Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Галушко Людмила Степановна

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

скачать документ

Вернуться назад

Галушко Людмила Степановна, воспитатель МБДОУ №36 «Яблонька», г. Сургут, Тюменская область, ХМАО-ЮграУСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. «Литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа»К. Д. УшинскийРечь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к слову, всё быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, они запоминают буквально всё, даже не желая того. В дошкольном детстве расширяется круг общения детей. Дети, выходя за рамки узкосемейных связей, начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Это требует от ребенка полноценного владения средствами общения, основным из которых является речь.Огромное значение на развитие речи ребенка влияют произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы.Фольклор – устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, колыбельные и т. д. Это неоценимое богатство народа, показатель его способностей и таланта. Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности.Малые формы фольклора «являются первыми художественными произведениями», которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Именно дошкольное детство наиболее благоприятно для усвоения речи. Поэтому проблема речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день очень актуальна.Основная работа по развитию речи дошкольников – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Задачи речевого развития:воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т.д.); 2) развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т.д.); 3) формирование грамматического строя речи (синтаксической, морфологической стороны речи - способов словообразования); 4) развитие связной речи (центральная задача) – реализуется основная функция языка – коммуникативная (общение), формирование представления о разных типах текста – описании, повествовании, рассуждении.Все эти задачи решаются в том числе и с помощью фольклора. Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей дошкольного возраста, произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе.Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе, так же он развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным норма.Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для:развитие речи,обогащения словаря,развития артикуляционного аппарата,развития фонематического слуха,составления описательных рассказов,мышление детей,мотивации поведения,накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.Детский фольклор даёт возможность ребёнку приобщить его к народной поэзии.Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.Колыбельные песни - спутник детства. Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей. Колыбельные песни успокаивают, настраивают ребенка на отдых. Они ласковые, нежные, негромкие. В народе их называют байками. Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной песне. Со временем эти песни утратили обрядовый характер, а их сюжеты избрали своим «героем» кота, так как считалось, что мирное мурлыкание кота приносит сон и покой ребенку. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Пропевая слоги в словах, ребёнок имеет возможность услышать все звуки, особенно в слабых позициях, почувствовать ритмический рисунок слова, что способствует развитию фонематического слуха.Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их внимание неустойчиво. Поэтому при чтении произведений необходимо использовать все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараться прочесть эмоционально, ведь дети проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога. Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал. Ребенок, вслушиваясь в потешки, овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи. Потешки вызывают у ребёнка положительные эмоции. Дети легко раскрепощаются и становятся активными в игровых ситуациях.Фольклорные произведения помогают наладить эмоциональный контакт с детьми при приеме, одевании, кормлении, укладывании спать и в игровой деятельности:Одевание на прогулку Раз, два, три, четыре, пять Собираемся гулять. Если хочешь прогуляться, Нужно быстро одеваться, Дверцу шкафа открывай, И одежду доставай. Обед На того кто ест опрятно, И смотреть всегда приятно, Мы едим всегда красиво, После скажем всем "спасибо". Вот и обед подошел, Сели дети все за стол. Чтобы не было беды, Вспомним правила еды: Наши ноги не стучат, Наши язычки молчат, За обедом не сори, Насорил - так убери. (Слайд 8) Умывание Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем, Перед каждою едой, После сна и перед сном. Щечки мыли? Глазки мыли? Ручки мыли? ДА!!! И теперь мы чистые- Зайчики пушистые! Расчёсывание Дружат волосы с расческой, Хороша моя прическа. Расти коса до пояса, Не вырони ни волоса. Расти, коса, не путайся, Маму, дочка, слушайся. Перед сном Баю-баю, баиньки В огороде заиньки, Зайки травушку едят Детке спать велят Спят медведи и слоны, Заяц спит и ежик. Все давно уж спать должны, Наши дети тоже Многие потешки связаны с игрой. Постепенно ребенок выучивает стишки - потешки, сопровождающие игру, и сам произносит некоторые слова, отвечает на вопросы. Таким образом, потешки способствуют развитию связанной речи, регулируют интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от её содержания, закрепляет правильное произношение отдельных звуков.