Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Вонсович О.А.

Развитие творческой активности дошкольников средствами лепки и аппликации на примере проекта дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

скачать документ

Вернуться назад

Вонсович О.А., Попова Ю.А.Развитие творческой активности дошкольников средствами лепки и аппликации на примере проекта дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы Занятия декоративно-прикладным творчеством являются актуальными в учебном процессе современной педагогики и составляют одну из форм художественно-эстетического воспитания личности, так как деятельность направлена на разработку и создание гармоничной окружающей среды, и выражена в едином комплексе, неразрывно соединяющим художественный аспект с эмоционально-эстетическим. Наиболее успешно это реализуется в студиях с различными видами художественно-прикладной или технической деятельности. Именно в них даются основы художественной обработки материалов, создаются различные изделия, а каждое изделие неразрывно соединяет в себе две стороны: она обязательно обладает какой-то полезной функцией и в то же время должна быть выразительной, красивой. Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Оптимально организованный и выстроенный образовательный процесс позволяет создавать возможность для повышения уровня познавательной активности дошкольника, через стимуляцию их деятельности при решении разнообразных творческих задач с большим выбором количества способов действия. В проекте программы курс «Сказка, которую мы создали сами» раскрыты основные характеристики и условия реализации программы. Рассмотрим содержательные элементы представленного курсаI. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ1.1. Пояснительная запискаНаправленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Сказка, которую мы создали сами» (далее ДООП): художественная.Актуальность: современная система образования направлена на формирование у обучающего потребности в непрерывном самостоятельном и творческом саморазвитии, что дает возможность делать занятия декоративным творчеством актуальными в учебной деятельности, используя систему, основанную на художественном проектировании (или дизайне). Привлечение приемов дизайна изделий при работе с детьми является частью художественного образования как одного из востребованных направлений российской образовательной политики, что отражено в программных документах.Объектом труда декоратора является предметный декор. Искусство декорирования направлено на украшение среды на основе применения разнообразных техник и приемов декоративно-прикладного искусства, осовременивая его достижениями новейших технологий. Декор предметов может быть, как простым, так и сложным, с применением различных сочетаний цвета и фактуры. Отыскать или придумать новую задачу довольно сложно, значительно легче определить новые методы решения, например, с помощью методов инверсии, эклектики. Адресат программы. Возраст обучающихся по ДООП от 5 до 7 лет.Особенности возраста детей 5 - 7 лет, согласно исследованиям отечественных психологов, – увлеченность, яркая выраженность мотивов к конкретным действиям, происходит интеллектуальное развитие, новое рождение социального «я». Семь-десять лет – этап развития трудолюбия, обостряются чувства неполноценности, неуверенности, поэтому занятия по данной программе создают возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха, ощутить нужность и полезность себя, почувствовать уверенность в своих силах. Методика проведения практической работы с обучающимися младшего возраста строится на тематическом разнообразии и заинтересованном воплощении каждой темы в материале. Причем увлекательными, здесь должны быть как сама задача, так и технический процесс, связанный с ее осуществлением. Решения творческих и технологических задач не должны быть слишком трудоемкими и утомительными, рассчитанные на непродолжительный отрезок времени и выполняющиеся в течение нескольких занятий. Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.Число детей, одновременно находящихся в группе 10 -12 чел. Принимаются дети без требований к уровню подготовки. Режим занятий: продолжительность одного академического часа: для детей 5 - 6 лет: 25 минут; старше 6 лет – по 30 минут. Перерыв между занятиями составляет 10 минут.Объем программы: 72 часа.Срок освоения программы: один год обучения.