Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Дейнего Евгения Борисовна

«Формирование у дошкольников элементарных знаний о своем организме и гигиенических нормах поведения в практике работы воспитателя ДОУ»

скачать документ

Вернуться назад

«Формирование у дошкольников элементарных знаний о своем организме и гигиенических нормах поведения в практике работы воспитателя ДОУ»Дейнего Евгения Борисовна , воспитательМБ ДОУ «Детский сад № 125»г. Новокузнецк, Кемеровская область Взрослые уверены, что знают все о здоровье и передают правильные ЗОЖ - установки малышам: например, тепло одеваться зимой, не есть много холодного летом. И вообще здоровье — это когда не болеешь. Однако здоровье — это не просто отсутствие физических недугов и их профилактика, но самоценное состояние и душевного, телесного, и социального благополучия, которое требует правильного понимания и поддержания. Главная задача взрослых заключается в том, чтобы изменить сознание детей в сторону улучшения отношения к собственному здоровью, тем более, что уровень их заболеваемости растет. Чтобы ребенок мог заботиться о своем здоровье и здоровье других, необходимо воспитать в нем сознательное отношение к жизни, осознание приоритета здоровья. Очень важно сформировать валеологическое мировоззрение и мотивацию к здоровому способу жизни. У дошкольников выработается осознанное отношение к собственному здоровью, когда дети усвоят элементарные знания о своем организме, овладеют гигиеническими нормами поведения, психологией общения, гигиеной питания. Эти знания и навыки они будут пополнять и совершенствовать в течение всей своей жизни.Хорошо зарекомендовали себя циклы занятий по направлениям:Житель планеты ЗемляФормировать представления о том, что человека окружает природа - солнце, воздух, вода, растения, животные. Природа бывает живая и неживая. Солнце, воздух, вода, полезные ископаемые (каменный уголь, нефть, соль, золото, алмазы и т.д. - это неживая природа. Растения, животные, человек - живая природа. Живые организмы, в отличие от предметов неживой природы, дышат, питаются, размножаются, умирают.Формировать представления о том, что природа живет, изменяется, развивается по своим законам: рождается, растет, развивается, стареет, отмирает (например, растения).Человек тоже рождается, растет, развивается, стареет, умирает, следовательно, он - часть природы и живет по ее законам. Человек зависит от природы. Он не может жить без воздуха, воды, пищи. Человек находит пищу в дикой природе; научился выращивать культурные растения; приручил животных.Жизнь на Земле возникла очень давно. Многие из живых обитателей нашей планеты давно исчезли, другие значительно изменились за всю историю Земли. Человек появился гораздо позднее, чем возникли растения и животные. Первые люди были двуногие существа небольшого роста. Они могли быстро бегать, жили стаями, так им было легче защищаться и прокормиться.Современный человек во многом схож с древними людьми, но во многом более развит. Современного человека называют человек разумный, сознательный. Он изобрел подводные лодки, космические корабли, компьютер, создал «умные» машины, которые сочиняют музыку и могут решить в одну минуту тысячи задач.2. Человек как живое существоПознакомить детей с тем, что человек, как животные и растения, является частью живой природы. Человеку, как и всем живым существам, нужны свет, тепло, воздух, вода, пища. Из материалов природы человек создает все необходимое для жизни.Тело человека хорошо устроено: голова находится высоко - в самом надежном месте; руки гибкие, могут делать все, что нужно, достанут и то, что вверху над головой, и то, что внизу; ноги сильные, длинные - человек может ходить, бегать, прыгать, лазать, ползать и т.д. Под кожей, покрывающей все тело, находятся кости и мышцы. Кости составляют скелет человека. Скелет является опорой тела, а также защищает многие внутренние органы от повреждений.Для восприятия окружающего мира есть глаза, уши, нос, язык, кожа. Это помощники человека. Глаза позволяют видеть предметы, людей, различать цвет, форму, величину; благодаря им мы читаем книги, смотрим телепередачи, рассматриваем иллюстрации; уши нужны, чтобы слышать разные звуки, речь людей, пение, музыку; нос - чтобы различать запахи, дышать; язык - чтобы узнавать вкус пищи; с помощью кожи человек определяет характер поверхности предметов, их качества: мягкие, твердые, холодные, гладкие, шероховатые. Органы чувств помогают любоваться, наслаждаться красотой окружающего мира. Человек должен беречь свои органы чувств. Для этого необходимо знать и выполнять правила бережного отношения к своим органам чувств. Человеку, лишенному какого-либо органа чувств, тяжело жить.