Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Сергеева Зоя Алексеевна

«Модель воспитывающей культурной среды МБУДО «Центр дополнительного образования для детей «Радуга»

скачать документ

Вернуться назад

«Модель воспитывающей культурной среды МБУДО «Центр дополнительного образования для детей «Радуга»Воспитание детей на сегодняшний день рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, являются учреждения дополнительного образования детей, которые отличаются от общеобразовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения общеобразовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.На протяжении многих лет Центр дополнительного образования «Радуга» выстраивает воспитательную среду, которая стимулирует процесс целенаправленного самоопределения ребенка через организацию субъект - субъектного общения, заинтересованного, инициативного взаимодействия между участниками образовательного процесса.В воспитывающую культурную среду Центра «Радуга» входят три основные сферы, в которых происходит процесс творческой самореализации личности: сферу деятельности, сферу общения и сферу самопознания. Синтез данных сфер наиболее продуктивен в системе дополнительного образования и лучшим образом адаптированной к ребенку, его интересам, социальным запросам, темпу, уровню, объему восприятия и усвоению необходимых знаний, умений и навыков. Совместное творчество обучающихся и педагогов объединяет детский коллектив Центра, а индивидуальные успехи и достижения обучающихся тесно переплетаются с успехами и достижениями всего коллектива, занимающихся в разных объединениях по интересам. В результате рождается взаимодействие, в котором каждый член коллектива, с одной стороны, привносит свой индивидуальный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя то - новое, что несут другие. Таким образом, происходит расширение внутреннего мира каждого обучающегося Центра. Новые полезные навыки формируются не под влиянием внешнего принуждения, а являются результатом влияния коллектива, самостоятельной работой каждого ребенка над собой.Педагог дополнительного образования во время образовательного процесса помогает обрести свой опыт терпимости к иному, но хорошему, и неприятия и недопущения зла, зависти, ссоры, конфликтов. Реализуемая Воспитательная система Центра (лауреат YIII областного конкурса и дипломант IY Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений) рассматривается и проектируется как многоуровневое пространство, которое соответствует трем концентрам - ступеням воспитания, связанным между собой единством содержания и отличающимися сложностью и объемом, т.е. реализацией целей различного уровня. Основная идея Воспитательной системы Центра - построение вокруг ребенка концентрической системы дружественных социальных общностей на трех уровнях:I - Первичные детские объединения (воспитательное пространство творческого объединения).II - Единый коллектив Центра (воспитательное пространство Центра).III - Воспитательное пространство района.Если на первом и втором уровнях такая общность имеет черты постоянного коллектива, подобного классному в общеобразовательной школе (постоянный состав, расписание занятий), то на третьем уровне такие общности являются величинами переменными, в зависимости от мероприятий или программ, для реализации которых они создаются. Моментом, объединяющим их в единую воспитательную систему, являются воспитательные цели и задачи жизнедеятельности Центра.Педагоги Центра, решая вопрос о создании и развитии единого коллектива, пришли к следующей формулировке важнейшей концептуальной идеи формирования воспитательной системы. Если дополнительная общеобразовательная программа, отвечающая современным требованиям, определяет индивидуальный маршрут творческого, профессионального, социального и нравственного самоопределения учащегося, то задачей педагогов и родителей является построение дружественной социальной среды вокруг самоопределяющейся личности на каждом этапе этого маршрута – от первой экскурсии по Центру до момента самоопределения своей социально-значимой роли в микро- и макросоциуме.Подходы к организации воспитательной системы Центра: Структурный – создание и организация тесной взаимосвязи структурных компонентов воспитательного процесса (целевого, субъективно-объективного, организационно - деятельностного, средового, управленческого). Ценностно-ориентационный – формирование активной гуманистической позиции воспитанников к различным реалиям общественной жизни, основанной на усвоении ими общечеловеческих ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знание, Культура, Мир, Земля. Личностно ориентированный – безоговорочное признание ребенка высшей ценностью воспитания. Воспитанник одновременно выступает как цель, субъект, объект, результат и главный критерий эффективности воспитательной системы. Деятельностный – такая организация деятельности коллектива и личности, в основе которой лежит единство сознания и действия. При таком подходе жизнь воспитанников наполняется своеобразными личностно и социально значимыми делами. Вышеназванные подходы являются не только методологической основой воспитательного процесса, но и при их объединении на практике превращают данный процесс в окончательно оформленную систему, обладающую такими характеристиками, как целенаправленность, целостность, технологичность, креативность.Первый концентр воспитательной системы.Единство воспитания и образования при реализации дополнительной общеобразовательной программы обеспечивается следующими факторами: осваивается ребенком на основе его личного, свободного выбора, позволяет в рамках любой программы разработать для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут социального и профессионального самоопределения в избранном виде деятельности, в приемлемом для каждого обучающегося темпе достижения личностно-значимого результата.