чернографитных мягкая губка, ватные палочки, трубочки для выдувания, ножницы.ПалитраПланшет для живописиРазбавитель акриловых красок, банкиСтирательная резинкаВосковые мелки, бумага разной фактуры и цвета (плотность 160г/м2, 200г/м2), карандаши цветные, акварельные, простые, маркеры (перманентные, для скетчинга), пластилин, ластик, клей ПВА, клей-карандаш, влажные и бумажные салфетки, скотч (строительный, двухсторонний), фольга.Одежда: фартуки, нарукавники.Компьютер. Проектор. Для электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий используются технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации (образовательные онлайн-платформы, цифровые образовательные ресурсы, размещённые на образовательных сайтах, видеоконференции, вебинары, skype-общение, e-mail, облачные сервисы и т.д.)2.3.Формы аттестации и оценочные материалыДиагностический контроль знаний, умений и навыков обучающихся в объединении осуществляется в несколько этапов и предусматривает входную, промежуточную и итоговую диагностику. Входная диагностика осуществляется в форме фронтальных и индивидуальных бесед с обучающимся, наблюдений за деятельностью обучающихся с целью выявления уровня развитых изобразительных навыков на первых занятиях.Промежуточнаядиагностикапроводитсяв конце изучения раздела «изобразительное искусство» в форме показательного занятия (выставки учебных и творческих работ с приглашение родителей).Форма итогового учета знаний: тестовый контроль, представляющий проверку уровня усвоения теоретических знаний и выставка учебных и творческих работ обучающихся.Формы текущего контроля проводятся на каждом занятии:Самостоятельное творческое выполнение заданий к участию в выставках, конкурсах, олимпиадах);Работа с дидактическими карточками (по изученным темам разделов)Опрос по темам и наблюдение за деятельностью (например, в форме игры). Текущая диагностика проводится постоянно в форме наблюдения, опроса по каждой теме. Промежуточная диагностика проводится в конце первого полугодия в виде выставки учебных и творческих работ обучающихся.Участие в конкурсах: муниципальных, региональных, всероссийских, международных. Итоговый контроль проводятся в конце года в виде выставки учебных и творческих работ.Критерии оценки уровня теоретической и практической подготовки обучающихся:Теория.-высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой за конкретный период, употребляет профессиональные термины осознанно и в полном соответствии с их содержанием, владеет информацией (в пределах содержания Программы), знает виды техник живописи, способен продемонстрировать технику исполнения, работает уверенно, творчески, может представить себя (3 балла);-средний уровень – сочетает профессиональную терминологию с бытовой (2 балла), способен интерпретировать информацию, способен продемонстрировать технику ведения живописной работы, выполняя работу с использованием образца;-низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных Программой, избегает употреблять профессиональные термины, путается в техниках, не может без помощи педагога построить композицию, выполнить построение предмета (1 балл).Практика.Критерии оценки достижений обучающихся: учебные и творческие работы обучающихся. -высокий уровень – победы в конкурсных работах студии, Дворца творчества, участие в мероприятиях международного, всероссийского, регионального уровней за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе - 3 балла;-средний уровень – активное участие в конкурсных мероприятиях изостудии, Дворца творчества, муниципального уровня за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе, освоил Программу на 2 балла;-низкий уровень – за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе обучающийся неактивно принимал участие в массовых мероприятиях различного уровня, освоил Программу с помощью педагога на 1 балл.Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся:- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период,употребляет профессиональные термины осознанно и в полном соответствии с их содержанием (3 балла);-средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; он сочетает профессиональную терминологию с бытовой (2 балла);- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой, избегает употреблять профессиональные термины (1 балл).Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся:-высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями, предусмотренными программой за конкретный период, работает с профессиональным оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей, выполняет практические задания с элементами творчества (3 балла);-средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений составляет 70-50%, работает с оборудованием с помощью педагога, в основном, выполняет задания на основе образца (2 балла);-низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием, в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога (1 балл).Критерии оценки достижений обучающихся:-высокий уровень – являлся победителем или призёром конкурсных мероприятий международного, федерального, регионального уровней за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе (3 балла);-средний уровень – являлся победителем или призёром конкурсных мероприятий муниципального уровня за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе (2 балла);-низкий уровень - являлся участником конкурсных мероприятий международного, федерального, регионального, муниципального уровней за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе (1 балл).2.4. Методические материалыВ основу Программы заложены принципы:Принцип наглядности. Для реализации подобран богатый демонстрационный материал.Принцип активного диалога. Программой предусмотрена работа в диалогичных группах, направленная на обучение, обмен мнениями, на беседы в составе: 1) педагог – обучающийся; 2) ученик – группа учеников; 3) педагог – родители ученика. Использование принципа активного диалога развивает способность «слышать и слушать»; умение высказать свою точку зрения и умение прислушаться к чужому (иному) мнению; подчиняться мнению большинства и умение отстоять свою точку зрения. Приветствуется именно активный диалог, который будет способствовать деятельному развитию обучающегося. Обществу будущего, как и современному обществу, нужен активный гражданин, стремящийся к живому участию в социальной жизни, проявляющий себя в деятельности, вносящий в нее свою инициативу. Именно с учетом этих требований Программа предусматривает воспитание активного гражданина.Принцип культуросообразности. Обучающийся, воспринимая произведение изобразительного искусства, не только развивает умение познавать, но и формирует умение переживать вечное, прекрасное, эстетически привлекательное, возвышенное. При этом надо учитывать индивидуальные условия социальной среды, в которой он развивается, взаимодействует со сверстниками, родителями и другими людьми. В Программе отражена индивидуализация образования: построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого, при котором сам обучающийся становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная композиция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь их от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. Программой также предусмотрено:формирование патриотического мировоззрения через погружение в мир изобразительного искусства, обсуждение роли труда и места произведений изобразительного искусства в исторических событиях России;использование наиболее эффективных форм, методов и всего многообразия педагогических средств и подходов к формированию системы ценностей в процессе изучения изобразительного искусства как части народной культуры России;неповторимых шедеврах, наделенных ярким художественным образом;Программой предусмотрена работа детей над созданием художественного образа, основанного на положительных чувствах и эмоциях. Проработана преемственность занятий; имеет место ярко выраженный накопительный эффект: обучающиеся получают запас позитивных чувств, запас усвоенных приемов работы, пополняемый на занятиях ресурс знаний. Собирание, накопление творческих работ в одном месте – в Портфолио необходимо для того, чтобы наглядно можно было спрогнозировать, проследить и зафиксировать, какие позитивные изменения происходят у обучающихся в обучении и воспитании; на что педагогу и родителям необходимо обратить внимание. Анализ творческих работ – наиболее результативный психологический тест на выявление системы ценностей, личности ребенка, его характера, предпочтений, роли в семье, социуме и т.п.У ребенка складывается особое, трепетное отношение к выполненному собственноручно произведению, к своим художественным работам, которые он накапливает. Обучающиеся начинают понимать, что значит уважать свой труд и труд других людей, особенно если этот труд – творческий.