В природе все взаимосвязано. Живым организмам необходимо тепло и свет, воздух, вода. Живая природа не может существовать без живой. Но и живая природа влияет на неживую. Например, растения очищают воздух. Растения служат пищей животным.Человек как живое существо приспосабливается к природе, но как существо разумное создает необходимые условия для жизни. У человека во все времена была необходимость и потребность в труде. Труд обеспечивает человеку не только материальные условия жизни. Он способствует развитию личности, помогает завоевать уважение со стороны других людей и испытать самоуважение. У человека есть потребность в общении, любви, дружбе, образовании. Для удовлетворения этих потребностей человек создал семью, детские сады и школы, театры, музеи, библиотеки, произведения искусства.Человек способен думать, выражать свои мысли словами, записывать их. Человеку в жизни необходимы разные умения. Многим из них он может научиться в детстве: аккуратно одеваться, беречь вещи, помогать взрослым поддерживать чистоту в помещении, ухаживать за комнатными растениями, рисовать.Очень важно уметь поддерживать свое здоровье.Правила ухода и сохранения здоровья органов познания: Чтобы сохранить органы чувств, необходимо содержать их в чистоте, не засовывать в нос мелкие предметы, не тереть глаза руками, не прикасаться руками к незнакомым предметам (горячим, холодным, острым и т.д.), выполнять упражнения для глаз, промывать нос, уши и глаза; наслаждаться красивыми объектами, слушать приятную музыку.3. Внутреннее строение человекаУ человека есть внутренние органы: сердце, легкие, желудок, кишечник, мозг. Желудок и кишечник переваривают пищу. Благодаря легким человек дышит. Он вдыхает свежий воздух, наполняет им легкие, как мы надуваем шарики. Кровь из легких несет воздух к каждому органу. Затем человек выдыхает прежний воздух, - он уже вреден для организма, в нем много углекислого газа, - и снова вдыхает свежий воздух. Человек дышит днем и ночью. Сердце работает как мотор, разносит свежий воздух и питательные вещества по всему организму. Самый главный орган - мозг. Он находится в голове. От ударов, ушибов его защищает череп. Мозг управляет всем органами. Человек хорошо себя чувствует, когда у него все органы здоровы.Правила сохранения внутренних органов:Чтобы сохранить сердце здоровым, необходимо выполнять дыхательные упражнения на свежем воздухе, совершать пешеходные прогулки, физические упражнения, находиться в хорошем настроении, не злить и не злиться ни на кого, выполнять посильную работу.Чтобы не испортились зубы, необходимо чистить зубы два раза в день, полоскать рот после еды. Чтобы не повредить органы пищеварения, необходимо знать и выполнять правила культуры приема пищи: использование приборов, тщательное пережевывание пищи, прием теплой пищи, согласовывать движения рук и приборов, способов общения за столом.Чтобы не сломать кости, необходимо много бегать, прыгать и т.п., чтобы движения были ловкими, изящными, быстро меняющимися, точными; не взбираться, не залезать куда-нибудь (на что-нибудь), если не знаешь, не изучил данный предмет, ситуацию. Чтобы не сломал твои кости другой, необходимо не мериться силой, не договорившись о спортивных правилах, не вступать в драку, а отойти от сильного и злого, необходимо заниматься спортом, упражнениями. Учись защищать себя, правильно падать, сгруппировавшись, свернувшись в калачик, закрывай голову руками. Чтобы кости были прочными, необходимо употреблять особые продукты - яблоки, молоко, творог, яйца.Чтобы сохранить органы дыхания здоровыми, необходимо дышать свежим воздухом, делать дыхательные упражнения, не закрываться шарфом. Содержать в чистоте помещения и воздух, в котором находятся животные. Проветривать и делать влажную уборку. Избегать резких, сильных запахов. Не кричать, чтобы не перенапрягать голосовые связки.4. Жизнь в мире с природойРасширять представления о том, что человек - разумная часть природы, он не может нарушать ее законы, изменить ее развитие. Человек выделяется в природном мире и отличается от животных тем, что думает, делает все сознательно, предусматривает результаты своей деятельности. Он - высшее создание природы. Он обладает речью, мышлением, системой социальных отношений.