Особенности организации образовательного процесса. Форма реализации программы представлена модульной моделью. Основные модули программы основаны на техниках лепки и аппликации. Детям близок сказочный мир, поэтому курс раскрывает творческие способности ребенка через сказку, предоставляет возможность исследовать способы передачи сказочного образа различными видами аппликации через свойства разнообразных видов материала. Кроме знакомства с обычными сказками, детям предлагается расширить сказочную область и с учетом праздников: ведь для ребенка праздник - та же сказка. Курс делает акцент на аппликацию и лепку, воспитывает у детей усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, координацию движений и мелкой моторики пальцев, расширяет кругозор и формирует творческое отношение к окружающей жизни на основе изучения свойств материалов и технологии работы с ними. На основе изучения различных качеств пластических материалов, бумаги, как художественных материалов, у обучающихся развивается эстетические представления, трудовые умения и творческий опыт. Программой также предусмотрено создание условий для формирования личностных качеств ребенка и удовлетворения интересов, а именно - потребности в игре, движении и свободном общении со сверстниками. Поэтому в процессе обучения детей организуются и досуговые мероприятия. Основным содержанием является деятельность, направленная на освоение обучающимися новых художественных средств, осмысление их особенностей, и самое главное вовлечение детей в процесс творчества. В процессе обучения осуществляется знакомство с видами деятельности, с различными материалами и пробой своих сил при их художественных отделках, овладение азами культуры труда, техникой безопасности, навыками общения, базовыми теоретическими понятиями, практическими умениями, формирование фундамента для успешной творческой деятельности и творческого развития личности. Обучение проводится в порядке прохождения учебного материала с нарастанием трудности: от вырезания простых и симметричных форм до составления сюжетных композиций, от работы на плоскости до работы на объемной форме и т.д. Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая.Перечень видов занятий: типовое занятие, собеседование, практические упражнения под руководством педагога по закреплению определенных навыков, самостоятельная работа при изготовлении конкретного изделия, учебная игра, анализ ситуаций, предпроектная работа.Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: практическое задание, выставка.1.2. Цели и задачиЦель программы: развитие познавательной активности обучающихся на основе приемов лепки и аппликации.Обучающие задачи:- расширить представления о художественных приемах изготовление поделок из различных материалов; - научить основным приемам лепки и аппликации - научить основам работы на компьютере.Развивающие:- развивать познавательный интерес к техникам и приемам лепки; - ориентировать на правильную организацию рабочего места с соблюдением правил техники безопасности;- развивать аккуратность при выполнении поделки; -прививать коммуникативные качества и умения.Воспитательные:- приобщать к культуре организации индивидуальной и коллективной деятельности;- воспитывать уважительное отношение к продуктам своего труда, других детей, мастеров.1.3. Содержание общеразвивающей программыУчебный план программы представлен в таблице 1.1.Таблица 1.1 Учебный план программы№ п./п.ТемаКоличество часовФормы контроляВсегоТеорияПрактика1.Социокультурный блок431Беседа2.Путешествие в сказку3213192.1.В гостях у Радуги1569Практическое упражнение2.2Путешествие в страну «Аппликация»6242.3Путешествие в страну «Лепка»11563.Творческий день 3413213.1Чудеса вокруг нас15693.2Подготовка к конкурсам и выставкам4223.3.Мастерская «Поделкино»155104.«Сказка, которую мы создали сами»211ВыставкаИтого: первый год обучения723042Содержание учебного планаТема 1. Социокультурный блок (4 часа).Теория: ознакомление с целями, задачами и содержанием программы обучения.Практика: вводный инструктаж по технике безопасности.Форма контроля: беседа.Тема 2. Путешествие в сказку (32 часа).Тема 2.1. В гостях у Радуги (15 часов).Теория: цветовое богатство окружающего мира, цветовой круг. Знакомство с техникой монотипия. Теория: народные сказки. Виды сказок. Особенности сказочных образов и персонажей русских сказок. Изображение героев сказок с помощью нескольких простых форм и цвета. Проведение бесед об индивидуальной манере творчества художников-сказочников. Передача смысловой связи предметов, беседа о добрых и злых поступках.Практика: задание на тему: «Что я умею рисовать?», выполнение рисунка на свободную тему; игры на сочетание цветов, упражнения на воображение на основе техники монотипия. Проведение и обсуждение игры «Угадай-ка» по сказкам.