Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Яковлева Дарья Владимировна

Особенности педагогического руководства изобразительной деятельностью детей раннего возраста

скачать документ

Вернуться назад

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования«Ульяновский государственный педагогический университетимени И.Н.Ульянова»Факультет образовательных технологий и непрерывного образованияКафедра специального и профессионального образования, здорового и безопасного образа жизниИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТАНа тему: Особенности педагогического руководства изобразительной деятельностью детей раннего возрастаВыполнила: слушатель гр. Д-9воспитатель ГКУЗ Специализированный дом ребёнка г.Ульяновск Яковлева Дарья Владимировна Научный руководитель:Введение.3Глава1 Теоретические основы педагогического руководства изобразительной деятельностью детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.l.l. Изобразительная деятельность как основа эстетического воспитания детей раннего возраста.7Педагогические условия для развития изобразительной деятельности детей раннего возраста…………………………………………………………..11Развивающая среда как потенциал для формирования творческих способностей и эстетического восприятия……………………………….15Глава2Педагогический эксперимент по изобразительной деятельности детей раннего возрастаКонстатирующий этап эксперимента.18Формирующий этап эксперимента.19Совместная деятельность родителей и детей.20Контрольный этап эксперимента21Заключение……………………………………………………….22Список литературы……………………………………………24ВВЕДЕНИЕ Мы с умилением наблюдаем за рисующим малышом, пытаясь понять, что он рисует. В творчестве проявляется внутренний мир ребенка, который не всегда понятен окружающим. В рисунках дети стараются выразить то, что чувствуют. Поэтому изобразительная деятельность широко используется в психотерапевтических целях. В процессе рисования развиваются все виды памяти, что помогает установить ассоциации между восприятием действительности и искусством. В настоящее время одним из важнейших условий формирования нового человека является эстетическое воспитание, которое способствует развитию способностей воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, развитие и формирование у детей эстетического вкуса и чувств, а также умение и навыков в творческой деятельности. Ребенок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную познавательно- творческую деятельность. В ней ребенок осваивает различные способы и формы художественного творчества. Изобразительная деятельность крайне важна для овладения умением рисовать. Дети в процессе изобразительной деятельности приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общие и отличительные признаки. У детей развивается внимание, усидчивость, мелкая моторика рук и зрительное восприятие. Занятия изобразительной деятельностью у детей раннего возраста не только помогают им овладевать элементарными приемами рисования, но и положительно влияют на общее развитие детей: побуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывает чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мышление, память, воображение.6943811196835Наиболее доступными для детей раннего возраста видами изобразительной деятельности являются рисование и лепка. Наблюдая за тем, как взрослые (родители, брат, сестра) действуют с ручкой, карандашами, малыши тоже пытаются брать в руки карандаш и водить им по бумаге. В этом проявляется активное стремление выполнять действия без помощи взрослого. Но, естественно, сначала у них ничего не получается: рука не слушается, а правильно рисовать в семье учат редко. Нужно научить ребенка замечать нанесенные на бумагу линии, постепенно находить сходство и различие. И в последствии побуждать детей к осознанному повторению этих линий. Этот этап является очень важным и длительным, в дальнейшем дети смогут воспроизводить рисунки и несложные предметы по показу воспитателя и самостоятельно. Одна из главных задач - научить ребенка правильно держать карандаш и кисть; в пальцах, а не в кулачке. Это является главной проблемой для детей грудничкового и раннего возраста - плохое развитие мелкой моторики рук. Для детей этого возраста существует определенная методика рисования и лепки. Основоположниками в изучении данной проблемой занимались такие педагоги как: Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева, С.В. Погодина, Н.П. Сакулина, и другие педагоги. По методике обучения Т.С. Комаровой основной задачей является успешное овладения рисованием, лепкой-изображением предметов и явлений окружающего мира - важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов разной формы (зрительное, осязательное и т.д.); цвета, начиная с контрастных цветов (красный, синий и т.