Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Попова Юлия Яковлевна

Использование интеллектуальных карт в работе учителя-логопеда

скачать документ

Вернуться назад

Слайд №1Здравствуйте, уважаемые коллеги!Тема моего мастер-класса «Использование интеллектуальных карт в работе учителя-логопеда». Слайд №2Цель и задачи мастер-класса представлены на экране.Мы с вами живем в красивой стране. Кто же делает нашу страну богатой и красивой? (Люди)Слайд №3Посмотрите внимательно на слайд и скажите очень коротко, не перечисляя всех по отдельности, кто изображен на слайде?( Люди разных профессий)Скажите пожалуйста, какая профессия - самая важная?(Все профессии)Конечно все, а выбор профессии на сегодняшний день для многих очень актуален.Слайд №4 В своей практике, я всегда стараюсь заинтересовать детей чем-то новым и интересным. Применяю современные образовательные технологии и одна из них мне очень понравилась -это технология «Интеллектуальная карта».Интеллектуальная карта имеет разные названия: «интеллект-карта», «карта ума», «карта разума», «карта памяти», «ментальная карта»…Автором данного метода является Тони Бьюзен, британский психолог, автор методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума", но чаще всего используется термин "интеллект-карты". В работе с дошкольниками метод интеллект-карт предложен кандидатом педагогических наук Акименко Валентиной Михайловной, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи.Слайд №5Методика изготовления карты довольно проста:1. Начинаем с того, что в центре располагаем образ, в нашем случае это картинка с изображением представителя профессии «Повар» и «Продавец». Рекомендовано обводить главную идею (цель, предмет, название новой темы).2. Лист бумаги рекомендую располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.3. Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.4. Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.5. Из «главной идеи» выводятся линии (ветви, каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы). Каждое ответвление обозначает ключевым словом или фразой.6. Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.7. Каждая мысль обводится.Интеллектуальная карта должна быть обильно снабжена различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: рисунков детей, картинок вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями.Слайд №6Приглашаю к сотрудничеству.Практическая частьА сейчас, уважаемые коллеги, попробуем применить данную технологию на практике, для этого я вам предлагаю поработать в подгруппах, попробовать с помощью интеллектуальной-карты разработать проект на тему «Профессии»Тема для вашей подгруппы «Продавец».Для вашей - «Повар».У вас на столах находятся все необходимые материалы для изготовления интеллект карты. Маркеры, ватман, клей, наборы картинок. Так же на столах у вас лежит шаблон для изготовления карты, которым вы можете воспользоваться или проявить фантазию и составить свою карту.Вы можете использовать свои рисунки или просто надписи. Напоминаю правила работы с картой: Раскладываем картинки, потом приклеиваем их, затем проводим стрелки, выделяем главные темы. После окончания работы один из членов команды представит свою карту.Чтобы вы не забыли правила выполнения работы, они выведены на экран до конца вашей творческой деятельности. Итак, приступаем к работе.ГОТОВЫ: ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГОВ. ИТОГ: Ю.Я.Работа с картами может проходить по разным направлениям. От сбора информации до составления рассказа по уже готовой карте. Создавая с детьми интеллектуальную карту у детей наблюдается такие черты, как общительность, желания работать сообща, познавательная активность, мышление, взаимодействие педагога с детьми, проявление творчества.А когда интеллектуальная карта готова, можно решать разнообразные коррекционные задачи.- Формировать правильное звукопроизношения детей;- Развивать словарный запас;-Формировать навыки звукового анализа и синтеза.- Понимать и передавать в самостоятельной речи смыслововые связи слов;И т.дИ напоследок хочу у вас спросить: Кто такой счастливый человек?Предполагаемые ответы коллег!Мы все с вами счастливые люди! Потому что у нас есть любимая профессия!Спасибо за внимание.Слайд №7Последовательность работы при составлении интеллектуальной карты по рассказу.Слайд №8Полезные свойства интеллект-карты:- наглядность (в интеллект-картеона представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);- привлекательность (хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно;- запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);- своевременность (интеллект-карта помогает выявить недостаток информации);- творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);- возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).