Программой предусмотрено обучение умению выделять специфические особенности изобразительных произведений и черты изделий, воспринимать цвет, форму, объем, сопоставлять простые пропорции, находить соотношения, видеть особенности ритма, статики и динамики в композициях. Программа направлена на выявление способностей и творческого потенциала каждого обучающегося через мир изобразительного как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.Выполнение заданий по образцу часто бывает не интересно обучающемуся. Такие задания тормозят творческое развитие. Поэтому главное внимание обращено на непосредственность впечатлений и уникальность каждой творческой работы изобразительного искусства. Разнообразие произведений изобразительного искусства, с которыми знакомятся обучающиеся в процессе освоения Программы, развивают у них эстетическое отношение к действительности, способствуют развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей. Даже самые сложные композиции приобретают авторское прочтение и необычное исполнение.Интеграция общего и дополнительного образования.Программой предусмотрено:социально-коммуникативное развитие: параллельно с освоением мира художественных образов идет освоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;познавательное развитие предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации;речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;художественно-эстетическое развитие предполагает восприятие художественного образа, формирует развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесных, изобразительных), мира природы у обучающегося;физическое развитие проявляется в приобретении опыта в двигательной деятельности обучающихся, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств; координация движений (практическая работа с разными материалами, работа с инструментами и приспособлениями).материалоемкость и особое отношение к безопасности арт-материалов. Программой предусмотрено освоение работы и экспериментирование с доступными обучающимся материалами и инструментами. Изучение художественных материалов очень важно, потому что именно через исследования строятся знания о предметах в окружающем их мире. Занятия творчеством требуют не только умений принятия решений и оценки своих действий, но и правильного отношения к материалам, которыми они пользуются. Сегодня актуальной проблемой является формирование экологического мышления. Обучающиеся должны понимать, что материалы для творчества часто являются изделиями химической промышленности и требуют правильного использования и бережной утилизации. Это позволит сформировать умения, позволяющие не нанести вред, как собственному здоровью, так и окружающей среде.Раннее профессиональное просвещение.Знакомство со спецификой профессий изобразительного искусства позволяет понять, что только в результате трудовой деятельности художника - мастера появляется художественное произведение. Дети получают краткую информацию о жизни и творчестве художника.Формирование портфолио.Уже на первых занятиях обучающиеся начинают создавать свое портфолио, куда будут отбираться лучшие творческие задания, выполненные им на занятиях. По мере выполнения заданий можно будет проследить творческое развитие. В качестве итогового задания предлагается коллективная работа по формированию выставки учебных и творческих работ.Сотрудничество педагогов.Подобранный методический материал предусматривает его вариативное использование при создании авторских оригинальных программ и инновационных методов работы в тесном контакте с другими педагогами.Работа с родителями.Линия воспитания и образования, которая намечена Программой, должна иметь свое продолжение и в семье обучающегося. Родители должны знать, чему и как обучают ребенка, какие качества и умения развиваются. Понимать назначение различных принадлежностей, инструментов и современных художественных материалов. Однако они не должны учить его «правильно рисовать» и навязывать свои стереотипы, а участвовать в образовательных событиях и в процессе сотворчества. Эмоционально-положительное отношение родителей к художественной деятельности на занятиях способствует раскрытию творческого потенциала. Для большинства обучающихся родители являются эмоционально близкими людьми. Поэтому очень важно чувство уважения к его творчеству, адекватная реакция родителей на успехи и творческие неудачи.