д.) и постепенно добавлять другие цвета, не требуя от них запоминания и названия. Особое значение в сенсорном развитии детей и овладении изобразительной деятельностью является рассматривание предметов и явлений окружающего мира и дидактические игры, в процессе которых обогащаются представления о предметах и их свойствах Из изученных методов Г.Г. Григорьевой есть обоснованное ею высказывание «Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для её появления и развития, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. С развитием деятельности растет, развивается, изменяется сам ребенок». Малыш с помощью взрослых открывает для себя функции предметов. Логика руки подчиняется логике предметов (П.Я. Гальперин). Ребенок способен перенести усвоенные действия на новый предмет (изображение карандашом переносится на фломастер, мелки, краски и т.д.). Проявляется позиция «Я сам». Расширяется круг интересующих и освоенных предметов (природа, культура), развивается речь, которая рассматривается как знак к освоению деятельности и общения. В период с двух до трех лет изобразительная деятельность у детей ориентирована на предметный мир и ведущим видом деятельности является предметно-орудийная. Это может быть цвет, звук, форма, масса и др. С.В. Погодина привела методы развития изобразительной деятельности «Дети дошкольного возраста по-разному воспринимают произведения живописи, поскольку живопись требует длительного сосредоточения при изучении деталей картины...». Знакомство детей с художественными образами рекомендуется начинать с рассматривания иллюстраций детских книг, которые служат первыми средствами постижения основ изобразительной грамоты. Вызывать интерес к произведению живописи, формировать у детей представление о способе отражения окружающего мира, знакомство детей со средствами живописи (лист бумаги, мольберт, краски и др.), обогатить слова детей понятиями изобразительной грамоты. Также сегодня применима и популярна методика грудничкового рисования, разработанная доктором медицинских наук Марией Владимировной Гмошинской «Художники в памперсах». Данная методика помогает развивать сенсорную и мелкую моторику рук малыша, формировать его основные психическиеспособности и креативный потенциал, а также это эффективный способ положительного взаимодействия и сотворчества ребенка с родителями и педагогом. Сложность организации обучения рисованию состоит в том, что они носят неформальный характер, нет регламентированности, свойственной обучению в любом образовательном учреждении. Темы для рисования возникают под влиянием протекающих событий, и требуют от взрослых гибкости подхода к изображению предметов и явлений. Взрослый должен показать ребенку, что в штрихах, точках, линиях, каракулях можно увидеть какое-то содержание, образ. Поэтому с детьми второго года жизни нужно рассматривать предметные картинки. Полезно рисовать и лепить на глазах у детей, показывать, как взрослые пользуются материалом. Продолжать знакомить малышей с миром вещей и природой, воспитывать интерес к предметам изобразительной деятельности, воспитывать интерес к собственной изобразительной деятельности, желание рассказать о рисунке.Гипотеза: Развитие изобразительной деятельности детей раннего возраста требует всех видов и методов педагогического влияния для ознакомления детьми со всеми видами творчества. Педагогическая цель в изобразительной деятельности-развитие интереса у детей к художественному творчеству.Вывод: Занимаясь изобразительной деятельностью с маленькими детьми, необходимо учитывать особенности раннего возраста. У малышей ещё не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу (на карандаш надавливают слабо, на кисточку слишком сильно). Часто отсутствие умений сердит и расстраивает детей, они оставляют попытки нарисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задержаться на уровне хаотичных линий (черкание, каляки-маляки). При обучении детей раннего возраста активно используется игра. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание, создаёт необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.ГЛАВА 1. Теоретические основы педагогического руководства изобразительной деятельностью детей раннего возраста.