Форма контроля: практическое упражнение.Тема 2.2. Путешествие в страну «Аппликация». (6 часов).Теория: понятие аппликации, особенности аппликации из бумаги. Понятие рельефной аппликации. Особенности аппликации из природных материалов.Практика: просмотр презентаций и работ из фонда студии. Закрепление последовательности изготовления аппликации. Подбор материала. Изготовление поделки по приблизительным тематикам: «страна невиданных зверей», «добро и зло», «сказочная планета».Тема 2.3. Путешествие в страну «Лепка» (11 часов).Теория: пластичные материалы. Пластилиновая сказка: средства передачи образа силуэт, пластичность, выразительность позы. Дополнительные материалы.Практика: просмотр образцов, иллюстраций, изготовление пластилиновой аппликации с использование готовых элементов: бусинок, крупы, макарон и т.п. Изготовление поделки из пластичных материалов с использованием сказочного сюжета.Тема 3. Творческий день (34 часа).Тема 3.1. Чудеса вокруг нас (15 часов).Теория: беседы об окружающем мире. Времена года, смена дня и ночи. Простые опыты с различными материалами. Создание чудес своими руками из нетрадиционных материалов. Теория: знакомство с разными видами и жанрами изобразительного искусства в форме виртуальных экскурсий по музеям России и мира. Экскурсии на выставочные мероприятия организации. Художники сказок – В. Васнецов, И. Билибин. Музыкальная сказка: П.И. Чайковский, И.А. Римский-Корсаков, М.И. Глинка.Практика: проведение опытов с бумагой, водой, и природными материалами. Изготовление поделки из нетрадиционных материалов. Просмотр иллюстраций, презентаций и видеороликов. Обсуждение работ художников. Выполнить раскраску по сюжету сказки.Тема 3.2. Подготовка к конкурсам и выставкам (4 часа).Теория: правила подготовки к конкурсам и выставкам.Практика: обсуждение вариантов оформления выставки. Оформление выставочных экспозиций под руководством педагога.Тема 3.3. Мастерская «Поделкино»(15 часов). Теория: особенности работы с бумагой и пластическими материалами. Оригинальные техники лепки и аппликации.Практика: изготовление поделок по различным темамТема 8. «Сказка, которую мы создали сами» (2 часа).Теория: организация игры, ознакомление с ее правилами.Практика: подведение итогов года в форме игры с организацией внутренней выставки. Форма контроля: выставка.1.4. Планируемые результатыВ общем виде планируемые результаты направлены на то, чтобы обучающийся смог применять, выполнять, отстаивать, доказывать, демонстрировать и т.п. полученные знания и умения.Рассмотрим планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты при реализации программы. Предметные результаты выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках программы, изменение уровня знаний, умений и навыков исходя из приобретенного самостоятельного опыта разрешения проблем.Планируемыми предметными результатами программы будет: - актуализировано представление о:- основных приемах работы в технике аппликация и лепка, - этапах изготовления поделок из бумаги и пластических материалах; - основных инструментах техники лепка и аппликация; - требованиях техники безопасности и личной гигиены при выполнении работ в объединении.Научились: - основным приемам лепки и аппликации: умениями создавать рисунки, используя цветовой круг, приемы монотипии; - изготавливать поделки по образцу или инструкционной карте; - работать с мышью, клавиатурой.Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.Планируемые метапредметные результаты - развит познавательный интерес к техникам и приемам лепки; - ориентированы на правильную организацию рабочего места с соблюдением правил техники безопасности;- развита аккуратность при выполнении поделки; -привиты коммуникативные качества и умения.Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений обучающихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. Планируемые личностные результаты направлены на формирование эмоционально-ценностных отношений к жизни в личностно-значимой сфере; проявление потребности в саморазвитии через ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства и творчеством мастеров.