Учебно-методический комплексРеализация программы «Тропинки творчества» с применением форм дистанционного обученияОбучение по программе с применением дистанционных образовательных технологий - это занятия с использованием бесплатных информационных ресурсов, с изучением учебного материала, проверочными работами, тестами с использованием учебных пособий и др., определенных педагогом; занятия в домашней обстановке с обратной связью через электронную почту, чаты, социальные сети и др.Информирование родителей (законных представителей) и учащихся при организации обучения.Дистанционная связь с учащимися и родителями для информирования о ходе реализации образовательной программы: расписание занятий, получение заданий, выполнение самостоятельных робот, консультации, график проведения текущего и итогового контроля осуществляться через чат в Viber «ЦДТ Тропинки творчества»,сайт- https://sites.google.com/view/sverkayushchiy-mir, e-mail и телефон педагога.Для поддерживания мотивации к занятиям и ситуации успеха, учащимся и родителям предоставляется возможность индивидуальной консультации.Информационное обеспечениеЦифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах, облачные сервисы, электронные носители мультимедийных приложений, электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности. Нормы СанПиН 2.4.2.2821-10. Время самостоятельной работы младших школьников за компьютером, планшетом или другим электронным носителем не должно превышать 20 минут (для обучающихся 1-2 классов), 25 минут (для обучающихся 3-4 классов). Продолжительность онлайн-занятия для обучающихся среднего и старшего школьного возраста - 30 минут.Степень участия родителей в сопровождении детей: возможность доступа к средствам дистанционного обучения, контроль, установления режима занятий, обеспечение материалами и инструментами, отправка готовых заданий педагогу дистанционно (google форма, фото, видео).Формы работы и виды деятельности- простые, с которыми ребенок может справиться самостоятельно (рисунок, фото, ответы на вопросы викторины и др.). Занятие может включать: презентации с текстовыми пояснениями; видеолекции; консультации; фрагменты и материалы доступных образовательных интернет-ресурсов; инструкции по выполнению практических заданий; дидактические материалы, технологические карты; тестовые и контрольные задания и др.Педагог может рассмотреть возможность записи занятия на цифровой носитель для формирования и накопления «Банка видео-занятий» для дальнейшего использования материалов в образовательном процессе.Контроль и оценка результатов обучения- выполнение учащимися самостоятельных творческих, проектных заданий, предъявление педагогу в электронном виде.Интернет-платформы для общего развития, изучения нового материалаи самостоятельной работыРисуем с Анной Кошкиной - обширная подборка различных видео-уроков по рисованию. Объясняется всё доступно и понятно - http://koshkina.net/osnova.htmlУроки рисования для начинающих и детей - множество уроков по рисованию карандашом и фломастерами - http://risuem.net/index.phpРисовать могут все! - полный бесплатный курс по рисованию карандашом и акварелью - http://www.mogut-vse.ru/ludy/index.php?view=category&id=42%3A2011-02- 18-23-15-17&option=com content&Itemid=96Просто рисуй - телеграм-канал с регулярно публикуемыми уроками по рисованию и качественными подборками для вдохновения - tg://resolve/?domain=penartist Изучаемые темы программы «Тропинки творчества» в дистанционном режиме могут осваиваться учащимися в свободном режимеТема 1.3 Упражнения «Цветовой круг», «Цветовая растяжка», «Получение составных цветов». Теория. Знакомство с технологией смешивания цветов. Цветовая растяжка - это плавный переход от одного цвета к другому. Тоновая растяжка - это плавный переход от светлого тона к темному тону. Или наоборот от темного к светлому. Растяжки иногда называют градиентной заливкой или градиентной отмывкой. Цветовую растяжку можно сделать из любых двух и более цветов.Практика. Выполнение упражнений «Цветовой круг», «Цветовая растяжка», «Получение составных цветов». Смешивание холодных и теплых цветов в равных и разных пропорциях. Получение оттенков разной насыщенности. Работа с палитрами. Формат А4,А5.