Изобразительная деятельность как основа эстетического воспитания детей раннего возраста. В чем специфика художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста? Эстетическое воспитание-это целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира искусства и создавать её. Влияние искусства на становление личности ребенка, пробуждение у него творческих начальных способностей. Основной частью художественного воспитания является воспитание средствами искусства. Результатом эстетического и художественного воспитания является художественно-эстетическое развитие как процесс и результат освоения эстетического и художественного опыта человечества, развитие способностей переживать различные явления действительности как прекрасные, эмоционально откликаться на художественные образы и проявление красоты в мире; становление и совершенствование эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности человека. Целью художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников является приобщение к художественной культуре, развитию детского творчества, формирование элементов эстетического отношения к окружающему миру Существует несколько основных задач и направлений по художественно-эстетическому развитию и воспитанию дошкольниковАктивизация и развитие эмоционального отклика на проявление красоты в окружающем мире, изображать её в произведениях искусства и собственных творческих работах, развитие восприятия.Создание условий для освоения детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности (обогащение представлений об искусстве).Развитие эстетических оценок, суждений, интересов, эстетических предпочтений, желание познавать искусство и осваивать изобразительную деятельностьФормирование самостоятельного проявления эстетического отношения к окружающему миру в любых ситуациях.Развитие изобразительной деятельности. В последних педагогических исследованиях заметно выросла заинтересованность вопросами эстетического воспитания подрастающего поколения. Об этом свидетельствуют исследования многих авторов в области педагогики, искусствоведения и психологии. Большинство из них опираются на разработанные ранее, и уже ставшие классическими, представления известных педагогов о развивающей функции средств эстетического воспитания, используемых при ознакомлении детей с различными видами искусства (Т.Г. Казакова, Е.С. Комарова, Н.А. Ветлугина, А.И. Савенков) ФГОС рассматривают художественно-эстетическое развитие как развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятия музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; развитие самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной, конструктивно-модельной и др.) На современном этапе в детском саду выдвигаются задачи эстетического воспитания: развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей; приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычки; посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения; формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления в жизни; развивать художественно-творческие способности у детей. Детская изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте и на протяжении дошкольного возраста качественно изменяется. Относительно раннего возраста выделяют так называемый доизобразительный этап развития деятельности (как правило, до 2,5-3 лет), характеризующийся свободными действиями с материалами и инструментами, непроизвольностью действий, отсутствием замысла, обусловленной развитием моторных функций. На этом этапе детям интересен материал сам по себе (что с ним можно делать: мять, комкать бумагу, чиркать карандашом). Изобразительная деятельность - важнейшее средство эстетического воспитания. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создавать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живопись, скульптура, архитектура, произведений народного декоративного творчества - обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения. Изобразительный этап связан с появлением преднамеренности в замысле деятельности, освоением средств изображения, созданием изображений и развитием изобразительных умений. Рисование, лепка, творческое конструирование, аппликации как виды детской изобразительной деятельности имеют свои своеобразные черты.Но у дошкольников они часто интегрированы: ребенок придумывает образ и дорисовывает недостающие детали, лепит из пластилина и дорисовывает «узор» стекой, что отмечается как синкретические проявления и рассматривается в рамках интеграции видов деятельности.В процессе рисования, лепки, аппликации выделяют:предметные изображения, требующие передачи формы и структуры предмета, его пространственно-размерных свойств, основных, типичных и индивидуальных признаков, фактуры и цвета;сюжетные изображения, основанные на передаче изобразительными средствами отношений, события, сюжета;декоративные изображения, основанные на ритме, интересном композиционном и цветовом решении, подчиненном идее украшения (например, декорирование в стилистике народных промыслов). Важно отметить, что чувство прекрасного сформируется у ребенка тогда, когда красота предмета, явления становится в конкретном выражении. Описывая с детьми цветок, можно сказать, что красиво в цветке: ярко или нежно раскрашенная головка цветка, постепенный переход цвета лепестков от одного тона к другому, плавно изогнутый стебель, резные листья. Детям нужно подобрать такие слова, чтобы передать эстетическую характеристику этого предмета. Ребенок поймет, что значит красиво и начнет находить красоту в других явлениях, предметах.