Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Анисимова Нина Тихоновна

«Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры детей и взрослых»

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 351 г. Челябинска»Опыт работы воспитателя «Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры детей и взрослых»Автор: Анисимова Нина Тихоновнавоспитатель (МБДОУ «ДС № 351 г. Челябинска»)Опыт работы воспитателя «Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры детей и взрослых»Исходя из общей цели экологического образования, особенностями психического развития ребёнка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры. У детей дошкольного возраста важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за природу за всё живое, что делает личность, духовно богатой, умеющей осознать связь с природой и другими людьми.Исходя из этого, свою работу по экологическому воспитанию и образованию детей мы построили на организации взаимодействия детей с природой ближайшего окружения, познании того, что растет и живет рядом с ними. Нашей задачей стало. показать детям разнообразие природных явлений, понять, что всё живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды.Основная форма работы — это наблюдения, чаще всего использующиеся в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Наблюдение включает в себя и другие формы работы: занятия, экскурсии, прогулки, акции.Наблюдение важно тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности: труд по уходу за растениями, животными, изо-деятельность и рассказы на основе впечатлений, осмотр объектов природы, заполнение календарей и дневников наблюдения. Защита научных проектов.Важным методом обучения является слово. Чтение произведений о природе, животном и растительном мире, вопросы к тексту, пересказы детей, пояснения воспитателя, беседы о прочитанном, заучивание стихотворений о природе, составление описательных рассказов - всё это разные формы речевой деятельности, которые позволяют ребёнку раскрыть свои творческие способности при рассказывании, пополнить его словарный запас, грамматически правильно излагать свои мысли, понять и принять новую информацию через наблюдения, что в дальнейшем поможет при обучении ребенка в школе. Для решения задачи по речевому развитию и обогащению знаний детей в экологическом образовании на начальном этапе мы выделили подбор методической и художественной литературы о природе по каждому сезону, о явлениях, происходящих в природе в то или иное время года, о животном и растительном мире.Особое внимание уделяем такой форме работы, как комплексное занятие обобщающего и углубляюще-познавательного типа, на которых у детей формируются обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе. На этих занятиях главным является логика построения беседы воспитателя с детьми, чёткое изложение предложенного материала и последовательная постановка вопросов, помогающих устанавливать причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения. Такие занятия относятся к разделу самоорганизации - постановке целей, подведение итогов, обобщении, что на сегодняшний день является главной задачей при обучении ребёнка в школе.Ключевое значение при обучении детей имеет их практическая деятельность. Самостоятельный или совместный с нами труд в уголке природы, на участках, цветниках и огородах по поддержанию необходимых условий для животных и растений, такой труд помогает детям приобрести умения, правильные способы практического взаимодействия с природой, т.е. приобщиться к созидательному процессу опыты, посадки, календари наблюдений, эксперименты, создание энциклопедии чудеса. Ведь ребенок усваивает предложенный ему материал в полном объёме только тогда, когда он его видит, о нем слышит и действует с ним. Только в этом случае, полученные знания сохранятся в памяти ребенка почти на всю жизнь.Важным делом, в котором участвуют наши дети на протяжении всего учебного года, является изготовление и создание книги «Энциклопедия Почемучек, книжек малышек, в которых записаны и проиллюстрированы рассказы детей о самых различных явлениях и объектах природы. Самодельные книги расположены в группе в книжном уголке и доступны детям для рассматривания и рассказывания.Новыми формами в нашей работе по экологическому воспитанию и образованию детей является проведение природоохранительных акций, в которых участвуют и родители, и дети, это такие, как - «Земля наш общий дом!». «Зелёная Елочка - живая иголочка!» Птичья столовая и т.д.Вся работа разделена на 3 сезонных периода:1 период (сентябрь-декабрь).Большое внимание уделяется конкретным природным явлениям, ознакомлению детей с приспособленностью растений и животных к среде обитания. Ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы, работа с календарем природы и дневниками наблюдений, в которых дети в сообществе со взрослыми отмечают наблюдения за изменениями, которые происходят в жизни растений и животных, как они приспосабливаются к сезонным изменениям, как время от времени меняется их поведение и т.д.2 период (декабрь-март).