«Цветовые растяжки акварелью,градиент,заливки»-https://mogut-vse.ru/ludy/blog/bazovye-uroki/128-tsvetovye-rastyazhki-akvarelyu-i-guashyuТема 1.4 Арт-терапия «Рыбы, птицы и цветы». Теория. Арт-терапия - универсальный вид творчества, при помощи которого можно побороть стресс, а также развить креативность мышления и раскрыть творческий потенциал. Практика. Выполнение упражнения различными материалами (краски, карандаши и др). Формат А4, А5. «Монотипия» - https://www.youtube.com/watch?v=YWz9SdOI7CEТема 2.1 Скетчинг. Маленький формат. Пятно и линия. Теория. Скетчинг-техника быстрого рисунка. В этом направлении нет четких правил и рамок, ошибиться невозможно. Главное передать идею. Практика. Выполнение упражнения в три этапа (набросок карандашом, заливка цветом, проработка деталей). Формат А4, А5. «Скетчинг рисование» - https://handsmake.ru/sketching.htmlТема 2.2 Рисунок ватными палочками. Теория. Ознакомление с нетрадиционной техникой «Рисование ватной палочкой», знакомство с инструментами и материалами. Демонстрация образцов. Практика. Изготовление работы «Сирень», «Тропические цветы» или др. Оформление в паспарту или рамку. Формат А4.«Времена года, цветущее дерево» - https://www.youtube.com/watch?v=Fg6nTl8T0TIТема 2.3 Рисование мыльными пузырями. Абстракция. Теория. Ознакомление с нетрадиционной техникой «Рисование мыльнымипузырями»,знакомствосинструментами и материалами. Выбор иллюстрации. Практика. Изготовление работы «Абстракция». Оформление в паспарту или рамку. Формат А4, А5.«Рисованиемыльнымипузырями» -https ://promany. ru/rubriki/ri sovanie-mylnymi-puzyryami.htmlТема 2.4 Рисование фольгой. Теория. Ознакомление с нетрадиционной техникой «Рисованиефольгой»,знакомство с инструментамии материалами. Выбор иллюстрации. Практика. Изготовление работы «Абстракция», «Айсберг» и др.Оформление в паспарту или рамку. Формат А4, 5.«Рисование мятой бумагой» - https://www.youtube.com/watch?v=eCoyS8UUqrAТема 4.1 Арт-графика (2часа). Теория (1ч).Знакомство с основными элементами декоративной графики (точки, линии и пятна). Практика (1ч). Выполнение упражнения «Натюрморт» или др. точками, линиями, пятнами. Выполнение упражнения различными материалами (краски, карандаши, маркеры, цветные ручки и др.). Формат А4, А5.Тема 4.2 Кофе-Арт. Рисование кофейным раствором. Средний формат. Теория. Знакомство с оригинальной техникой создания картин и сюжетов с помощью кофейного раствора. «Кофеграфия». Практика. Приготовление раствора. Выполнение рисунка на акварельной бумаге (200г/м2), кисть (синтетика). Оформление в паспарту или рамку. Формат А4.«Рисование кофейным раствором» - http://www.youtube.com/embed/1AstqFd4hZQТема 4.3 Участие в конкурсах. Теория. Условия и критерии выполнения работ к выставкам и конкурсам (в учебном кабинете, тематические, окружные и т.д.). Практика. Выполнение и оформление рисунков (по теме конкурса).Тема 4.4 Арт-проект «Из того, что под руками». Теория. Арт-проект- выражение собственной мысли с помощью образов. Инструменты и материалы выбираются с учётом идеи проекта (картина, коллаж, декоративный рисунок, презентация, выставка и др.). Практика. Выполнение Арт-проекта. Презентация проекта (по желанию). Тема свободная. Формат А3(для коллективной работы), А4, А5. «Учим детей рисовать: 20 уникальных техник» - https://www.moirebenok.ua/toddler/razvitie-toddler/rastim- malenkogo-hudozhnika-20-unikalnyh-tehnik-risovaniya-dlya-detej/Тема 2.2 Создание вертикального фона. «Под дождём», «Солнечные блики». Теория. Выполнение рисунка гуашью, создание грунтовочного слоя, выполнение вертикального фона с помощью губки. Практика. Выполнение работы на вертикальном фоне. Сочетание цветов, прорисовка мелких деталей с помощью кисти. Формат А4, А5. «Правополушарное рисование - секреты, уроки» - https://des-life.ru/right-brain-drawing- secrets-myths-lessons/Тема 2.3 Создание кругового фона. «Танец самоцветов», «Музыка воды».Теория. Круговой фон. Сочетание цветов. Практика. Выполнение рисунка гуашью, создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа с дальним планом (луна) с помощью пальцев и передним планом с помощью кисти (ветки), прорисовка элементов методом тычка (с использованием ватных палочек).Формат А3(для коллективной работы), А4, А5.