Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Чумарина Наталья Евгеньевна

«Система выявления и развития одаренных детей в ДОУ»

скачать документ

Вернуться назад

Педагогический опыт работы: «Система выявления и развития одаренных детей в ДОУ» Выполнила: Чумарина Наталья Евгеньевна музыкальный руководитель МБДОУ№40 «Гуси-лебеди» г.АльметьевскСистема выявления и развития одарённых детей в ДОУОдарённость человека – это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли и требующий к себеогромного внимания. Необходимо холить и лелеять,ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы онвырос и дал обильный плод.В. А. СухомлинскийОдно из приоритетных направлений развития современного образования – создание условий для развития одарённых детей. Как известно, приобщение детей к музыке с ранних лет способствует раскрытию у них самых разных талантов, и не только музыкальных.Актуальность данной задачи очевидна: способные, талантливые люди всегда нужны государству, именно они, одарённые, разрабатывают новые технологии, покоряют Космос, создают шедевры искусства. Сегодня информационное общество требует ускорения технологического и гуманитарного развития, поэтому не случайно внимания и поддержки одарённых детей. И первая, самая важная ступень этой системы – дошкольное образование. Я работаю музыкальным руководителем в ДОУ. По роду своей профессиональной деятельности меня интересуют вопросы одаренности дошкольников в музыкальной деятельности. Что же такое одаренность? Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. В нашем образовательном учреждении активно ведётся выявление и развитие способностей одарённых детей. Уже на раннем этапе пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, педагоги используя индивидуальный подход проводят данную работу.Воспитание и развитие одарённых и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества. Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, мы обозначили для себя проблему поиска оптимальных путей выявления и развития музыкально одарённых детей, поиска педагогических приёмов и методов взаимодействия с ними.Процедуры выявления музыкально одарённых детейЗная своих воспитанников, без специально организованных процедур диагностики могу различить группу детей по тем или иным качествам: кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке (и, как правило, у таких детей это лучше получается).Но музыкально одарённые дети – особые, они нуждаются в понимании, в нестандартных методах взаимодействия с ними. Поэтому без специально организованных процедур педагогической диагностики всё-таки нельзя обойтись.На первых этапах выявляю уровень музыкальной восприимчивости и эмоциональной отзывчивости на музыку, наблюдаю за поведением детей в новой для них обстановке, за тем, как они обращаются с новыми для них музыкальными инструментами, как реагируют на музыку в «живом» исполнении и в аудиозаписи.Затем выявляю уровень развития динамического слуха. Определяю уровень музыкального мышления.На заключительном этапе диагностирую музыкальную память.Музыкально одарённые дети легче усваивают материал, они непринуждённо справляются с заданиями. Поэтому в групповой образовательной деятельности стараюсь выбрать правильную стратегию взаимодействия с ними: чтобы, с одной стороны, позволить реализоваться их способностям, не подавить инициативу и волю к творческой деятельности, а с другой стороны, дать возможность выразиться другим детям. В групповой образовательной деятельности музыкально одарённые дети реализуют свои способности в различных формах совместной деятельности:* в танцевальной миниатюре берут на себя ведущую роль – показывают движения другим детям;* в пении – солируют запев песни;* в игре-драматизации – играют главного персонажа и т. д.Также их творческий потенциал и развитые способности необходимы при подготовке сольных номеров или номеров с участием солистов. И хотя на групповом игровом занятии музыкально одарённым детям я уделяю особое внимание, нередко они испытывают определённого рода голод, который выражается в потребности творить что-то ещё, за рамками программного содержания. Для этого в нашем ДОУ организованны дополнительные кружки по интересам, где каждый ребенок может развить свои способности.Музыкальная одарённость- Ребёнок проявляет большой интерес к занятиям;- чутко реагирует на характер и настроение музыки;- в исполнении музыкальных произведений (песня или танец) вкладывает много энергии и чувств;- любит слушать музыку;- стремится посещать концерты и выступления;- сочиняет собственные, оригинальные мелодии;- стремится выразить своё настроение в исполнении.