- приобщены к культуре организации индивидуальной и коллективной деятельности;- воспитано уважительное отношение к продуктам своего труда, других детей, мастеров.II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ2.1. Условия реализации программыМатериально-технические условия направлены на обеспечение возможности достижения обучающемуся личностно-значимых результатов в образовательной деятельности при реализации программы и соблюдения санитарно-гигиенических норм и требований. Помещение для проведения занятий должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В кабинете должны находиться парты и стулья в количестве, необходимом для размещения обучающихся. Обязательно наличие меловой, маркерной или магнитной доски. Для реализации программы необходимы:оборудование: столы, стулья, компьютерные столы; мягкие регулируемые стулья, доска настенная, шкафы.Инструменты: карандаши, фломастеры, ручки, кисти, линейки, пробойники, степлер, ножницы, шило; компьютеры.Материалы: цветная бумага, картон, салфетки, лоскут текстильного материала, нитки, кожевенный материал; клея: ПВА, резиновый, «Момент»; краски: акварель, гуашь, акриловые, масляные; пластические материалы: пластилин, пластика, соленое тесто; тетради, бумага для принтера, Методические материалы. Под студией нами понимается форма детского объединения творческого коллектива, сочетающего в своей деятельности образовательные задачи с реализацией творческого продукта. Основной задачей становится поиск такой технологии, которая бы отвечала принципам природосообразности, культуросообразности, а также интенсивности обучения. Используются разноуровневая технология и технология перспективно-опережающего обучения. Организация занятий и выбор методов опирается на современные психолого-педагогические рекомендации, новейшие методики, учитывающие основные положения нормативно-правовых документов Российского образования: личностно ориентированное обучение, гуманизацию и гармонизацию образовательной деятельности, интегрированность предметов и методик, дифференцированный подход. Важное место при планировании занятий отводится выбору методов обучения. Их можно условно разделить: по видам деятельности педагога: объяснительно-иллюстративный, практический; по видам деятельности обучающегося: репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительный, проблемно-творческий; что в совокупности представляет собой проявление трех уровней активности обучающихся. При этом необходимо продумывать сочетание репродуктивных и поисковых методов. Занятия с обучающимися по предложенной программе способствуют:•раскрытию в обучающихся их творческого начала;•формированию эмоционально-ценностных отношений к жизни в личностно-значимой сфере, его адаптации в макросоциуме;•развитию самосознания через проявление его творческой поисковой исследовательской активности;•организации содержательного досуга ребенка.Методическое оснащение программы по уровням представлено в таблицах 2.4-2.6.Таблица 2.4 Методическое оснащение стартового уровняРазделы или тема программы Форма занятий Приемы и методы организации и проведения занятия Дидактический материал, техническое оснащение занятий Социокультурный блокТеоретические и практические занятияБеседа, объяснительно-иллюстративный методМедиатека виртуальных экскурсий, план беседыПутешествие в сказкуТеоретические и практические занятия. Игра.Практические и специальные задания. Раздаточный материалВ гостях у радугиТеоретические и практические занятия. Объяснительно-иллюстративныйПрактические и специальные задания. Самостоятельные работы. Презентации,практическое задание, примеры работПутешествие в страну «Аппликация»Теоретические и практические занятия. Упражнения. Практические и специальные задания. Самостоятельные работы. Раздаточный материал,Путешествие в страну лепкиТеоретические и практические занятия. Демонстрация приемов сборки. Упражнения. Практические и специальные задания. Самостоятельные работы. Раздаточный материал,практическое задание, архив образцов и иллюстрацийЧудеса вокруг насТеоретические и практические занятия. Демонстрация приемов и работы на нем. Упражнения. Практические и специальные задания. Самостоятельные работы. Раздаточный материал,практическое задание, образцы работТворческий деньТеоретические и практические занятияВиртуальные экскурсииМедиатека,работы из методического фонда «Сказка, которую мы создали сами»Теоретические и практические занятияРолевая игра.Презентация,выставка2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалыВ программе используется промежуточная форма аттестации, формы контроля разнообразны и зависят от видов контроля. В программе предусматриваются следующие виды контроля: вводный, текущий, промежуточный (рубежный); итоговый, проводимый после завершения всей программы. Контроль может проводиться в следующих формах: собеседования, опроса, наблюдения, предметные пробы, анализа продуктов деятельности, выставки. Текущей формой контроля можно считать активность детей при проведении бесед для этого организуются педагогическое наблюдение в ходе проведения бесед теоретического характера.