«Правополушарное рисование - секреты, уроки» - https://des-life.ru/right-brain-drawing- secrets-myths-lessons/Список интернет ресурсов по ИЗОГид по музеям мира и галереям (материалы по искусству, статьи) - http://www.smirnova.net/Виртуальные путешествия (Петергоф, Крым, Звенигород, Волга, Париж, Берлин, Прага) - http://www.kulichki.com/travel/Виртуальные путешествия по странам мира - http://eurotour.narod.ru/index.htmlГалерея произведений изобразительного искусства, сгруппированных по эпохам и стилям - http://www.visaginart.narod.ru/Галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры - http://www.smallbay.ru/Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина - http://www.museum.ru/gmii/Иллюстрированная энциклопедия моды - http://fashion.artyx.ru/Картинные галереи и биографии русских художников - http://jivopis.ru/gallery/Культура регионов России (достопримечательности регионов) - http://www.culturemap.ru/Официальный сайт Третьяковской галереи - http://www.tretyakov.ruОфициальный сайт Русского музея - http://www.rusmuseum.ruОфициальный сайт Эрмитажа - http://www.hermitagemuseum.orgПортал музеев России - http://www.museum.ruРусская история в зеркале изобразительного искусства - http://www.sgu.ru/rus hist/Энциклопедия искусства - галереи, история искусства, дополнительные темы - http://www.artprojekt.ru45250103892550при срисовывании картинки. Цельпри срисовывании картинки. Цель2.5. Список литературыДля педагога:1. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие: Книга для учителя. М., 1991, 88 с.2. Бирич И.А., Ломоносова М.Т. Основы художественной культуры. Изобразительное искусство и архитектура: Оценка творческих и художественных способностей. Кн. 1 и 2. М., 2000, 108 с.3. Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994, 104 с.4.Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987, 204 с.5.Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М., 1991, 94 с.6. Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, 2005, 64 с.7.Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004, 56 с. 8.Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001, 84 с.9. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000, 98с.10.Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995, 64 с.11.Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000, 92 с.12.Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003. 68 с.13. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982, 164с.14.Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001, 142 с.15.Набор репродукций известных художников (с видео-материалами).Для детей:1. Рисунок для изостудий: от простого к сложному. / А.Ф. Конев, И.Б. Маланов [текст] – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. – 240с2. Бьорк Кю, Андерсон Л. Линнея в саду художника / изд. «Белая ворона», 20163. Истомин С., Ермильченко Н., Орлова Н. Энциклопедия живописи для детей4. Ходж С. Почему в искусстве так много голых людей? / изд. Ad Marginem, 2017Электронные ресурсы:https://www.hudozhnik.online/https://kalachevaschool.ru/https://www.linteum.ru/article359.htmlhttps://1000videourokov.ru/raznoe-video-obychenie/yroki-risovaniia/2153-kak-nauchitsya-risovat-bereg-i-morehttps://clubnps.ru/masterh/https://draw.demiart.ru/https://www.smirnova.net/https://visart.info/ ПРИЛОЖЕНИЕ № 1Упражнения правополушарного рисованияПравополушарное рисование (методика поэтапно способна обучить даже начинающего художника рисовать реалистичные изображения, основываясь при этом исключительно на зрительное восприятие) подразумевает регулярное выполнение художниками ряда стандартных упражнений.Вверх ногамиСоздание рисунка вверх ногами рекомендуется выполнять так:Распечатать любой рисунок, объекты на котором обозначены исключительно контурами.Внимательно изучить картинку, обращая внимания на каждый изгиб и плавность перехода линий.Далее необходимо перевернуть изображение вверх ногами, после чего перерисовать его на рабочую плоскость, сделав это последовательно. Копировать необходимо каждую линию, приставляя последующую черту к предыдущей, как если бы художник собирал мозаику.Важно в данном случае не столько скопировать изображение, сколько сделать это поэтапно, отзеркаливая его. Не рекомендуется срисовывать сначала контур, после чего переходить к прорисовке мелких деталей. Чтобы облегчить задание, начинающий художник может прикрыть нижнюю часть изображения рукой или другим предметом Это поможет избежать бесконтрольного рассеивания внимания выполнения этого упражнения - научиться срисовывать объекты, осознавая при этом, что каждая из линий контура является частью общего изображения. Перестав разграничивать детали картинки на основные и второстепенные, художник сможет создавать сложные рисунки за небольшое количество времени (40-60 мин) Оптическая иллюзия. Это упражнение поможет художникам научиться идти вразрез с образами в голове, абстрагируясь от привычных импульсов, посылаемых головным мозгом.