Человек обладает сознанием. Он мыслит, имеет память, воображение, вырабатывает свое личностное отношение к окружающему. Человек создан природой для того, чтобы помогать природе, совершенствовать мир, улучшать и совершенствовать его.Разумный и гуманный человек заботливо относится к природе: бережет воду, воздух, энергию, экономно расходует природные богатства, защищает редких животных и растения, внесенных в Красную книгу, сохраняет заповедные места. Разводит парки и сады, огороды, заботится о домашних животных и культурных растениях, сохраняет плоды растений (строит овощехранилища, консервирует продукты и др.).Учить детей использовать целебные силы природы: солнце, воздух и вода - помогают закаливать организм.Правила и секреты закаливания:Одеваться по погоде, не кутаться.Делать зарядку.Обтираться влажным полотенцем.Ежедневно принимать прохладный душ.Больше двигаться, играть в подвижные игры, бегать.Заниматься плаванием, лыжами, катанием на коньках.Закаляться постепенно. Постоянно.Растительный мир подарил человеку огромное богатство - лекарственные растения, которые всегда были источником жизни и здоровья. Лук репчатый улучшает аппетит, пищеварение, используется для лечения простудных заболеваний. Чеснок оказывает противомикробное, противовоспалительное действие. Используется при простудных заболеваниях, бронхитах, коклюше, для лечения бородавок. Облепиха богата витаминами, используется для профилактики многих заболеваний. Черемуха имеет сильное лекарственное воздействие. Используется как потогонное средство, при глазных болезнях. Фитонциды, выделяемые черемухой, очищают воздух от микробов. Ромашка используется при простуде, для улучшения сна.5. Разговор о правильном питанииПитаться организму помогают органы, состоящие из костей: зубы (самые сильные, крепкие) и мягких тканей - небо, язык - здесь все пережевывается, перемалывается, перетирается пища и ощущается ее вкус - кислый, сладкий, горький, соленый и т.п. Затем пища попадает через глотку в пищевод, далее в желудок, кишечник, где пища превращается в жидкость, переходящую в кровь. В кишечнике ранее называемая пища разделяется на полезную и ненужную жидкость. Полезная жидкость всасывается в клетки крови и перемешивается с ней, а ненужная - выбрасывается наружу, удобряет землю. Человек питается, чтобы получить наслаждение и радость, чтобы выполнять любое дело и изменяет употребляемую пищу, чтобы получить энергию, силы для создания новых продуктов питания, предметов быта, произведений искусств.Всем нужно питаться: и большим и маленьким, но особенно тем, кто маленький и должен расти. Питательные вещества находятся в продуктах. Масло - есть очень много различных масел, например, оливковое, подсолнечное. Лучше употреблять масло в сыром виде, например, для заправки салата, а не жарить на нем. Яйца - в яичном белке много белковых веществ, а в желтке есть белки, жиры, витамины и минеральные соли. Мясо -содержит в основном белки и жиры. Белое мясо (курятина, телятина) более постное, чем красное (говядина, свинина). Рыба - особенно богата фосфором, способствующим развитию памяти. Замороженные продукты - частично теряют свою питательную ценность. Консервированные продукты - не так питательны и полезны, как свежие. Фрукты - содержат много воды, сахара, витамины и минеральные соли. Особенно много их в кожуре. Поэтому лучше есть и кожуру, хорошо промыв ее. Овощи - дают мало энергии, но много воды и клетчатки, которая помогает кишечнику лучше выводить отходы, образующиеся при пищеварении. Молочные продукты - молоко, масло, сыры и йогурты содержат белки, жиры, минеральные соли и витамины, необходимые для укрепления костей. Хлеб и мучные изделия - богаты клетчаткой. Рис - очень легко усваивается, поэтому подходит для питания больных и маленьких детей. Содержит крахмал и витамины. Вода - переносит вещества внутри тела и регулирует его температуру. Более половины массы нашего тела составляет вода. Нужно пить много воды! Напитки - газированные напитки имеют приятный вкус, но содержат вредные для организма газы, красители и подслащивающие вещества. Сладости - быстро дают нам много энергии. Однако слишком много сладостей могут навредить.