Внимание детей сосредотачивается на сообществах живых организмов. С первой недели декабря мы начинаем вести работу, которая поможет детям понять смысл и значимость бережного отношения к природе. Важную роль в этой работе занимает пробуждение инициативы у детей, самостоятельности, желания совершать хорошие поступки, проявлять заботу о природе.3 период (март-май).Подведение ребёнка к осмыслению разных конкретных аспектов взаимодействия человека с природой, когда на конкретных примерах (выращивание лука, овощей, цветочной рассады, наблюдения через сравнения и т.д) дети постигают главную экологическую идею, что состояние живого организма зависит от комплекса внешних условий. Главными темами этого периода являются: «Леса» и «Воды». Дети знакомятся с лесом, как экосистемой, познают некоторые связи его обитателей. получают представления о значении леса в жизни человека: лее - это источник строительных материалов, сырья для бумаги, место отдыха, получение эстетических впечатлений: лес преподносит человеку дары (грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения) и поэтому человек должен о нём заботиться. При изучении темы «Вода» дети уточняют представления об ее свойствах, значении в жизни всех живых существ, получают знания о водных экосистемах.Конкретная забота о растительном и животном мире природы помогаю развивать у детей такие моральные качества, как способность сочувствовать, сопереживать, заботиться о других.Дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового организма и наслаждаться ею, понимать и чувствовать красоту природы, создавать её своими руками через поделки, рисунки. Всё это помогает эстетическому развитию ребенка.Огромную помощь в воспитании экологической культуры детей нам оказывают родители: летом они совместно с детьми готовят материалы для проектов, и, в течение всего года, идет их защита. Собирают природный материал для музея при изготовлении поделок и установки причинно-следственных связей между материалами. В группе создана фонотека о природе.Мы считаем, что все знания, полученные детьми через исследовательскую и познавательную работу по экологии, помогут детям при их дальнейшем обучении в школе.Перспективный план работыпо экологическому воспитанию и образованию детей подготовительной группы №12Содержание работыФорма проведения Дидактический материалСентябрь-Декабрь«Планета Земля в опасности!»ЗанятиеБольшой шар голубого цвета, контуры материков, карандашиРабота с календарем природыНаблюдения в течение неделиУсловные обозначения «Обитатели уголка природы»Занятие Обитатели. Алгоритм ухода за объектами, таблички с названиями цветов.«Жители наших лесов»Занятие Иллюстрации. Условные обозначения.«Влаголюбивые и засухоустойчивые растения»Занятие2 растения их разных групп«Растет ли у нас саксаул?»Целевая прогулка по участку«Осень!»БесседаКалендарь природы, загадки, стихи, приметы, иллюстрацииДекабрь-МартРабота с календарем природыНаблюдения в течение неделиУсловные обозначения «Добрые дела – помощь юным художникам»ЗанятиеСухое дерево, зеленые листья «Ель»Наблюдения через сравнения с другими деревьями-«Сохраним ёлку – красавицу наших лесов!»Изготовление плаката «Зеленая ёлочка – живая иголочка!»Краски, карандаши, картинки…«Зимний лес!»Беседа Иллюстрации, стихи, загадки«Помощь птицам!»Изготовление кормушек и подкормка птицКормушки, хлеб, зёрна…«Вода, снег, лёд»Наблюдения – опыты - экспериментыКолбы, горячая вода, стаканы…«Птицы»Наблюдения. Изготовление календаря наблюдений за птицамиИллюстрации, клей, бумага, карандаши…«Как белка, заяц, лось проводят зиму в лесу»ЗанятиеИллюстрации, загадки, стихи, этажи леса.Сравнение белого и бурого медведейЗанятие Иллюстрации, загадки, стихи. Модель маскировки«Лук на подоконнике»Наблюдение (посадка лука в различных условиях)Земля, ёмкости для посадки, лук, палочки для рыхления, лейка«Цепочки в лесу»ЗанятиеОбразование цепей«Зима»Беседа. Рисование зимнего пейзажаИллюстрации, загадки, стихи. Краски, карандаши.Март-Май«Лук на подоконнике»Наблюдение Лук«Ветка в вазе»Наблюдение Ветки различных деревьев«Что мы знаем о птицах»Занятие Иллюстрации, загадки, стихи.«Сравнение домашних и диких животных»ЗанятиеИллюстрации, загадки, стихи.«Когда животных в природе становится мало»ЗанятиеЦепочки питания. Рассказы «Взрыв без шума», «Что делать с кроликами»«Мать-и-мачеха»Наблюдение-«Божья коровка»Наблюдение-«Зеленая служба – Айболита!» весенний уход за комнатными растениямиЗанятие – пересадка растений Горошки, земля, пульверизатор, удобрения.«Красная книга!»ЗанятиеИллюстрации исчезающих животных и растений «Лес в жизни человека»Занятие Дары лесаРабота с календарем природыНаблюдение в течение неделиУсловные обозначения«Земля – наш общий дом»Изготовление газетыИллюстрации, загадки, стихи«Субботник»Уборка участка (расчистка газона, копка, уборка листьев, стрижка кустов)Садовый инвентарь«Украсим наш сад»Посадка цветовСемена, садовый инвентарь«Кому нужна вода?»ЗанятиеГлобус, картины с изображением реки, озера, моря, пустыни.«Возле нас есть река»Экскурсия на реку МиассКарточки с водных обитателей и растений«Весна – красна!»БеседаКалендарь природы, загадки, стихи, приметы

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X