У ребенка появится эстетический вкус тогда, когда он будет получать удовольствие, духовное наслаждение от красоты в искусстве, в жизни, в быту. Подводя итог, можно сказать следующее, что младший дошкольный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания. У детей раннего возраста формируется отношение к миру, происходит развитие эстетических качеств будущей личности. Чем ярче будут впечатления, чем содержательней и интересней их жизнь, тем лучше будет развиваться воображение,а рисунки будут разнообразными, интересными и красивыми. Таким образом, важным путем эстетического воспитания является целенаправленная, правильно организованная изобразительная деятельность, способна обеспечить эстетическое развитие младших школьников.Педагогические условия для развития изобразительной деятельности детей раннего возраста Для создания собственных художественно-выразительных образов ребенку- дошкольнику необходимо овладеть минимумом художественного опыта, но процесс его освоения затрудняется из-за необъективности отношения к детскому рисунку. Многие педагоги считают, что дети слишком малы и неспособны реалистично передавать характерные черты какого-либо предмета, поэтому обучение своих воспитанников они строят по принципу репродукции под четким контролем при выполнении работы. В этом случае рисунки получаются одинаковыми. В них отсутствует «авторский» стиль ребенка. Как метод обучения, репродукция, может быть использована на практике, но её функция сводится к реализации упражнений, направленных на формирование тех или иных изобразительных качеств и умений. Применение её как основного педагогического метода приводит к развитию стереотипности и однообразия образов у детей и снижение уровня творческих способностей. На практике мы сталкиваемся и с другим подходом, когда продукты детского творчества возводятся до уровня «шедевров». При таком взгляде снижается степень объективности в оценке творческого начала. Было бы педагогически неверным считать, что все созданное малышом есть совершенство. Если б творчество являлось объективной характеристикой детей раннего возраста, то педагогу не было бы необходимости ставить задачу развития детского изобразительного творчества в ходе педагогического процесса. В детях заложено много предпосылок, составляющих большой творческий потенциал в изобразительной деятельности. Но для того чтобы увидеть результативность детского творчества, необходимо целенаправленное обучение основам изобразительной грамоты со всеми исторически сложившимися правилами и законами. Это становиться возможным, если мы объективно подойдем к оценке детских работ. В каждой работе (рисунок, аппликация) мы должны видеть возможную перспективу роста и показать ребенку, что в его работу можно внести изменения, чтобы в работе было больше выразительности. Еще одна педагогическая модель организации детского изобразительного творчества заключается в том, что педагог пытается добиться внешней эффективности детских работ, но не обучает основам цветоведения, композиции рисунка. Такая ситуация возникает, когда неклассичекие техники используются как самоцель. Например, технику монотипии педагог использует для того, чтобы дети получили образ бабочки (на одну из сторон листка наносится краска, лист складывается пополам и раскрывается, результат- симметричное цветовое пятно). Выразительность присутствует и все образы индивидуальны и неповторимы, но это эффект достигается благодаря специфике данной техники, а не творческому потенциалу ребенка. Таким образом, для достижения цели в развитии детского изобразительного творчества необходимо определить условия при которых становится возможным не только повысить творческий потенциал ребенка, но и раскрыть его резерв заложенный природой.Существует несколько условий для плодотворного развития детского изобразительного творчества. Приведем основные условия их решения: 1)Осознание значимости и сущности детского изобразительного творчества для становления ребенка как личности. Процесс творческого развития необходимо строить с учетом разностороннего подхода к решению данной проблемы. Во время педагогического процесса, не стоит препятствовать самостоятельному изучению азов изобразительной грамоты. Нецелесообразно знакомить детей с готовыми вариантами получения разных оттенков цветов, важнее дать детям возможность самостоятельно поэкспериментировать с цветом и попробовать получить тот или иной оттенок при смешивании и разном решении.2)Поощрение творчества и свободного самовыражения детей. На любом возрастном этапе педагогу важно уметь находить подход к любому ребенку и быстро реагировать на ту или иную ситуацию на занятии и в