Десять правил хорошего питания:Перед едой нужно помыть руки, чтобы не занести в рот инфекцию.Завтрак должен быть более обильным, чем ужин: утром расходуется больше энергии, чем ночью.Жевать нужно с закрытым ртом, чтобы не заглатывать воздух, который вреден для желудка.Хорошо пережевывать - значит ощущать вкус пищи, это помогает лучшему перевариванию ее.Желудок тоже должен отдыхать, поэтому лучше, чтобы между приемами пищи проходило несколько часов.За столом нельзя ругаться, нужно улыбаться, тогда пища будет лучше перевариваться.После еды не стоит заниматься гимнастикой, т.к. кровь нужна желудку и не может помогать мышцам.После еды нужно хорошо почистить или прополоскать зубы, чтобы они были чистыми и здоровыми.В сырых фруктах и овощах содержится много клетчатки, которая помогает кишечнику освободиться от ненужных веществ.Полезно выпивать много воды в день, но лучше пить ее в промежутках между приемами пищи.6. Безопасный тип поведенияПознакомить детей с тем, что человек часто встречается с ситуациями, угрожающими его здоровью. Гроза опасна разрывами молний, которые могут вызвать пожары, расщепление деревьев и загорание, гибель животных и людей. Чаще молнии ударяют в предметы, возвышающиеся среди других (башни, высокие здания, трубы и др.). В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья.Правила поведения во время грозы:Лучше находиться в помещение, но закрыть окна и двери и не допускать сквозняков, т.к. молния обычно проходит в землю по поверхности здания и может проникнуть в открытые окна.Во время грозы нельзя пользоваться телефоном.Безопасно оставаться в машине и в автобусе, но надо закрыть окна.Нельзя пускать воздушного змея.В лесу укрываться лучше под кустарником, невысокими деревьями.Молнии реже поражают березу.Чтобы избежать несчастья на воде запрещается:самостоятельно входить в воду (бассейн, реку, озеро, море);прыгать в воду и подныривать;садиться друг на друга;нырять навстречу друг другу;топить друг друга, выполнять неожиданные действия;звать на помощь без причины.Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь на улице, необходимо знать и выполнять правила дорожного движения, правила личной гигиены: дышать носом, не есть на улице; правила социальных отношений: не вступать в разговоры с незнакомыми и подозрительными людьми, не отставать от мамы или воспитателя, не принимать от незнакомых людей продукты питания и игрушки; правила общения с бездомными и незнакомыми кошками и собаками - кормить, но не дотрагиваться, разговаривать, но не ласкать, не угрожать палкой, не размахивать руками, не кричать, не убегать.Учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, знать, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки).Советы детям:Никогда не собирайте для употребления в пищу незнакомые грибы.Никогда не берите в рот сырых грибов.Знакомые грибы внимательно рассмотрите со взрослыми.Употреблять в пищу съедобные грибы можно только после обработки.Внимательно осмотрите место, где нашли грибы, там могут быть еще грибы.Старые грибы не срывайте: пусть рассеют споры, чтобы выросли грибы на будущий год.Будьте в лесу заботливыми хозяевами, не вырывайте грибы с корнем, осторожно выкрутите ножку гриба.Несъедобные грибы (мухоморы, поганки) оставьте для обитателей леса. Они ими лечатся.ЛитератураБаранова М.Л., Копытина М.Г. Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ. – Москва, СПб., Детство-пресс, 2008г.Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. – Москва, Мозаика-синтез, 2005г.Бочкарев О.И. Система работы по формированию ЗОЖ. – Волгоград, 2008г.Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – Москва, Мозаика-синтез, 1990г.Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. – Москва, Просвещение, 1986г.Галанов А.С. Игры, которые лечат. – Москва, Мозаика-синтез, 2001г. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. – Волгоград, 2010г. Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогическое просвещение родителей. – Москва, СПб., Детство-пресс, 2009г. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях.// Под ред. В.И. Орла и С.Н. Агаджановой. – Москва, СПб., Детство-пресс, 2006г.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X