Условия выявления и развития музыкально одарённых детей• создание предметно-развивающей среды;• накопление опыта художественно-творческой деятельности в различных её видах;• развитие творческого воображения.Музыкальные кружки для одарённых детейВ нашем детском саду для музыкально одарённых детей организован хореографический кружок «Мы танцуем». Целью курса музыкального образования является развитие у детей эстетического восприятия, интереса и любви к музыке, реализация потребности в творческом самовыражении.Данный курс решает задачи музыкального развития детей в восприятии музыки, исполнительстве, творчестве, музыкальной образовательной деятельности.В основу системы работы легли такие принципы:1. Единство эмоционального и сознательного.2. Импровизационность.3. Гуманность.4. Систематизация знаний.5. Целостность.6. Интеграция искусств.7. Учёт индивидуальных способностей каждого ребёнка (личностно-ориентированный подход).Формы работы с одарёнными детьмиМузыкальная образовательная деятельность – основная форма работы с детьми проводиться 2 раза в неделю длительностью 30 мин. По методике проведения она приближена к традиционной, используются типовые, сюжетные и театрализованные виды деятельности, которые объединяются в блоки (подчинённые определённой теме):• «Музыкальные жанры»;• «Какие чувства передаёт музыка?»;• «О чём рассказывает музыка?»;• «Как рассказывает музыка?»;• «Юные музыканты»;• «Что узнал – всем расскажи, что умеешь – покажи».Вся музыкально-игровая деятельность объединяется игровым сюжетом, который предполагает знакомство с музыкой через путешествия. Некоторые из них предполагают выполнение домашнего задания, что способствует взаимодействию и сотрудничеству с семьёй.Методы развития и приёмы взаимодействия с одарёнными детьмиПри проведении музыкально-игровой деятельности педагогический процесс выстраиваю на вариативной основе, использую методы и приёмы конструктивной основы взаимодействия с детьми, создаю атмосферу эмоциональной заинтересованности, доверия, искренности.Музыкальный материал, предлагаемый мной музыкально одарённым детям, не обязательно может быть сложным, он разнообразный и вариативный, подбирая репертуар, учитываю возможности и предпочтения детей. Содержание работы музыкального кружка не сводится к простому заучиванию и репетициям. Работая с музыкально одарёнными детьми, всегда оставляю место импровизации и творчеству.Критериями оценки музыкальных способностей и начал музыкальной культуры в нашей работе с одарёнными детьми служат показатели диагностики, разработанные Тепловым.Диагностику провожу как индивидуально, так и в музыкальной образовательной деятельности 2 раза в год. Диагностические исследования музыкально одарённых детей в 2020 – 2021гг. показали, что дети стали более активны и раскрепощены. Они всегда рады встрече с музыкой, любят придумывать истории, связанные с музыкой. В музыкально-ритмических импровизациях стараются передать характер и движение мелодии, придумать новые движения. Наблюдая за детьми, педагоги и родители заметили, что ребята с удовольствием выступают на концертах, конкурсных программах, у них накопился исполнительский опыт.Таким образом, анализируя эффективность проведённой работы с дошкольниками, имеющими предпосылки к музыкальной одарённости, пришла к выводу, что необходимо развивать и совершенствовать систему занятий в музыкальном кружке, индивидуальных занятиях, в концертах и конкурсах. Это позволит значительно поднять уровень музыкального развития детей, сформирует у них творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепит их уверенность в своих возможностях.Реализацию поставленных целей добивалась через решение ряда задач:- сформировать у детей навыки творческой деятельности;- развивать музыкальную восприимчивость и эмоциональную отзывчивость;- развивать навыки исполнительского мастерства;- выявлять и развивать индивидуальные творческие способности;- развивать умение перевоплощаться в сценический образ посредством музыкального исполнительства;- развивать навыки концертной деятельности.