свободной деятельности. Педагог обязан в короткий срок найти альтернативный подход, выступающий в качестве объединяющего момента между задачами занятия и желанием ребенка, который позволит в мягкой форме реализовать поставленные задачи педагогического процесса при этом не ущемив права маленького художника.3) Создание условий для мотивации детей. Для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка важно учитывать не только его индивидуальные и возрастные особенности, но и эстетические потребности, на основе которых формируются мотивы. Мотивация к творчеству имеет большое значение в личностном становлении дошкольника. Развитие детского изобразительного творчества напрямую связано с решением проблем, относимых к другим сферам жизнедеятельности дошкольника.4)Организация интересных и содержательных форм педагогической деятельности в условиях детского учреждения и дома. При организации детского изобразительного творчества необходимо учитывать два важных фактора. Во-первых, любая форма педагогического процесса, связанного с изобразительной деятельностью, должна быть насыщенна определенным содержанием, т.е. в ходе занятий, бесед, экскурсий, игр ребенок имел бы возможность пополнять и обогащать свои знания в сфере изобразительного искусства. Во-вторых, творческий процесс наиболее продуктивен тогда. Когда он интересен. Одна из важных задач для педагога в работе с детьми-активизация их интереса. Без интереса невозможно выполнить ни одну задачу, будь то обучение, закрепление развитие и т.п. Интерес и способностьудивляться-движущая сила творческого становления. Но и в игре необходима мера. Если все занятия строятся на игpax, то происходит подмена мотивов у детей. Для них становиться интересней игра, а не обучение. Если же выбранная форма будет перенасыщена монотонной и скучной информацией, то дети быстро устанут. Большая часть останется не активизированной дошкольниками.5)Единая позиция педагогов в понимании перспектив творческого развития детей. Очень важно, чтобы между педагогами существовало согласие, единение в понимании сущности детского изобразительного творчества, в оценке его результатов, в характеристике педагогических принципов. Разные взгляды педагогов на проблему творчества не лучшим способом воздействует на детей.6)Учет индивидуальных особенностей детей. Данное условие реализуется в двух направлениях. Первое связано с устранением пробелов в знаниях, с предупреждением, коррекцией и исправлением педагогических и психологических проблем воспитания и развития детей как творческих личностей. Второе характеризуется активизацией творческого потенциала, повышение уровня развития творчества, углубления и расширения знаний и возможностей детей в области изобразительного искусства.7)Создание атмосферы творчества. В организации образовательного процесса важно соблюдать закономерность. От заинтересованности педагога зависит степень увлеченности детей. Если педагог равнодушен к деятельности, которую он организует, её результаты будут намного ниже, чем реальные возможности детей.Каждый современный педагог должен разнообразить работу с детьми на занятиях, уходить от шаблонов и стереотипов, использовать коллективную форму работы, давать возможность детям отразить свои впечатления в творческой работе, использовать разнообразные материалы и приемы изображения.Формирование творческих способностей личности ребенка-одна из главнейших задач дошкольной организации. Это является необходимым условием для развития личности в целом. При этом ведущая роль принадлежит взрослым-воспитателям и родителям. Особое значение для развития творческой деятельности ребенка имеет стимулирование творчества.1.3.Развивающая среда как потенциал для формирования творческих способностей и эстетического восприятия.ФГОС дошкольного образования ставят в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития. Одним из пяти направлений развития детей является художественно-эстетическое.Приобщение детей к миру искусства, формирование представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира, развитие любознательности. Способности видеть красоту природы, ею любоваться, а так же формирование первых технических навыков и умений в изобразительной деятельности происходит уже в младшем дошкольном возрасте. Поэтому важным моментом в работе педагогов является создание развивающей среды, которая обеспечит единство форм организации изобразительной деятельности в дошкольной организации. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого (педагога, родителя) и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста. Обстановка в группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку самостоятельно сделать выбор, чем он будет заниматься. Помещение в группе разделено на несколько тематических центров, в каждом из которых находится определенное количество материалов для исследования, продуктивной деятельности и игры. Развивающая среда должна быть организованна как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей ( изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр. Пространство группы необходимо организовать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течении дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных и художественных способностей и особенностей детей. Материалы для развития изобразительной деятельности располагаются рядом с игрушками, костюмами, играми, так как именно игровая деятельность во многом способствует появлению образа в рисунке, лепке, конструировании. Созданный рисунок или работа часто обыгрывается детьми. В уголке достаточно свободного пространства для организации самостоятельной деятельности детей. Здесь воспитатель вместе с детьми в свободное время рисуют, лепят, создают аппликацию.В соответствии с Методическими рекомендациями по организации предметно-развивающей среды ДОО в условиях подготовки к введению ФГОС ДО материалы и оборудования для продуктивной деятельности должны быть представлены двумя видами:-материалы для изобразительной деятельности и конструирования;-оборудование общего назначения. В набор для продуктивной изобразительной деятельности входят материалы для рисования, лепки и аппликации. Также оборудование общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, магнитные планшеты, лоска для размещения работ по лепке и др.) которое является обязательным и используется при проведении занятий. В группах предусмотрен стеллаж для расположения и систематизации изобразительных материалов и инструментов, магнитная доска для крепления репродукций, фотографий, детских книг и других материалов, доска для рисования цветным мелом. Дидактические игры и наглядный материал могут находится в тумбах или выдвижных шкафах. Работы детей (рисунки, поделки, коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде «Стена успеха», «Наши работы» и др., к которым есть свободный доступ. Для развития художественно-эстетического восприятия группа оснащается предметами народной игрушки (Дымковская игрушка, Хохломская игрушка, Городецкая игрушка, филимоновская игрушка, матрешки, репродукции картин, маленькие скульптуры). Игрушки расположены на фоне картин, что активизирует желание детей рассматривать и обыгрывать представленные материалы. Важным для детей раннего дошкольного возраста является фонд сенсорных материалов: картон и бумага разнообразных цветов и оттенков, фактуры, наборы форм плоских и объемных фигур, фигурок животных для тактильного обследования и игры, способствующей развитию точности и восприятия; мелкие игрушки и предметы для декорирования и обыгрывания, а также представления изображений. Педагог видит, что интересует ребенка, придумывает для него занятия. Помещение оснащается современной и безопасной техникой и мебелью, специальным освещением и крупногабаритными игровыми элементами. В групповых комнатах размещаются детские работы, выполненные в разной технике и из разных материалов. Это отражает демократические принципы воспитания детей: не запрещать играть, осваивать предметное пространство вокруг себя. В целом можно сказать, что комплексная предметно-пространственная среда обогащает детей большим объемом эстетических впечатлений, сформирует основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.ГЛАВА 2 Педагогический эксперимент по изобразительной деятельности детей раннего возрастаКонстатирующий этап экспериментаСвое педагогическое исследование мы проводили в ГКУЗ Специализированный дом ребёнка. Объектом исследования была выбрана группа раннего возраста, в которой я на данный момент работаю воспитателем. Целью работы воспитателя является обеспечение содержательной связи теоретических знаний с их осуществлением в практической деятельности, становление моей профессиональной и творческой компетенции, организация и проведение дидактической игры по изобразительной деятельности «Снег на дереве» посредством подручных материалов, таких как ватные палочки и пальцы рук. Эта игра способствует развитию мелкой моторики рук и развитию художественно-эстетических способностей у детей раннего возраста.На констатирующем этапе эксперимента мною была проведена игра с детьми. Детям были предложены на выбор следующие предметы:Им были розданы ватные палочки.На большом листе цветного картона был нарисован ствол дерева.Спросить у детей, что можно нарисовать на нем. Снег зимой и листочки летом.Детям было предложено попробовать чистой ватной палочкой изобразить где надо нарисовать снег или листочки.Некоторые детки правильно рисовали «чистой» ватной палочкой.Детям была предложена белая краска. И задан вопрос: что у нас белого цвета? Многие детки ответили правильно, что снег белый.