Любая дополнительная общеобразовательная программа - это направляющая модель совместной деятельности педагога, воспитанников и актива из числа родителей, т.е. основа для создания выше названной «дружеской социальной среды» вокруг самоопределяющейся личности. Основными факторами воспитания в дружественной среде детского объединения являются сотрудничество, соуправление, коллективные творческие дела.Важнейшим воспитывающим фактором дополнительных общеобразовательных программ является гуманизация их содержания (обращение в ходе образовательной деятельности к историко-культурным традициям, духовно-нравственными ориентирам независимо от профиля программы). В Центре «Радуга» реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по четырем направленностям: художественная, социально-гуманитарная, естественнонаучная, физкультурно-спортивная.Второй концентр воспитательной системы.Детские объединения Центра становятся теми первичными структурными единицами, из которых педагогический коллектив стремится создать единый деятельностный компонент воспитательной системы всего Центра. Подобное расширение сферы сотрудничества и общения требует качественно иного подхода. Несмотря на единый технологический тип воспитательного процесса в «малой дружественной среде» (первичные детские объединения) и в «большой» (единый коллектив Центра) – в каждом из двух вариантов на первый план выходят различные формы воспитательной работы. Для интеграции воспитательной системы на общецентровском уровне приоритетными системообразующими формами воспитательного процесса становятся следующие:- Организация коллегиальных органов соуправления детей и взрослых. От их активности, заинтересованности зависит четкость организации разнообразной деятельности коллектива. Работа в этих органах ставит обучающихся в позицию подлинных хозяев Центра и является активным стимулирующим началом для формирования у них чувства социальной и гражданской ответственности.-Проведение массовых воспитательных мероприятий, в которых принимает участие большинство детских объединений Центра. К этой категории относятся традиционные массовые мероприятия (День открытых дверей, «Посвящение в кружковцы», праздник встречи Нового года, праздники красных дней календаря, разнообразные выставки творческих работ, конкурсы и соревнования различных направленностей, творческие ежегодные отчеты коллективов Центра). Основными воспитательными факторами в таких мероприятиях становятся, во-первых, сотрудничество педагогического, детского и родительского коллективов Центра в процессе подготовки и проведения; во-вторых, четко выраженная содержательная идея: познавательная, патриотическая, досуговая.- Сотрудничество детских объединений в рамках целевых краткосрочных и долгосрочных программ Центра:«Каникулы», «Пятая четверть» (программа организации каникулярного отдыха детей и подростков); «Шаги к здоровью» (сквозная программа по здоровьесбережению);«Путь к успеху» (программа педагога-организатора);«Профориентация»;«Одаренные дети»;«Наставничество»;Программы музеев «Народное образование», «Здесь Родины моей начало»;Программа познавательно - развлекательного комплекса «Аквариум». Третий концентр воспитательной системы.Особое значение в воспитательной системе Центра имеет третий уровень – «выход» в открытое пространство (города, района, области, России), те стороны взаимодействия с микро- и макросоциумом, которые относятся к необходимости разработки и апробации технологии построения дружественных общностей вокруг личности обучающегося Центра. Такое «сужение» проблемы вызвано тем, что любой воспитанник является членом многих других коллективов, и включить всю систему их взаимодействия в данную концепцию можно лишь на формальном уровне.Организация и проведение различных мероприятий для детей и школьников города - это непосредственно прикосновение к духовным традициям народа, родного края, сфера наиболее полноценного сотрудничества детей и взрослых и «ситуация успеха» для детских объединений Центра, возможность демонстрации своих творческих достижений, момент творческой самореализации.Взаимодействие с детскими и подростковыми общественными объединениями и организациями (создание вариативных организационных структур взаимодействия детей и взрослых на разных этапах деятельности организаций, помощь в подготовке и проведении разных форм массовой работы).Данное направление деятельности позволяет сделать вывод о разработке технологии гражданского самоопределения личности ребенка, обучения его уже не адаптации в той среде, которую сформировали взрослые, а способам участия в формировании и организации деятельности такой общности, которая бы соответствовала его интересам и увлечениям. Очень часто такое взаимодействие приводит к тому, что воспитанники Центра в своих школах становятся членами и даже лидерами детских общественных объединений. Таким образом, педагогический коллектив Центра видит свою роль в формировании единого воспитательного пространства в районе.Вывод: формирование, развитие и воспитание подрастающего поколения во многом зависит от того, как устроена модель воспитывающей культурной среды учреждения. Воспитательная среда Центра дополнительного образования для детей «Радуга» обеспечивает самоопределение личности обучающихся, подготовленность выпускника к самостоятельной познавательной деятельности, сознательному выбору профессии, культуре проведения досуга, формирует ценности и развивает личностные качества, стимулирует постоянный творческий рост.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X