Полноценная работа по организации образовательной работы с одарёнными детьми невозможна без взаимодействия, как с самими воспитанниками, так и с педагогами и родителями. В связи с этим были подобраны разнообразные формы работы в этом направлении:1. Проведение консультаций для воспитателей и родителей по темам: «Польза пения для детей»; «Значение голосовых упражнений в развитии ребенка»; «Формирование танцевального творчества детей»; «Способности ребенка, где и как их развивать»; «Роль музыкально-театрализованной деятельности в развитии личности ребёнка»; «Развитие детей в театрализованной деятельности»; «Интеграция музыкального развития с разделами основной общеобразовательной программы ДОУ»; 2. Организация условий деятельности: - хореографической; - музыкально-театрализованной:специальное помещение это музыкальный зал, со сценой и зрительным залом, костюмы и декорации, различные атрибуты для занятий, набор детских музыкальных инструментов, куклы для театра и ширма, наглядный материал, аппаратура (синтезатор, магнитофон, фортепиано, микрофон).3. Создание учебно-методического обеспечения:- дыхательные упражнения по методу Б.С.Толкачева- методические материалы по музыкально- театрализованной деятельности;- картотека стихов, потешек, загадок, сказок;- сценарии досугов и праздников;- картотеки дидактических музыкальных игр;- фонотека, медиатека по данному направлению;- библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром театра и изоискусства.4. Организация кружка «Мы танцуем» - хореографический;5. Участие в общегородских мероприятиях, праздниках, концертах, фестивалях.6. Участие в муниципальных, городских, республиканских, всероссийских музыкальных и театральных конкурсах и выступлениях.Очень важно мотивировать детей на любую деятельность, преподнести педагогический замысел таким образом, чтобы дети почувствовали свою заинтересованность в нём. Любое творчество начинается с проблемы: чего-то нет, значит, нужно придумать и сделать!Взаимодействие с семьёй одарённого ребёнкаВзаимодействие с семьёй выстраиваю по следующим направлениям:1. Информационно-аналитическое направление реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных и предполагает решение педагогических задач:- выявить интересы и предпочтения родителей;- уровень их осведомлённости в вопросах музыкального образования и воспитания детей;- семейный опыт, семейные традиции воспитания детей.2. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические сообщения, семинары-практикумы. Основной задачей является повышение компетентности родителей в вопросах музыкально-эстетического развития ребёнка.3. Наглядно-информационное направление работы с родителями реализуется в подборе информации и оформлении родительского уголка, папок-передвижек. Родители имеют возможность ознакомиться с музыкальным репертуаром, а также узнать о формах и методах музыкально-эстетического воспитания в условиях семьи, расширить знания о народных праздниках, традициях, культуре и быте.4. Развлекательное направление нередко пересекается с познавательным. Тем не менее задачей работы в этом направлении является эмоционально-эстетическое обогащение в совместной творческой деятельности детей и родителей. Используются такие формы взаимодействия, как праздничные развлекательные программы, театрализованные представления, концерты с участием родителей и детей. 5. Создание предметно-развлекательной среды. Работа в этом направлении предполагает сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформлении музыкального зала к праздникам, в подготовке костюмов, декораций. Родители одарённого ребёнка должны быть достаточно информированы, мотивированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей. Для этого мы организуем на собраниях, музыкальных гостиных, мастер-классах показ видео-информации для родителей о том, как в ДОУ поставлена работа по развитию музыкальных способностей детей. Подготовили и провели консультации по теме «Способности ребёнка – в ваших руках», «Музыкально одарённый ребёнок», «Музыкальное воспитание в детском саду и дома». В личных беседах с родителями детей с высоким уровнем музыкальности мотивируем их на помощь детям, на поощрение их стараний и достижений, а также на содействие дальнейшему обучению детей. Дети, имеющие задатки музыкальности, не просто готовы к дополнительной работе, они нуждаются в этом, испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.Таким образом, анализируя эффективность проведённой работы с дошкольниками, имеющими предпосылки к музыкальной одарённости, я пришла к выводу, что система музыкальных занятий в творческих кружках, индивидуальных занятиях, участие в концертах и конкурсах позволит значительно поднять уровень музыкального развития детей, сформирует у них творческий подход не только к музыкальным, но и к другим видам деятельности, укрепит их уверенность в своих способностях.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X