Проходит коллективная работа, детки набирают краску ватными палочками и «тыкают» ими на «дерево». При наблюдении некоторые дети используют метод набивания, что очень необычно для раннего возраста. У некоторых детей плохо развита мелкая моторика, они неуверенно и без нажима используют предмет рисования (ватную палочку). Таким детям было предложено использовать свои пальчики, также «тыкая» на листе бумаги. В ходе констатирующего этапа эксперимента стало понятно, что не все дети уверенно пользуются таким простейшим предметом, как ватная палочка. Также использование пальцев рук не привело к большому ycпexy, так как некоторые дети панически бояться испачкаться краской. Это говорит о том, что при своей занятости родители не занимаются с ребенком рисованием в свободной форме, боясь что ребенок испачкается сам и все вокруг.Соответственно, я, как педагог предложила родителям воспитанников данной группы использовать в своем домашнем «творчестве» рисование не только пальцами и ватными палочками, но и всеми подручными предметами, которые есть дома. Родители положительно отреагировали на мое предложение. Также в нашем учреждении первый год практикуется программа для детей раннего возраста И.А. Лыковой «Теремок», в которой занятия и развивающие игры основаны на применении нетрадиционных методов изобразительной деятельности. Это положительно влияет при переходе от нетрадиционной техники рисования к традиционной.2.2. Формирующий этап экспериментаЦель: развитие художественно-эстетических способностей детей посредством занятия по изобразительной деятельности, изменив цвет объекта с белого на зеленый «Листья на дереве».Задача: знакомство детей с зеленой краской посредством определения окружающих предметов в группе. Развить тему наступления весны и распускающихся листьях на деревьях.На формирующем этапе мною была проведена следующая работа с детьми: 1.Совместно с детьми были наблюдения за деревьями на территории участка. Рассматривали их, есть ли на них снег или листья. Рассматриваем тематические картинки с изображением отдельно-стоящих деревьев и лесных массивов. Просматриваем художественную литературу (сказок, рассказов) с изображением лесной растительности. Наблюдение за деревьями из окна группы. Рассматриваем все растения и форму листьев, находящихся в группе. Ознакомление детей с макетом и развивающей книгой «Времена года».2.На занятиях по ознакомлению с миром природы (экологическое воспитание) познакомить детей с тем, из чего состоит дерево или любое растение (корень, ствол, ветки, листья), жизненные условия (вода, свет, тепло) и эстетический вид (красивые ветки, почки, листья). Познакомить детей с тем, что все растения имеют свой запах. 3.Третьим пунктом эксперимента является работа с красками и ватными палочками. В режиме занятия изобразительной деятельностью сюрпризным моментом служит дерево-макет без листьев. Мы его вносим в группу и вешаем отдельные листики на ветки. Предлагаем детям самим на своих нарисованных деревьях нарисовать зеленые листочки, чтобы получился большой зеленый лес. Дети берут ватные палочки и набирают ею краску и начинается творчество. Кто-то из детей, кто не боится испачкаться, тычет пальцами в краску и так рисует «свое» дерево.4. Творческий процесс закончился. Мы вместе с детьми рассматриваем свои рисунки и каждый называет где растет его дерево. У кого-то из детей получились крупные листья и их много, у кого-то мелкие. Вешаем свои рисунки на всеобщее обозрение, чтобы все рассмотрели деревья нашего леса. Вечером пришли родители и долго рассматривали нашу выставку. Им очень понравился наш весенний лес и рисунки всех детей.2.3.Совместная деятельность родителей и детейРодители захотели взять работы своих детей домой. Я им предложила нарисовать дома вместе с ребенком красивое весеннее дерево с зелеными листьями, но не кисточкой, а любым домашним предметом, например, прищепкой длябелья. Предложила повесить все работы, и групповые и домашние, на нашу выставку. Некоторые родители сказали, что обязательно нарисуют что то необычное вместе с ребенком и принесут в группу. За неделю многие родители принесли рисунки своих «сказочных» деревьев, сделанные вместе с детьми.2.4.Контрольный этап эксперимента На контрольном этапе педагогического эксперимента через неделю после нашего занятия, я задала вопрос детям, чем они рисовали свое дерево дома, вместе с родителями. Многие называли разные предметы: пальцами, сухими макаронами, губкой, ложкой и другими предметами. Многим детям очень понравилось рисовать необычными предметами вместе с мамой и папой. Результаты нетрадиционного рисования были прекрасны. Мы организовали замечательную выставку всех наших работ. Очень многие родители признались, что им очень понравилось данное необычное творчество. И что они впредь будут стараться уделять больше времени своему ребенку и вместе с ним продолжать заниматься изобразительной деятельностью. После прошедшей выставки многие родители предложили делать такие выставки почаще, чтобы они не забывали про внимание, которое они уделяют своим детям и любить их. Данная совместная деятельность родителей и детей показала, что и семья и дошкольная организация является неотъемлемой частью в жизни ребенка-дошкольника.