Так при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, можно использовать, например, потешку про «заиньку», где однокоренными словами будут слова «зайка-заинька», «серый-серенький». С помощью потешки и пестушки развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются в разном темпе несколько раз с различной интонацией и на мотив народной мелодии.Роль потешек еще и в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки.Кроме того, потешки пробуждают интерес к новым словообразованиям.Адресованные детям потешки удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове, украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Дети с удовольствием повторяют: Солнышко, солнышко, Выгляни в окошко! Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Ждут тебя детки, Ждут малолетки.Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи, Выйду на крылечко,Дам огуречка. Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.Заклички дают возможность ребёнку в поэтической форме выразить своё эмоциональное отношение к природе, развивают речь ребёнка, артикуляционный аппарат. Коротенькие стишки уже доступны для запоминания детям младшего дошкольного возраста, они легко запоминают их и могут применить при случае. Считалки тесно связаны с народной игрой. Считалка помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры. Считалка – это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий со строгим соблюдением ритма.На златом крыльце сиделиЦарь, царевич,Король, королевичСапожник, портной.Кто ты будешь такой?Говори поскорей,Не задерживайДобрых и честных людей.Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста.Потешки, считалки, заклички являются   богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, готовят ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.   Сменяют потешки, прибаутки. Это рифмованные выражения шуточного содержания, используются для украшения речи, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Прибаутки напоминают маленькие сказочки в стихах. - Ножки, ножки, где вы были?- За грибами в лес ходили.- Что вы, ручки, работали?- Мы грибочки собирали.- А вы, глазки, помогали?- Мы искали да смотрели – Все пенёчки оглядели.Вот и Ванюшка с грибком,С подосиновиком! Небылицы – это особый вид песен с шутливым текстом. Они основаны на неправдоподобии и вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности. Небылицы развивают у детей логику и чувство юмора.А большой лохматый пёсКонуру собой принёс,В нем стирал штанишкиДля малютки мышки. Народные дразнилки предназначены для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде. Дразнилка склонна к преувеличению и преуменьшению. Она учит подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым жизненным ситуациям. В дразнилке удалось сохранить четкость, ритмичность, краткость, выразительность. Антошка-картошка, Соломенная ножка, Сам с ноготок, Голова с локоток. Фольклорные прибаутки - небольшие стихотворения из двух - четырех, редко восьми строк. Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя - коток, курочка -рябушечка. Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться, это смешное передавать в слове. Это лучший способ развития, как координации движений, так и общей мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик – Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет. Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор. Как петух в печи пороги печет, Кошка на окошке рубашку шьет, Поросенок в ступе горох толчет… Скороговорки - тоже игра со словом. В них поставлены слова, похожие по звучанию, в которых используются одни и те же или сходные звуки, но в разных комбинациях. Не каждому из нас удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает. Скороговорка не только забава, она и хорошая гимнастика для органов речи. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи частей слова, и одновременно баловство, любимая игра в словотворчество. Использование скороговорок помогает закрепить дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания.Способствуют активному развитию образности речи, обогащают словарь углубляя и уточняя знания о предмете. Помогают овладеть образностью слов. Помогают усвоить знания о словообразовании, развивают поэтический слух и поэтическое восприятие окружающего мира.Скороговорка слагается для упражнения в скором и чистом произношении, в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Скороговорки способствуют развитию правильной речи, закрепляют правильное произношение звуков, для тренировки и совершенствования голосового аппарата, развивают фонематический слух у ребёнка. Чистоговорка - слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Детям младшего и среднего возраста предлагаются чистоговорки небольшие по объёму, простые по содержанию. Их смысл должен быть понятен детям, близок их жизненному опыту. В младшем и среднем дошкольном возрасте шутки - чистоговорки даются в игровой форме с применением наглядного материала, используются инсценировки. Шутки чистоговорки можно применять не только в качестве речевого материала для формирования правильного звукопроизношения, но и для развития и совершенствования речевого слуха. Переходить к быстрому произнесению чистоговорок следует в старшем дошкольном возрасте, лишь после того как дети научатся чётко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе. Чистоговорки в качестве речевого материала можно использовать и в работе над речевым дыханием с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Поговорки и пословицы - один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. За многовековую историю России создано огромное количество пословиц и поговорок. Язык пословиц прост и доступен даже детям, излучает остроту и юмор. С незапамятных времен эти маленькие жемчужины народной мудрости живут в разговорной речи, выражая все оттенки отношения людей в обществе, друг к другу. Пословицы и поговорки украшают речь ребенка, делая ее более образной и живой, расширяется словарный запас, развивается воображение.Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребёнка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.- подбадриваю робкого: «Смелость города берет»; - если ребенок ленится: «Люди жать - а он с поля бежать», «У лодыря Егорки всегда отговорки»; - во время приема пищи: «Когда я ем, я глух и нем»; - во время одевания на прогулку: «Семеро одного не ждут»; - а если неаккуратно оделся: «Поспешишь - людей насмешишь»; - кто отвлекается от работы, в зависимости от конкретной ситуации, говорю: «Где много слов, там мало дела» или «Большой говорун, плохой работун»; - во время наблюдения за цветами: «Весна красна цветами»; - пословицы о труде: «Сделал дело - гуляй смело», «Любишь кататься, люби и саночки возить».Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. Русские народные загадки помогают усваивать звуковой и грамматический строй русской речи. Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Широко используются в своей деятельности загадки, как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в трудовой и игровой деятельности детей, в быту. Они пробуждают ребенка к наблюдению, размышлению, познанию. Средствами загадки формируется любовь к родному языку, живому, образному и точному слову.Загадки – полезное упражнение для ума. Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать и анализировать. В них - богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадка вводит ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами и об особенностях каждого из них, помогает ему открывать для себя поэзию окружающего мира. Загадки обогащают слух ребенка разнообразными рифмами и мелодиями. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Сама природа загадки, ее назначение требуют от разгадывающего вдумчивого отношения к ее языковой форме: словарю, морфологии, синтаксису. Загадки дают ребенку большое число новых или малознакомых для него слов: кушак, кафтан, хоромы, сито, лыко, хлев и др. Они помогают увидеть вторичные значения слов. «Идут часы», льет дождь «идет дождь». В загадке дети воспринимают слова сопоставлено, объединено: Стучат, стучат, не велят скучать, идут, идут, а все тут да тут (часы) Загадки развивают детские языковые представления о возможностях переносного употребления слова: Бьют его, а он не плачет.Только выше, выше скачет. (мячик)  Среди ряда произведений художественной литературы особое место занимает русская народная сказка. Именно сказки раскрывают перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка, и мы взрослые, читая сказки, оказываем детям реальную помощь. Сказка является сугубо педагогическим жанром, выполняющим для ребенка роль учителя и толкователя основных нравственных заповедей. В сказке, обращенной к детям, элементы фантастики в изображении отношений почти отсутствуют. Птицы, звери и люди представлены в ней в натуральную величину, поэтому они побеждают врагов с помощью необычных фантастических поступков.Многие сказки в самом начале содержат «крылатые» повторные выражения, такие как «утро вечера мудренее» или «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и так далее, происходит использование одних и тех же средств поэтического языка - «дремучий лес», «море синее», и ребенок, слушая эти выражения в тексте, делает их достоянием собственной речи. Работа над сказкой как нельзя лучше даёт возможность решать поставленные задачи, потому что сказка, «как образное отображение мира – близка и интересна детям». «Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребёнка, его ум, чувства, воображение». Сказочные сюжеты требуют особых качеств восприятия, творческого воображения, развитой наблюдательности, чувства образного слова, понимания внутренних мотивов поведения героев.Сила сказки, как средства воспитания, заключается в том, что своим содержанием учит детей различать добро и зло, а также поведению «это можно», «это нельзя», «это хорошо», «это плохо», учит детей давать ответы на разные жизненные вопросы. Слушая произведения устного народного творчества, ребёнок самостоятельно делает выводы о своём поведении, стараясь избежать ошибок героев. Таким образом, устное народное творчество влияет на все стороны развития речи и оказывает положительное влияние на развитие ребёнка в целом. Планомерное, систематическое использование воспитателями устного народного творчества в работе будет являться эффективным средством в развитии речи детей дошкольного возраста. Литература1. В. М. Булгакова Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста. - https://nsportal.ru/2.О. В. Волкова Использование устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста. - https://ped-kopilka.ru/ 3. И. Н. Екимова Развития речи детей дошкольного возраста посредством русского народного фольклора. - https://docviewer.yandex.ru 4. О. В. Ичанская Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста. - https://www.art-talant.org/ 5. О. В. Олейник Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста. - https://www.maam.ru/6. О. А. Петрова Устное народное творчество в воспитании детей. - https://ped-kopilka.7. Т.В. Полицковая Использование устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста. - https://www.prodlenka.org/ru/8.Е.А. Чугина Устное народное творчество в развитии речевой активности дошкольников. - https://nsportal.ru/

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X