Выполнять его следует по стандартной схеме:Распечатать картинку, объект на которой должен быть изображен исключительно цельным контуром. При этом контур следует выбирать изогнутый, но с минимальным количеством перепадов (чем опытнее будет становиться художник, тем большее количеств изгибов будет допустимо в использовании этого упражнения).Вырезать картинку по основному контуру.Положить шаблон на лист белой бумаги, после чего простым карандашом обвести одну из сторон, проговаривая в какую сторону направлен изгиб.Далее, шаблон необходимо отложить в сторону и, на расстоянии 4-5 см воссоздать такую же линию, но, расположив ее зеркально. Сложность заключается в том, что во время прорисовки отражения, необходимо воспроизводить по памяти последовательность изгибов шаблона.Когда удастся изобразить одну из линий основного контура, необходимо повторить вышеописанные действия, прорисовав остальные участки границ объекта .Важно проговаривать направленность изгибов вслух. В противном случае эффективность упражнения значительно уменьшается ПРИЛОЖЕНИЕ № 2А. Выбери ответ. Подчеркни правильный.1.Как называется художественное изображение на полотне, бумаге?Б) картинаВ) подрамникГ) холст2. Как называют человека, который красиво рисует, лепит, вырезает, создает макеты сооружений?А) художникБ) инструкторВ) строитель3. Как называется быстрый рисунок, выполненный с натуры различными художественными материалами?А) построениеБ) этюдВ) композицияГ) набросок 4.Что использует художник во время работы над живописью?А) чеканаБ) палитраВ) кистьГ) стека5. В каком виде изобразительного искусства используется акварель, акрил, гуашь.А) скульптураБ) архитектураВ) живописьГ) графика6. Какими средствами работает художник, выполняя живописную работу?А) пятноБ) линияВ) точкаГ) штрих7. Какие цвета являются основными?А) красный, синий, желтыйБ) желтый, коричневый, красныйВ) голубой, синий, фиолетовыйГ) белый, черный8. Какой цвет является холодным?А) красныйБ) голубойВ) коричневыйГ) оранжевый9. Как называются краски, которые обязательно разводятся водой и дают ощущение прозрачности и легкости?А) маслоБ) акрилВ) акварельГ) гуашь10. Специальный предмет-приспособление, на котором художники смешивают краски.А) мольбертБ) палитраВ) кистиГ) ластик11. Вид изобразительного искусства, основным выразительными средствами которого является: линия, штрих, пятно.А) живописьБ) архитектураВ) графика Г) скульптура12. Линию, очерчивающую форму предмета называют.А) волнистойБ) контурнойВ) ломанойГ) прямой13. Изображение природы, сельской местности или улиц города называют.А) пейзажБ) натюрмортВ) портретГ) скульптура14.Условную линию соединения земли с небом называютА) воображаемой линиейБ) границей поля зренияВ) линией горизонтаГ) линией разделяющей вертикальную плоскость от горизонтальной15. А.А. Пластов родился и жил в селе:А) ЯзыковаБ) УндорыВ) ПрислонихаГ) Комаровка16.Как называются белый и черный цвет.А) хроматическиеБ) нейтральнымиВ) ахроматическимиГ) главнымиПРИЛОЖЕНИЕ №2Лист наблюдений за обучающимися на занятииДополнительная общеразвивающая программа «Живопись родного края»Группа № ________Дата проведения занятия _______________Тема ____________________________________№ п/пФамилии и имена обучающихсяВладеет основными понятиями, термины в области изобразительного искусства по теме занятияЗнает названия и отличительные особенности художественных материалов, применяемых на занятии, умеет их использоватьВладеет навыками последовательного ведения живописной работыВладеет основами композицииВладеет основами цветоведенияВладеет основами светотениПонимает и принимает задачи, поставленные педагогом на занятииУмеет разрабатывать программу выполнения действий для достижения поставленной цели, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачейУмеет коммуницировать с педагогом и обучающимися группы, проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями Адекватно оценивает замечания и коррективы, вносимые педагогомПроявляет упорство в достижении поставленной целиПедагог дополнительного образования _______________ /____________/

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X