Слайд №9Слайд № 10А теперь я вам покажу на примере.При проведении образовательной деятельности в подготовительной группе мы с ребятами составили вот такую интеллект-карту на тему «Все профессии нужны-все профессии важны». По центру выделена и обведена главная тема, надпись «профессии».Обратите внимание – главные направления выделены разными цветами.Мы с ребятами совершили путешествие в прошлое, настоящее, будущее время. В настоящем времени остановились более подробно. И побывали в музее им. Врубеля, музыкальном театре, библиотеке им. Пушкина, цирке, железнодорожном вокзале, аэропорту (показать). Затем из предложенных картинок ребята выбрали и наклеили на карту картинки профессий людей, которые трудятся в данном учреждении или предприятии. Затем провели стрелочки от учреждения к профессиям (показали связь). Также ребятам было предложено дополнить карту разными профессиями совместно с воспитателем в прошлом и будущем. Дети проявили творчество и фантазию и в итоге у нас получилась вот такая замечательная карта, которую можно использовать в работе для закрепления раннее изученного материала.Слайд №11Приглашаю к сотрудничеству .Составление интеллект - карты требует соблюдения определённых правил:1. Интеллект - карты удобнее создавать на бумаге формата А4 (не большой, не маленький).•Располагают лист горизонтально, лучше использовать белую бумагу.•От центрального образа рисуем "отростки" первого уровня которые и будут раскрывать главную идею.•Детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, они ведут к ассоциации с ключевыми понятиями.•Наводим красоту: подрисовываем картинки, используем разные цвета ветви должны быть изогнутыми, похожими на ветви дерева.2. Слова использовать лучше одно на каждую линию. Это расширяет возможности ассоциаций, идей, мыслей. Слова подбираются так чтоб увидев их можно вспомнить всю картину целиком. Буквы лучше использовать печатные: так их проще читать, а трехмерные привлекают внимание.3. Линии смысловых и логических связей изображаются в виде ветвей: чем ближе линия к центральному образу - тем она толще. Длина линии равна длине слова или размеру картинки. За счет стрелок показываем значимость, последовательность и связи одного блока информации с другой, а также указываем взаимосвязи4. Стиль карты необходимо вырабатывать свой собственный. Они могут быть нестандартными и с юмором. Главное чтоб интеллект- карта нравилась самому автору.5. Использовать картинки везде, где только можно, динамичные и трехмерные картинки- лучше запоминаются. Общепринятые или собственные символы привлекают внимание, говорящие картинки вызывают эмоции и лучше запоминается. Главная же идея должна быть объемной и содержать не более 3 цветов6. Применение кодирования: используют для выделения информации, рисуют красным или зеленым, использовать можно как общепринятые, так и придумывать свои. 7. Структура интеллект - карты может быть 8. Разнообразие интеллект - карты предполагает использование различных по виду картинок, размеры шрифта, цвета, линий, потому что однообразие неинтересно и не привлекает внимание9. Использовать разнообразные цвета и текстовыделитель.Следуя данным правилам построения интеллект – карт мы можем добиться решения поставленных задач и идем к получению ожидаемых результатов.Например, надо дать детям знания по теме «Фрукты». Сначала спрашиваем, а что он сам об этом думает, приглашаем его порассуждать. И наводящими вопросами подводим к тому, что он сам находит ответ. А если ребенок не задает вопроса, но надо дать ему определенные знания? Тогда задаем вопрос сами, ставим в ситуацию, когда ребенку приходится повторять исторический путь познания и преобразования вещества или предмета, или объекта. Составление интеллект – карты . начинаем с того, что в центре располагаем центральный образ, в нашем случае это изображение корзины Дальше задаем вопрос «Какие ассоциация у Вас вызывает слово фрукты?» От центрального образа рисуем "отростки" первого уровня которые и будут раскрывать главную идею. Главное выслушать каждого желающего. Отрицательных оценок не даем, так как это закрепощает. После детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, они ведут к ассоциации с ключевыми понятиями. В заключение наводим красоту: подрисовываем картинки, используем разные цвета ветви могут быть изогнутыми, похожими на ветви дерева. Такие беседы внешне должны быть как бы импровизацией, воспитатель идет за логикой ребенка, а не навязывает своего мнения. На таких занятиях дети учатся системному анализу, знания добываются самостоятельно. Каждое занятие с детьми - , поиски, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? С чем можно сравнить? – все это и есть работа с элементами интеллект - карты.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X