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изобразительная деятельность дает большой простор для проявления творческой активности детей. У детей раннего возраста слабо развито эстетическое мышление и это кладет яркую печать на своеобразие детской эстетической жизни. На сегодняшний момент важной задачей педагогов дошкольных образовательных учреждений является развитие эстетических чувств и художественно-творческих способностей, художественного восприятия. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе знаний. Тематика детских работ разнообразна - дети рисуют все, что их интересует. Главной особенностью педагогического руководства в изобразительной деятельности является практика побуждения свободного рисования. То есть, рисование должно практиковать: рисование разных окружающих предметов, наблюдение на прогулке, тактильный контакт с предметами и др. Рисование у детей раннего возраста может осуществляться разными предметами. Этот метод был представлен в исследовании практической части. Также было предложено и родителям воспользоваться этим методом в творчестве со своим ребенком, что вызвало положительные отклики не только детей, но и их родителей. Что повлияло на эмоциональное настроение воспитанников. Этот результат является большой педагогической работой, что является основной задачей моего проекта.В ходе проделанной мною работы была достигнута цель проекта:Развитие художественно-эстетических способностей детей посредством занятия по изобразительной деятельности, способность педагогического формирования детского творчества в условиях детского сада и влияние на семейные традиции (ребенок-родители).Были проведены следующие задачи практического исследования:Были проведены наблюдения и рассматривание картинок с природной тематикой, наблюдение за живыми растениями и деревьями, влияние педагога на художественно-эстетическое восприятие;Было проведено занятие по изобразительной деятельности «Листья на дереве», что позволило детям самостоятельно на бумаге изобразить листья своего дерева.Также проведена беседа с родителями на предмет совместного творчества родителей и детей для проведения выставки совместного рисунка.Ha контрольном этапе эксперимента была проведена выставка совместного рисунка и проведен разговор с детьми о том, чем же они рисовали дома с родителями. Основываясь на умении формировать педагогическую особенность занятия, цели и задачи проекта полностью достигнуты. Следовательно, приведенная выше гипотеза, звучавшая как, «развитие изобразительной деятельности детей раннего возраста требует всех видов и методов педагогического влияния для ознакомления детьми со всеми видами творчества. Педагогическая цель в изобразительной деятельности-развитие интереса у детей к художественному творчеству» можно считать успешно осуществлённой. Считаю самым оптимальным внедрение в обучение рисованию детей раннего возраста нетрадиционные варианты ее проявления. Чтобы научить детей азам художественного восприятия всего, что их окружает. И умение их видеть все прекрасное и ярко это проявлять на бумаге.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫВераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А., Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы -М.: Мозайка-Синтез, 2019г. (c.209-213).Гмошинская М.В. , Воробьева И.Н. , Творчество с младенчества. Изобразительное творчество от колыбели до порога школы, -М.: Карапуз, 2010 (с.1-3)Григорьева Г.Г., Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студ. сред. пед. учебных заведений -М.: Академи,1997(c.16-25)(35- 56)Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет - М.: Просвещение,2001 (c.200-219)Гришина Г.Н., Майер А.А. Методические рекомендации по формированию развевающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях и семьях, воспитывающих детей до трех лет -М.: Цвет- ной мир, 2020 (c.9-27).б.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду -М.: Мозайка- Синтез,2019 (c.49-55)Комарова Т.С., Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет.-М.: Мозайка-синтез, 2019 (4-14) (39-59)(79-92)Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду-М.: Просвещение, 2019 (c.3-10), (c.11-44)Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей с 2-7 лет «Цветные ладошки» -М.: Сфера, 2007 (c.2-10)(70-75)

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X