Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Зонова Вита Анатольевна

занимательные шахматные игры-упражнения для старшего дошкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад

Картотека «Занимательные шахматные упражнения для детей старшего дошкольного возраста»Упражнение №1Кто быстрее? (игра пешками)Цель: Образование проходной пешки.Правила игры: Выигрывает сторона, которая первой проводит пешку в ферзи.Упражнение является подводящим к теме: «Пешечный прорыв». Только после того, как дети сыграют и белыми и черными фигурами, можно раскрыть «секрет», что, делая первый ход белыми, правильно ходить той пешкой, напротив которой не стоит черная пешка. Данное правило справедливо и для черных (исключение, когда черная пешка после 1-го хода будет «убита»). Целесообразно изменять количество пешек и их расположение, тем самым, создавая новые проблемные ситуации, что приучает детей мыслить творчески, а не действовать по шаблону.Упражнение №2. Кто больше соберёт? (игра королями)Цель: Собрать наибольшее число фишек.Правила игры: На поля, отмеченные кружками, разместить фишки, стикеры, конфеты и т. п. между белым и черным королями. Когда короли кружат вокруг оставшихся несобранными фишек, и никто не уступает - игру можно остановить и сосчитать фишки: победил тот, у кого их больше. Возможен ничейный исход партии.Перед началом игры необходимо еще раз напомнить правило, что король не может встать на поле рядом с другим королем. Желательно сразу приучать детей соблюдать шахматные правила: играть одной рукой, после выполненного хода отрывать руку от короля и не держать ее над доской, что позволяет дисциплинировать детей.Упражнение №3.Король с пешками против короля с пешкамиЦель: Провести пешку в ферзи и поставить мат.Правила игры:Выигрывает тот, кто проведет свою пешку в ферзи и поставит королю мат. Возможен также и ничейный исход партии.Перед игрой необходимо порекомендовать детям по возможности направлять своего короля в центр доски (где он будет наиболее удачно расположен). В начальной позиции количество пешек можно увеличивать или, с целью разнообразия игровых упражнений, располагать белые и черные пешки на разных флангах.Упражнение №4.Кто хитрее? (король против пешек)Цель: Черные пешки, или пешку провести в ферзи, а белому королю постараться их задержать.Правила игры: в практической игре требуется определить, сумеют ли пешки «перехитрить» короля.Если черные пешки (пешка) проходят в ферзи, то выигрывают черные, если белый король их задерживает, то выигрывают белые.Расположение пешек на 7-й горизонтали можно изменять, сохраняя между ними три поля. Данное упражнение целесообразно использовать так же при изучении темы «квадрат пешки» (упражнение №4 является подводящим к данной теме).Упражнение №5.Кто сильнее? (слон против пешек)Цель: Не дать слону пройти пешкам в ферзи. Правило игры:Если хотя бы одна черная пешка пройдет в ферзи, то они выигрывают, но если слон сумеет задержать пешки, то побеждают белые.После разыгрывания детьми этого упражнения и белыми, и черными, полезно объяснить и показать на демонстрационной доске, как слон легко задерживает пешки, если они все стоят на черных полях. Затем изменить начальную позицию, переместив пешки и слона на противоположный фланг, после чего предложить детям разыграть это упражнение белым и черным цветом.Упражнение №6. Ладья против четырех пешекЦель: Не дать ладьей пройти пешкам в ферзи. Отрабатываются навыки игры ладьей.Тема обсуждения: кто сильнее ладья или пешки?Правила игры: Если ладья съест все черные пешки -выигрывают белые. Если хотя бы одна пешка пройдет в ферзи - побеждают черные.После выполнения данного задания желательно объяснить детям, что ладья лучше справляется с пешками, если располагается позади них, и продемонстрировать перевод ладьи в тыл черных пешек. Затем начальное положение ладьи и пешек можно изменить и продолжить игру. Данное упражнение является подводящим к теме: «ладейные окончания».Упражнение № 7.Ферзь против восьми пешекЦель: Не дать ферзем пройти пешкам в ферзи. Отработка навыка игры ферзем.Сможет ли самая сильная фигура удержать столь мощную пешечную лавину?Упражнение можно модифицировать, изменяя начальное положение белого ферзя, располагая его на разных полях перед белыми пешками.Упражнение № 8. Игра в кошки-мышкиЦель: Выиграть ферзем одного из слонов.Правила игры: Белые начинают и выигрывают, если на протяжении 15 или 20 ходов не потеряют одного из слонов. Черные выигрывают, если съедят одного из слонов.После нескольких неудачных попыток при выполнении детьми этого упражнения, нужно подсказать им, что ферзь должен одним ходом напасть сразу на двух слонов.Важность этого упражнения не только в освоении ходов фигурами, но и в получении детьми элементарных тактических навыков. Это задание является подводящим упражнением к теме: «Двойной удар».Упражнение № 9.Чей конь быстрее? (конь против коня)Цель: Конем быстрее вернуться домой.Правила игры: Белому и черному коню нужно побывать во всех углах доски и вернуться домой. Кто первым приходит, тот и выиграл, если черные приходят «ход в ход» - то ничья.Второй вариант этого упражнения может быть следующим: если конь соперника встает под удар, его можно взять и сразу выиграть партию.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X