Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Ремезкова Светлана Алексеевна

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР

скачать документ

Вернуться назад

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНРРемезкова Светлана Алексеевна, учитель-логопед МБОУ СОШ № 17 г СерпуховаСогласно ФГОС дошкольного образования одной из приоритетных задач в развитии речи дошкольника является развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Реализация данного требования невозможно без развития лексической стороны речи ребенка.Процесс формирования эмоционально-оценочной лексики – важное условие для эмоционального развития и нравственного воспитания детей. Впервые проблема обогащения речи детей эмоционально-оценочной лексикой была поставлена в начале 80-х годах ХХ века в работах М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной. В них овладение эмоционально-оценочной лексикой рассматривается как условие формирование социально активной личности старшего дошкольника.Наблюдения за процессом развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи свидетельствует о существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном отношении. У детей наблюдается использование в активной речи общеизвестных, часто употребляемых в обиходе слов и словосочетаний. Дети, у которых наблюдаются речевые нарушения, используют эмоциональную лексику фрагментарно и лишь в устойчивых стереотипных сочетаниях. В процессе определения и называния эмоциональных состояний детьми испытываются значительные трудности Изучение лексического строя речи дошкольников с ТНР и разработкой методик, для уровня сформированности словаря прилагательных занимались такие ученые как Р.И. Лалаева, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б Филичева, Г.В. Чиркина.Особенность эмоционально-оценочной и эмоционально-экспрессивной лексики заключается в том, что оценка, эмоционально-экспрессивная окраска «накладываются» на лексическое значение слова, но не сводятся к нему. Таким словом не просто называется то или иное явление, но и выражается оценка, отношение говорящего к этому предмету, явлению, признаку и т. д.В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы.1. Слова с ярким коннотативным значением, которым присуща оценка фактов, явлений, признаков, дающих однозначную характеристику людей: безответственный, непревзойденный, разгильдяй. Такие слова, как правило, однозначны, выразительная эмоциональность препятствует развитию у них переносных значений.2. Многозначные слова, нейтральные в основном значении, характеризующиеся качественно-эмоциональным оттенком при переносном употреблении. Так, о человеке определенного характера можно сказать: тюфяк, попугай; в переносном значении используются и глаголы: копать, зевать, моргать и др.3. Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств: сыночек, дочурка, солнышко – положительные эмоции; бородища, детина – отрицательные. Их оценочные значения обусловлены не номинативными свойствами, а словообразованием, так как эмоциональную окрашенность подобным формам придают аффиксы.Психолого-педагогическое развитие детей с ТНР старшего дошкольного возраста так же имеет ряд особенностей, которые влияют на развитие эмоциональной лексики.Одной из таких особенностей является то, что у детей наблюдается нарушение процесса формирования всех компонентов речевой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического, помимо этого не сформированность присуща как звуковой, так и смысловой стороне речи Под воздействием неполноценной речевой деятельности накладывается отпечаток на процесс, при котором у детей недостаточно сформированы сенсорная, интеллектуальная и аффективно-волевая сферы. У детей можно заметить наличие недостаточной устойчивости внимания, ограниченных возможностей его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти дети отличаются сниженной вербальной памятью, слабой продуктивностью запоминания. Наблюдается забывание сложных инструкций, элементов и последовательности заданий.Ребенок с ОНР отличается специфическими особенностями личностного развития, к которым можно отнести заниженную самооценку, коммуникативные нарушения, проявления тревожности, агрессивности разной степени выраженности .Как показывают исследования Л.Р. Ситдиковой, эмоциональная сфера дошкольников с общим недоразвитием речи отличается незрелостью, органическим инфантилизмом, нескоординированностью эмоциональных процессов и нуждается в специально организованной коррекционной работе .У детей с ТНР наблюдается нарушение как звуковой стороны речи, так и понятийной, включающей нарушения лексического запаса слов и грамматического строя. Словарь ограничивается рамками обиходно-бытовой тематики, и является качественно неполноценным. Детьми используются и понимаются более простые средства невербального общения (мимика, взгляды), которые являются характерными для детей раннего возраста, в то время как сверстниками с нормой речевого развития пользуются в процессе общения преимущественно жесты. Поэтому система коррекционной работы должна строиться на использовании различных игр, упражнений, тренингов, через которые дети учились бы различным средствам невербальной коммуникации и определению разных эмоциональных состояний людей.Как показано в исследованиях Н.С. Марцун, эмоционально-оценочная лексика у дошкольников с общим недоразвитием речи бедна и однообразна, характеризуется преобладанием прилагательных. В ней можно выделить ряд слов (общеоценочных), которые дошкольники с ОНР используют чаще всего: хороший, добрый, веселый. Дети с ОНР испытывают трудности в назывании качеств, которые отражают их самооценку и самоотношение. Ограниченность изучаемой лексики связана с низкой речевой памятью детей с ОНР, особенностями познавательной деятельности, несформированностью эмоционально-волевой сферы и неадекватной дошкольному возрасту самооценкой .Одной из выраженных особенностей речи детей с ТНР является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление слов в речи сильно затруднено.Бедность активного словаря проявляется в неточном произнесении многих слов – названий ягод, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова, имеющие обобщенное значение, и слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Слова и понимаются, и употребляются неточно, значение их неправомерно расширяется, или, напротив, оно понимается слишком узко. Анализируя научную литературу, мы можем сделать следующий вывод, что замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка со взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения. Недоразвитие речи влияет на скапливание языковых представлений и формирование представлений об общественной реальности.Список литературы1. Багманова К.И. Исследование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: исследования и практика: материалы VII Всероссийской научно- практической конференции студентов и аспирантов (с международным участием) Казань, 23 апреля 2013 г. / под общ. ред. А.И. Ахметзяновой. – Казань, 2013. – С. 9–12.2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Рольф, 2010. – 448 с.3. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2011.4 Марцун Н.С. Особенности эмоционально-оценочной лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.С. Марцун // IV Машеровские чтения: Материалы междун. научно-практич. конф. студ., аспир. и молод. ученых, Витебск, 28–29 октября 2010 г. / Витебский гос. университет; Редкол.: А.П. Солодков (гл. ред.) [и др.]. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. – Т. II. – С. 352–353.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X