Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Шафикова Гульфия Зуфаровна

"Умные ребята"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. ПугачеваСаратовской области»Согласовано Утверждаюна Педагогическом совете Директор школы О.Д. БордуноваПротокол № 10 от 11.06.2020г. Приказ № от 25.06.2020г.Платная дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа«Умные ребята»Направленность программы: естественнонаучнаяВозраст детей:8-9 летСрок реализации: 1 год Автор-составитель: Малахова А.В., учитель начальных классовПугачев, 2021г.2.Пояснительная запискаВыявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.         Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.        Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.         Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности.  Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.        Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.        Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес к наукам.В настоящее время ученики начальных классов принимают участие в предметных олимпиадах не только школьного и муниципального уровня, но и всероссийского и международного уровня: игра-конкурс  «Русский медвежонок – языкознание для всех», математический конкурс-игра «Кенгуру», игра-конкурс по информатике «Инфознайка».Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее. Направленность программы – естественнонаучнаяНовизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных критериев новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы: соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются: определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы: оценки педагогом.Актуальность данной программы состоит в том, что в младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте.Цель: развитие познавательных способностей учащихся, интеллекта,  на основе системы развивающих занятий.Задачи:развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы- 8-9 лет.Срок реализации дополнительной образовательной программы – 1год обучения-36 часов.Форма организации занятия – групповая, форма проведения занятия- беседа, учебно- тренировочное занятие, дискуссия, сюжетно-ролевые игры, практические занятия.Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятия- 45 минут.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.Основной  результат  обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных  и предметных результатов.Личностные результаты— Целостное восприятие окружающего мира.— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.Метапредметные результаты— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установленияаналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».Предметные результаты — Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также дляоценки их количественных и пространственных отношений.— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).Ожидаемые предметные результаты освоения содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы :К концу обучения дети должны знать:логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;обоснованно делать выводы, простейшие умозаключения, доказывать;обобщать математический материал;находить разные решения нестандартных задач;составлять, моделировать и штриховать предметы;находить закономерность;классифицировать предметы, слова;определять истинность высказываний;решать геометрические задачи, ребусы, задачи-шутки, числовые головоломкиСпособы определения результативности: педагогическое наблюдение, анализ, мониторинг.Виды контроля: беседа, опрос, анкетирование, выставки, конкурсы, фестивали, праздники, соревнования, отчетные концерты.Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – итоговый смотр – концерт художественной самодеятельности.3. Учебный план№п/пНаименование темыВсего часовТеорияПрактикаФорма контроля1Вводное занятие10.50.5опрос2Русский язык1037опрос3Математика936викторина4Окружающий мир936игра5Логика615беседа6Итоговое занятие10.50.5соревнованиеИтого:3611254. Содержание учебного планаСодержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми. Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественной творчество. На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов;- задания с отсроченным вопросом;- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, мышления, воображения, наблюдательности);- решение частично-поисковых задач разного уровня;- творческие задачи.Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания. 5. Календарный учебный график№п/пТема занятияКоличествочасовДата проведенияФорма контроля1Организационное занятие.1Опрос 2Викторина «Животный мир. Чудо из чудес. 1Викторина3Сказочная викторина. Заседание почемучек .1Викторина4Упражнения с числами. Головоломки. 1Соревнование 5Логические задачи. Гимнастика для ума1Опрос6Логические задачи. Гимнастика для ума.1Опрос 7Викторина «Лесные загадки» .Знаешь ли ты природу?1Викторина8Занимательная геометрия Весёлая математика .1Игра 9Читай, играй, выдумывай (литературные загадки).1Соревнование 10Конкурс смекалистых. 1Выставка рисунков11Конкурс «Медвежонок»1Опрос 12Лабиринты живой природы.1Игра 13Секреты языкознания Чудо из чудес (по русскому языку).1Игра 14Великие люди: факты и открытия. Занимательная география.1Соревнование 15Таблица умножения на пальцах Логические цепочки (тренировка внимания и быстроты реакции).1Выставка рисунков16Логические цепочки (тренировка внимания и быстроты реакции).1Опрос 17Узелок на память (по русскому языку).1Игра 18Заседание почемучек (окружающий мир).1Игра 19Олимпиада по русскому языку.1Соревнование 20Развивающее занятие по логике1Выставка рисунков21Познание жизни. Исследование «Что такое хорошая жизнь»1Опрос 22Математические игры.1Игра 23Математические ребусы1Игра 24 Задачи на развитие смекалки1Соревнование 25Выпуск математической газеты «Эврика» №21Выставка рисунков26Игра «Вопрос – ответ» (по окружающему миру)1Опрос 27Магические фигуры.Логические цепочки.1Игра 28Час весёлой математики1Игра 29Кроссворды и головоломки1Соревнование 30Интеллектуальные игры. Игры со словами (анаграммы, ребусы, головоломки, загадки)1Выставка рисунков31Игры на эрудицию ("Логические цепочки", "Самый быстрый эрудит", "Надувалочка")1Опрос 32Конкурс «Эрудит»1Игра 33Сказочный марафон.1Игра 34Проект «Энциклопедия одного слова»1Соревнование 35Викторина «Животный мир Чудо из чудес. 1Выставка рисунков36Итоговое занятие.1Смотр-концерт6. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Умные ребята»В основу данной программы легла авторская программа   «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка» автором, которой является Ольга Владимировна Синякова.7. Список литературыАндросов, А. Играем в «Что? Где? Когда?» /А. Андросов, А. Клейн./ – Одесса: НВО ХПА, 1998г.Анисимова, Н.П., Винакова, Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы./Н.П. Анисимова, Е.Д. Винакова/ – М. Издательство “Первое сентября”, 2004г. Баландин, Б.Б. 1001 вопрос для очень умных (с подсказками для остальных)/Б.Б. Баландин./ – Москва: РИПОЛ КЛАССИК, 2001г.Белкин, В.А. Клуб интеллектуальных игр: методика тренировок /В.А. Белкин./ – Москва, 2002г.Ворошилов, В.Я. Феномен игры /В.Я. Ворошилова./ – Москва, ЭКСМО, 2002г.Граник Г.Г. Секреты орфографии./Г.Г. Граник./ – М., 1991г.Дьячкова, Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. /Г.Т. Дьякова/ – Волгоград. Издательство “Учитель”, 2007 г. Калугин, М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов./М.А. Калугин/ – Ярославль. Академия развития: Академия, Академия Холдинг, 2000г.Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики./Н.А. Касаткина./ – Волгоград. Издательство: «Учитель», 2003г.Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 1 классе./Г.Г. Левитас./ – М. Илекса, 2002Сухин И.Р. Занимательные материалы: Начальная школа./И.Р. Сухин./ – М.: ВАКО, 2004г. Труднев, В.П. Считай. Смекай отгадывай./ В.П. Труднев./ – Москва Издательство: «Просвещение», 1970г.Хайчин, Ю.Д. Главная книга умных и веселых / Ю.Д. Хайчин./ – Донецк: Сталкер, 1998г.Хайчин, Ю.Д. Настольная книга умных и веселых /Ю.Д.Хайчин./ – Донецк: Сталкер, 1997г.Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку./И.Д. Чаплыгина./ – М.: Владос, 2000г. 

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X