При реализации программы используются следующие методы диагностики: на предметном уровне - метод контрольных заданий, метод рефлексии, диагностическая беседа, наблюдение, конкурс, выставка; на педагого-психологическом уровне – анкетирование родителей. Результаты контроля выражены в уровнях обученности, по баллам: I уровень – 1- 3 балла; II уровень – 4 -7 баллов; III уровень – 8-10 баллов.Самооценивание ребенка проводится в течение учебного года при оформлении календаря с темами: осень, зима, весна. На календаре осени и весны нарисован силуэт дерева, на календаре зимы нарисована елка. На каждом занятии ребенок, в зависимости от самооценки, приклеивает по цвету: для осени– листочки, для весны – цветы, для зимы –новогодние шарики. Формы фиксации результата, имеющиеся в студии - папка достижений, журнал планирования и сопровождения деятельности педагога дополнительного образования, оценочные листы. III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ3.1 Список литературы для обучающихся и родителейБольшая пластилиновая книга удивительных приключений. Новые персонажи под ред. Серия 1000 пластилепок. Лепим и играем с Сергеем Кабаченко. Изд-во: Эксмо 2021 г.128 с.Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. / В. Г. Власов. - Санкт-Петербург: Азбука-классика, Т.6., 2007 г. – 910 с.Волшебная нить. Вязание и плетение. Для начинающих [Электронный ресурс]: Аппликация из ниток. - Режим доступа:http://magicthread.ru/,12.06.2020 - Заголовок с экрана. Милые уральские горы. – С., «Средне-Уральское книжное издательство», 1990.Народное творчество России. – М., «Советская Россия», 1978.Никитина Е. Пластилиновые картинки: серия Школа маленьких совят. / Е. Никитина. Издательство: Стрекоза, 2020 г.64 с3.2. Библиографический списокФедеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/. (Дата обращения: 15.02.2016).Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / С. В. Астраханцева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 347 с.Вильгинский В.М. Учитесь рисовать. – К., «Рад школа», 1981.Вонсович О.А. Развитие творческой активности при обучении дошкольников приемам лепки в объединении дополнительного образования / О. А. Вонсович, Ю. А. Попова // Вестник дошкольного образования№ 7(206).– Режим доступа ::  https://vestnikdo.ru/archive/ . (дата обращения: 22.06.2022).Вонсович О.А. проект «Лаборатория сказки» / О.А. Вонсович, Ю.А. Попова // Всероссийский информационно-образовательный портал «Академия педагогических проектов Российской Федерации». – Режим доступа :: https://педпроект/вонсовичо-а-попова-ю-а / . (дата обращения: 20.03.2022).Гнедич П.П. История искусств, М.: ЭКСМО, 2002Дворец Молодежи (сайт Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Свердловской области), [электронный ресурс], URL: www.new.dm-centre.ru, (дата последнего обращения: 15 июня 2022 г.)Информационный портал системы дополнительного образования детей (сайт для пользователей КПК) [электронный ресурс], URL: http://www.dopedu.ru (дата последнего обращения: 15 июня 2022 г.)Колокольников В. В. Рисование в педагогическом училище /  В. В. Колокольников, Г. А. Назаревская, В. Н. Ветров. - Москва :Учпедгиз, 1955. - 160 с.Конышева Н. М. Готовимся к школе. Художественно-конструкторская деятельность для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет. Дидактический материал. ФГОС/ Н. М. Конышева. Изд-во: Просвещение/Бином, 2020. –96 с.Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова. – Москва : Просвещение, 1990. - 177 с.Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся 1-4 классов. Методы, инструментарий, организация оценивания. Сводные ведомости, карты индивидуального развития / Сост. И. В. Возняк. - Волгоград : Учитель, 2015. - 83 с.Толковые словари [Электронный ресурс]:- Режим доступа:Энциклопедический словарь - буква Д - Декоративное Искусствоhttp://www.edudic.ru/bes/17711/ (дата обращения: 16.03.2012) - Заголовок с экрана.Формирующее оценивание – обучение для будущего: типыоценивания [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.intel.ru/content/www/ru/ru/education/k12/assessing-projects/overview-and-benefits/formative-assessment.html (21.03.2020).Шабалина, Н.М. Промыслы и ремесла / Н.М. Шабалина. // Челябинская область: энциклопедия. — 2008. — Т. 5 — с. 402–406.Эрмитаж. – Л., «Искусство», 1984

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X