Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Сидельникова Елизавета Игоревна

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру

скачать документ

Вернуться назад

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру Сидельникова Елизавета Игоревна, Сиухина Оксана НиколаевнаВоспитатели МБДОУ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 116 г. ВоронежАннотация. Статья посвящена изучению формирования элементарных математических преставлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры. В статье представлена система педагогической работы направленной на реализации в образовательном процессе дидактической игры как ведущей деятельности в формировании у детей младшего дошкольного возраста познавательного интереса и математических представлений. В дидактической игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.Ключевые слова: дошкольник, математические представления, дидактическая игра, интерес, самостоятельность, познание, логическое мышление, любознательность. Третье тысячелетие, согласно прогнозам ученых, ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет определенные требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Так, современная образовательная система на передний план выдвигает задачу формирования у подрастающего поколения способности к активной умственной деятельности. Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации деятельности детей. Игра мотивирует детей к деятельности. В современном образовании образуется противоречие: с одной стороны, проблема, предъявляемая ФГОС ДО, которая говорит о создании условий для развития интересов, любознательности и познавательной мотивации дошкольников. Игра – основной вид детской деятельности. С другой стороны: методы обучения дошкольников реализуют не все возможности, заложенные в математическом развитии детей. Существует необходимость внедрения методов и приемов в ФЭМП через дидактическую игру математического содержания. У детей нашей группы низкий уровень развития игровой деятельности детей, Недостаточный уровень компетентности родителей по проблемам познавательного развития дошкольников средствами дидактической игры. Поэтому нами была поставлена цель: формирование познавательных интересов и познавательных действий при освоении детьми младшего дошкольного возраста элементарных математических представлений через дидактическую игру. Мы считаем, что дидактические игры, занимательные упражнения - это основной путь математического развития. В дидактической игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.Цель реализуется через ряд задач:1.Способствовать развитию умения определять общий признак предметов группы, определять признак контрастных и одинаковых размеров 2.Способствовать развитию чувственного опыта детей, умению фиксировать его в речи 3.Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету, осязаемые свойства предметов 4.Развивать элементарные представления ориентировке в пространстве и во времени 5.Способствовать партнерским отношениям с семьями воспитанников в вопросах познавательного развития детей средствами дидактической игры 6.Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду для обеспечения оптимальных условий, способствующих формированию элементарных математических представлений через дидактическую игровую деятельность Нами были определены следующие направления работы:-Непосредственное взаимодействие с детьми,-Создание условий в развивающей предметно - пространственной среде.-Партнерство с семьями воспитанниковДля реализации поставленных задач при взаимодействии с детьми нами использовались разные формы, методы и приёмы: включение дидактической игры в занятия, развлечения, игровую деятельность, индивидуальную работу, организацию продуктивной деятельности, экспериментирование. Через игровую деятельность у детей формируются:умения группировать однородные предметы по величине, форме, цвету. ориентировка на цвет, форму, величину осуществляется при составлении картинок из разрезных кубиков, составлении пирамидокумения соотносить разнородные предметы по форме и величине.экспериментирование с природным и бросовым материаломФормировать элементарные математические представления у детей младшего дошкольного возраста посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. В совместных дидактических играх у детей развиваются умения выполнять постепенно усложняющиеся правила. В играх с фиксированными правилами дети проявляют творчество, придумывая новые варианты, используя новый игровой материал, соединяя несколько игр в одну и т. п.Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. В соответствии с современными требованиями ФГОС ДО происходит интеграция деятельности дидактической игры и других видов детской деятельности - продуктивной деятельности: рисование, аппликация, конструирование - в них дети реализуют свои знания по ФЭМП, многие силуэты предметов в своей основе имеют геометрические формы. В физическом развитии - закрепление формы и размера, а также ориентировка в пространстве. Это такие дидактические игры как: «Волшебные фигуры», «Разноцветные машины», «Плывет мой кораблик по волнам», «Разноцветные колобки», «Кочка справа, кочка слева», «Мы собрали пирамидки!» и т.д. Восприятие на всем протяжении детства тесно связано с предметными действиями. Поэтому для нас очень важно создать условия в предметно-пространственной развивающей среде, ведь именно она влияет на впечатления ребёнка, на обогащение и формирование его математических представлений, его сенсорного опыта. В нашей группе РППС соответствует современным требованиям. Это и Уголок изобразительного творчества, физкультурный, сенсорный уголок, сенсорные картины, разнообразие дидактических игр и игрушек. Через игру происходит обучение ребенка математическим представлениям. Цель обучения - выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов, формировать чувственный опыт детей. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки и другой разнообразный материал. Развиваем умения детей фиксировать внимание на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, стараемся научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика разной величины, формы, цвета, строительный материал.Однако, необходимо отметить, что основное воспитание ребёнок получает в семье, поэтому актуальным вопросом является партнерство с родителями воспитанников, информирование родителей о том, чему учиться ребёнок в детском саду. Какие игры и игрушки способствуют ФЭМП ребенка. Для нас важно, чтобы родители стали участниками, партнерами в воспитании и развитии ребенка в ДОУ, поэтому для нихОформлены стендовые консультацииСозданы картотеки дидактических игр для родителей Разработана серия консультаций по вопросам математического развития детей через дидактическую игруСделаны папки-передвижки по вопросам игровой деятельности детей, буклеты для родителей «Математическое развитие ребенка»Проведёны мастер-класс «Играем всей семьёй»,родительское собрание «Дидактические игры детей младшего возраста.В конце учебного года, нами был сделан мониторинг, их которого можно сделать вывод, что произошла существенная динамика в развитии у детей чувственного опыта у 75 % детей он сформирован, 85 % детей умеют ориентироваться в контрастных частях суток, сформировалось умение видеть общий признак предметов группы, определять признак контрастных и одинаковых размеров у 74 % детей, знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, сформировано у 90% детей. При взаимодействии с родителями улучшились партнерские отношения. Родители стали более компетентными в вопросах ФЭМП у дошкольников через дидактическую игру.Подводя итоги системы работы по данному направлению можно сделать вывод: формирование элементарных математических представлений средствами дидактической игры способствует созданию интересов и любознательности дошкольников – составляет собой основу обучения на каждом возрастном этапе, а также является средством всестороннего развития личности. Слова К.Д.Ушинского: «Игра для ребенка – это серьезное занятие», остаются актуальными и по настоящее время. Используемая литература:1. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и дидактические материалы2. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». 3.Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию»4.Веракса Н.Е,Т.С. Комарова М.А.Васильева. «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования», 2014 Мозаика-Синтез5. Н.Ф.Губанова «Игровая деятельность в детском саду»\6. Помораева И.А.,Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа (3-4 года).7. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155. (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования)

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X